Автор: Чернова Марина Николаевна
Должность: магистрантка
Учебное заведение: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского"
Населённый пункт: город Ялта, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Степень изученности понятия "инновации в системе образования" в современных психолого-педагогических исследованиях
Раздел: дошкольное образование
Чернова Марина Николаевна
магистрантка направления подготовки: 44.04.01 «Педагогическое
образование», магистерская программа «Менеджмент в образовании»
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО
«Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» в г. Ялте
Российская Федерация
СТЕПЕНЬ
ИЗУЧЕННОСТИ
ПОНЯТИЯ
«ИННОВАЦИИ
В
СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ»
В
СОВРЕМЕННЫХ
ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Развитие науки и техники, изменение отношений в обществе ввело в
нашу
жизнь
новые
понятия
и
категории.
Категория
«инновации»
относительно молода, и на первых порах использовалась исследователями по
отношению к производственному процессу. В конце 50-х годов двадцатого
столетия
появилось
понятие
«инновационное
обучение»
и
начало
использоваться
в
системе
образования,
стало
предметом
специального
изучения зарубежных ученых и отечественных исследователей (В.С.Лазарев,
М.М.Поташник, Т.И.Шамова).
Появление нового типа обучения было вызвано требованиями к сфере
образования
и
просвещения
в
изменившихся
социально-экономических,
политических
условиях
общественно-экономической
формации
нашего
государства. Так как образование является одним- из основных факторов,
влияющих на развитие человека и общества, то изменение экономической
основы государства, возросший уровень развития наукоёмких технологий
потребовали
серьёзной
перестройки
основных
подходов
к
организации
системы образования в нашей стране, к конструированию педагогической
системы образовательного учреждения, пересмотра системы ценностей и
приоритетов
государственной
политики
в
области
просвещения
и
образования,
изменения
взгляда
на
роль
учителя,
педагога
и
главного
участника процесса обучения и воспитания — ученика, воспитанника. Таким
образом, на смену старому, традиционному (его называют поддерживающим
или воспроизводящим обучением) пришел новый тип обучения, который
получил название инновационного.
Проблемы
инновационного
обучения
стали
предметом
изучения
педагогической
инноватики
—
сферы
науки,
изучающей
развитие
инновационных процессов в образовательных учреждениях.
В настоящее время исследованы многие аспекты данной проблемы:
-
в о п р о с ы
у п р а вл е н и я
и н н о ва ц и о н н ы м и
п р о ц е с с а м и
в
образовательных
учреждениях
(И.И:Аркин; К . Ю . Бе л а я , Л.А.Иванова,
В.И.Зверева,
В.Ю.Кричевский,
В.С.Лазарев,
А.В.Лоренсов,
Г.П.Новикова,
М.М.Поташник, В.И:Рыбакова, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова, О.Г.Хомерики,
Р.Ю.Юсуфбекова и другие;
-
проблемы диагностики и педагогического сопровождения опытно-
экспериментальной.
работы,
педагогов
и
педагогических
коллективов
образовательных учреждений (В.С.Безрукова, Н.В.Рогожкина, Л.Н.Давыдова,
А.Р.Тимербулатова, Е.П.Тонконогая и другие;
-
критерии
уровня
инноваций
и
методы
их
экспертной
оценки
Д.Л:Бенькович, В.ИЗагвязинский, М.В.Кларин, Н.П.Кузькин, А.Б.Кузнецов,
В.М.Никитин, Л.С.Подымова^ В.А.Сластенин и другие;
-
особенности
мотивации
творчества
как
фактор
эффективности
инновационной
деятельности
(Л.Г.Богословец,
С.А.Гильяминов,
В.А.Кан-
Калик, Н.И.Лапин, А.И.Пригожин, Р.Х.Шакуров и другие);
-
проведён
анализ
факторов,
влияющих
на
ход
инновационных
п р о ц е с с о в
в
о б р а зо ват е л ь н ы х
у ч р е ж д е н и я х
( В . И . А н д р е е в а ,
С.Ф.Багаутдинова, Н.И.Войтина; Н.В.Горбунова, Л.А.Иванова, Д.Ф.-Ильясов,
В.Н.Казакова,
В.Л.Ляудис,
Т.Г.Навазова,
Н.Ю.Степанова,
Г.В.Яковлева
и
другие).
Рассмотрим, как трактуется в современной теоретической литературе
основные понятия инноватики «новшество», «инновации», «нововведения».
Понятие
«инновация»
впервые,
появилось
в
исследованиях XIX
века
и
означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его
значение до сих пор сохранилось в этнографии. В начале XX века появилось
понятие
технические
нововведения
в
сфере
материального
производства.
Самым старым: термином считается- термин, данный Э.М.Роджерсом, на
основе
обзора;
западных
исследований
в
области
новшеств
агрономии,
промышленности и медицины.
В педагогической теории в определении фазными авторами основных
понятий
(инновация,
новшество,
нововведения)
существуют
некоторые
разногласия.
Согласно
первой
позиции
(Б.
М.
Коджаспирова,
А. Ю. Жбджаспиров,
С.
А.
Бараннникова)
считают
понятия
«новшество,
нововведения,
инновации»
-
синонимами.
Сюда
же
можно
отнести
исследователей, которые не делают четкого разграничения между понятиями
«новшество,
нововведения,
инновации»,
связывают
данные
категории
с
внесением
элементов
нового
в
изучаемый
объект
(Н.В.Горбунова,
В.Н.Кузькин, И.П.Подласый, Л.В.Поздняк и другие.
Исследователи,
представляющие
вторую
позицию,
К.Ю.Белая,
С.Ф.Багаутдинова,
В.С.Лазарев,
А.В.Лоренсов,
М.М.
Шоташник,
О.Г.Хомерики и другие группируют данные понятия, считая синонимами
«новое — новшество», «инновации — нововведения». Новшество - это
именно новое средство, новый метод, методика, технология, программа и
т.д. Инновации — нововведение — это процесс освоения этого средства.
Нововведение
определяется
данными
авторами
как
целенаправленное
изменение,
вносящее
в
среду
внедрения
новые
стабильные
элементы
(новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
При
определении
понятия
«инновационный
процесс»
К.Ю.Белая,
В.С.Лазарев, М.М.Поташник используют
категорию
«деятельность».
Инновационный процесс — это комплексная деятельность по созданию,
освоению, использованию и распространению новшеств .
Согласно
исследователям
третьей
позиции (Т.М.
Давыденко;
Т.И.Шамоваи другие инновационный процесс включает в себя инновации,
нововведениями-условия, обеспечивающие успешность перевода системы в
новое
качественное
состояние.
В
инновационном
процессе
Т.И.Шамова
выделяет
содержательную
и
организационную
стороны.
Содержательная
сторона инновационных процессов – это научная идея и технология её
реализации.
А
нововведения
—
это
организационный
механизм
использования
инноваций,
позволяющий
перевести
систему
из
одного
качественного состояния в другое.
Таким
образом,
несмотря
на
некоторое
различие
обозначенных
позиций
ученых,
можно
сделать
вывод,
что
общей
основой
понятий
«новшество», «инновации», «нововведения» является внесение элементов
нового в изучаемый объект, приводящий к его развитию. В исследовании мы
будем придерживаться данной точки зрения.