Автор: Слесаренко Лариса Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №20 "Алиса"
Населённый пункт: г.Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкально-ритмические движения как средство воспитания всесторонне-развитой личности ребенка"
Раздел: дошкольное образование
«Музыкально-ритмические движения, как средство воспитания
всесторонне-развитой личности ребенка»
" Танец - это мать всех искусств. Музыка
и поэзия существуют во времени, живопись и
архитектура в пространстве. Но танец живет
одновременно во времени и пространстве"
К. Закс
Движение под музыку – любимое занятие малышей. Еще не научившись
говорить, ребенок чувствует ритм, эмоционально откликается на звучание веселой
мелодии.
Поэтому
приобщение
детей
дошкольного
возраста к
музыкальному
движению, исполнение танцев – одно из наиболее приятных занятий.
Музыкально–ритмические
движения
составляют
основную
потребность
детей дошкольного возраста. Единство музыки и движения обеспечивает решение
задач как нравственного, так и эстетического развития. Движение обеспечивает
восприятие музыки, а музыка помогает запомнить движение. Так, дополняя друг
друга, они воспитывают у детей любовь к музыке, ощущение пластики, ритма,
координацию, музыкальную память, формируют эстетический вкус.
Цель
музыкально
–
ритмических
занятий
–
дать
ребёнку
необходимые
двигательные навыки, увлечь, заинтересовать его музыкой, дать возможность
почувствовать
радость
от
ощущения
своего
тела,
свободно
двигающегося
и
подчиняющегося музыкальному ритму.
Не смотря на все усилия педагогов, создающих программы и воплощающих
их в жизнь современного детского сада, не все дети настолько владеют своим
телом, чтобы своё эмоциональное переживание, вызванное музыкой, выразить в
художественном движении.
Поэтому
владение
своим
телом,
осознанное
движение
позволит
глубже
воспринимать музыку и более ярко выразительно передавать то эмоциональное
состояние, которое она у детей вызывает. Осознанное движение, рождённое как
адекватное
воплощение
музыкального
образа,
усиливает
эмоциональное
переживание содержания музыки.
Ритмика прекрасно развивает творческое воображение, овладевая
разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки. У них
развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка, координация,
улучшается осанка.
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает
не
только
разнообразными
двигательными
умениями,
навыками,
но
также
и
опытом творческого осмысления музыки, её эмоционально-телесного выражения.
Именно этот опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и
другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это
может быть и последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в
музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д.
Музыкально-ритмические занятия позволяют решать следующие задачи:
развивать
силу,
выносливость,
ловкость,
гибкость,
координационные
способности;
укреплять здоровье детей, их всестороннее физическое развитие;
развивать основы музыкальной культуры;
развивать
музыкальные
способности
(эмоциональная
отзывчивость
на
музыку, слуховые представления, чувство ритма);
учить определять музыкальные жанры ( марш, песня, танец), виды ритмики
( игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия
( высокие и низкие звуки, быстрый и средний, медленный темп, громкая,
умеренно громкая и тихая музыка и т.д.);
формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность
телодвижений, поз;
воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, коммуникабельности,
избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;
воспитывать умения взаимодействовать со взрослыми, сверстниками,
умение радоваться успехам других, вносить вклад в общий успех;
формировать познавательные способности: память, внимание, мышление
( умение наблюдать, сравнивать, анализировать).
Выполнение вышесказанного зависит прежде всего от педагога. Важно, какую
позицию будет занимать педагог
.
Главное - необходимо знать, что развитием
музыкально-ритмических движений надо заниматься с учетом возможностей
каждого ребёнка, с сохранением его психического и физического здоровья.
Задачи педагога:
1.Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из ребёнка;
2.Индивидуально - дифференцированный подход к развитию
творческой личности;
3.Творчество и свобода при выборе средств самовыражения.
4.Учёт возрастных особенностей ребёнка – дошкольника -
деятельностный подход.
На начальном этапе детям очень сложно установить контакт друг с другом,
поэтому я использую игры на развитие коммуникативных способностей. Эти игры
способствуют развитию
произвольного
внимания,
умению
ориентироваться
в
пространстве, развитию индивидуальности, раскрепощению детей.
На
основном
этапе
происходит
работа
над
образом.
Дети
сами
составляют
танцевальные миниатюры, которые позволяют развивать у детей воображение,
координацию, умение войти в образ и передать характер героя движениями
.
В процессе прохождения всех выше перечисленных этапов происходит:
• Самоутверждение личности ребёнка;
• Развитие факторов креативности:
чувствительности; фантазии; изобретательности; оригинальности;
•
Умение владеть телом
(перевоплощение в
образ,
предмет,
ориентировка в пространстве);
• Умение находить музыку в себе (использование звучащих жестов);
• Получать положительные эмоции, необходимые для полноценного
творческого развития личности.
Музыкально ритмические движения чрезвычайно важны для формирования
положительных черт характера, эмоционально волевых качеств личности.
Ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. Это в
свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке,
ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается,
испытывает подъём и жизнерадостность.
Таким образом, музыкально ритмические движения являются воспитывающим
процессом и помогают развитию многих сторон личности ребёнка: музыкально
эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.