Напоминание

Степень изученности понятия "инновации в системе образования" в современных психолого-педагогических исследованиях


Автор: Чернова Марина Николаевна
Должность: магистрантка
Учебное заведение: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского"
Населённый пункт: город Ялта, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Степень изученности понятия "инновации в системе образования" в современных психолого-педагогических исследованиях
Раздел: дошкольное образование





Назад




Чернова Марина Николаевна

магистрантка направления подготовки: 44.04.01 «Педагогическое

образование», магистерская программа «Менеджмент в образовании»

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО

«Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» в г. Ялте

Российская Федерация

СТЕПЕНЬ

ИЗУЧЕННОСТИ

ПОНЯТИЯ

«ИННОВАЦИИ

В

СИСТЕМЕ

ОБРАЗОВАНИЯ»

В

СОВРЕМЕННЫХ

ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Развитие науки и техники, изменение отношений в обществе ввело в

нашу

жизнь

новые

понятия

и

категории.

Категория

«инновации»

относительно молода, и на первых порах использовалась исследователями по

отношению к производственному процессу. В конце 50-х годов двадцатого

столетия

появилось

понятие

«инновационное

обучение»

и

начало

использоваться

в

системе

образования,

стало

предметом

специального

изучения зарубежных ученых и отечественных исследователей (В.С.Лазарев,

М.М.Поташник, Т.И.Шамова).

Появление нового типа обучения было вызвано требованиями к сфере

образования

и

просвещения

в

изменившихся

социально-экономических,

политических

условиях

общественно-экономической

формации

нашего

государства. Так как образование является одним- из основных факторов,

влияющих на развитие человека и общества, то изменение экономической

основы государства, возросший уровень развития наукоёмких технологий

потребовали

серьёзной

перестройки

основных

подходов

к

организации

системы образования в нашей стране, к конструированию педагогической

системы образовательного учреждения, пересмотра системы ценностей и

приоритетов

государственной

политики

в

области

просвещения

и

образования,

изменения

взгляда

на

роль

учителя,

педагога

и

главного

участника процесса обучения и воспитания — ученика, воспитанника. Таким

образом, на смену старому, традиционному (его называют поддерживающим

или воспроизводящим обучением) пришел новый тип обучения, который

получил название инновационного.

Проблемы

инновационного

обучения

стали

предметом

изучения

педагогической

инноватики

сферы

науки,

изучающей

развитие

инновационных процессов в образовательных учреждениях.

В настоящее время исследованы многие аспекты данной проблемы:

-

в о п р о с ы

у п р а вл е н и я

и н н о ва ц и о н н ы м и

п р о ц е с с а м и

в

образовательных

учреждениях

(И.И:Аркин; К . Ю . Бе л а я , Л.А.Иванова,

В.И.Зверева,

В.Ю.Кричевский,

В.С.Лазарев,

А.В.Лоренсов,

Г.П.Новикова,

М.М.Поташник, В.И:Рыбакова, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова, О.Г.Хомерики,

Р.Ю.Юсуфбекова и другие;

-

проблемы диагностики и педагогического сопровождения опытно-

экспериментальной.

работы,

педагогов

и

педагогических

коллективов

образовательных учреждений (В.С.Безрукова, Н.В.Рогожкина, Л.Н.Давыдова,

А.Р.Тимербулатова, Е.П.Тонконогая и другие;

-

критерии

уровня

инноваций

и

методы

их

экспертной

оценки

Д.Л:Бенькович, В.ИЗагвязинский, М.В.Кларин, Н.П.Кузькин, А.Б.Кузнецов,

В.М.Никитин, Л.С.Подымова^ В.А.Сластенин и другие;

-

особенности

мотивации

творчества

как

фактор

эффективности

инновационной

деятельности

(Л.Г.Богословец,

С.А.Гильяминов,

В.А.Кан-

Калик, Н.И.Лапин, А.И.Пригожин, Р.Х.Шакуров и другие);

-

проведён

анализ

факторов,

влияющих

на

ход

инновационных

п р о ц е с с о в

в

о б р а зо ват е л ь н ы х

у ч р е ж д е н и я х

( В . И . А н д р е е в а ,

С.Ф.Багаутдинова, Н.И.Войтина; Н.В.Горбунова, Л.А.Иванова, Д.Ф.-Ильясов,

В.Н.Казакова,

В.Л.Ляудис,

Т.Г.Навазова,

Н.Ю.Степанова,

Г.В.Яковлева

и

другие).

Рассмотрим, как трактуется в современной теоретической литературе

основные понятия инноватики «новшество», «инновации», «нововведения».

Понятие

«инновация»

впервые,

появилось

в

исследованиях XIX

века

и

означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его

значение до сих пор сохранилось в этнографии. В начале XX века появилось

понятие

технические

нововведения

в

сфере

материального

производства.

Самым старым: термином считается- термин, данный Э.М.Роджерсом, на

основе

обзора;

западных

исследований

в

области

новшеств

агрономии,

промышленности и медицины.

В педагогической теории в определении фазными авторами основных

понятий

(инновация,

новшество,

нововведения)

существуют

некоторые

разногласия.

Согласно

первой

позиции

(Б.

М.

Коджаспирова,

А. Ю. Жбджаспиров,

С.

А.

Бараннникова)

считают

понятия

«новшество,

нововведения,

инновации»

-

синонимами.

Сюда

же

можно

отнести

исследователей, которые не делают четкого разграничения между понятиями

«новшество,

нововведения,

инновации»,

связывают

данные

категории

с

внесением

элементов

нового

в

изучаемый

объект

(Н.В.Горбунова,

В.Н.Кузькин, И.П.Подласый, Л.В.Поздняк и другие.

Исследователи,

представляющие

вторую

позицию,

К.Ю.Белая,

С.Ф.Багаутдинова,

В.С.Лазарев,

А.В.Лоренсов,

М.М.

Шоташник,

О.Г.Хомерики и другие группируют данные понятия, считая синонимами

«новое — новшество», «инновации — нововведения». Новшество - это

именно новое средство, новый метод, методика, технология, программа и

т.д. Инновации — нововведение — это процесс освоения этого средства.

Нововведение

определяется

данными

авторами

как

целенаправленное

изменение,

вносящее

в

среду

внедрения

новые

стабильные

элементы

(новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

При

определении

понятия

«инновационный

процесс»

К.Ю.Белая,

В.С.Лазарев, М.М.Поташник используют

категорию

«деятельность».

Инновационный процесс — это комплексная деятельность по созданию,

освоению, использованию и распространению новшеств .

Согласно

исследователям

третьей

позиции (Т.М.

Давыденко;

Т.И.Шамоваи другие инновационный процесс включает в себя инновации,

нововведениями-условия, обеспечивающие успешность перевода системы в

новое

качественное

состояние.

В

инновационном

процессе

Т.И.Шамова

выделяет

содержательную

и

организационную

стороны.

Содержательная

сторона инновационных процессов – это научная идея и технология её

реализации.

А

нововведения

это

организационный

механизм

использования

инноваций,

позволяющий

перевести

систему

из

одного

качественного состояния в другое.

Таким

образом,

несмотря

на

некоторое

различие

обозначенных

позиций

ученых,

можно

сделать

вывод,

что

общей

основой

понятий

«новшество», «инновации», «нововведения» является внесение элементов

нового в изучаемый объект, приводящий к его развитию. В исследовании мы

будем придерживаться данной точки зрения.



В раздел образования