Напоминание

"Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников "


Автор: Боровикова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№19 "Журавушка"
Населённый пункт: Кемеровская область город Мыски
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого

воображения дошкольников

Рaзвитие твoрческого потенциала личности должно осуществляться с раннего

детства,

когда

ребёнок

под

руководством

взрослых

начинает

овладевать

различными видами деятельности, в том числе и художественной.

Большие

вoзможности

в

развитии

творчества

заключает

в

себе

изобразительная

деятельность

и

прежде

всегo

нетрадиционные

техники

рисования. Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения,

фантазии,

проявлению

самостоятельности,

инициативы,

выражения

индивидуальности. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни

ребёнка.

Вместе

с

уменьшением

способности

фантазировать

у

детей

обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет

интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать

фантазию,

воображение

необходима

особая

организация

изобразительной

деятельности – в частности, использование нетрадиционных техник, т. к. в

них присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от

условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.

Нетрадиционное

рисование

имеет

огромное

значение

в

формировании

личности ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка.

При

этом

в

работу

включаются

зрительные,

двигательные,

мускульно-

осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные

способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать

и

анализировать,

соизмерять

и

сравнивать,

сочинять

и

воображать.

Для

умственного

развития

детей

имеет

большое

значение

постепенное

расширение запаса знаний.

Каждая

техника

это

маленькая

игра,

доставляющая

ребенку

радость,

положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется

высокая

активность

и

работоспособность

на

протяжении

всего

времени

рисования. На

занятиях

дети

знакомятся

с

новыми

нетрадиционными

техниками

рисования:

манкография,

кляксография,

воскография,

оттиск

поролоном, оттиск смятой бумагой, рисование ватными палочками, печатание

листьями, рисование пальчиками, рисование ладошками, граттаж и др.

Научившись выражать свои чувства на бумаге с помощью нетрадиционного

рисования,

ребёнок

начинает

лучше

понимать

чувства

других,

учится

преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не

получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Каждый ребенок

становится

маленьким

исследователем,

с

радостью

и

удивлением

открывающем для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание

их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при

отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Для того,

чтобы

во

время

рисования

усилить

воображение,

способствовать

художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно

использовать

детскую

литературу,

музыкальное

сопровождение,

фольклорный

и

игровой

материал.

Это

позволит

сделать

рисование

доступными, содержательными и познавательными.

Проведение

занятий

с

использованием

нетрадиционных

техник

рисования

Развивают творческие способности, воображение.

Развивают уверенность в своих силах, способствуют снятию детских

страхов;

Развивают пространственное мышление;

Учат детей свободно выражать свой замысел;

Побуждают детей к творческим поискам и решениям;

Учат детей работать с разнообразным материалом;

Развивают

чувство

композиции,

ритма,

колорита,

цветовосприятия,

чувство фактурности и объёмности;

Развивают мелкую моторику рук и тактильное восприятие;

Способствуют

пространственной

ориентировки

на

листе

бумаги,

глазомера и зрительного восприятия;

Развивают внимание и усидчивость.

«Оттиск поролоном»

Материал: пластиковая мисочка, в которую вложена штемпельная подушка

из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и

размера, кусочки поролона.

Ход

работы: Прижмите

поролон

к

штемпельной

подушке

с

краской

и

нанести оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и

поролон.

«Граттаж»

Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.

Ход работы: Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером

или

острым

инструментом

бумаги

или

картона,

залитых

тушью.

Слово

"Граттаж" произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому

другое название техники - техника царапанья.

Возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью

затрем воском, парафином. Широкой кистью нанесём на поверхность слой

туши,

разбавленной

мылом.

Когда

тушь

высохнет,

возьмем

заостренную

палочку и начнем процарапывать рисунок, образуя на черном фоне тонкие

штрихи.

«Фроттаж»

Материал: Лист

бумаги,

вырезанные

из

картона

шаблоны,

пастельные

мелки.

Ход

работы: Это

слово

происходит

от

французского,

и

переводится

как

«натирание». Для работы в этой технике нужны вырезанные из картона

шаблоны.

Накрываем

карточку

листом

бумаги

и

закрашиваем

лист

пастельными мелками. В процессе наблюдаем, как проступает рисунок.

«Кляксография»

Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

Ход работы: Поставьте на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и

осторожно подуйте на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след.

Поверните лист и снова подуйте. А можно сделать еще одну, но другого

цвета. Можно еще раскатать кляксу, можно свернуть лист бумаги вдвое и

отпечатать

на

второй

половине.

А

потом

оживляем

изображение,

дорисовываем его.

«Монотипия» (отпечатки).

Материал: краска, кисточка, бумага

Ход работы: Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к

центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро

сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой.

Откройте и всмотритесь: что же получилось?

Ниткография»

Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.

Ход работы: Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на

листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны.

Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте

рукой. Получилась фантастика, космос, может, наше настроение?

«Пластилинография»

Материал: Бумага, простой карандаш, пластилин, влажная салфетка.

Ход работы: Нарисовать рисунок простым карандашом, наносить на него

пластилин

соответствующего

цвета,

размазывать,

не

выходя

за

контур

изображения.

«Клеевая живопись»

Материал: Бумага,

простой

карандаш, клей

ПВА,

кисточка,

влажная

салфетка, крупа (соль, нитки, нарезанные на мелкие кусочки).

Ход работы: На заранее нанесённый клей по контуру рисунка, посыпать

крупу (соль, нитки), которая засыхает на клею, получается любой рисунок.

«Рисование сыпучими материалами»

Материал: Клей

ПВА,

картон,

сыпучие

материалы

(манка,

песок,

соль,

мелкая стружка, гречка, пшено, сухая заварка и т.п.)

Ход

работы: Рисуется

контур

предмета,

покрывается

клеем ПВА и

засыпается. Чем? Мелкими стружками или сахаром, гречкой, пшеном, солью,

заваркой.

«Рисование мыльными пузырями»

Материал: Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля,

мелкая баночка (крышка от баночки), бумага.

Ход работы: Возьмите мелкую баночку, приготовьте в ней раствор из гуаши,

воды

и

шампуня

(5:1:1),

по

консистенции

он

должен

быть,

как

сливки.

Опустите

в

смесь

трубочку

для

коктейля,

дуньте

таким

образом,

чтобы

получились мыльные пузыри. Лист бумаги осторожно опустите на мыльные

пузыри, как бы перенося их на бумагу.



В раздел образования