Автор: Насина Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №10 "Золушка"
Населённый пункт: город Оха, Сахалинская область
Наименование материала: Конспект
Тема: Тема: "Волшебный сундучок старичка – Лесовичкка"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «Волшебный сундучок старичка – Лесовичкка»
Образовательная область «Речевое развитие»грамота
Составила воспитатель I категории МБДОУ д/с №10 «Золушка» города Охи Насина Наталья Викторовна
Программное содержание: Автоматизация звука «Ш»; учить делать звуковой анализ слова, проговаривая
правила о гласных и согласных звуках; продолжать учить делить слова на слоги и определять место звука в
словах; учить называть слова близкие по смыслу; развивать фонематический слух, умение отгадывать
загадки, подражать действиям животных, проговаривать скороговорку; воспитывать любознательность,
интерес, желание не бояться трудностей и побеждать.
Материал: Магнитофон, картинки с изображением животных: лисы, медведя, волка, зайца, белки;
картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук «Ш»; зеркала, полоски-схемы, фишки,
мяч, посылка, сундучок с угощением, ключ, письмо.
Словарная работа: медведюшка, топтыгин, плутовка, резвится.
Предварительная работа: Игры со звуками: «Кто внимательный?», «Старший и младший братец»; игры со
словами: «Скажи по-другому», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко», «Живые звуки», разучивание
скороговорок, проговаривание чистоговорок, отгадывание загадок на разные звуки.
Индивидуальная работа: Паша, Максим – учить отвечать на вопросы педагога полным ответом, Катя Ч,
Настя, Костя – учить делать звуковой анализ слова, Арина, Валя – учить отгадывать загадки.
Возраст 6 лет
Дата март 2016 год
Время: 30 минут
Педагогические методы:
1)
Словесные с опорой на наглядность (загадки, речевые игры)
2)
Практические (применение детьми знаний на практике, в исправлении ошибок в словесных играх, в
выполнении заданий)
Педагогические приемы:
1)
Игровые – вся деятельность в игровой форме: волшебный сундучок с заданиями, подражание
животным, игры
2)
Наглядные – показ (подражание действиям животных, ходьба, бег, прыжки)
3)
Словесные – образец речи воспитателя, объяснение, вопросы, подсказки, повторы, оценка детской
деятельности самих детей, поощрение
Интеграция образовательных областей:
1)
Социально-коммуникативное развитие
2)
Речевое развитие
3)
Физическое развитие
Ход
Артикуляционная гимнастика:
1)
«Качели» - рот широко открыт. Язык поднимаем вверх к верхним зубам, а затем опускаем вниз к
нижним зубам 7-8 раз.
2)
«Моляр» - рот широко открыт. Кончиком языка водим по нёбу от верхних зубов к основанию 7-8
раз.
3)
«Чашечка» - рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка поднять, но не касаться
зубов. Удерживать язык до 5-6 секунд.
Стук в дверь. Приходит взрослый, приносит посылку. Воспитатель читает: детям, группы «Земляничка» от
старичка – Лесовичка. Ребята, давайте откроем посылку и узнаем что там внутри. (открываю посылку,
достаю письмо и сундучок). Читаю письмо: «Здравствуйте, милые детишки – девчонки и мальчишки. Пишет
вам старичок – Лесовичок из своего волшебного леса. Слышал я, что вы умные, любознательные ребята,
любите заниматься и играть. Тогда я решил отправить к вам своих лесных животных с заданиями. Если вы
отгадаете, что это за животные и выполните их задания, то сможете найти ключ, которым откроете мой
волшебный сундучок и найдете в нем сюрприз для вас. Желаю вам успехов! Старичок – Лесовичок.
-Ребята, хотите узнать, что лежит в волшебном сундучке старичка – Лесовичка?
-Да! Хотим!
-Тогда нам надо отгадать загадки и выполнить задания. Вы готовы?
-Да! Готовы!
1 Загадка: Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (заяц). Молодцы, ребята,
правильно отгадали загадку. А теперь найдите в группе зайца (дети находят зайца). Ребята, назовите
главный признак, особенности зайца (трусливый). Молодцы! Дети, как прыгает заяц? Давайте попрыгаем
как зайчики. Воспитатель берет в руки зайца и читает задание: Назовите, что изображено на картинках?
Какой звук есть в каждом из этих слов? Ответьте, где стоит звук «Ш» в начале, в середине или конце слова.
Разделите слова на слоги. На доске висят картинки: машина, душ, шар, карандаш, шуба, кошка, малыш,
лягушка. В каждом из этих слов есть звук «Ш». Ребята, звук «Ш» - это какой звук гласный или согласный?
(согласный). Почему? Правильно, потому что у него есть преграда: язык поднимается вверх, губы слегка
вытянуты вперед и если мы поднесем ладонь ко рту и произнесем этот звук, то почувствуем, как теплый
воздух «ударяется» о ладонь. Ребята, запомните, что звук «Ш» бывает только твердым и не бывает мягким.
Как шипит змея? (ш-ш-ш). Как шипит гусь? (ш-ш-ш). Дети произносят звук «Ш» протяжно. А теперь вам
задание: разделить слово на слоги и сказать, где стоит звук.
-Настя, раздели слово «машина» на слоги и скажи где находится звук (в слове ма-ши-на 3 слога, потому что
в нем 3 гласных звука, звук «Ш» стоит в середине слова). Так разбираем каждое слово.
-Молодцы, ребята, справились с первым заданием.
2 Загадка: Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса, а зовут её …(лиса). Молодцы! Найдите
в группе лису. Ребята, назовите главный признак лисы (хитрая). Ребята, как ходит лиса? Давайте покажем.
Слушайте задание: Поиграйте в игру «Кто внимательный» с помощью фишек.
-Я буду называть вам звуки, а вы ребята, должны мне показать соответствующую фишку. Но в начале
давайте вспомним, какие бывают звуки.
-Звуки бывают гласные и согласные. У гласных звуков нет преграды, их можно петь – обозначаются они
красными фишками. У согласных звуков есть преграда (губы, зубы, язык). Согласные звуки бывают
твердыми и мягкими, звонкими и глухими.
-Я называю звук, а дети показывают соответствующую фишку (пример: звук «Ш» - синяя фишка, звук «Мʼ» -
зеленая фишка, звук «И» - красная фишка и т.д.). Молодцы! Все старались, были внимательными,
правильно показывали фишки.
3 Загадка: Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьюги вой спит в избушке снеговой (медведь).
Найдите в группе медведя. Назовите его главный признак (косолапый). Молодцы! Ребята как ходит
медведь? Давайте походим как медведь. Медведь хочет, чтобы вы его ласково назвали (медведюшка,
топтыгин, мишка, миша). Медведю понравилось слово «миша» и он хочет, чтобы вы это слово разобрали
по звукам. Дети проходят за столы и разбирают слово «миша».
-Ребята, давайте разделим слово «миша» на слоги с помощью хлопков. Ми-ша. Сколько слогов в слове
«миша»? (два слога). Почему? (потому что в этом слове два гласных звука). Давайте проверим. Воспитатель
называет каждый звук, выделяя его голосом, а дети говорят все про этот звук.
«Мʼ» - мягкий согласный звук, есть преграда: губы смыкаются и размыкаются, обозначаем зеленой фишкой.
«И» - гласный звук, нет преграды, обозначаем красной фишкой.
«Ш» - твердый согласный звук, есть преграда: кончик языка поднимается вверх, обозначаем синей фишкой.
«А» - гласный звук, нет преграды, обозначаем красной фишкой
(каждый звук дети проговаривают и смотрят в зеркало)
-А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Живые звуки». Воспитатель вызывает четверых детей,
обозначает их звуками «Мʼ», «И», «Ш», «А», а остальные дети дают этим звукам задания (например: звук
«Мʼ» присядь, пожалуйста, 3 раза, спасибо; звук «А» топни ногой, пожалуйста, 4 раза, спасибо и т.д.).
-Умницы, справились и с этим заданием. А теперь давайте поиграем в подвижную игру «Мишка вылез из
берлоги»
Мишка вылез из берлоги, Повороты влево и вправо
Огляделся на пороге,
Потянулся он со сна: Потягивания – руки вверх
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. Вращения головой
Наклонился взад – вперед, Наклоны назад - вперед
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни,
И трухлявые пеньки. потом наоборот
Наконец медведь наелся
И на бревнышко уселся. дети садятся
Игра проводится 2 раза.
-Молодцы, ребята, хорошо поиграли, отдохнули.
4 Загадка: Серый, зубастый, по полю рыщет, добычу ищет (волк). Найдите в группе волка. Назовите главный
его признак (злой). Молодцы! Покажите, как волк бегает (дети показывают). Слушайте задание: игра
«Близкие по смыслу» (с мячом)
-Я вам буду называть слово, и бросать мяч, а вы мне близкое по смыслу слово и возвращаете мяч.
Например: Родина-Отчизна; заниматься-учиться. А теперь вы (дети-ребята, работа-труд, грустный-
печальный, радостный-веселый, врач-доктор, зной-жара, старый-ветхий, бежать-мчаться). Молодцы,
хорошо играли, правильно подбирали слова.
5 Загадка: Не мышь, не птица, в лесу резвится. На деревьях живет, и орешки грызет (белка). Найдите в
группе белку. Назовите главный признак белки (шустрая, резвая). Молодцы! Покажите, как скачет белка
(дети прыгают на двух ногах из стороны в сторону). Задание белки: проговорить скороговорку со звуком
«Ш». Шапка, да шубка – вот и весь мишутка (дети проговаривают скороговорку хором и индивидуально).
Молодцы, ребята! Выполнили все задания. А вот он наш заветный ключик, которым мы сможем сейчас
открыть волшебный сундучок старичка-Лесовичка (открываю, и достаю угощение для детей: конфеты,
печенье). Но прежде чем, вы будите угощаться, ответьте мне на следующие вопросы: Какие животные были
у нас в гостях? Какое задание понравилось вам больше всего? Почему? Какое задание было для вас самым
трудным? Подводим итог. Спасибо, ребята, а теперь можно идти угощаться.