Автор: Вараксина Светлана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Новоберёзовская СОШ"
Населённый пункт: село Новоберёзовка, Первомайский район, Алтайский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок литературы в 7 классе на тему "Приёмы создания героического характера. Герои Гоголя и древнеэпические герои"
Раздел: среднее образование
1.Т
АБЛИЦА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММ
ПО
РУССКОМУ
ЯЗЫКУ
И
ЛИТЕРАТУРЕ
НА
ПРИМЕРЕ
КОНКРЕТНОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
.
Р
АЗДЕЛ
,
ТЕМА
.
Р
ЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Н.В.Г
ОГОЛЬ
В
ОСПИТАНИЕ
ЧЕСТИ
,
ЧЕСТНОСТИ
,
ЧУВСТВА
ДОЛГА
,
ЛЮБВИ
К
Р
ОДИНЕ
.
О
СМЫСЛИТЬ
ДАННОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
КАК
ОСНОВАННОЕ
НА
ИСТОРИЧЕСКИХ
ФАКТАХ
.
У
МЕТЬ
АНАЛИЗИРОВАТЬ
ТЕКСТ
. В
ЫЯВИТЬ
ЗНАЧЕНИЕ
ПОДНЯТЫХ
ПРОБЛЕМ
.
В
ЫЯВЛНИЕ
СЮЖЕТНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ
:
ЭКСПОЗИЦИИ
,
ЗАВЯЗКИ
,
РАЗВИТИЯ
ДЕЙСТВИЯ
,
КУЛЬМИНАЦИИ
.
РАЗВЯЗКИ
,
ЭПИЛОГА
.
С
ИНТАКСИС
О
СМЫСЛЕНИЕ
КРАСОТЫ
РУССКОГО
ЯЗЫКА
И
СИНТАКСИСА
КАК
ЕГО
СОСТАВНОЙ
ЧАСТИ
.
У
МЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАТЬ
РЕЧЕВЫЕ
СРЕДСТВА
ДЛЯ
ВЫРАЖЕНИЯ
ЧУВСТВ
И
МЫСЛЕЙ
.
О
СМЫСЛЕНИЕ
ГРАММАТИЧЕСКОГО
ЗНАЧЕНИЯ
СИНТАКСИЧЕСКИХ
ЕДИНИЦ
И
СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЙ
ФУНКЦИИ
СИНТАКСИСА
.
Ф
ОНЕТИКА
О
СМЫСЛЕНИЕ
ЗВУЧНОСТИ
И
МЕЛОДИЧНОСТИ
РОДНОГО
ЯЗЫКА
.
П
ОНЯТЬ
СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНУЮ
РОЛЬ
ЗВУКОВ
.
У
МЕТЬ
ПРАВИЛЬНО
РАССТАВЛЯТЬ
УДАРЕНИЯ
В
СЛОВАХ
.
Л
ЕКСИКА
О
СОЗНАНИЕ
БОГАТСТВА
И
НЕПОВТОРИМОСТИ
РУССКОГО
ЯЗЫКА
.
У
МЕНИЕ
ПРАВИЛЬНО
ПОДБИРАТЬ
СЛОВА
ДЛЯ
ВЫРАЖЕНИЯ
ЧУВСТВ
И
МЫСЛЕЙ
.
О
СМЫСЛЕНИЕ
СЛОВ
С
ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ
ИХ
ЛЕКСИЧЕСКОГО
ЗНАЧЕНИЯ
.
С
ТИЛИСТИКА
У
ВАЖИТЕЛЬНОЕ
ОТНОШЕНИЕ
К
СВОЕМУ
ЯЗЫКУ
И
ОСМЫЛЕНИЕ
СТИЛИСТИКИ
КАК
ЕГО
СОСТАВНОЙ
ЧАСТИ
.
У
МЕНИЕ
ПРАВИЛЬНО
ВЫБИРАТЬ
НАБОР
ЯЗЫКОВЫХ
СРЕДСТВ
В
СООТВЕТСТВИИ
С
ЗАДАЧАМИ
КАЖДОГО
СТИЛЯ
.
З
НАНИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
РАЗНЫХ
СТИЛЕЙ
.
2.С
ИСТЕМА
ЗАДАНИЙ
,
НАПРАВЛЕННЫХ
НА
ДОСТИЖЕНИЕ
ЛИЧНОСТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
И
РЕАЛИЗУЮЩИХ
СИСТЕМНО
-
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
ПОДХОД
:
1.К
АКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
НАЦИОНАЛЬНОГО
ХАРАКТЕРА
ВЫ
УЗНАЛИ
,
ЧИТАЯ
ПОВЕСТЬ
«Т
АРАС
Б
УЛЬБА
»?
2.О
ПРЕДЕЛИТЕ
,
КАКИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННО
-
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА
ПРИМЕНЯЕТ
Н.В.Г
ОГОЛЬ
В
ОТРЫВКЕ
ОТ
СЛОВ
: «..О
ГЛЯНУЛСЯ
А
НДРИЙ
:
ПЕРЕД
НИМ
Т
АРАС
…»
ДО
СЛОВ
: «…
ПОВИС
ОН
ГОЛОВОЙ
И
ПОВАЛИЛСЯ
НА
ТРАВУ
,
НЕ
СКАЗАВШИ
НИ
ОДНОГО
СЛОВА
».
3.П
ОВЕСТЬ
«Т
АРАС
Б
УЛЬБА
» -
ОДНА
ИЗ
ЛУЧШИХ
ПОВЕСТЕЙ
О
ГЕРОИЧЕСКОМ
ХАРАКТЕРЕ
И
ПОДВИГАХ
НАШИХ
ПРЕДКОВ
. П
ОДГОТОВЬТЕ
СОВМЕСТНО
СО
ШКОЛЬНОЙ
БИБЛИОТЕКОЙ
ВЫСТАВКУ
«К
НИГИ
О
ГЕРОИЧЕСКОМ
ПРОШЛОМ
О
ТЧИЗНЫ
».
3. П
РОЕКТ
УРОКА
.
П
РЕДМЕТ
:
ЛИТЕРАТУРА
В
7
КЛАССЕ
.
Т
ЕМА
УРОКА
:
ПРИЁМЫ
СОЗДАНИЯ
ГЕРОИЧЕСКОГО
ХАРАКТЕРА
. Г
ЕРОИ
Г
ОГОЛЯ
И
ДРЕВНЕЭПИЧЕСКИЕ
ГЕРОИ
.
Ц
ЕЛИ
:
1.
ПРОВЕРИТЬ
УЧАЩИХСЯ
НА
ЗНАНИЕ
ТЕКСТА
;
ВЫЯСНИТЬ
:
В
ЧЁМ
СМЫСЛ
ПОДРОБНОГО
ОПИСАНИЯ
УСТРОЙСТВА
С
ЕЧИ
;
2.
ВЫЯВИТЬ
ПРИЁМЫ
СОЗДАНИЯ
ГЕРОИЧЕСКОГО
ХАРАКТЕРА
В
ПОВЕСТИ
«Т
АРАС
Б
УЛЬБА
»;
СОПОСТАВИТЬ
ГЕРОЕВ
С
ДРЕВНЕЭПИЧЕСКИМИ
ГЕРОЯМИ
;
3.
УМЕТЬ
ДЕЛАТЬ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГЕРОЕВ
И
СОПОСТАВЛЯТЬ
ИХ
.
Х
АРАКТЕРИСТИКА
КЛАССА
:
В
6
КЛАССЕ
УЧИТСЯ
ШЕСТЬ
ЧЕЛОВЕК
,
ИЗ
НИХ
ДВОЕ
ИМЕЮТ
«5»
ПО
ПРЕДМЕТУ
,
ТРОЕ
- «4»
И
ОДИН
- «3». Д
ЕТИ
АКТИВНЫЕ
И
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ
.
С
РЕДСТВА
,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
УЧЕБНЫЙ
ПРОЦЕСС
НА
УРОКЕ
:
ИЛЛЮСТРАЦИИ
К
ПОВЕСТИ
.
Х
ОД
УРОКА
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
У
ЧИТЕЛЬ
СООБЩАЕТ
ТЕМУ
И
ПРЕДЛАГАЕТ
УЧАЩИМСЯ
САМИМ
СФОРМУЛИРОВАТЬ
ЦЕЛИ
УРОКА
(
ВЫЯВИТЬ
ПРИЁМЫ
СОЗДАНИЯ
ГЕРОИЧЕСКОГО
ХАРАКТЕРА
В
ПОВЕСТИ
Н.В.Г
ОГОЛЯ
«Т
АРАС
Б
УЛЬБА
»;
СОПОСТАВИТЬ
ГЕРОЕВ
Н.В.Г
ОГОЛЯ
С
ДРЕВНЕЭПИЧЕСКИМИ
ГЕРОЯМИ
.
Д
ЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ
Д
ЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ
П
РИМЕЧАНИЕ
1.У
ЧАЩИЕСЯ
САМИ
ФОРМУЛИРУЮТ
ЦЕЛЬ
УРОКА
.
1.У
ЧИТЕЛЬ
СООБЩАЕТ
ТЕМУ
.
2. П
ОМОГАЕТ
УЧ
-
СЯ
СФОРМУЛИРОВАТЬ
ЦЕЛЬ
УРОКА
.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Ц
ЕЛИ
:
ПРОВЕРИТЬ
УЧАЩИХСЯ
НА
ЗНАНИЕ
ТЕКСТА
;
ВЫЯСНИТЬ
:
В
ЧЁМ
СМЫСЛ
ПОДРОБНОГО
ОПИСАНИЯ
УСТРОЙСТВА
С
ЕЧИ
.
Б
ЕСЕДА
ПО
ВОПРОСАМ
.
- Ч
ТО
ПРЕДСТАВЛЯЕТ
СОБОЙ
ЛЕГЕНДАРНОЕ
МЕСТО
- З
АПОРОЖСКАЯ
С
ЕЧЬ
?
- П
ОЧЕМУ
ОНА
СТАЛА
РОДНЫМ
ДОМОМ
ДЛЯ
КАЗАКОВ
?
- К
АК
ВЫ
ПОНИМАЕТЕ
ХАРАКТЕРИСТИКУ
,
ДАННУЮ
Г
ОГОЛЕМ
: «Э
ТА
СТРАННАЯ
РЕСПУБЛИКА
БЫЛА
ИМЕННО
ПОТРЕБНОСТИЮ
ТОГО
ВЕКА
»? Ч
ТО
ОЗНАЧАЕТ
СЛОВО
«
РЕСПУБЛИКА
»?
- Р
АССКАЖИТЕ
О
БЫТЕ
И
НРАВАХ
В
З
АПОРОЖСКОЙ
С
ЕЧИ
.
- К
АКОВЫ
ОБЫЧАИ
И
ЗАКОНЫ
С
ЕЧИ
,
ХАРАКТЕР
ЗАПОРОЖЦЕВ
?
- К
АКИЕ
ЧЕРТЫ
В
ЗАПОРОЖЦАХ
ПРИВЛЕКАЮТ
И
ОТТАЛКИВАЮТ
?
- В
ЧЁМ
СМЫСЛ
ПОДРОБНОГО
ОПИСАНИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО
УСТРОЙСТВА
С
ЕЧИ
?
К
ОММЕНТАРИЙ
УЧИТЕЛЯ
.
В
ОБЩЕСТВЕННОМ
УСТРОЙСТВЕ
С
ЕЧИ
НЕТ
СОСЛОВНОЙ
ВРАЖДЫ
И
ЗАВИСИМОСТИ
ЛЮДЕЙ
ДРУГ
ОТ
ДРУГА
,
НЕТ
ИМУЩЕСТВЕННЫХ
ОКОВ
. Э
ТА
ВОЕННАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ВОЛЬНОГО
НАРОДА
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНА
Г
ОГОЛЕМ
МИРУ
ВРАЖДЫ
И
РАБСТВА
.
О
ПИСЫВАЯ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ
УСТРОЙСТВО
С
ЕЧИ
, Г
ОГОЛЬ
ПОДЧЁРКИВАЕТ
ДЕМОКРАТИЗМ
КАЗАЧЬЕГО
ОБЩЕСТВА
.
В
ОИНСКАЯ
СЛУЖБА
В
С
ЕЧИ
-
ЭТО
НЕ
ПРИНУЖДЕНИЕ
,
А
ДОБРОВОЛЬНОЕ
СЛУЖЕНИЕ
СВОЕМУ
О
ТЕЧЕСТВУ
.
Г
ОГОЛЬ
НЕ
ИДЕАЛИЗИРУЕТ
КАЗАКОВ
. С
ЕЧЬ
НАСЕЛЯЮТ
САМЫЕ
РАЗНЫЕ
ЛЮДИ
. Н
О
ВСЕХ
ИХ
ОБЪЕДИНЯЕТ
ТОВАРИЩЕСТВО
И
ПРАВОСЛАВНАЯ
ВЕРА
.
Ж
ИЗНЬ
С
ЕЧИ
СОСТОИТ
ИЗ
КРАЙНИХ
ПРОЯВЛЕНИЙ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ХАРАКТЕРА
. З
ОЛОТОЙ
СЕРЕДИНЫ
КАЗАКИ
НЕ
ЗНАЮТ
. М
ИРНОЕ
СУЩЕСТВОВАНИЕ
ДЛЯ
С
ЕЧИ
-
РЕДКОСТЬ
.
У
ЧАЩИЕСЯ
ПЕРЕСКАЗЫВАЮТ
ЭПИЗОД
«З
АПОРОЖЦЫ
В
БОЮ
».
В
ЫВОД
ДЕЛАЮТ
САМИ
УЧ
-
СЯ
.
Д
ЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧ
-
СЯ
Д
ЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ
П
РИМЕЧАНИЕ
1.О
ТВЕЧАЮТ
НА
ВОПРОСЫ
.
2.П
ЕРЕСКАЗЫВАЮТ
ЭПИЗОД
«З
АПОРОЖЦЫ
В
БОЮ
».
3.Д
ЕЛАЮТ
ВЫВОД
.
1. С
ТАВИТ
ЦЕЛЬ
.
2.З
АДАЁТ
ВОПРОСЫ
.
3.Д
ОПОЛНЯЕТ
ОТВЕТЫ
УЧ
-
СЯ
.
3. ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ГЕРОИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.
Ц
ЕЛЬ
:
ВЫЯВИТЬ
ПРИЁМЫ
СОЗДАНИЯ
ГЕРОИЧЕСКОГО
ХАРАКТЕРА
В
ПОВЕСТИ
«Т
АРАС
Б
УЛЬБА
»;
СОПОСТАВИТЬ
ГЕРОЕВ
С
ДРЕВНЕЭПИЧЕСКИМИ
ГЕРОЯМИ
.
Б
ЕСЕДА
ПО
ВОПРОСАМ
.
- Ч
ТО
В
ОПИСАНИИ
Г
ОГОЛЕМ
ЗАПОРОЖЦЕВ
ПОЗВОЛЯЕТ
СДЕЛАТЬ
ВЫВОД
,
ЧТО
ПЕРЕД
НАМИ
НЕОБЫКНОВЕННЫЕ
ЛЮДИ
,
ГЕРОИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРЫ
?
- С
ПОМОЩЬЮ
КАКИХ
ПРИЁМОВ
СОЗДАЁТСЯ
ЭПИЧЕСКИЙ
МАСШТАБ
ОБРАЗОВ
ЗАПОРОЖЦЕВ
?
- К
АКОВА
ЦЕЛЬ
ТАКОГО
ШИРОКОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРИЁМОВ
УСТНОГО
НАРОДНОГО
ТВОРЧЕСТВА
?
- К
АКИЕ
ЭПИЗОДЫ
ИЗ
ЖИЗНИ
В
С
ЕЧИ
О
СТАПА
И
А
НДРИЯ
РОДНЯТ
ИХ
С
ЭПИЧЕСКИМИ
ГЕРОЯМИ
РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
?
В
ЫВОД
ДЕЛАЮТ
САМИ
УЧАЩИЕСЯ
.
Д
ЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧ
-
СЯ
Д
ЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ
П
РИМЕЧАНИЕ
1.О
ТВЕЧАЮТ
НА
ВОПРОСЫ
.
2.Д
ЕЛАЮТ
ВЫВОД
.
1.С
ТАВИТ
ЦЕЛЬ
.
2.З
АДАЁТ
ВОПРОСЫ
.
4.ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ «ТАРАС БУЛЬБА».
Ц
ЕЛЬ
:
УМЕТЬ
ДЕЛАТЬ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ГЕРОЕВ
И
СОПОСТАВЛЯТЬ
ИХ
.
К
ЛАСС
ДЕЛИТСЯ
НА
ДВЕ
ГРУППЫ
. П
ЕРВАЯ
ГРУППА
ХАРАКТЕРИЗУЕТ
О
СТАПА
,
ВТОРАЯ
- А
НДРИЯ
(
НА
ИНТЕРАКТИВНОЙ
ДОСКЕ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
К
ПОВЕСТИ
,
ИЗОБРАЖАЮЩИЕ
О
СТАПА
И
А
НДРИЯ
).
П
ЛАН
ХАРАКТЕРИСТИКИ
:
1.П
ЕРВЫЕ
ЧИТАТЕЛЬСКИЕ
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
ОТ
О
СТАПА
(А
НДРИЯ
).
2.В
НЕШНИЙ
ОБЛИК
,
ЕГО
ЗНАЧЕНИЕ
,
ОТРАЖЕНИЕ
В
ХАРАКТЕРЕ
.
3.К
АК
ПРОЯВИЛСЯ
ХАРАКТЕР
В
СЕМИНАРИИ
?
4.О
ТНОШЕНИЯ
С
РОДИТЕЛЯМИ
,
С
ТОВАРИЩАМИ
.
5.К
АК
ПРОЯВЛЯЕТ
СЕБЯ
О
СТАП
(А
НДРИЙ
)
В
С
ЕЧИ
?
6.К
АКИЕ
КАЧЕСТВА
ПРОЯВЛЯЕТ
О
СТАП
(А
НДРИЙ
)
В
БОЮ
?
7.К
АКИЕ
КАЧЕСТВА
ПРОЯВЛЯЕТ
О
СТАП
(А
НДРИЙ
)
В
БОЮ
?
8.К
АКОВА
СУДЬБА
О
СТАПА
(
АНДРИЯ
) ?
В
ЫВОД
ДЕЛАЮТ
САМИ
УЧАЩИЕСЯ
(
В
ЧЁМ
ПОХОЖИ
И
ЧЕМ
РАЗЛИЧАЮТСЯ
БРАТЬЯ
?)
Д
ЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧ
-
СЯ
Д
ЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ
П
РИМЕЧАНИЕ
1.У
ЧАЩИЕСЯ
ХАРАКТЕРИЗУЮТ
О
СТАПА
И
А
НДРИЯ
.
2.Д
ЕЛАЮТ
ВЫВОД
.
1.У
ЧИТЕЛЬ
СТАВИТ
ЦЕЛЬ
.
5.УЧИТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ УЧАЩИМСЯ САМИМ СДЕЛАТЬ ВЫВОД УРОКА.
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК СОВМЕСТНО С УЧАЩИМИСЯ.
Д
ЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧ
-
СЯ
Д
ЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ
П
РИМЕЧАНИЕ
1.У
ЧАЩИЕСЯ
ДЕЛАЮТ
ВЫВОД
УРОКА
.
2.О
ЦЕНИВАЮТ
СВОИХ
ОДНОКЛАССНИКОВ
.
1.У
ЧИТЕЛЬ
ПРЕДЛАГАЕТ
УЧ
-
СЯ
САМИМ
ОЦЕНИТЬ
ОДНОКЛАССНИКОВ
,
НО
ОБОСНОВАТЬ
ЭТИ
ОЦЕНКИ
.
6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Ц
ЕЛЬ
:
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ПОЛУЧЕННЫХ
НАВЫКОВ
.
1.П
ОДГОТОВИТЬ
ХАРАКТЕРИСТИКУ
Т
АРАСА
Б
УЛЬБЫ
.
2.П
ОДГОТОВИТЬ
АНАЛИЗ
ОДНОГО
ИЗ
ЭПИЭОДОВ
ПОВЕСТИ
(
ПО
ГРУППАМ
):
1-
Я
ГРУППА
-
РЕЧЬ
Т
АРАСА
О
ТОВАРИЩЕСТВЕ
;
2-
Я
ГРУППА
-
ВТОРОЙ
БОЙ
ПОД
Д
УБНО
;
3-
Я
ГРУППА
-
ГИБЕЛЬ
Т
АРАСА
.
Д
ЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧ
-
СЯ
Д
ЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ
П
РИМЕЧАНИЕ
1.У
ЧИТЕЛЬ
ДАЁТ
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
.