Автор: Титкова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ЦО№1858 ДОУ " Стрелец"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ"
Раздел: дошкольное образование
«ТЕМА: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В
ДЕТСКОМ САДУ»
Для развития познавательной активности я способствуют обогащению детей
новыми впечатлениями, знакомлю с явлениями окружающего мира,
организую детское экспериментирование; вместе с детьми наблюдаю за
различными явлениями природы, жизнью животных и растений,
деятельностью людей; беседую с ними, читаю книги, рассматриваю
иллюстрации на познавательные темы. В процессе экспериментирования с
различными материалами, предметами, незнакомыми объектами ребенок
получает новую информацию, устанавливает связи между явлениями
окружающего мира:
Я создают условия для развития у детей речи как в повседневной жизни, так
и в процессе специальных игр и занятий. Моя работа нацелена на развитие у
детей понимания речи, развитие активной речи, формирование
фонематического слуха, развитие речи как средства управления своим
поведением. (с этой целью я вступают с детьми в эмоциональное деловое
общение в течение дня; организую разнообразные игры (в том числе игры
потешки, игры-занятия с предметными и сюжетными картинками, игры,
направленные на развитие мелкой моторики) читаю и рассказывают сказки,
стихи, истории; рассматриваю и обсуждаю иллюстрации к произведениям
детской литературы.
Большое внимание воспитателя в работе с детьми уделяется развитию
связной речи детей, во многом зависящей от успешности работы по
ознакомлению с окружающим. Занятия с детьми провожу в форме свободной
непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где
взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу
каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект
взаимодействия.
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей,
делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность,
обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в
изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.
Я помогаю ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу
1
дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных
сторон речи во всех возрастных группах: «Развитие связной речи», «Развитие
словаря», «Освоение грамматически правильной речи», «Освоение звуковой
культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте».
Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие
дошкольников я выделила следующие составляющие:
речь педагога дошкольного учреждения
формирование представлений об окружающей жизни
развитие любознательности
сенсорное воспитание
игра
Кроме того, важно научить детей внимательно слушать. Развитию слухового
восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу: кто позвал?»,
«Поручение», «Эхо», «Телефон» и др.
Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса
знаний, их упорядочении, систематизации. Ребенок должен получить четкие
представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых
качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется,
льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также
знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях
(характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими
признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с
образом жизни этих животных и т.д.).
Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является
игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает
окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с
товарищами.
Отдельные виды игр по – разному воздействуют на познавательно –
речевое развитие детей: сюжетно – ролевые расширяют представления об
окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры –
драматизации помогают более глубокому пониманию произведений
художественной литературы и активизируют речь; строительно –
конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют
знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра
будет активно воздействовать на познавательно – речевое развитие ребенка,
2
если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.
Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании
занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются
познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в
игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например,
названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда,
содержание литературных произведений и т.п.). Решая умственную задачу в
игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в
классификации предметов или явлении по общим признакам, в выделении
свойств и качеств предметов. В определении их по отдельным признакам.
Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен
запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в
памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх
«Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому что нужно для
работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх
«Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Угадай по голосу» дети
определяют по предмет по одному из признаков.
В соответствии с требованиями СанПиНов, все занятия, требующие
повышенной познавательной активности и умственного напряжения
(интегрированные познавательные занятия, занятия познавательно-речевого
блока) проводятся в первую половину дня со вторника по четверг дни
наиболее высокой работоспособности детей. Для профилактики утомления
эти занятия чередуются с музыкальными, физкультурными занятиями.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной и
познавательно-исследовательской деятельности, дети расширяют свои
представления о мире, начинают овладевать основополагающими формами
познания о себе, предметах быта, социальном окружении, о явлениях
общественной жизни.
Таким образом, дидактические игры способствуют закреплению и
уточнению знаний по познавательно – речевому развитию.
3