Напоминание

"Урок по кулинарии в соответствии с ФГОС"


Автор: Камальдинова Фирдалия Минулловна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ гимназия №102
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок по кулинарии в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Центр педагогических инноваций им. К. Д. Ушинского

«НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Группа: Дидактический материал учителям ИЗО, черчения, технологии

УРОК ПО КУЛИНАРИИ

С ИНТЕГРАЦИЕЙ ЧЕРЧЕНИЯ И ИЗО

ДЛЯ 5 КЛАССА

ТЕМА УРОКА: БЛЮДА ИЗ ЯИЦ

Автор:

Камальдинова Фирдалия Минулловна

учитель технологии

Республика Татарстан

г. Казань

Межшкольный учебный комбинат №1

Московского района

Руководитель группы:

Казань- 2015 год

Тема урока № 7: Блюда из яиц

Образовательные

цели/задачи

учащегося

на

уроке:повторить

понятия

пищевая

ценность

продуктов,

усвоить

понятия

«технология

приготовления

яичных

блюд»,

«омлет»,

«яичница-

глазунья»; овладеть умениями: - определение свежести

яиц; - выполнения чертежа яйца;

-

выполнения задания по выбранному способу действия.

Образовательные цели/задачи педагога на уроке: создать условия: - для формирования знаний о

технологии приготовления яичных блюд, о строении яйца;- для формирования практических

умений

по

приготовлению

яичных

блюд

с

соблюдением

правил

безопасности

труда;-

для

выполнения чертежа строения яйца.

Развивающие

цели:

Развитие

умений

обосновывать

свои

действия,

понимать

необходимость

грамотного

выполнения

чертежных

работ,

обеспечивать

самоконтроль,

развивать

творческую

фантазию.

Совершенствовать

умения

и

приемы

учебной

работы

(использовать

чертежные

инструменты, вести записи материала).

Воспитательные цели: Формировать интерес к предмету, добросовестное отношение к работе,

уважительное отношения к труду людей разных профессий.

Профессиональная ориентация: профессии повар, архитектор.

Интеграция: история, физика, черчение,естествознание,ИЗО, технология.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: изучение нового материала, объяснение, демонстрация, выполнение чертежных и

практических творческих заданий, конкурс.

Методы обучения: объяснительно-демонстрационный, проблемный.

Практическая работа: определение качества яиц, освоение технологии приготовления

яичных

блюд, выполнение чертежа яйца в разрезе, зарисовка домашней птицы.

Материально-техническое

обеспечение

урока:ноутбук,

проектор,

экран,

чертежный

лист

А4,

штангенциркуль, циркуль, карандаш, линейка, электроплита, овоскоп, миксер, инвентарь (стакан,

миска, сковорода,

лопаточка, кастрюля), продукты (яйца, масло, соль, молоко, морковь, перец

горошком, свежая зелень).

Дидактическое

обеспечение

урока:Презентация

1

«Это

удивительное

яйцо!»;

видеоролик

«Птицефабрика»; карточки-термины (вкрутую, всмятку, в «мешочек», яичница-глазунья, омлет,

овоскоп, меланж, пуга, сальмонелла, чертеж, эскиз, технический рисунок, штангенциркуль); тест в

электронном

виде

«Строение

яйца».

Карточки-задания:

Приложение

1«Определение

качества

яйца»; Приложение 2Конкурс «Мой цыпленок», «Приготовление яичных блюд»;Приложение3

«Последовательность

построения

чертежа»;

Приложение

4

«Строение

яйца»;

Приложение

5

«Результаты эксперимента (фото)».

Планируемые результаты обучения:

Предметные: Знания о значении яиц в питании человека, об использовании яиц в кулинарии, о

способах определения свежести яиц. Умения определять свежесть яиц, готовить блюда из яиц.

Личностные: Стремление к приобретению знаний и умений.

Предметные: Понимание понятий яйцо вкрутую, всмятку, в «мешочек», яичница-глазунья, омлет,

овоскоп, пуга, сальмонелла, чертеж, эскиз, технический рисунок, масштаб, штангенциркуль. Уметь

определять свежесть яйца, готовить яичные блюда, начертить строение яйца.

Метапредметные: регулятивные - планирование и контролирование работы, познавательные –

извлечение

информации

из

беседы,

коммуникативные

умение

работать

в

группе

и

индивидуально.

Универсальные учебные действия

Личностные: развитие трудолюбия, осознание своих возможностей.

Познавательные: выбор способов определения качества продуктов, приготовления пищи, способов

иллюстрации строения яйца;

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция заданий.

Предварительная домашняя подготовка учащихся к уроку: - подумать «Где используется яйцо и его

форма?», - на листе формата А4 нарисовать яйцо.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащегося

Приемы,

метапредметные

УУД

1.Организационный

момент

Активация

учащихся

-Добрый день! Проведем с вами

с л е д у ю щ е е

у п р а ж н е н и е :

Изобразите - в воздухе большой

к р у г

д в у м я

р у к а м и ,

одновременно

подтягиваясь

на

« цы поч ка х » ;

-

и з о б р а з и т е

циркуль, стоя сначала на одной

ноге, затем на другой, сохраняя

равновесие;

-

подтянитесь

всем

телом, в одну линию, не отрывая

пяток

от

пола

(глубокий

вдох

через

нос)

и

расслабьте

тело

с

выдохом

через

рот.

Вспомните:

«Какой

у

вас

рост

и

чем

его

измеряют?»

Н а с т р а и в а е т

н а

у р о к ,

определяет отсутствующих

Приветствуют

учителя,

выполняют

упражнение.

Подготавливают

рабочие тетради,

инструменты.

Л.:

м оби ли з а ц и я

внимания,

г о т о в н о с т и

к

п р и е м у

и

переработке

информации.

2.Постановка цели и

з а д а ч

у р о к а .

Мотивация

деятельности

через

проблемную

ситуацию

Создать

условия

для

проявления

инте ре с а

к

уроку

- К а к

п р и г о т о в и т ь

б л ю д о ,

с о с тоя щ е е

и з

1 к г

л ю б о г о

продукта,

1кг

воды

и

1кг

соли

при

условии

кушанье

не

должно быть пересоленным?

Расскажу

я

вам

сказку.

В

некотором царстве, в некотором

г о с у д а р с т в е

в ы б и р а л и

п р и д в о р н о г о

п о в а р а .

Претендентов

было много. Как

отобрать

среди

них

наиболее

умелого

и

сметливого?

Все

кандидаты

в

повара

отказались

у ч а с т во ват ь

в

ко н к у р с е п о

р е ш е н и ю

п о с т а в л е н н о й

задачи.Может быть он среди вас?

П о д в о д и т

к

о с о з н а н и ю

потребности

человека

уметь

готовить блюда и роли повара в

разные века.

- А

и с т о р и я

з а в е р ш а е т с я

следующим.В

1кг

воды

повар

добавил 1кг соли и сварил 1кг

яиц, разумеется, в скорлупе.

-Какое блюдо приготовил повар?

-Вы все хорошо знаете русскую

народную сказку«Курочка-Ряба».

Т а к

п о ч е м у

ж е

я й ц о ,

действительно

можно

назвать

золотым?Чем оно полезно? Какие

вы

умеете

готовить

блюда

из

я и ц ?

( с л а й д

2 ) .

Н а з о в и т е

домашних птиц (слайд 3).

-Как

называется

изображение

любого изделия на листе бумаги?

(Эскиз, рисунок, чертеж).

-

Назовите

геом ет рич е ские

формы разных предметов (слайд

4).

-Какую

форму

имеет

яйцо?

(Овал) (слайд 5).

-Покажите

свои

рисунки

яйца?

Почему они разные по размеру?

-Как измерить яйцо и построить

Строят

предположения,

анализируют

свои

д о г а д к и ,

определяют свои

з н а н и я

и л и

незнания о роли

пищевых

в е щ е с т в

и

правилах

рационального

питания.

Оценивают

качество

выполнения

домашнего

рисунка яйца.

Называют

геометрические

формы

окружающих

предметов

Делают записи в

тет ради

т е м ы

урока.

П . :

р е ш е н и е

проблемы,

выдвижение

гипотез,

обоснование

ответов;

Р.: целеполагание;

К.: умение слушать

собеседника.

точный чертеж на бумаге?

Эту

проблему

мы

должн ы

решить.

-Сформулируйте

цели

урока

по

кулинарии

и

черчению.

Какие

задачи

мы

будем

решать

на

уроке? (слайд 6). Дайте название

теме урока.

Подводит к постановке целей и

задач.

Помогает

в

п л а н и р о в а н и и

работы на уроке.

3.Актуализация

знаний и опыта

Выявить

уровень

з н а н и й

и

систематизир

овать их.

-Сегодня

речь

пойдет

о?

Конечно, о

яйце.

Не зря же

человек изображает величие яйца

в памятниках (слайд 7).

- Где использует человек форму

яйца?

Форма

используется

в

а р х и т е к т у р е

з д а н и й

и

произведениях

декоративно-

прикладного

творче ства

и

искусства (слайд 8).

-Какими

свойствами

обладает

яйцо?

-Связующие,

пенообразующие,

о с в е т л я ю щ и е

с в о й с т в а

и

п и т а т е л ь н а я

ц е н н о с т ь

используется при приготовлении

кулинарных

блюд,

косметике,

в

медицине.

А к т у а л и з а ц и я

з н а н и й .

Побуждает

к

мыслительной

деятельности.

У ч а с т в у ю т

в

обсуждении

информации

слайдов

презентации.

П.:

полно

и

точно

в ы р а ж а т ь

с в о и

мысли;

Р . :

у м е н и е

осознавать качество

и

уровень

своих

знаний;

К . :

с л у ш а т ь

и

слышать

собеседника.

4.Усвоение

новых

знаний

Осмысление

новой

информации

по кулинарии

-На

прилавки

магазинов

яйца

поступают

из

птице фабрик

(фрагмент

видеофильма«Птицефабрика»

слайд 9).

Куриные

яйца

питательный

пр оду кт.

Бе ло к

я иц

л е г ко

усваивается.Связующие

свойства

используются

при

изготовлении бисквитных тортов,

пудингов,

суфле.

Им

осветляют

б у л ь о н ы .

Е г о

свойствопенообразователя

применяется

в

производстве

зефира,

пирожных,

кремов.

Же л т о к

с о д е р ж и т

ж и р

и

жироподобные

вещества.

Они

играют важную роль в питании

нервных клеток, как поставщик

фосфора.

Желток

содержит

витамины А, Д, В12,Е, РР, соли

кальция, фосфора

(слайды 10-

13).

-Яйца рекомендуют употреблять

в пищу только после тщательного

мытья т.к. они могут содержать

к и ш е ч н у ю

п а л о ч к у

(сальмонеллу) (слайд 14).

-Перед

приготовлением

блюд

необходимо

проверить

качество

я и ц

о в о с ко п о м . Овоскоп

электриче ский

прибор

д л я

У ч а с т в у ю т

в

беседе,

высказывают

свое мнение.

Извлекают

необходимую

информацию.

Делают записи в

тетрадиновых

терминов:

овоскоп,

омлет,

яичница,

коагуляция,

сальмонелла,

пуга

Выполняют

рисунки яиц в

стакане .

Объясняющие

надписи делают

печатным

шрифтом.

П . :

д а в а т ь

определения

новым

п о н я т и я м

т е м ы ;

структурировать

знания.

определения качества яйца путем

просвечивания.

У

свежего

яйца

белок

легко

просвечивается,

а

ж е л т о к

с л а б о

з а м е т е н ;

недоброкачественные яйца вовсе

не

просвечиваются.

Существует

и

другой

способ

определения

свежести. Как будет себя вести

яйцо в стакане с водой, если оно

испорченное? В стакане с водой

несвежее

яйцо

всплывает

на

поверхность,

так

как

меняется

его

плотность

при

образовании

газов (слайд 15).

-Яйца

употребляют

в

жареном,

вареном и запеченном виде.

-Как вы думаете, за какие особые

заслуги

во

Франции

поставили

памятник повару Эскофье? А вот

за какие: он умел делать из яиц

360 разнообразных блюд. Омлет

е г о

и з о б р е т е н и е .

Д л я

приготовления

натурального

омлета необходимы яйца, молоко,

масло

для

обжаривания

и

соль

д л я

в ку с а .

П р и

т е п л о в о й

обработке

происходят

физико-

химические

процессы.

Белок

( п р о т е и н )

с в е р т ы в а е т с я

( ко а г ул и руе т ) ,

с т а н о в и т с я

плотной

массой

в

интервале

температур

5 0 - 8 5

0

С .

П р и

п р и гото вл е н и и

я и ч н и ц ы

-

глазуньи

солить

желток

не

рекомендуют,

так

как

от

соли

желток

покрывается

белыми

пятнами (слайд 16 и 17).

-Старинной

традицией

к

Пасхе

является

крашение

яиц.

Их

можно

покрасить

в

шелухе

луковиц,

в

листьях

молодой

березы,

в

лоскутах

линяющей

ткани,

пищевыми

красителями

(слайд 18).

-Познакомимся

со

строением

яйца (демонстрационный вариант

э л е к т р о н н о г о

т е с т а ) .

Свежеснесенное яйцо заполнено

целиком. При охлаждении белок

и желток сжимаются, и на тупом

конце яйца образуется воздушная

камера – пуга (слайд 19).

5.Проверка

понимания

Выполнение

заданий

п о

черчению

-Какие

плавные

формы

имеет

изображение

яйца

на

слайде.

Форма его близка к овалу. Мы

видим

на

слайде

и

желток,

и з о б р а ж е н н ы й

в

в и д е

окружности. А в яйце форма его

шар. Здесь используется прием в

черчении

-

разрез.

Размер

яйца

превышает

его

натуральные

в е л и ч и н ы .

В

ч е р ч е н и и

используют масштаб,

где

вс е

размеры увеличивают на одну и

О т в е ч а ю т

н а

вопросы

Выбирают

варианты

чертежа,

иллюстрации

строения яйца;

обосновывают

свой выбор.

Предлагают

способы

действия:

П . :

в ы д в и ж е н и е

способов

решения

проблемы;

К.:

сотрудничатьс

проявлением

инициативы.

ту же величину.

Как

перенести

изображение

формы

яйца

на

плоскость,не

нарушая

размеров?

Объемное

яйцо также можно изобразить на

плоскости.

-С чего начинается изготовление

любого изделия? С выполнения

чертежа - изображения изделия,

выполненное

по

определенным

правилам

с

использованием

чертежных инструментов (слайд

20).

П р е д л а г а е т

в ы б р а т ь

изображение

яйца,

которое

прочерчено

с

использованием

карандаша, линейки, циркуля

с

указанием размеров.

- Как измерить яйцо?

Знакомит

с

измерительным

и н с т р у м е н т о м

штангенциркуль.Демонстрирует

изготовленный

макет

для

снятия размеров (слайд 21).

Помогает в решении проблемной

ситуации.

использование

нитки, на глазок,

линейки.

Делают

измерения.

6.Первичное

закрепление

Обеспечить

усвоение

з н а н и й

н а

практике

Предлагает

задание

для

всех

учащихся:

«Проверка

свежести

яйца

любым

спо собом

( н а

о в о с ко п е

и л и

в

с т а к а н е )

(Приложение 1)».

Предлагает

задания

на

выбор.

(Приложение 2):

1.

участвовать

в

конкурсе

«Мой цыпленок»;

2.

п р и го т о в и т ь

о м л е т,

яичницу-глазунью.

В ы п о л н и т ь

ч е р т е ж

я й ц а

(Приложение 3, Приложение 4).

Нарисовать домашнюю птицу.

П ом о г а е т ,

к о н т р о л и р у е т

выполнение заданий (слайд22)

Планируют

работу,

осуществляют

учебные

д е й с т в и я

п о

предложенному

заданию

П . :

п р и м е н я т ь

полученные

знания

в действии;

Р.:

умение

выбрать

задание по силам;

устанавливать

последовательность

д е й с т в и й

п о

выполнению

задания;

К.:

взаимодействовать в

группе.

7.Контроль

усвоения,

обсуждение ошибок

и их коррекция

Определение

ошибок и их

устранение

Предлагает

учащимся

оценить

результаты выполненных работ.

Обучает

способам

контроля

и

самооценки деятельности.

У ч а с т в у ю т

в

обсуждении

результатов

работ,

адекватно

воспринимают

предложения

по

исправлению

ошибок

Л.:

самоопределение;

Р. :

о ц е н к а

и

самооценка

качества

и

уровня

усвоения.

8.Инструктаж

по

выполнению

домашнего задания

Обсуждение

и

з а п и с ь

домашнего

задания

Домашнее задание:

-

Узнайте

в

Интернете

новое

блюдо из яйца и приготовьте его.

- Начертите яйцо и сделайте на

нем роспись.

Записывают

домашнее

задание

К.: планирование

сотрудничества с

учителем.

9.Рефлексия

деятельности

Организация

самооценки.

Подвести

итог

работы

на уроке.

- Чему вы научились на уроке?

Г д е

м о ж н о

п р и м е н и т ь

полученные знания? Почему при

и з г о т о в л е н и и

и з д е л и я ,

необходимо построить чертеж и

указать размеры? (слайд23, 24)

Ф о р м у л и р у е т

в ы в о д ы ,

выставляет оценки.

Р. :

о ц е н к а

и

самооценка

качества

и

уровня

усвоения.



В раздел образования