Напоминание

Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни.


Автор: Семёнова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ЦО№1858 ДОУ " Стрелец"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формы работы с родителями по приобщению детей к

здоровому образу жизни.

Утверждение здорового образа жизни, сохранение и укрепление

здоровья детей рассматривается как одно из приоритетных

направлений модернизации обучения и воспитания и составляет

едва ли не самую важную доктрину развития современного

образования.

Здоровье перестает быть только категорией биологической - оно

становится одной из основных общественных, культурных и

личностных ценностей.

Исключительную роль семьи в решении задач воспитания

подчеркивает Концепция модернизации российского образования

до 2010 года. В ней отмечается, что семья и образовательное

учреждение остаются важнейшими социальными институтами,

обеспечивающими воспитание ребенка. В современном обществе

образовательное учреждение должно быть более открытой

социально-педагогической системой, стремиться к диалогу,

межличностному общению, социальному взаимодействию. В этой

связи важная роль отводится повышению педагогической культуры

родителей, которая является основой раскрытия их творческого

потенциала, совершенствования семейного воспитания.

Современные исследования показывают, что практика

взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семьи

нуждается в изменении. Современному обществу и семье нужна

большая открытость и признание партнерских прав родителей.

Многие родители нуждаются в конкретной помощи педагогов.

Источником этой помощи может стать дошкольное учреждение при

условии установления между воспитателями и родителями

доверительного сотрудничества и взаимодействия.

Для педагогов актуальной сегодня является проблема дальнейшего

углубления имеющихся представлений о семье в свете современных

подходов, расширения представлений о содержании, формах и

методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального

подхода к ней.

Условием действенного взаимодействия коллектива педагогов

детского сада и семьи выступает педагогическая культура

воспитателей и педагогическое просвещение родителей,

использование форм сотрудничества, которые обостряют интерес

родителей к совместному решению проблем воспитания. Важным

условием взаимодействия является также изучение педагогами

подхода к общению с семьей, умение грамотно построить общение

с родителями, заинтересовать их совместным решением проблем

воспитания ребенка.

Общение воспитателей и родителей дает большие возможности для

целенаправленного и систематического ознакомления семьи с

задачами, содержанием и методами воспитания в детском саду.

Организованное общение и обмен опытом семейного воспитания,

повышает интерес каждой семьи к вопросам воспитания.

Исследования последних лет (Т.Н. Доронова, O.JI. Зверева, Т.В.

Кротова) и опыт работы в данном направлении показывают, что

педагоги избегают общения с родителями по следующим причинам:

1. Недостаточная валеологическая компетентность педагогов.

2. Низкая коммуникативная культура педагога в общении с

родителями.

3. Недостаточная осведомленность педагогов о современных

формах взаимодействия с родителями.

Таким образом, существует ряд проблем, требующих разрешения с

позиции взаимодействия педагогов и семьи. Необходимо

углубление представлений воспитателей и родителей как по линии

совершенствования эмоциональной и коммуникативной сферы

общения, так и по линии обогащения содержания.

Соответствующее педагогическое просвещение родителей,

укрепление отношений доверия и сотрудничества между

воспитателями и родителями позволят преодолеть существующую

практику эпизодического взаимодействия педагогов и родителей

как недостаточно эффективную и осознать важность перехода от

случайных взаимодействий к планируемому подходу к решению

конкретных задач воспитания детей, актуальных именно для

данной семьи.

Здоровый образ жизни формируется через информацию,

получаемую человеком извне, и через коррекцию образа жизни

благодаря обратной связи, анализу собственных ощущений,

самочувствия и динамики объективных морфофункциональных

показателей, их соотношения с имеющимися у него

валеологическими знаниями . Формирование здорового образа

жизни представляет собой исключительно длительный процесс и

может продолжаться всю жизнь.

Образ жизни дошкольника формируют его родители. Им это

удается, если родителям своевременно оказывается и предлагается

необходимая помощь в виде наглядной и теоретической

информации, консультирования, обучения практическим навыкам

(например, релаксационным упражнениям для снятия напряжения).

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется,

что решающую роль в его эффективности на том или ином

возрастном этапе играет семья.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное

развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет

определяющую роль, которая не может быть компенсирована

другими агентами социализации и воспитательными

организациями. В детском, младшем школьном и подростковом

возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть

единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование половой идентификации

ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо

именно в семье идет необратимый процесс половой типизации,

благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого

ему пола: набор личностных характеристик, особенности

эмоциональных реакций, различные установки, вкусы,

поведенческие образцы. Существенную роль в этом процессе семья

продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая

или мешая поло-ролевому формированию подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии

ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в

коэффициенте умственного развития детей, выросших в

благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати

баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей

к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах

социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов

сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие

пласты культуры он усваивает, на стремление к продолжению

образования и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком

социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих

исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится

кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор

супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой

и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые

сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не

удалось успешно решить в семье свои детские или пубертатные

конфликты, как правило, не способны установить со своим

ребенком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные

ориентации человека в сферах социальных и межличностных

отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и

уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их

достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального

развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка,

безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека,

помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных

ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его

жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и

атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой

саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные

аспекты и способы того и другого.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация,

нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в

которой он живет. Создание среды, способствующей

формированию здоровья и ЗОЖ, — это не только соблюдение

СанПиН, ограничение объема умственной нагрузки или

профилактика вредных привычек, но и создание условий для

поиска оптимальных форм, методов и интенсивности

воспитательной работы с использованием творческой активности

воспитанников.

Взаимодействие педагогов с родителями целесообразно

осуществлять на уровне «детский сад-семья»; не следует всю

работу с родителями перекладывать только на воспитателя группы,

за ним можно закрепить такие формы работы как: групповые

родительские собрания, индивидуальные беседы, оформление

информации, рекомендаций для родителей.

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного

учреждения с родителями воспитанников должно осуществляться

через разнообразные формы, которые повышают активность самих

родителей и базируются на принципах сотрудничества и диалога,

что способствует реализации принципов гуманизации образования.

Именно семья имеет решающее значение в развитии основных черт

личности, поэтому просвещение родителей в области сохранения и

укрепления здоровья детей, должно являться обязательной

составной частью работы дошкольного учреждения.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская А.К. Деятельность и психология

личности. — М., 1980. —335 с.

2. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. —

М.: «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2002. — 590 с.

4. Андрагогика: Образовательная программа / Науч. ред.:

С.Г.Вершловский. — СПб.: СПбАППО, 2004. — 28 с.

5. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей

дошкольника. —М., 1994. — 92 с.

6. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление

дошкольным образовательным учреждением.— 2002.— №4. — С.

10.

7. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных

образовательных учреждений. / Ред.-сост. Р.Б. Стеркина. — 2-е изд.,

исп., доп. М.: Издательство ACT, 1997. — 432 с.

8. Бабаева Т.И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи

как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в

школе // Детство: Педагогический альманах. — № 1 / (РПТУ им.

А.И. Герцена). — СПб.: Акцидент, 1998. — С.56.

9. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы

образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие.

СПб.:• СПбАППО, 2005. 242 с.

10. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование,

формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.

11. Березина Т.А. Взаимодействие педагогов и родителей в

приобщении дошкольников к семейным традициям // Детство:

Педагогический альманах. — № 1 / (РГПУ им. А.И. Герцена). —

СПб.: Акцидент, 1998. — С.47.

12. Богина T.JI. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.

Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 112 с.

13. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду: кн. для

восйитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1987. — 95 с.



В раздел образования