Автор: Камальдинова Фирдалия Минулловна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ гимназия №102
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок по кулинарии в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование
Центр педагогических инноваций им. К. Д. Ушинского
«НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
Группа: Дидактический материал учителям ИЗО, черчения, технологии
УРОК ПО КУЛИНАРИИ
С ИНТЕГРАЦИЕЙ ЧЕРЧЕНИЯ И ИЗО
ДЛЯ 5 КЛАССА
ТЕМА УРОКА: БЛЮДА ИЗ ЯИЦ
Автор:
Камальдинова Фирдалия Минулловна
учитель технологии
Республика Татарстан
г. Казань
Межшкольный учебный комбинат №1
Московского района
Руководитель группы:
Казань- 2015 год
Тема урока № 7: Блюда из яиц
Образовательные
цели/задачи
учащегося
на
уроке:повторить
понятия
пищевая
ценность
продуктов,
усвоить
понятия
«технология
приготовления
яичных
блюд»,
«омлет»,
«яичница-
глазунья»; овладеть умениями: - определение свежести
яиц; - выполнения чертежа яйца;
-
выполнения задания по выбранному способу действия.
Образовательные цели/задачи педагога на уроке: создать условия: - для формирования знаний о
технологии приготовления яичных блюд, о строении яйца;- для формирования практических
умений
по
приготовлению
яичных
блюд
с
соблюдением
правил
безопасности
труда;-
для
выполнения чертежа строения яйца.
Развивающие
цели:
Развитие
умений
обосновывать
свои
действия,
понимать
необходимость
грамотного
выполнения
чертежных
работ,
обеспечивать
самоконтроль,
развивать
творческую
фантазию.
Совершенствовать
умения
и
приемы
учебной
работы
(использовать
чертежные
инструменты, вести записи материала).
Воспитательные цели: Формировать интерес к предмету, добросовестное отношение к работе,
уважительное отношения к труду людей разных профессий.
Профессиональная ориентация: профессии повар, архитектор.
Интеграция: история, физика, черчение,естествознание,ИЗО, технология.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: изучение нового материала, объяснение, демонстрация, выполнение чертежных и
практических творческих заданий, конкурс.
Методы обучения: объяснительно-демонстрационный, проблемный.
Практическая работа: определение качества яиц, освоение технологии приготовления
яичных
блюд, выполнение чертежа яйца в разрезе, зарисовка домашней птицы.
Материально-техническое
обеспечение
урока:ноутбук,
проектор,
экран,
чертежный
лист
А4,
штангенциркуль, циркуль, карандаш, линейка, электроплита, овоскоп, миксер, инвентарь (стакан,
миска, сковорода,
лопаточка, кастрюля), продукты (яйца, масло, соль, молоко, морковь, перец
горошком, свежая зелень).
Дидактическое
обеспечение
урока:Презентация
1
«Это
удивительное
яйцо!»;
видеоролик
«Птицефабрика»; карточки-термины (вкрутую, всмятку, в «мешочек», яичница-глазунья, омлет,
овоскоп, меланж, пуга, сальмонелла, чертеж, эскиз, технический рисунок, штангенциркуль); тест в
электронном
виде
«Строение
яйца».
Карточки-задания:
Приложение
1«Определение
качества
яйца»; Приложение 2Конкурс «Мой цыпленок», «Приготовление яичных блюд»;Приложение3
«Последовательность
построения
чертежа»;
Приложение
4
«Строение
яйца»;
Приложение
5
«Результаты эксперимента (фото)».
Планируемые результаты обучения:
Предметные: Знания о значении яиц в питании человека, об использовании яиц в кулинарии, о
способах определения свежести яиц. Умения определять свежесть яиц, готовить блюда из яиц.
Личностные: Стремление к приобретению знаний и умений.
Предметные: Понимание понятий яйцо вкрутую, всмятку, в «мешочек», яичница-глазунья, омлет,
овоскоп, пуга, сальмонелла, чертеж, эскиз, технический рисунок, масштаб, штангенциркуль. Уметь
определять свежесть яйца, готовить яичные блюда, начертить строение яйца.
Метапредметные: регулятивные - планирование и контролирование работы, познавательные –
извлечение
информации
из
беседы,
коммуникативные
–
умение
работать
в
группе
и
индивидуально.
Универсальные учебные действия
Личностные: развитие трудолюбия, осознание своих возможностей.
Познавательные: выбор способов определения качества продуктов, приготовления пищи, способов
иллюстрации строения яйца;
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция заданий.
Предварительная домашняя подготовка учащихся к уроку: - подумать «Где используется яйцо и его
форма?», - на листе формата А4 нарисовать яйцо.
ХОД УРОКА
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учащегося
Приемы,
метапредметные
УУД
1.Организационный
момент
Активация
учащихся
-Добрый день! Проведем с вами
с л е д у ю щ е е
у п р а ж н е н и е :
Изобразите - в воздухе большой
к р у г
д в у м я
р у к а м и ,
одновременно
подтягиваясь
на
« цы поч ка х » ;
-
и з о б р а з и т е
циркуль, стоя сначала на одной
ноге, затем на другой, сохраняя
равновесие;
-
подтянитесь
всем
телом, в одну линию, не отрывая
пяток
от
пола
(глубокий
вдох
через
нос)
и
расслабьте
тело
с
выдохом
через
рот.
Вспомните:
«Какой
у
вас
рост
и
чем
его
измеряют?»
Н а с т р а и в а е т
н а
у р о к ,
определяет отсутствующих
Приветствуют
учителя,
выполняют
упражнение.
Подготавливают
рабочие тетради,
инструменты.
Л.:
м оби ли з а ц и я
внимания,
г о т о в н о с т и
к
п р и е м у
и
переработке
информации.
2.Постановка цели и
з а д а ч
у р о к а .
Мотивация
деятельности
через
проблемную
ситуацию
Создать
условия
для
проявления
инте ре с а
к
уроку
- К а к
п р и г о т о в и т ь
б л ю д о ,
с о с тоя щ е е
и з
1 к г
л ю б о г о
продукта,
1кг
воды
и
1кг
соли
при
условии
–
кушанье
не
должно быть пересоленным?
Расскажу
я
вам
сказку.
В
некотором царстве, в некотором
г о с у д а р с т в е
в ы б и р а л и
п р и д в о р н о г о
п о в а р а .
Претендентов
было много. Как
отобрать
среди
них
наиболее
умелого
и
сметливого?
Все
кандидаты
в
повара
отказались
у ч а с т во ват ь
в
ко н к у р с е п о
р е ш е н и ю
п о с т а в л е н н о й
задачи.Может быть он среди вас?
П о д в о д и т
к
о с о з н а н и ю
потребности
человека
уметь
готовить блюда и роли повара в
разные века.
- А
и с т о р и я
з а в е р ш а е т с я
следующим.В
1кг
воды
повар
добавил 1кг соли и сварил 1кг
яиц, разумеется, в скорлупе.
-Какое блюдо приготовил повар?
-Вы все хорошо знаете русскую
народную сказку«Курочка-Ряба».
Т а к
п о ч е м у
ж е
я й ц о ,
действительно
можно
назвать
золотым?Чем оно полезно? Какие
вы
умеете
готовить
блюда
из
я и ц ?
( с л а й д
2 ) .
Н а з о в и т е
домашних птиц (слайд 3).
-Как
называется
изображение
любого изделия на листе бумаги?
(Эскиз, рисунок, чертеж).
-
Назовите
геом ет рич е ские
формы разных предметов (слайд
4).
-Какую
форму
имеет
яйцо?
(Овал) (слайд 5).
-Покажите
свои
рисунки
яйца?
Почему они разные по размеру?
-Как измерить яйцо и построить
Строят
предположения,
анализируют
свои
д о г а д к и ,
определяют свои
з н а н и я
и л и
незнания о роли
пищевых
в е щ е с т в
и
правилах
рационального
питания.
Оценивают
качество
выполнения
домашнего
рисунка яйца.
Называют
геометрические
формы
окружающих
предметов
Делают записи в
тет ради
т е м ы
урока.
П . :
р е ш е н и е
проблемы,
выдвижение
гипотез,
обоснование
ответов;
Р.: целеполагание;
К.: умение слушать
собеседника.
точный чертеж на бумаге?
Эту
проблему
мы
должн ы
решить.
-Сформулируйте
цели
урока
по
кулинарии
и
черчению.
Какие
задачи
мы
будем
решать
на
уроке? (слайд 6). Дайте название
теме урока.
Подводит к постановке целей и
задач.
Помогает
в
п л а н и р о в а н и и
работы на уроке.
3.Актуализация
знаний и опыта
Выявить
уровень
з н а н и й
и
систематизир
овать их.
-Сегодня
речь
пойдет
о?
–
Конечно, о
яйце.
Не зря же
человек изображает величие яйца
в памятниках (слайд 7).
- Где использует человек форму
яйца?
Форма
используется
в
а р х и т е к т у р е
з д а н и й
и
произведениях
декоративно-
прикладного
творче ства
и
искусства (слайд 8).
-Какими
свойствами
обладает
яйцо?
-Связующие,
пенообразующие,
о с в е т л я ю щ и е
с в о й с т в а
и
п и т а т е л ь н а я
ц е н н о с т ь
используется при приготовлении
кулинарных
блюд,
косметике,
в
медицине.
А к т у а л и з а ц и я
з н а н и й .
Побуждает
к
мыслительной
деятельности.
У ч а с т в у ю т
в
обсуждении
информации
слайдов
презентации.
П.:
полно
и
точно
в ы р а ж а т ь
с в о и
мысли;
Р . :
у м е н и е
осознавать качество
и
уровень
своих
знаний;
К . :
с л у ш а т ь
и
слышать
собеседника.
4.Усвоение
новых
знаний
Осмысление
новой
информации
по кулинарии
-На
прилавки
магазинов
яйца
поступают
из
птице фабрик
(фрагмент
видеофильма«Птицефабрика»
слайд 9).
Куриные
яйца
–
питательный
пр оду кт.
Бе ло к
я иц
л е г ко
усваивается.Связующие
свойства
используются
при
изготовлении бисквитных тортов,
пудингов,
суфле.
Им
осветляют
б у л ь о н ы .
Е г о
свойствопенообразователя
применяется
в
производстве
зефира,
пирожных,
кремов.
Же л т о к
с о д е р ж и т
ж и р
и
жироподобные
вещества.
Они
играют важную роль в питании
нервных клеток, как поставщик
фосфора.
Желток
содержит
витамины А, Д, В12,Е, РР, соли
кальция, фосфора
(слайды 10-
13).
-Яйца рекомендуют употреблять
в пищу только после тщательного
мытья т.к. они могут содержать
к и ш е ч н у ю
п а л о ч к у
(сальмонеллу) (слайд 14).
-Перед
приготовлением
блюд
необходимо
проверить
качество
я и ц
о в о с ко п о м . Овоскоп
–
электриче ский
прибор
д л я
У ч а с т в у ю т
в
беседе,
высказывают
свое мнение.
Извлекают
необходимую
информацию.
Делают записи в
тетрадиновых
терминов:
овоскоп,
омлет,
яичница,
коагуляция,
сальмонелла,
пуга
Выполняют
рисунки яиц в
стакане .
Объясняющие
надписи делают
печатным
шрифтом.
П . :
д а в а т ь
определения
новым
п о н я т и я м
т е м ы ;
структурировать
знания.
определения качества яйца путем
просвечивания.
У
свежего
яйца
белок
легко
просвечивается,
а
ж е л т о к
с л а б о
з а м е т е н ;
недоброкачественные яйца вовсе
не
просвечиваются.
Существует
и
другой
способ
определения
свежести. Как будет себя вести
яйцо в стакане с водой, если оно
испорченное? В стакане с водой
несвежее
яйцо
всплывает
на
поверхность,
так
как
меняется
его
плотность
при
образовании
газов (слайд 15).
-Яйца
употребляют
в
жареном,
вареном и запеченном виде.
-Как вы думаете, за какие особые
заслуги
во
Франции
поставили
памятник повару Эскофье? А вот
за какие: он умел делать из яиц
360 разнообразных блюд. Омлет
–
е г о
и з о б р е т е н и е .
Д л я
приготовления
натурального
омлета необходимы яйца, молоко,
масло
для
обжаривания
и
соль
д л я
в ку с а .
П р и
т е п л о в о й
обработке
происходят
физико-
химические
процессы.
Белок
( п р о т е и н )
с в е р т ы в а е т с я
( ко а г ул и руе т ) ,
с т а н о в и т с я
плотной
массой
в
интервале
температур
5 0 - 8 5
0
С .
П р и
п р и гото вл е н и и
я и ч н и ц ы
-
глазуньи
солить
желток
не
рекомендуют,
так
как
от
соли
желток
покрывается
белыми
пятнами (слайд 16 и 17).
-Старинной
традицией
к
Пасхе
является
крашение
яиц.
Их
можно
покрасить
в
шелухе
луковиц,
в
листьях
молодой
березы,
в
лоскутах
линяющей
ткани,
пищевыми
красителями
(слайд 18).
-Познакомимся
со
строением
яйца (демонстрационный вариант
э л е к т р о н н о г о
т е с т а ) .
Свежеснесенное яйцо заполнено
целиком. При охлаждении белок
и желток сжимаются, и на тупом
конце яйца образуется воздушная
камера – пуга (слайд 19).
5.Проверка
понимания
Выполнение
заданий
п о
черчению
-Какие
плавные
формы
имеет
изображение
яйца
на
слайде.
Форма его близка к овалу. Мы
видим
на
слайде
и
желток,
и з о б р а ж е н н ы й
в
в и д е
окружности. А в яйце форма его
шар. Здесь используется прием в
черчении
-
разрез.
Размер
яйца
превышает
его
натуральные
в е л и ч и н ы .
В
ч е р ч е н и и
используют масштаб,
где
вс е
размеры увеличивают на одну и
О т в е ч а ю т
н а
вопросы
Выбирают
варианты
чертежа,
иллюстрации
строения яйца;
обосновывают
свой выбор.
Предлагают
способы
действия:
П . :
в ы д в и ж е н и е
способов
решения
проблемы;
К.:
сотрудничатьс
проявлением
инициативы.
ту же величину.
Как
перенести
изображение
формы
яйца
на
плоскость,не
нарушая
размеров?
Объемное
яйцо также можно изобразить на
плоскости.
-С чего начинается изготовление
любого изделия? С выполнения
чертежа - изображения изделия,
выполненное
по
определенным
правилам
с
использованием
чертежных инструментов (слайд
20).
П р е д л а г а е т
в ы б р а т ь
изображение
яйца,
которое
прочерчено
с
использованием
карандаша, линейки, циркуля
с
указанием размеров.
- Как измерить яйцо?
Знакомит
с
измерительным
и н с т р у м е н т о м
–
штангенциркуль.Демонстрирует
изготовленный
макет
для
снятия размеров (слайд 21).
Помогает в решении проблемной
ситуации.
использование
нитки, на глазок,
линейки.
Делают
измерения.
6.Первичное
закрепление
Обеспечить
усвоение
з н а н и й
н а
практике
Предлагает
задание
для
всех
учащихся:
«Проверка
свежести
яйца
любым
спо собом
( н а
о в о с ко п е
и л и
в
с т а к а н е )
(Приложение 1)».
Предлагает
задания
на
выбор.
(Приложение 2):
1.
участвовать
в
конкурсе
«Мой цыпленок»;
2.
п р и го т о в и т ь
о м л е т,
яичницу-глазунью.
В ы п о л н и т ь
ч е р т е ж
я й ц а
(Приложение 3, Приложение 4).
Нарисовать домашнюю птицу.
П ом о г а е т ,
к о н т р о л и р у е т
выполнение заданий (слайд22)
Планируют
работу,
осуществляют
учебные
д е й с т в и я
п о
предложенному
заданию
П . :
п р и м е н я т ь
полученные
знания
в действии;
Р.:
умение
выбрать
задание по силам;
устанавливать
последовательность
д е й с т в и й
п о
выполнению
задания;
К.:
взаимодействовать в
группе.
7.Контроль
усвоения,
обсуждение ошибок
и их коррекция
Определение
ошибок и их
устранение
Предлагает
учащимся
оценить
результаты выполненных работ.
Обучает
способам
контроля
и
самооценки деятельности.
У ч а с т в у ю т
в
обсуждении
результатов
работ,
адекватно
воспринимают
предложения
по
исправлению
ошибок
Л.:
самоопределение;
Р. :
о ц е н к а
и
самооценка
качества
и
уровня
усвоения.
8.Инструктаж
по
выполнению
домашнего задания
Обсуждение
и
з а п и с ь
домашнего
задания
Домашнее задание:
-
Узнайте
в
Интернете
новое
блюдо из яйца и приготовьте его.
- Начертите яйцо и сделайте на
нем роспись.
Записывают
домашнее
задание
К.: планирование
сотрудничества с
учителем.
9.Рефлексия
деятельности
Организация
самооценки.
Подвести
итог
работы
на уроке.
- Чему вы научились на уроке?
Г д е
м о ж н о
п р и м е н и т ь
полученные знания? Почему при
и з г о т о в л е н и и
и з д е л и я ,
необходимо построить чертеж и
указать размеры? (слайд23, 24)
Ф о р м у л и р у е т
в ы в о д ы ,
выставляет оценки.
Р. :
о ц е н к а
и
самооценка
качества
и
уровня
усвоения.