Напоминание

"Новое поколение выбирает безопасное движение"


Автор: Кожемяко Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР- д/сад №15 "Страна Чудес"
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: Проект по ПДД в подготовительной группе
Тема: "Новое поколение выбирает безопасное движение"
Раздел: дошкольное образование





Назад




НазвВсе мы педагоги, пытаемся ответить на вопрос:

«Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными

для наших детей?»

Аннотация

Данный проект разработан для детей подготовительной к школе

группы, с целью

показать значимость правил культуры поведения на

дорогах, для профилактики ДТТ и сохранения жизни и здоровья.

Проект

предполагает

систематическую

разноплановую

работу,

использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей,

средств инновационных технологий а также активные формы организации

обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме.

а:

« Д о р о г а

и

я » .

2. Ви

д

Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД

в

ходе

реализации

проекта

способно

изменить

деятельность дошкольного учреждения, создать условия

для

привития

детям

устойчивых

навыков

безопасного

поведения на дороге.

Пояснительная записка

Одной из интересных форм работы в детском саду стала работа с использованием метода

проектной

деятельности.

Проект

"Новое

поколение

выбирает

безопасное

движение"-

социальный проект. Социальный проект – это деятельность, направленная на результат, который

получается при решении той или иной социальной проблемы.

Тип проекта (творческо

-

информационный) рассматривает опережающее развитие, как

постановку перед ребенком целей и задач на интеллектуальное и социальное самообучение. Это

позволяет создать систему мотивации для саморазвития личности ребенка, привить системный

позитивный образ мышления, развить способность ребенка оценивать последствия поступков и

влияние

привычек

на

качество

жизни,

и

наконец,

получать

удовольствие

от

развития

собственных

талантов

и

склонностей.

В

данном

проекте

социально

значимой

проблемой

является безопасное проведение детей в окружающем мире: правила безопасного проведения на

дороге

и

профилактика

детского

дорожно-

транспортного

травматизма.

Под

проектом

мы

подразумеваем отрезок жизни группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают

поисково-познавательную творческую работу. Принципиальной отличительной чертой проекта

является

период

его

реализации

(длительность)

и

открывающиеся

возможности.

Проект

отличие от прежних занятий в традиционной практике) может длиться столько дней, сколько:

у детей сохраняется интерес к выбранному содержанию;

взрослым

удаётся

поддерживать

желание

детей

действовать

в

рамках

выбранной

темы

и

пополнять развивающую среду раскрывающими её материалами;

будет

сохраняться

творческая

и

методическая

готовность

взрослых

поддерживать

проект

новыми идеями и ресурсами.

Благодаря продолжительности проекта дети получают возможность для реализации различных

действий, раскрывающих выбранное содержание. При этом каждому ребёнку обеспечивается

право

и

возможность

выбора

способа

познания

в

соответствии

с

его

особенностями

и

потребностями.

Актуальность

Скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенок пойдет в школу. Этот этап его

жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы

безопасности ребенка на дороге. Причиной дорожно – транспортных

проишествий

чаще

всего

является

незнание

элементарных

основ

правил

дорожного

движения,

безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части, отсутствие со

стороны родителей личного положительного примера, неумение детей ориентироваться

в ситуациях, которые могут возникать с ними при нахождении на улице. Транспортная

среда, постоянно возрастающая интенсивность дорожного движения, требуют от всех

участников этого процесса умения наблюдать: осматривать улицу, издалека замечать,

оценивать

скорость

и

направление

движения

машин,

предвидеть

возможность

появления транспорта из-за разных предметов, мешающих обзору. Поэтому каждому

ребенку требуется базовое понимание правил дорожного движения для того, чтобы

сохранить свою жизнь. По пути в школу или к своим друзьям важно соблюдать законы

дороги, помогающие обеспечить безопасность.

Так вот задача воспитателей и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к

встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить

ребёнку навыки правильного поведения на улице.

Знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребенком,

впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Поэтому профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях,

является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет

работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения.

Результаты

начальной

диагностики

по

правилам

дорожного

движения,

проведенной

по

вопросам,

разработанным

Т.И.

Даниловой,

показали,

что

дошкольники

имеют

достаточные

знания,

но

применять

их

на

практике

затрудняются.

При работе над данной проблемой, я обнаружила противоречия:

- между высоким ростом автомобилизации и сокращением игрового пространства

для детей;

-

между

психолого-физиологическими

особенностями

детей

и

неадаптированностью правил дорожного движения к детскому восприятию;

- между необходимостью повышения эффективности работы по формированию у

детей

навыков

осознанного

безопасного

поведения

на

дороге

и

отсутствием

действенного механизма для ее реализации

Актуальность

и

социальная

острота

этой

проблемы

диктует

необходимость

поиска новых форм и методов воспитания и обучения по профилактике ПДД,

проведение профилактической работы с родителями воспитанников на основе

современных педагогических

технологий

таких как проектная деятельность.

Поэтому

в

нашем

дошкольном

учреждении

в

тесном

сотрудничестве

с

родителями был создан проект по теме “Новое поколение выбирает безопасное

движение»

Объектом проекта является: процесс формирования устойчивых знаний , умений,

навыков осознанного, безопасного поведения на дороге у детей подготовительной к

школе группы средствами инновационных технологий

Предмет

исследования:

содержание

и

технология

формирования

навыков

безопасного поведения на дорогах детей подготовительной к школе группы

Главная

цель

проекта:

Формирование

безопасного

поведения

у

детей

подготовительной к школе группы. Активизировать работу по пропаганде правил

дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Задачи:

Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;

Расширять

представления

детей

об

окружающей

дорожной

среде

и

правилах

дорожного движения;

Закрепить с детьми значение дорожных знаков, научить понимать их схематическое

изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;

Развивать

способность

практически

применять

полученные

знания

в

дорожно-

транспортной среде;

Развивать

сотрудничество,

сотворчество

и

совместную

деятельность

работников

ГИБДД, педагогов, родителей, представителей общественных организаций;

Повышать компетентность педагогов и родителей в вопросах детской безопасности;

Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил дорожного

движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

Ведущая

педагогическая

идея

работы

заключается

в

гармоничном

соединении современных технологий с традиционными формами работы

по

формированию

у

дошкольников

устойчивых

навыков

безопасного

поведения на дороге.

Решение

указанных в

проекте задач основывается на следующих

принципах:

Принцип

гуманизма,

предполагающий

умение

педагога

встать

на

позицию ребенка, видеть в ребенке полноценного партнера.

Принцип дифференциации, то есть создание оптимальных условий для

самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правилах

дорожного движения.

Принцип интеграции, реализуемый в совместной деятельности педагога

с ребенком, во взаимодействии с семьей.

Принцип

этапности,

то

есть

построение

работы

от

простого

к

сложному.

Принцип доступности, подразумевающий подачу материала в понятной

форме, с учетом возрастных возможностей детей.

Принцип системности, который подразумевает четко спланированную

систему образовательной деятельности с различными формами работы,

объединенных общей целью.

Благополучатели проекта

В чем проявляется

Дети

Увлечение интересным делом – работа с ИКТ. Возможность проявить себя в

разнообразной совместной со взрослыми деятельности

Родители

Разностороннее развитие детей средствами ИКТ. Возможность пополнения

домашнего видеоархива, который сохранит запечатленные яркие события

из жизни их детей. Развитие культуры дорожного движения у всех

участников проекта, разнообразие форм работы

Воспитатели группы

Развитие партнерских отношений с родителями.

Проблема «ребенок на улицах города» или «ребенок и автомобиль» приобретает

все большую значимость. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными

приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых.

Поэтому их надо обучать безопасному поведению, прививать психологическую

устойчивость

к

опасным

ситуациям,

дисциплинированность,

осторожность,

наблюдательность – личностные качества которые помогут им адаптироваться к

дорожной среде. Следовательно, дошкольников необходимо целенаправленно, на

основе психолого - педагогического подхода через различные виды деятельности

воспитывать и обучать правилам безопасного и правопослушного пешехода.

.

Благополучатели

проекта

В чем проявляется

Дети

Увлечение интересным делом – работа с ИКТ. Возможность проявить

себя

в

разнообразной

совместной

со

взрослыми

деятельности.

Умение

ориентироваться

и

принимать

правильное

решение

в

сложной дорожно-транспортной ситуации.

Родители

Разностороннее

развитие

детей

средствами

ИКТ.

Возможность

пополнения

домашнего

видеоархива,

который

сохранит

запечатленные яркие события из жизни их детей. Развитие культуры

дорожного движения у всех участников проекта, разнообразие форм

работ

Воспитатели группы

Развитие партнерских отношений с родителями.

Формы, методы и приемы привития навыков безопасного поведения на

дорогах в ДОУ:

Формы:

коллективная (беседы, объяснения и т.д.);

индивидуальная (самостоятельная работа, составление плана работы);

групповая (изготовление макета, плана по разным группам и т.п.)

игровая (путешествия, викторины , игры, сказки т.п.)

Методы:

объяснительно – иллюстративные ( рассказы, беседы, демонстрация картин,

схем, иллюстраций);

репродуктивные (тренировочные упражнения, моделирование );

словесные ( викторины, беседы, составление плана устно и т.д.);

проблемный (поиск ответов на поставленный вопрос и т.п.);

основной метод проведения занятий - практический;

метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение

к художественной культуре);

метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);

метод эвристических и поисковых ситуаций;

метод игровых, творческих ситуаций;

информационные компьютерные технологии (ИКТ).

Ис

пользование

информационно-коммуникационных

технологий

в

воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один

из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике.

Мультимедийные

презентации

обеспечивают

наглядность,

которая

способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Обучающие мультфильмы

необходимы для систематизации знаний о

правилах дорожного движения. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов

в

структуру

непосредственно

образовательной

деятельности

способствует

сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность

самостоятельной творческой деятельности ребёнка.

Программы «Художники» (программа Paint). С помощью этой программы

детям дается возможность для творческой деятельности.

Дети выполняют такие задания, как:

- Раскрасить дорожные знаки, пешеходный переход, сигналы светофора.

Загадки и ребусы. При организации совместной деятельности взрослого и

детей

в

подготовительной

группе

я

применяю

и н ф о рм а ц и о н н о -

коммуникационные технологии в работе с загадками и ребусами. Разгадывание

ребусов способствует систематизации знаний о правилах дорожного движения;

развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроени

е.

Интерактивные компьютерные игры помогают разрешать проблемные

ситуации на дороге, учат детей преодолевать трудности. Ребенок входит в

сюжет игр, усваивает их правила, стремится к достижению результатов. Так

развивается

произвольность

в

поведении

дошкольников.

Кроме

того,

практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить

задание.

Компьютер

не

только

развивает

интеллектуальные

способности

ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие, как самостоятельность,

собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, а также

приобщает

ребенка

к

сопереживанию,

помощи

героям

игр,

обогащая

тем

самым его отношение к окружающему миру.

Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного

поведения

на

дорогах

с

применением

информационно-коммуникационных

технологий

открывает

новые

возможности.

Изменяются

дидактические

средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым,

преобразуя

традиционный

образовательный

процесс

в

качественно

новую,

наполненную

информационно-коммуникационными

технологиями,

образовательную среду.

.

Ресурсы:

Временные – наблюдения и рассматривание дорожных ситуаций через экскурсии, походы в музеи, в

библиотеку, сезонные и тематические выставки.

Информационные – просветительская информация (периодическую печать, Интернет)

Интеллектуальные – Авдеева Н.Н, Князева О.Л. , Стеркина Р.Б.. «Безопасность: Учебное пособие по

основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: ООО

«Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.

Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная

Пресса, 2010. – 48

Авдеева Н.Н., Князева О.Л. , Стеркина Р.Б., Маханева М.Д. «Безопасность на улицах и дорогах:

Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство

АСТ-ЛТД», 1997.

Л.Б. Поддубная « Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, « Корифей»,

2009.

В.Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие.- М.,

«Тритий рим», 2007

Ф.С. Майорова « Изучаем дорожную азбуку», М., « Издательство Скрипторий 2003», 2005

Человеческие - сотрудники ДОУ.

Материально

технические

наглядные

пособия(

схемы,

иллюстрации,

планы),

материалы

для

творческой деятельности, ИКТ, реконструкция дорожек безопасности на территории ДОУ, автодром:,

выносные

макеты

дорожных

знаков,

модели

мотоциклов

на

аккумуляторах,

форма

дорожного

полицейского, макеты дорожно-транспортных средств

Финансовые – бюджет МБДОУ.

Партнёры: музеи, выставочные комплексы, станции юных техников, досуговые центры, Комитет по

образованию администрации города Ханты-Мансийска, СОШ № 8, городской Автогородок, Окружная и

городская библиотеки, ГИБДД

Целевая аудитория проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, сотрудники ДОУ.

Этапы проведения и реализации проекта:

I этап – подготовительный (организационный)

Изучение нормативно-правовой базы

Педагогическая оценка результатов диагностики, прогноз результативности

Анкетирование родителей по проблеме

“Банк идей” (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области

обучения детей правилам безопасного поведения на дороге)

Обоснование, предсказания путей реализации проекта

Определить перспективный план работы по обучению детей безопасному

поведению на дорогах в подготовительной к школе группе

II этап – внедренческий

Обеспечение условий для реализации проекта.

Реализация плана по обучению детей безопасному поведению на дорогах в

подготовительной к школе группе

Налаживание взаимодействия с социальными партнерами г. Ханты-

Мансийска.

Внедрение в образовательный процесс эффективных методик (ИКТ) для

обучения детей безопасному поведению на дороге.

Совершенствование предметно - развивающей среды в ДОУ

“Родительский всеобуч” (просвещение родителей по вопросам ПДД)

Организация работы обучающего семинара для педагогов

III этап – итоговый (обобщающий)

Презентация проекта на городском конкурсе «Зелёный огонёк».

Анализ и обработка результатов по реализации проекта.

Внесение

дополнений,

поправок

в

случае

нерешенных

или

побочных

проблем.

Обобщение

результатов

инновационной

деятельности

на

педагогических

советах, в СМИ, в интернете.

Разработать «Методические рекомендации по обучению детей безопасному

поведению на дорогах в подготовительной к школе группе с использованием

ИКТ»

IV. Контрольно – рефлективный

Подведение итогов

Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали и что еще хотели бы узнать»

Ожидаемые результаты и социальный эффект:

У воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дорогах, они не только

знают правила дорожного движения, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что

способствует актуализация в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере

дорожного движения.;

Создание

открытого

образовательного

пространства

(организация

взаимодействия

с

родителями, ГИБДД ответственными за безопасность дорожного движения..

Повышение квалификации педагогов

ДОУ.

Интерактивные элементы обучающих

программ позволят перейти от пассивного усвоения материала к активному, так как дети

получат возможность

моделировать ситуацию, воспринимать информацию не линейно, а

виртуально. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные

модели поднимут процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со

счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать

информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и картинок. При

использовании

компьютера

информация

представляется

не

статичной

не

озвученной

картинкой, а динамичным видео и звукорядом, что значительно повышает эффективность

усвоения материала.

Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения

и безопасного поведения ребёнка на улицах города.

Сформирована способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию

дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в

активную самостоятельную деятельность, формировать потребности к поиску и выявлению

своих оригинальных находок;

Количественные:

-

в

проекте

приняли

участие

:

31

семей

воспитанников

подготовительной группы «Фантазёры» МДОУ №15 «Страна Чудес» г. Ханты-

мансийска, сотрудники ДОУ .

Результаты реализации проекта:

Продуктом

педагогического

проекта

«Новое

поколение

выбирает

безопасное

движение» для детей подготовительной к школе группы является:

Методические разработки и оформление результатов современного деятельности

детей, педагога, родителей. (приложение);

Организация выставок продуктов совместного творчества, интерьера в группе и

помещениях ДОУ.

Пополнение предметно-развивающей среды в группах для организации игровой

деятельности детей.

Оформление

семейных мини – проектов и презентаций : «Я и дорога»,

«Безопасность в нашей семье».

Оформление электронной картотеки

дидактических игр и упражнений

по

закреплению правил дорожного движения дошкольников.

Пополнение предметно-развивающей среды в группах для организации игровой

деятельности детей.

Разработка

развивающих программ и игр для детей дошкольного возраста по

профилактике безопасного поведения на дороге.

Моделирование «Маршрутов первоклассника».

Формы подведения итогов реализации проекта:

- Тематические игровые практикумы в Автогородке «Дороги безопасности»,

«Веселый перекресток», «Путь в школу»

- Открытые занятия (викторины, праздники);

- Результаты диагностики;

-

Презентация материалов проекта, консультации.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Учитывая

эффективность

результата

проекта

«Новое

поколение

выбирает

безопасное

движение»

предполагается

дальнейшая

перспектива

его

продолжения

и

развития

.Для

дальнейшей

реализации

данного

проекта

необходимо :

- Поддержание развивающей творческой среды в ДОУ.

Трансляция опыта реализации проекта среди коллег города, края.



В раздел образования