Напоминание

"Музыкально-ритмические движения как средство воспитания всесторонне-развитой личности ребенка"


Автор: Слесаренко Лариса Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №20 "Алиса"
Населённый пункт: г.Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкально-ритмические движения как средство воспитания всесторонне-развитой личности ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Музыкально-ритмические движения, как средство воспитания

всесторонне-развитой личности ребенка»

" Танец - это мать всех искусств. Музыка

и поэзия существуют во времени, живопись и

архитектура в пространстве. Но танец живет

одновременно во времени и пространстве"

К. Закс

Движение под музыку – любимое занятие малышей. Еще не научившись

говорить, ребенок чувствует ритм, эмоционально откликается на звучание веселой

мелодии.

Поэтому

приобщение

детей

дошкольного

возраста к

музыкальному

движению, исполнение танцев – одно из наиболее приятных занятий.

Музыкально–ритмические

движения

составляют

основную

потребность

детей дошкольного возраста. Единство музыки и движения обеспечивает решение

задач как нравственного, так и эстетического развития. Движение обеспечивает

восприятие музыки, а музыка помогает запомнить движение. Так, дополняя друг

друга, они воспитывают у детей любовь к музыке, ощущение пластики, ритма,

координацию, музыкальную память, формируют эстетический вкус.

Цель

музыкально

ритмических

занятий

дать

ребёнку

необходимые

двигательные навыки, увлечь, заинтересовать его музыкой, дать возможность

почувствовать

радость

от

ощущения

своего

тела,

свободно

двигающегося

и

подчиняющегося музыкальному ритму.

Не смотря на все усилия педагогов, создающих программы и воплощающих

их в жизнь современного детского сада, не все дети настолько владеют своим

телом, чтобы своё эмоциональное переживание, вызванное музыкой, выразить в

художественном движении.

Поэтому

владение

своим

телом,

осознанное

движение

позволит

глубже

воспринимать музыку и более ярко выразительно передавать то эмоциональное

состояние, которое она у детей вызывает. Осознанное движение, рождённое как

адекватное

воплощение

музыкального

образа,

усиливает

эмоциональное

переживание содержания музыки.

Ритмика прекрасно развивает творческое воображение, овладевая

разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки. У них

развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка, координация,

улучшается осанка.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает

не

только

разнообразными

двигательными

умениями,

навыками,

но

также

и

опытом творческого осмысления музыки, её эмоционально-телесного выражения.

Именно этот опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и

другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это

может быть и последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в

музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д.

Музыкально-ритмические занятия позволяют решать следующие задачи:

развивать

силу,

выносливость,

ловкость,

гибкость,

координационные

способности;

укреплять здоровье детей, их всестороннее физическое развитие;

развивать основы музыкальной культуры;

развивать

музыкальные

способности

(эмоциональная

отзывчивость

на

музыку, слуховые представления, чувство ритма);

учить определять музыкальные жанры ( марш, песня, танец), виды ритмики

( игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия

( высокие и низкие звуки, быстрый и средний, медленный темп, громкая,

умеренно громкая и тихая музыка и т.д.);

формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность

телодвижений, поз;

воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, коммуникабельности,

избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;

воспитывать умения взаимодействовать со взрослыми, сверстниками,

умение радоваться успехам других, вносить вклад в общий успех;

формировать познавательные способности: память, внимание, мышление

( умение наблюдать, сравнивать, анализировать).

Выполнение вышесказанного зависит прежде всего от педагога. Важно, какую

позицию будет занимать педагог

.

Главное - необходимо знать, что развитием

музыкально-ритмических движений надо заниматься с учетом возможностей

каждого ребёнка, с сохранением его психического и физического здоровья.

Задачи педагога:

1.Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из ребёнка;

2.Индивидуально - дифференцированный подход к развитию

творческой личности;

3.Творчество и свобода при выборе средств самовыражения.

4.Учёт возрастных особенностей ребёнка – дошкольника -

деятельностный подход.

На начальном этапе детям очень сложно установить контакт друг с другом,

поэтому я использую игры на развитие коммуникативных способностей. Эти игры

способствуют развитию

произвольного

внимания,

умению

ориентироваться

в

пространстве, развитию индивидуальности, раскрепощению детей.

На

основном

этапе

происходит

работа

над

образом.

Дети

сами

составляют

танцевальные миниатюры, которые позволяют развивать у детей воображение,

координацию, умение войти в образ и передать характер героя движениями

.

В процессе прохождения всех выше перечисленных этапов происходит:

• Самоутверждение личности ребёнка;

• Развитие факторов креативности:

чувствительности; фантазии; изобретательности; оригинальности;

Умение владеть телом

(перевоплощение в

образ,

предмет,

ориентировка в пространстве);

• Умение находить музыку в себе (использование звучащих жестов);

• Получать положительные эмоции, необходимые для полноценного

творческого развития личности.

Музыкально ритмические движения чрезвычайно важны для формирования

положительных черт характера, эмоционально волевых качеств личности.

Ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. Это в

свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке,

ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается,

испытывает подъём и жизнерадостность.

Таким образом, музыкально ритмические движения являются воспитывающим

процессом и помогают развитию многих сторон личности ребёнка: музыкально

эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.



В раздел образования