Автор: Фролова Татьяна Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Шептуховская СОШ"
Населённый пункт: Курская область Кореневский район
Наименование материала: Выступление на МО учителей начальных классов
Тема: "Пути формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся"
Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шептуховская средняя общеобразовательная школа»
Выступление
на МО начальных классов
по теме: «Пути формирования учебно-
познавательных компетенций обучающихся»
подготовила учительница начальных классов:
Фролова Татьяна Павловна
2016/2017 учебный год
1
Пути формирования учебно - познавательных
компетенций обучающихся
Модернизация
образования,
в
том
числе
и
школьного,
обусловлена
изменениями,
происходящими в современном обществе. С одной стороны, изменилась ситуация на
рынке
труда.
В
меняющемся
мире
система
образования
должна
формировать
такое
качество, как профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы
деятельности.
С
другой
стороны,
происходит
глобальная
информатизация
общества.
Именно с этим связано появление многих идей компетентностного подхода в образовании.
Компетентностный
подход
выдвигает
на
первое
место
не
информированность
учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях
людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек
хорошо
осведомлен,
обладает
познаниями
и
опытом. По
мнению
доктора
педагогических
наук
Германа
Селевко, компетенция
-
это
готовность
субъекта
эффективно
организовать
внутренние
и
внешние
ресурсы
для
постановки
и
достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки,
компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и
т.д.
С
позиций
компетентностного
подхода
основным
непосредственным
результатом
образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему
характеру и степени применимости компетенции.
Ключевые компетенции - способности
личности
справляться
с
самыми
различными
задачами.
Их
формирование
осуществляется в рамках каждого учебного предмета. В современной методической
печати
сформулированы
разнообразные
ключевые
компетенции,
над
формированием
которых должен работать современный учитель.
Существует семь ключевых образовательных компетенций: 1).ценностно-смысловая,
2).общекультурная,
3).учебно-познавательная,
4).информационная,
5).коммуникативная,
6).социально-трудовая, 7).компетенция личностного самосовершенствования.
В своём докладе я остановлюсь на формировании учебно-познавательных компетенций
учащихся.
Согласно Хуторскому Андрею Викторовичу, учебно-познавательные компетенции -
это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной
деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной
деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят
способы
организации
целеполагания,
планирования,
анализа,
рефлексии,
самооценки.
По
отношению
к
изучаемым
объектам
ученик
овладевает
креативными
навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности,
владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных
ситуациях.
Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через
деятельностный подход к обучению.
Приведу примеры формулировок учебно-познавательных компетенций в
деятельностной форме:
ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
2
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-
познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений,
обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических
методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием
компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
иметь опыт восприятия картины мира.
Определение
содержания
учебно-познавательной
компетентности
школьников
предусматривает
раскрытие
сущности
учебно-познавательной
деятельности,
при
осуществлении которой собственно и проявляется данная компетентность.
Учебно-познавательную
деятельность
определяют
как
самоуправляемую
деятельность учащегося по решению личностно-значимых и социально-актуальных
реальных познавательных проблем, сопровождающуюся овладением необходимыми
для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению
информации.
Для
формирования
учебно-познавательных
компетенций
необходимы
современные
технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и
проектного обучения; развития критического мышления; обучения в глобальном
информационном сообществе и другие.
Учебный
процесс,
целью
которого
является
формирование
учебно-познавательной
компетентности,
должен
развиваться
в
рамках
личностно-деятельностного
подхода.
Считаю,
что
одним
из
активных
методов
формирования
учебно-познавательной
компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к
воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе
активных
умственных
действий.
Эта
активность
проявляется
в
том,
что
ученик,
анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам
получает из него новую информацию.
На уроках предлагаю учащимся учебно-познавательные задания в необычной форме,
создавая различные игровые ситуации. Что в обучении, чаще всего вызывает удивление
школьника, ставит его в проблемную ситуацию. Прав физик Луи де Бройль, сказавший:
"Удивление
-
мать
открытия".
Вопросы
и
задания
должны
не
только
создать
проблемную
ситуацию,
но
и
содержать
в
себе
новизну
информации,
необычность,
неожиданность,
странность,
несоответствие
прежним
представлениям
и
красоту.
Это
повышает познавательный интерес к предмету.
В
сочетании
с
постановкой
проблемного
вопроса,
задач
и
заданий
наиболее
эффективным способом активизации познавательной деятельности является наглядность
(картины,
иллюстрации,
схемы,
таблицы,
опорные
конспекты
и
т.д.).
Демонстрируя
слайды,
учебные
фильмы
и
другие
аудиовизуальные
средства,
я
делаю
паузу
для
постановки проблемных вопросов, на которые ученики должны получить ответ в ходе
просмотра.
Среди
педагогических
технологий
наиболее
известна технология листов опорных
сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС).
3
О роли схем логических связей в обучении писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что
схемы
"научают
выделять
главное
и
основное,
приучают
отыскивать
и
устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок".
На уроках использую и схемы, и опорные сигналы, диаграммы, графики. Их роль очень
важна,
ведь
в
процессе
обучения
созерцание
обычно
соединено
с
мышлением,
активизирует и концентрирует его. На уроках в начальной школе применимы игровые
технологии, вызывающие огромный интерес школьников, особенно слабоуспевающих.
Т.к. игры и игровые упражнения способствуют развитию и концентрации внимания и
памяти,
восприятия
и
мышления.
Развивающие
упражнения
повышают
активность
учащихся, усиливают их потребности в знаниях. На своих уроках я даю учащимся такие
игровые упражнения, как:
1.
Найди лишнее слово,
2.
Что такое? Кто такой?;
3.
Отгадай загадку, расшифруй ребус;
4.
Логическая цепочка;
5.
Подбери пару;
6.
Кроссворды, шарады.
7.
Работа с "осколочной картинкой" и др.
Игровые технологии возможно использовать как на уроках, так и в кружковой работе.
Развитию познавательного интереса, активизации учебно-познавательной деятельности
учащихся
способствуют
и групповые
технологии (работа
в
группах).
Группы
формируются по желанию учащихся, с учетом их интересов, и, желательно с разными
учебными возможностями. При коллективной работе действует схема: учитель - коллектив
- ученик. Эта форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную работу,
способствует развитию чувства ответственности и зависимости, самокритичности.
Так
же
одним
из
способов
реализации
данной
компетенции
является
проведение
проверочных работ в форме теста. Тренировочные тестирования небольшого объёма я
провожу регулярно в процессе изучения темы и по итогам её изучения. Тесты содержат
задания не только на воспроизведение фактических знаний, но и на воспроизведение
общеучебных умений и способов деятельности (заполнение таблиц, составление схем,
работа с типовым планом и т.д.). Причем именно умение решать тесты для детей будет
очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в
форме теста.
Важно
так
же
остановиться
на
системе
работы
по
формированию
учебно-
познавательной
компетенции
при
использовании
индивидуальных
-
образовательных
маршрутов или траекторий.
Индивидуальный
образовательный
маршрут
(траектория)
-
это
структурированная
программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.
Причин для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту может
быть несколько.
Индивидуальный образовательный маршрут может разрабатываться
4
для слабого ученика,
для сильного ученика.
Сильный ученик может в виду болезни или других причин пропускать много учебных
дней, его знания нужно привести в норму и ликвидировать пробелы. У слабого ребенка
нужно постоянно поддерживать интерес, мотивацию, ситуацию успеха.
Индивидуальный образовательный маршрут может быть
коротким
длинным
У слабого ученика маршрут может быть рассчитан на весь учебный год, а сильному
ученику бывает достаточно нескольких недель или месяцев.
Обеспечивает индивидуальное обучение учитель, в обязанности которого входит:
оценка готовности ребенка к переходу на обучение по индивидуальному
образовательному маршруту (диагностика ОУУН педагогическая диагностика по
предметам),
выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута,
регулярные встречи с учеником (не реже одного часа в неделю),
корректировка образовательного маршрута,
контакты с родителями ученика,
подведение результатов образовательного маршрута (диагностика ОУУН,
педагогическая диагностика по предметам).
Индивидуальный
образовательный
маршрут
реализуется
через
различные
формы
организации деятельности учащихся:
-
занятие
в
классе.
При
закреплении
или
повторении
изученного
детям
выдаются
индивидуальные задания - тренажеры, карточки. Дети работают самостоятельно, затем
работа проверяется и оценивается.
-групповые
занятия.
У
детей,
обучающихся
по
индивидуальному
маршруту,
одна
проблема,
например: "
Правописание
безударных
гласных
в
корне
слова".
Учитель
объединяет их в одну группу и проводит для них групповое занятие.
-самостоятельное изучение материала. Эту форму организации использовать можно при
обучении сильного ученика. Приведу пример: Учитель дает задание для самостоятельного
изучения: "Выучи и научись применять правило "Непроизносимые согласные в корне
слова". Затем педагог проверяет правило и умение применить его в упражнениях.
-домашняя самостоятельная работа. Повторив правило с учителем, ребенок получает д/з
на несколько дней. В назначенное время учитель проверяет его и обязательно оценивает.
Все занятия и оценки фиксируются в журнале индивидуального - маршрута, который
составляет учитель и его заполняет.
5
Сейчас мы посмотрим, как нужно планировать работу по индивидуальному маршруту.
Алгоритм составления плана работы по индивидуальному образовательному
маршруту:
1) Составлять план нужно всегда с диагностики общеучебных умений и навыков.
2) Затем выяснить причины низкой успеваемости.
Причинами могут быть:
переход на другой УМК
несформированность самоконтроля
отсутствие устойчивых мотивов учения
проблемы в знаниях, умениях, навыках ученика, вследствие нерегулярности работы
на уроке.
нарушение фонематического слуха
бедность словарного запаса
общее недоразвитие речи
несформированность познавательной деятельности
3) Исходя из выявленных причин определяем направления коррекционной работы.
Например:
*ликвидация общего отставания по программе
*обогащение словаря и развития речи
*формирование мотивов учебной деятельности. Обратить внимание на создание ситуации
успеха, перед ребенком ставить небольшие по объему и доступные по трудности задачи.
4) Определив направление коррекционной работы, составляем планирование маршрута
и проводим работу по реализации плана.
Примерная схема составления тематического планирования индивидуального маршрута:
№ Дат
а
Тема
занятия
Форма организации
деятельности ученика
Домашнее
задание
Примечани
е
Определяем день, когда будут проходить занятия (не реже 1 раза в неделю). Если же
ребенку требуется консультация, он может обратиться к учителю в любой день.
5) Подведение итогов. Это диагностические работы.
Если проблемы ликвидированы - маршрут закрывается, если нет - работа продолжается.
В результате такой работы по индивидуальному образовательному маршруту у детей
сформировались основы учебно-познавательной компетенции:
они научились самостоятельно самоорганизовываться на занятии.
6
умеют планировать свою работу
могут оценить и проанализировать свою работу.
Итак,
решение
проблемы
формирования
учебно-познавательной
компетентности
учащихся
в
процессе
обучения
является
весьма
сложным
процессом.
Внедрение
в
учебный
процесс
комплекса
методик
и
технологий,
способствует
результативности.
Только деятельностный характер обучения, организация самостоятельной работы
учащихся
с
различными
источниками
информации
на
уроках
позволяет
формировать
учебно-познавательные
компетенции
на
материале
содержания
учебного предмета.
И закончить хочу словами китайской мудрости:
"Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь".
7