Автор: Потехина Елена Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ЦДТ
Населённый пункт: г Подольск
Наименование материала: статья
Тема: "Вашему ребенку сказали он одарённый!"
Раздел: дополнительное образование
Вашему ребенку сказали он одаренный.
Для семьи важно не только определить, что воспитываемый ребенок
одаренный, но и правильно сформировать отношение к его одаренности.
Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным.
Объясняется это, очевидно, тем, что родители одаренных детей, как члены
своего общества, подвержены системе отношений и ценностей общества в
целом. Нужно предостеречь родителей от таких ошибок восприятия данной
ситуации:
Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был
одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком —
таким, как все!» Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного
ребенка?» — они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в
учреждении дополнительного образования ребенку не приклеили ярлык
одаренного и не сообщили об этом родителям. Ребенок остался тем же, но
родительское восприятие его изменилось; родители начинают нервничать,
задавать вопросы: «А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению
к ребенку?» В таких случаях напряжение может вытеснить радость из
семейных отношений. Существует также вероятность, что самовосприятие
ребенка будет изменено ярлыком одаренности.
Позиции родителей по отношению к своему одаренному ребенку могут
быть различны. Некоторые родители, обнаружив у своего ребенка раннее
проявление одаренности, все свои педагогические усилия направляют на
развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о
целях и задачах воспитания. При этом, как отмечает психолог А. В.
Петровский, считая своего ребенка вундеркиндом, внимание обращают лишь
на первую часть этого слова - акцентируют исключительность ребенка,
забывая, что он остается все же ребенком. Если одаренность проявляется в
какой-то специфической области (например, ребенок демонстрирует
выдающиеся музыкальные способности), музыкальные занятия заполняют
его жизнь настолько, что препятствуют полноценному развитию прочих
способностей. Односторонность развития, которая в будущем может и не
может быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно
скажется на всем многообразии личностных проявлений и интеллектуальных
способностей.
Стремясь избежать «дурного внимания» менее одаренных сверстников,
некоторые родители ограничивают общение ребенка с товарищами,
составляют для него такое насыщенное расписание различных специальных
занятий, которые не оставляют ребенку ни времени, ни сил на типично
детские виды деятельности. Особый ущерб наносится детской игре.
Поступив в школу, одаренный ребенок может обладать высокоразвитыми
способностями и богатой эрудицией, но уступать сверстникам в умении
налаживать отношения, идти на компромисс, разрешать конфликты. В этом
кроется опасность отторжения одаренного ребенка детским коллективом,
формирования мнения о нем, как о заносчивом и эгоистичном.
Для выявления позиции родителя к своему одаренному ребенку можно
воспользоваться анкетой, разработанной Д. Льюисом. На основании
результатов анкетирования, родитель может корректировать свое отношение к
ребенку, он должен прийти к осознанию того, что открытие одаренности
собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность
решать связанные с этим проблемы, а не обнаруживать озабоченность,
которая стреноживает живость самой важной для растущего человека связи
между родителями и детьми. Однако родителям нужно видеть разницу между
стимулированием здорового развития и парниковым выращиванием.
Одаренные дети - это прежде всего дети. Если родителями обнаружены
выдающиеся способности ребенка, нужно обратиться за консультацией к
специалистам — психологам, музыкантам, художникам, писателям и др. (в
зависимости от области, в которой проявляется одаренность). Воспитывать
таких детей надо совместно со специалистами в процессе индивидуальных
занятий. Однако следует помнить о недопустимости перегрузки занятиями
одаренного ребенка, в противном случае это может привести к нервно-
психическим заболеваниям и даже к торможению способностей.
Условия:
· Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей
самостоятельную художественную деятельность детей
· Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких
впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.
· Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и
инициативы. Широкий подход к решению проблемы.
· Сочетание программного содержания и требований с проявлением
творческой инициативы самого ребенка.
· Использование в работе большого количества нетрадиционных
материалов, средств, технологий их использования.
· Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.
Автор статьи : педагог дополнительного образования
П
отехина Елена Петровна
МУДО ЦДТ
Подольск 2017г.