Автор: Манченко Светлана Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10
Населённый пункт: посёлок Горняцкий Белокалитвинский район Ростовская область
Наименование материала: Технологическая карта урока математики в 5 классе
Тема: Сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Учитель Манченко Светлана Александровна
Предмет математика
Класс - 5
Авторы УМК – Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд
Тема урока: сложение обыкновенных дробей с разными знаменателями
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: изучить правило сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями
Задачи урока:
1.
Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи
2.
Метапредметные:
развитие умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом
3.
Предметные: развитие навыков устных и письменных вычислений
Основные понятия: обыкновенная дробь, общий знаменатель, дополнительный множитель
Ресурсы урока: мультимедийный проектор, экран, презентация «Сложение обыкновенных дробей», смайлики для рефлексии, карточки с
заданиями для групповой работы, карточки для рефлексии, дидактический материал.
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1. Организационный
момент.
Самоопределение к
учебной
деятельности
Создать
благоприятный
психологический
настрой на работу
Приветствие, мобилизация
внимания детей.
Вопрос: как справились с домашним
заданием?
В чем были затруднения?
Включаются в деловой
ритм урока,
«Сигнализируют»
карточками: красный
кружок – выполнил
легко самостоятельно,
зеленый – выполнил
самостоятельно с
небольшими
затруднениями, синий –
испытывал
затруднения, выполнил
с помощью, желтый –
не смог выполнить.
Личностные: самоопределение
Регулятивные: оценка
2. Актуализация
знаний
(устная работа)
Актуализация
опорных знаний и
способов
деятельности
1. Организует устную работу
(презентации по уровню подготовки
обучающихся 1, 2, 3 «Сложение и
вычитание обыкновенных дробей
1. Отвечают на вопросы
Регулятивные: фиксация
индивидуального затруднения
Коммуникативные: выражение
своих мыслей, аргументация
обыкновенных дробей» презентация 1)
Что мы знаем о дробях? Что умеем
делать с дробями?
2. Тест «Обыкновенные дроби» (1
вариант My test, 2 вариант приложение
1)
2. Заполняют таблицу
ответов теста, проверка
по эталону.
своего мнения
Познавательные: осознанное
построение речевого
высказывания, подведение под
понятие.
3. Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном учебном
действии
Актуализация
опорных знаний и
способов
деятельности
1. Предлагает задачу: Незнайка просит
помочь решить ему задачу. Он решил
посадить на участке цветы: астры – на
1/9 участка, георгины – на 1/6 участка.
Какая
часть
участка
будет
засажена
цветами?
Вопрос: что надо уметь делать, чтобы
решить такую задачу?
2. Работа в группах (приложение 2)
Решают проблему.
Отвечают на вопрос
2. Работают в группах,
выставляют результат
работы на доску,
объясняют свой выбор
Регулятивные: волевая
саморегуляция в ситуации
затруднения
Коммуникативные: выражение
своих мыслей , аргументация
своего мнения, достижение
договоренности и
согласовывание общего
решения
Познавательные: проблема
выбора эффективного способа
решения, умение применять
знания для практических задач
Личностные: осознание
ответственности за общее дело
4. Целеполагание и
мотивация
Обеспечение
мотивации учения
детьми, принятие
ими целей урока
1. Вопросы: что надо уметь делать,
чтобы решить такие задачи?
2. Как вы думаете, как выполнить
сложение дробей с разными
знаменателями?
3. Показывает запись сложения дробей с
разными знаменателями.
1.Дают ответ.
Формулируют тему и
цель урока, записывают
в тетрадь.
2. Предлагают свои
варианты.
3. Записывают образец
в тетрадь.
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: постановка
вопросов
Познавательные:
самостоятельное выделение-
формулирование
познавательной цели
5. Первичное
закрепление
Выявление
пробелов
первичного
осмысления
изучаемого
материала,
коррекция пробелов,
обеспечение
закрепления новых
1. Учебник №881 – с объяснением на
доске
Физкультминутка (приложение 3)
2. №882
1. Один ученик на
доске, все в тетрадях
Познавательные: выполнение
действий по алгоритму.
подведение под понятие,
рефлексия способов действий
Коммуникативные: выражение
своих мыслей,
знаний и способов
действий, которые
необходимы для
самостоятельной
работы по новому
материалу
6. Первичный
контроль
(самостоятельная
работа)
Выявление качества
и уровня усвоенных
знаний и способов
действий,
установление
причин выявленных
недостатков
1. №879: - 2 ученика на доске
1вариант-1 строка
2 вариант – 2 строка
Сильным учащимся - консультантам (по
мере выполнения) предлагается
проверить оказать помощь товарищам
№895
1. Самостоятельное
решение
Регулятивные: контроль,
коррекция, выделение и
осознание того, что уже
усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и
уровня усвоения
Познавательные: анализ,
подведение под понятие,
выполнение действий по
алгоритму
7.Информация о
домашнем задании
Обеспечение
понимания детьми
цели, содержания и
способов
выполнения
домашнего задания
№880,
886(устно)
№897 – по желанию
Записывают домашнее
задание
8.Рефлексия.
Дать качественную
оценку работы
класса и отдельных
учащихся
Инициировать
рефлексию детей по
поводу мотивации
их собственной
деятельности и
взаимодействия с
учителем и другими
детьми
1. Предлагает продолжить предложение
«Сегодня на уроке
Я повторил …
Я закрепил …
Я научился …
Я узнал …»
2. Предлагает отметить в карточке то
высказывание, которое больше всего
подходит к качеству усвоения
материала на уроке
3. Выставляет оценки
1. Отвечают на вопросы
2. Отмечают в
карточках
(приложение №4)
Познавательные: рефлексия
способов и условий действия,
адекватное понимание причин
успеха и неудач, контроль и
оценка процесса и результатов
деятельности
Коммукативные: умение
выражать свои мысли,
аргументация
Приложение 1.
Тест «Обыкновенные дроби», 5 класс
1 вариант
1. Выбери из данных чисел правильные дроби:
а)
3
3
; б)
2
6
; в)
7
4
; г)
13
10
.
2. Дробь называется правильной, если ее числитель:
а) меньше знаменателя;
б) больше знаменателя;
в) больше или равен знаменателю;
г) равен знаменателю.
3. Замените дробь
7
4
равной ей дробью со знаменателем 35:
а)
35
4
; б)
35
25
; в)
35
20
; г)
35
24
.
4. Какая из дробей больше 1:
а)
7
3
; б)
12
12
; в)
4
5
; г)
23
23
.
5. Какие из дробей меньше
2
1
:
а)
40
17
; б)
40
37
; в)
20
9
; г)
20
11
.
6. Какая из дробей самая маленькая:
а)
2
1
; б)
5
2
; в)
8
5
; г)
2
5
.
7. Какое число можно подставить вместо k, чтобы двойное неравенство
было верно:
5
3
<k<
4
3
:
а)
20
11
; б)
10
7
; в)
20
17
; г)
20
15
.
1
2
3
4
5
6
7
в г
в
в
в
а в
б
б
Тест «Обыкновенные дроби», 5 класс
2 вариант
1. Выбери из данных чисел неправильные дроби:
а)
3
3
; б)
2
6
; в)
7
4
; г)
13
10
.
2. Дробь называется правильной, если ее числитель:
а) меньше знаменателя;
б) больше знаменателя;
в) больше или равен знаменателю;
г) равен знаменателю.
3. Замените дробь
7
5
равной ей дробью со знаменателем 35:
а)
35
4
; б)
35
25
; в)
35
20
; г)
35
24
.
4. Какая из дробей меньше 1:
а)
7
3
; б)
12
12
; в)
4
5
; г)
23
23
.
5. Какие из дробей больше
2
1
:
а)
40
17
; б)
40
37
; в)
20
9
; г)
20
11
.
6. Какая из дробей самая большая:
а)
2
1
; б)
5
2
; в)
8
5
; г)
2
5
.
7. Какое число можно подставить вместо k, чтобы двойное неравенство
было верно:
7
4
<k<
8
5
:
а)
56
37
; б)
56
30
; в)
28
17
; г)
56
35
.
Приложение 2.
1 группа.
1. Закрасить синим цветом -
4
1
круга, красным цветом -
8
1
круга.
2. Какая часть круга закрашена?
1
2
3
4
5
6
7
а б
а
б
а
б г
г
в
3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
2 группа.
1. Закрасить синим цветом -
2
1
круга, красным цветом -
8
1
круга.
2. Какая часть круга закрашена?
3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
3 группа.
1. Закрасить синим цветом -
2
1
круга, красным цветом -
8
3
круга.
2. Какая часть круга закрашена?
2. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
4 группа.
1. Закрасить синим цветом -
4
1
прямоугольника, красным цветом -
8
1
прямоугольника.
2. Какая часть прямоугольника закрашена?
3. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
5 группа.
1. Закрасить синим цветом -
2
1
прямоугольника, красным цветом -
8
1
прямоугольника.
2. Какая часть прямоугольника закрашена?
2. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
6 группа.
1. Закрасить синим цветом -
2
1
прямоугольника, красным цветом -
8
3
прямоугольника.
2. Какая часть прямоугольника закрашена?
2. Запишите, как можно ответить на этот вопрос.
Приложение 3. Физкультминутка.
Раз – согнуться – разогнуться.
Два – нагнуться – потянуться.
Три – в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Приложение 4.
1. Все понял, могу помочь другим
2. Запомню надолго
3. Все понял
4. Могу, но нужна помощь
5. Ничего не понял