Автор: Семёнова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ЦО№1858 ДОУ " Стрелец"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни.
Раздел: дошкольное образование
Формы работы с родителями по приобщению детей к
здоровому образу жизни.
Утверждение здорового образа жизни, сохранение и укрепление
здоровья детей рассматривается как одно из приоритетных
направлений модернизации обучения и воспитания и составляет
едва ли не самую важную доктрину развития современного
образования.
Здоровье перестает быть только категорией биологической - оно
становится одной из основных общественных, культурных и
личностных ценностей.
Исключительную роль семьи в решении задач воспитания
подчеркивает Концепция модернизации российского образования
до 2010 года. В ней отмечается, что семья и образовательное
учреждение остаются важнейшими социальными институтами,
обеспечивающими воспитание ребенка. В современном обществе
образовательное учреждение должно быть более открытой
социально-педагогической системой, стремиться к диалогу,
межличностному общению, социальному взаимодействию. В этой
связи важная роль отводится повышению педагогической культуры
родителей, которая является основой раскрытия их творческого
потенциала, совершенствования семейного воспитания.
Современные исследования показывают, что практика
взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и семьи
нуждается в изменении. Современному обществу и семье нужна
большая открытость и признание партнерских прав родителей.
Многие родители нуждаются в конкретной помощи педагогов.
Источником этой помощи может стать дошкольное учреждение при
условии установления между воспитателями и родителями
доверительного сотрудничества и взаимодействия.
Для педагогов актуальной сегодня является проблема дальнейшего
углубления имеющихся представлений о семье в свете современных
подходов, расширения представлений о содержании, формах и
методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального
подхода к ней.
Условием действенного взаимодействия коллектива педагогов
детского сада и семьи выступает педагогическая культура
воспитателей и педагогическое просвещение родителей,
использование форм сотрудничества, которые обостряют интерес
родителей к совместному решению проблем воспитания. Важным
условием взаимодействия является также изучение педагогами
подхода к общению с семьей, умение грамотно построить общение
с родителями, заинтересовать их совместным решением проблем
воспитания ребенка.
Общение воспитателей и родителей дает большие возможности для
целенаправленного и систематического ознакомления семьи с
задачами, содержанием и методами воспитания в детском саду.
Организованное общение и обмен опытом семейного воспитания,
повышает интерес каждой семьи к вопросам воспитания.
Исследования последних лет (Т.Н. Доронова, O.JI. Зверева, Т.В.
Кротова) и опыт работы в данном направлении показывают, что
педагоги избегают общения с родителями по следующим причинам:
1. Недостаточная валеологическая компетентность педагогов.
2. Низкая коммуникативная культура педагога в общении с
родителями.
3. Недостаточная осведомленность педагогов о современных
формах взаимодействия с родителями.
Таким образом, существует ряд проблем, требующих разрешения с
позиции взаимодействия педагогов и семьи. Необходимо
углубление представлений воспитателей и родителей как по линии
совершенствования эмоциональной и коммуникативной сферы
общения, так и по линии обогащения содержания.
Соответствующее педагогическое просвещение родителей,
укрепление отношений доверия и сотрудничества между
воспитателями и родителями позволят преодолеть существующую
практику эпизодического взаимодействия педагогов и родителей
как недостаточно эффективную и осознать важность перехода от
случайных взаимодействий к планируемому подходу к решению
конкретных задач воспитания детей, актуальных именно для
данной семьи.
Здоровый образ жизни формируется через информацию,
получаемую человеком извне, и через коррекцию образа жизни
благодаря обратной связи, анализу собственных ощущений,
самочувствия и динамики объективных морфофункциональных
показателей, их соотношения с имеющимися у него
валеологическими знаниями . Формирование здорового образа
жизни представляет собой исключительно длительный процесс и
может продолжаться всю жизнь.
Образ жизни дошкольника формируют его родители. Им это
удается, если родителям своевременно оказывается и предлагается
необходимая помощь в виде наглядной и теоретической
информации, консультирования, обучения практическим навыкам
(например, релаксационным упражнениям для снятия напряжения).
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется,
что решающую роль в его эффективности на том или ином
возрастном этапе играет семья.
Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное
развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет
определяющую роль, которая не может быть компенсирована
другими агентами социализации и воспитательными
организациями. В детском, младшем школьном и подростковом
возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть
единственным. Затем роль этой функции уменьшается.
Во-вторых, семья влияет на формирование половой идентификации
ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо
именно в семье идет необратимый процесс половой типизации,
благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого
ему пола: набор личностных характеристик, особенности
эмоциональных реакций, различные установки, вкусы,
поведенческие образцы. Существенную роль в этом процессе семья
продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая
или мешая поло-ролевому формированию подростка, юноши.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии
ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в
коэффициенте умственного развития детей, выросших в
благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати
баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей
к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах
социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов
сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие
пласты культуры он усваивает, на стремление к продолжению
образования и к самообразованию.
В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком
социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих
исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится
кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор
супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой
и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые
сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не
удалось успешно решить в семье свои детские или пубертатные
конфликты, как правило, не способны установить со своим
ребенком тесную эмоциональную связь.
В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные
ориентации человека в сферах социальных и межличностных
отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и
уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их
достижения.
В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального
развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка,
безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека,
помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных
ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его
жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и
атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой
саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные
аспекты и способы того и другого.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация,
нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в
которой он живет. Создание среды, способствующей
формированию здоровья и ЗОЖ, — это не только соблюдение
СанПиН, ограничение объема умственной нагрузки или
профилактика вредных привычек, но и создание условий для
поиска оптимальных форм, методов и интенсивности
воспитательной работы с использованием творческой активности
воспитанников.
Взаимодействие педагогов с родителями целесообразно
осуществлять на уровне «детский сад-семья»; не следует всю
работу с родителями перекладывать только на воспитателя группы,
за ним можно закрепить такие формы работы как: групповые
родительские собрания, индивидуальные беседы, оформление
информации, рекомендаций для родителей.
Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного
учреждения с родителями воспитанников должно осуществляться
через разнообразные формы, которые повышают активность самих
родителей и базируются на принципах сотрудничества и диалога,
что способствует реализации принципов гуманизации образования.
Именно семья имеет решающее значение в развитии основных черт
личности, поэтому просвещение родителей в области сохранения и
укрепления здоровья детей, должно являться обязательной
составной частью работы дошкольного учреждения.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская А.К. Деятельность и психология
личности. — М., 1980. —335 с.
2. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. —
М.: «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2002. — 590 с.
4. Андрагогика: Образовательная программа / Науч. ред.:
С.Г.Вершловский. — СПб.: СПбАППО, 2004. — 28 с.
5. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей
дошкольника. —М., 1994. — 92 с.
6. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление
дошкольным образовательным учреждением.— 2002.— №4. — С.
10.
7. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных
образовательных учреждений. / Ред.-сост. Р.Б. Стеркина. — 2-е изд.,
исп., доп. М.: Издательство ACT, 1997. — 432 с.
8. Бабаева Т.И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи
как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в
школе // Детство: Педагогический альманах. — № 1 / (РПТУ им.
А.И. Герцена). — СПб.: Акцидент, 1998. — С.56.
9. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы
образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие.
СПб.:• СПбАППО, 2005. 242 с.
10. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование,
формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.
11. Березина Т.А. Взаимодействие педагогов и родителей в
приобщении дошкольников к семейным традициям // Детство:
Педагогический альманах. — № 1 / (РГПУ им. А.И. Герцена). —
СПб.: Акцидент, 1998. — С.47.
12. Богина T.JI. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.
Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 112 с.
13. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду: кн. для
восйитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1987. — 95 с.