Автор: Зайцева Ирина Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ "СОШ №40 с УИОП" г. Воркуты
Населённый пункт: Республика Коми г. Воркута
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные формы проведения родительского собрания
Раздел: среднее образование
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Направления деятельности классного руководителя обширны и разнообразны: учение,
здоровье детей, досуг, общение. Но главным направлением деятельности я считаю работу
с родителями. Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и
четко организованная система сотрудничества (педагог, родитель, ребенок). Родительское
собрание
остаётся
на
протяжении
многих
лет
наиболее
распространенной
формой
организации работы с родителями. К 7,8 классу наблюдается спад активности родителей.
Не многие папы и мамы стремятся на «вечерние встречи», где на них обрушивается
«снежный
ком»
успеваемости
класса
или
лекция
о
возрастных
особенностях
детей.
Проведенное анкетирование родителей учащихся этих классов и анализ ответов родителей
(всего
было
опрошено
143
человека),
выявил,
что
основной
причиной
нежелания
родителей посещать собрание в школе является неинтересная и однообразная форма
проведения собрания. Эту причину назвали 89% всех опрошенных мной родителей. Вот
почему педагогам приходится находить новые, нестандартные формы работы.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости я
провожу их чаще. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых
ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний
и
мере
интеллектуальных
усилий,
соответствующих
познавательной
и
нравственной
мотивации.
К
родительскому
собранию
я
готовлю
выставку
работ
учащихся,
их
достижений,
и
не
только
в
учебной
деятельности.
Мультимедийная
презентация
с
фотографиями помогает родителям увидеть их детей в различных видах деятельности.
Многие семьи были рады презентовать свои традиции, умения, достижения.
Собрание-
презентация (мастер-класс) может стать прекрасной площадкой для таких презентаций и
обмена
опытом
в
вопросах
воспитания
детей.
Данная
форма
школьного
собрания
побуждает родителей к анализу собственных достижений и неудач, соотношению их с
теми способами и воспитательными приемами, которые эффективно используют другие
родители.
Одной из новых форм взаимодействия с родителями является родительское собрание,
проводимое в форме студии. Суть студийных занятий – это обучение на трёх уровнях:
теоретическом,
практическом,
технологическом.
Оно
проводится
в
виде
групповой
дискуссии, “круглого стола” или имитационно-ролевой игры, в конце которой проводится
рефлексия. Главное отличие собраний – студий от традиционных собраний:
- неформальный характер общения педагогов и родителей;
- равноправное положение и активность всех участников обсуждения;
- положительный эмоциональный фон, который создаётся за счёт просмотра занятий, игр,
видеозаписей разнообразной работы с детьми в рамках обсуждаемой темы;
- обязательная рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.
Почему бы не провести собрание (или его часть) в форме аукциона? В качестве лотов –
полезные советы родителей по теме встречи. Каждая рекомендация оценивается другими
родителями с помощью фишек. Советы, получившие максимальное количество фишек,
размещаются на стенде, посвященном взаимодействию семьи и школы.
Хорошо, когда у вас и ваших родителей существуют традиции. Это могут быть бутылочки с
пожеланиями, черный ящик для отрицательных эмоций, устный журнал. Иногда новый
взгляд
на
проблему
в
нестандартной,
игровой
ситуации
помогает
в
корне
изменить
отношение к ней. Рассказ из «Веселых картинок». Учитель сказал каждый человек своим
поведением напоминает какое нибудь животное. Попробуйте нарисовать своих мам и пап в
виде симпатичных животных. Когда, я пришел домой, папа лежал на диване и читал газету.
Мама возвратилась с работы с тяжелыми сумками. Я нарисовал папу медведем в берлоге, а
маму верблюдом с огромными тюками. Потом родители спросили, для чего я рисую, и
посоветовали не выдавать домашних секретов. Папа с казал: «Нарисуй меня лучше в виде
бобра, а мама пусть будет беззаботно порхающей птичкой» Я так и сделал. Я сдал рисунок
учителю. И тогда папу привлекли к ремонту школы, а маму заставили петь в родительском
хоре.
Новая форма взаимодействия? Да. Какими будут ваши формы работы? Решать вам. Я нашла
свое решение: надо быть естественной, искренней и нестандартной.
Классный руководитель, учитель английского языка
МОУ «СОШ №40 с УИОП» г. Воркуты
Зайцева Ирина Владимировна