Напоминание

"Пути формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся"


Автор: Фролова Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Шептуховская СОШ"
Населённый пункт: Курская область Кореневский район
Наименование материала: Выступление на МО учителей начальных классов
Тема: "Пути формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Шептуховская средняя общеобразовательная школа»

Выступление

на МО начальных классов

по теме: «Пути формирования учебно-

познавательных компетенций обучающихся»

подготовила учительница начальных классов:

Фролова Татьяна Павловна

2016/2017 учебный год

1

Пути формирования учебно - познавательных

компетенций обучающихся

Модернизация

образования,

в

том

числе

и

школьного,

обусловлена

изменениями,

происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на

рынке

труда.

В

меняющемся

мире

система

образования

должна

формировать

такое

качество, как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы

деятельности.

С

другой

стороны,

происходит

глобальная

информатизация

общества.

Именно с этим связано появление многих идей компетентностного подхода в образовании.

Компетентностный

подход

выдвигает

на

первое

место

не

информированность

учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях

людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.

Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек

хорошо

осведомлен,

обладает

познаниями

и

опытом. По

мнению

доктора

педагогических

наук

Германа

Селевко, компетенция

-

это

готовность

субъекта

эффективно

организовать

внутренние

и

внешние

ресурсы

для

постановки

и

достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки,

компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и

т.д.

С

позиций

компетентностного

подхода

основным

непосредственным

результатом

образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.

Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему

характеру и степени применимости компетенции.

Ключевые компетенции - способности

личности

справляться

с

самыми

различными

задачами.

Их

формирование

осуществляется в рамках каждого учебного предмета. В современной методической

печати

сформулированы

разнообразные

ключевые

компетенции,

над

формированием

которых должен работать современный учитель.

Существует семь ключевых образовательных компетенций: 1).ценностно-смысловая,

2).общекультурная,

3).учебно-познавательная,

4).информационная,

5).коммуникативная,

6).социально-трудовая, 7).компетенция личностного самосовершенствования.

В своём докладе я остановлюсь на формировании учебно-познавательных компетенций

учащихся.

Согласно Хуторскому Андрею Викторовичу, учебно-познавательные компетенции -

это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной

деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной

деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят

способы

организации

целеполагания,

планирования,

анализа,

рефлексии,

самооценки.

По

отношению

к

изучаемым

объектам

ученик

овладевает

креативными

навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности,

владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных

ситуациях.

Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через

деятельностный подход к обучению.

Приведу примеры формулировок учебно-познавательных компетенций в

деятельностной форме:

ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

2

организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-

познавательной деятельности;

задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений,

обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических

методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;

выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием

компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

иметь опыт восприятия картины мира.

Определение

содержания

учебно-познавательной

компетентности

школьников

предусматривает

раскрытие

сущности

учебно-познавательной

деятельности,

при

осуществлении которой собственно и проявляется данная компетентность.

Учебно-познавательную

деятельность

определяют

как

самоуправляемую

деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных

реальных познавательных проблем, сопровождающуюся овладением необходимыми

для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению

информации.

Для

формирования

учебно-познавательных

компетенций

необходимы

современные

технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и

проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном

информационном сообществе и другие.

Учебный

процесс,

целью

которого

является

формирование

учебно-познавательной

компетентности,

должен

развиваться

в

рамках

личностно-деятельностного

подхода.

Считаю,

что

одним

из

активных

методов

формирования

учебно-познавательной

компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к

воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе

активных

умственных

действий.

Эта

активность

проявляется

в

том,

что

ученик,

анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам

получает из него новую информацию.

На уроках предлагаю учащимся учебно-познавательные задания в необычной форме,

создавая различные игровые ситуации. Что в обучении, чаще всего вызывает удивление

школьника, ставит его в проблемную ситуацию. Прав физик Луи де Бройль, сказавший:

"Удивление

-

мать

открытия".

Вопросы

и

задания

должны

не

только

создать

проблемную

ситуацию,

но

и

содержать

в

себе

новизну

информации,

необычность,

неожиданность,

странность,

несоответствие

прежним

представлениям

и

красоту.

Это

повышает познавательный интерес к предмету.

В

сочетании

с

постановкой

проблемного

вопроса,

задач

и

заданий

наиболее

эффективным способом активизации познавательной деятельности является наглядность

(картины,

иллюстрации,

схемы,

таблицы,

опорные

конспекты

и

т.д.).

Демонстрируя

слайды,

учебные

фильмы

и

другие

аудиовизуальные

средства,

я

делаю

паузу

для

постановки проблемных вопросов, на которые ученики должны получить ответ в ходе

просмотра.

Среди

педагогических

технологий

наиболее

известна технология листов опорных

сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС).

3

О роли схем логических связей в обучении писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что

схемы

"научают

выделять

главное

и

основное,

приучают

отыскивать

и

устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок".

На уроках использую и схемы, и опорные сигналы, диаграммы, графики. Их роль очень

важна,

ведь

в

процессе

обучения

созерцание

обычно

соединено

с

мышлением,

активизирует и концентрирует его. На уроках в начальной школе применимы игровые

технологии, вызывающие огромный интерес школьников, особенно слабоуспевающих.

Т.к. игры и игровые упражнения способствуют развитию и концентрации внимания и

памяти,

восприятия

и

мышления.

Развивающие

упражнения

повышают

активность

учащихся, усиливают их потребности в знаниях. На своих уроках я даю учащимся такие

игровые упражнения, как:

1.

Найди лишнее слово,

2.

Что такое? Кто такой?;

3.

Отгадай загадку, расшифруй ребус;

4.

Логическая цепочка;

5.

Подбери пару;

6.

Кроссворды, шарады.

7.

Работа с "осколочной картинкой" и др.

Игровые технологии возможно использовать как на уроках, так и в кружковой работе.

Развитию познавательного интереса, активизации учебно-познавательной деятельности

учащихся

способствуют

и групповые

технологии (работа

в

группах).

Группы

формируются по желанию учащихся, с учетом их интересов, и, желательно с разными

учебными возможностями. При коллективной работе действует схема: учитель - коллектив

- ученик. Эта форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную работу,

способствует развитию чувства ответственности и зависимости, самокритичности.

Так

же

одним

из

способов

реализации

данной

компетенции

является

проведение

проверочных работ в форме теста. Тренировочные тестирования небольшого объёма я

провожу регулярно в процессе изучения темы и по итогам её изучения. Тесты содержат

задания не только на воспроизведение фактических знаний, но и на воспроизведение

общеучебных умений и способов деятельности (заполнение таблиц, составление схем,

работа с типовым планом и т.д.). Причем именно умение решать тесты для детей будет

очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в

форме теста.

Важно

так

же

остановиться

на

системе

работы

по

формированию

учебно-

познавательной

компетенции

при

использовании

индивидуальных

-

образовательных

маршрутов или траекторий.

Индивидуальный

образовательный

маршрут

(траектория)

-

это

структурированная

программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.

Причин для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту может

быть несколько.

Индивидуальный образовательный маршрут может разрабатываться

4

для слабого ученика,

для сильного ученика.

Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных

дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребенка

нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха.

Индивидуальный образовательный маршрут может быть

коротким

длинным

У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному

ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев.

Обеспечивает индивидуальное обучение учитель, в обязанности которого входит:

оценка готовности ребенка к переходу на обучение по индивидуальному

образовательному маршруту (диагностика ОУУН педагогическая диагностика по

предметам),

выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута,

регулярные встречи с учеником (не реже одного часа в неделю),

корректировка образовательного маршрута,

контакты с родителями ученика,

подведение результатов образовательного маршрута (диагностика ОУУН,

педагогическая диагностика по предметам).

Индивидуальный

образовательный

маршрут

реализуется

через

различные

формы

организации деятельности учащихся:

-

занятие

в

классе.

При

закреплении

или

повторении

изученного

детям

выдаются

индивидуальные задания - тренажеры, карточки. Дети работают самостоятельно, затем

работа проверяется и оценивается.

-групповые

занятия.

У

детей,

обучающихся

по

индивидуальному

маршруту,

одна

проблема,

например: "

Правописание

безударных

гласных

в

корне

слова".

Учитель

объединяет их в одну группу и проводит для них групповое занятие.

-самостоятельное изучение материала. Эту форму организации использовать можно при

обучении сильного ученика. Приведу пример: Учитель дает задание для самостоятельного

изучения: "Выучи и научись применять правило "Непроизносимые согласные в корне

слова". Затем педагог проверяет правило и умение применить его в упражнениях.

-домашняя самостоятельная работа. Повторив правило с учителем, ребенок получает д/з

на несколько дней. В назначенное время учитель проверяет его и обязательно оценивает.

Все занятия и оценки фиксируются в журнале индивидуального - маршрута, который

составляет учитель и его заполняет.

5

Сейчас мы посмотрим, как нужно планировать работу по индивидуальному маршруту.

Алгоритм составления плана работы по индивидуальному образовательному

маршруту:

1) Составлять план нужно всегда с диагностики общеучебных умений и навыков.

2) Затем выяснить причины низкой успеваемости.

Причинами могут быть:

переход на другой УМК

несформированность самоконтроля

отсутствие устойчивых мотивов учения

проблемы в знаниях, умениях, навыках ученика, вследствие нерегулярности работы

на уроке.

нарушение фонематического слуха

бедность словарного запаса

общее недоразвитие речи

несформированность познавательной деятельности

3) Исходя из выявленных причин определяем направления коррекционной работы.

Например:

*ликвидация общего отставания по программе

*обогащение словаря и развития речи

*формирование мотивов учебной деятельности. Обратить внимание на создание ситуации

успеха, перед ребенком ставить небольшие по объему и доступные по трудности задачи.

4) Определив направление коррекционной работы, составляем планирование маршрута

и проводим работу по реализации плана.

Примерная схема составления тематического планирования индивидуального маршрута:

№ Дат

а

Тема

занятия

Форма организации

деятельности ученика

Домашнее

задание

Примечани

е

Определяем день, когда будут проходить занятия (не реже 1 раза в неделю). Если же

ребенку требуется консультация, он может обратиться к учителю в любой день.

5) Подведение итогов. Это диагностические работы.

Если проблемы ликвидированы - маршрут закрывается, если нет - работа продолжается.

В результате такой работы по индивидуальному образовательному маршруту у детей

сформировались основы учебно-познавательной компетенции:

они научились самостоятельно самоорганизовываться на занятии.

6

умеют планировать свою работу

могут оценить и проанализировать свою работу.

Итак,

решение

проблемы

формирования

учебно-познавательной

компетентности

учащихся

в

процессе

обучения

является

весьма

сложным

процессом.

Внедрение

в

учебный

процесс

комплекса

методик

и

технологий,

способствует

результативности.

Только деятельностный характер обучения, организация самостоятельной работы

учащихся

с

различными

источниками

информации

на

уроках

позволяет

формировать

учебно-познавательные

компетенции

на

материале

содержания

учебного предмета.

И закончить хочу словами китайской мудрости:

"Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню.

Вовлеки меня и я научусь".

7



В раздел образования