Напоминание

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ"


Автор: Титкова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ЦО№1858 ДОУ " Стрелец"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ТЕМА: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В

ДЕТСКОМ САДУ»

Для развития познавательной активности я способствуют обогащению детей

новыми впечатлениями, знакомлю с явлениями окружающего мира,

организую детское экспериментирование; вместе с детьми наблюдаю за

различными явлениями природы, жизнью животных и растений,

деятельностью людей; беседую с ними, читаю книги, рассматриваю

иллюстрации на познавательные темы. В процессе экспериментирования с

различными материалами, предметами, незнакомыми объектами ребенок

получает новую информацию, устанавливает связи между явлениями

окружающего мира:

Я создают условия для развития у детей речи как в повседневной жизни, так

и в процессе специальных игр и занятий. Моя работа нацелена на развитие у

детей понимания речи, развитие активной речи, формирование

фонематического слуха, развитие речи как средства управления своим

поведением. (с этой целью я вступают с детьми в эмоциональное деловое

общение в течение дня; организую разнообразные игры (в том числе игры

потешки, игры-занятия с предметными и сюжетными картинками, игры,

направленные на развитие мелкой моторики) читаю и рассказывают сказки,

стихи, истории; рассматриваю и обсуждаю иллюстрации к произведениям

детской литературы.

Большое внимание воспитателя в работе с детьми уделяется развитию

связной речи детей, во многом зависящей от успешности работы по

ознакомлению с окружающим. Занятия с детьми провожу в форме свободной

непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где

взрослый-партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу

каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект

взаимодействия.

Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей,

делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность,

обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в

изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

Я помогаю ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу

1

дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных

сторон речи во всех возрастных группах: «Развитие связной речи», «Развитие

словаря», «Освоение грамматически правильной речи», «Освоение звуковой

культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте».

Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие

дошкольников я выделила следующие составляющие:

речь педагога дошкольного учреждения

формирование представлений об окружающей жизни

развитие любознательности

сенсорное воспитание

игра

Кроме того, важно научить детей внимательно слушать. Развитию слухового

восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу: кто позвал?»,

«Поручение», «Эхо», «Телефон» и др.

Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса

знаний, их упорядочении, систематизации. Ребенок должен получить четкие

представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых

качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется,

льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также

знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях

(характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими

признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с

образом жизни этих животных и т.д.).

Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является

игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает

окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с

товарищами.

Отдельные виды игр по – разному воздействуют на познавательно –

речевое развитие детей: сюжетно – ролевые расширяют представления об

окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры –

драматизации помогают более глубокому пониманию произведений

художественной литературы и активизируют речь; строительно –

конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют

знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра

будет активно воздействовать на познавательно – речевое развитие ребенка,

2

если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.

Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании

занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются

познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в

игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например,

названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда,

содержание литературных произведений и т.п.). Решая умственную задачу в

игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в

классификации предметов или явлении по общим признакам, в выделении

свойств и качеств предметов. В определении их по отдельным признакам.

Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен

запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в

памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх

«Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому что нужно для

работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх

«Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Угадай по голосу» дети

определяют по предмет по одному из признаков.

В соответствии с требованиями СанПиНов, все занятия, требующие

повышенной познавательной активности и умственного напряжения

(интегрированные познавательные занятия, занятия познавательно-речевого

блока) проводятся в первую половину дня со вторника по четверг дни

наиболее высокой работоспособности детей. Для профилактики утомления

эти занятия чередуются с музыкальными, физкультурными занятиями.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной и

познавательно-исследовательской деятельности, дети расширяют свои

представления о мире, начинают овладевать основополагающими формами

познания о себе, предметах быта, социальном окружении, о явлениях

общественной жизни.

Таким образом, дидактические игры способствуют закреплению и

уточнению знаний по познавательно – речевому развитию.

3



В раздел образования