Автор: Боровикова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№19 "Журавушка"
Населённый пункт: Кемеровская область город Мыски
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников "
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого
воображения дошкольников
Рaзвитие твoрческого потенциала личности должно осуществляться с раннего
детства,
когда
ребёнок
под
руководством
взрослых
начинает
овладевать
различными видами деятельности, в том числе и художественной.
Большие
вoзможности
в
развитии
творчества
заключает
в
себе
изобразительная
деятельность
и
прежде
всегo
нетрадиционные
техники
рисования. Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения,
фантазии,
проявлению
самостоятельности,
инициативы,
выражения
индивидуальности. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни
ребёнка.
Вместе
с
уменьшением
способности
фантазировать
у
детей
обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет
интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать
фантазию,
воображение
необходима
особая
организация
изобразительной
деятельности – в частности, использование нетрадиционных техник, т. к. в
них присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от
условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.
Нетрадиционное
рисование
имеет
огромное
значение
в
формировании
личности ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка.
При
этом
в
работу
включаются
зрительные,
двигательные,
мускульно-
осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные
способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать
и
анализировать,
соизмерять
и
сравнивать,
сочинять
и
воображать.
Для
умственного
развития
детей
имеет
большое
значение
постепенное
расширение запаса знаний.
Каждая
техника
–
это
маленькая
игра,
доставляющая
ребенку
радость,
положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется
высокая
активность
и
работоспособность
на
протяжении
всего
времени
рисования. На
занятиях
дети
знакомятся
с
новыми
нетрадиционными
техниками
рисования:
манкография,
кляксография,
воскография,
оттиск
поролоном, оттиск смятой бумагой, рисование ватными палочками, печатание
листьями, рисование пальчиками, рисование ладошками, граттаж и др.
Научившись выражать свои чувства на бумаге с помощью нетрадиционного
рисования,
ребёнок
начинает
лучше
понимать
чувства
других,
учится
преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не
получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Каждый ребенок
становится
маленьким
исследователем,
с
радостью
и
удивлением
открывающем для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание
их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при
отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Для того,
чтобы
во
время
рисования
усилить
воображение,
способствовать
художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно
использовать
детскую
литературу,
музыкальное
сопровождение,
фольклорный
и
игровой
материал.
Это
позволит
сделать
рисование
доступными, содержательными и познавательными.
Проведение
занятий
с
использованием
нетрадиционных
техник
рисования
Развивают творческие способности, воображение.
Развивают уверенность в своих силах, способствуют снятию детских
страхов;
Развивают пространственное мышление;
Учат детей свободно выражать свой замысел;
Побуждают детей к творческим поискам и решениям;
Учат детей работать с разнообразным материалом;
Развивают
чувство
композиции,
ритма,
колорита,
цветовосприятия,
чувство фактурности и объёмности;
Развивают мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
Способствуют
пространственной
ориентировки
на
листе
бумаги,
глазомера и зрительного восприятия;
Развивают внимание и усидчивость.
«Оттиск поролоном»
Материал: пластиковая мисочка, в которую вложена штемпельная подушка
из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и
размера, кусочки поролона.
Ход
работы: Прижмите
поролон
к
штемпельной
подушке
с
краской
и
нанести оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и
поролон.
«Граттаж»
Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.
Ход работы: Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером
или
острым
инструментом
бумаги
или
картона,
залитых
тушью.
Слово
"Граттаж" произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому
другое название техники - техника царапанья.
Возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью
затрем воском, парафином. Широкой кистью нанесём на поверхность слой
туши,
разбавленной
мылом.
Когда
тушь
высохнет,
возьмем
заостренную
палочку и начнем процарапывать рисунок, образуя на черном фоне тонкие
штрихи.
«Фроттаж»
Материал: Лист
бумаги,
вырезанные
из
картона
шаблоны,
пастельные
мелки.
Ход
работы: Это
слово
происходит
от
французского,
и
переводится
как
«натирание». Для работы в этой технике нужны вырезанные из картона
шаблоны.
Накрываем
карточку
листом
бумаги
и
закрашиваем
лист
пастельными мелками. В процессе наблюдаем, как проступает рисунок.
«Кляксография»
Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.
Ход работы: Поставьте на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и
осторожно подуйте на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след.
Поверните лист и снова подуйте. А можно сделать еще одну, но другого
цвета. Можно еще раскатать кляксу, можно свернуть лист бумаги вдвое и
отпечатать
на
второй
половине.
А
потом
оживляем
изображение,
дорисовываем его.
«Монотипия» (отпечатки).
Материал: краска, кисточка, бумага
Ход работы: Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к
центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро
сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой.
Откройте и всмотритесь: что же получилось?
Ниткография»
Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.
Ход работы: Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на
листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны.
Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте
рукой. Получилась фантастика, космос, может, наше настроение?
«Пластилинография»
Материал: Бумага, простой карандаш, пластилин, влажная салфетка.
Ход работы: Нарисовать рисунок простым карандашом, наносить на него
пластилин
соответствующего
цвета,
размазывать,
не
выходя
за
контур
изображения.
«Клеевая живопись»
Материал: Бумага,
простой
карандаш, клей
ПВА,
кисточка,
влажная
салфетка, крупа (соль, нитки, нарезанные на мелкие кусочки).
Ход работы: На заранее нанесённый клей по контуру рисунка, посыпать
крупу (соль, нитки), которая засыхает на клею, получается любой рисунок.
«Рисование сыпучими материалами»
Материал: Клей
ПВА,
картон,
сыпучие
материалы
(манка,
песок,
соль,
мелкая стружка, гречка, пшено, сухая заварка и т.п.)
Ход
работы: Рисуется
контур
предмета,
покрывается
клеем ПВА и
засыпается. Чем? Мелкими стружками или сахаром, гречкой, пшеном, солью,
заваркой.
«Рисование мыльными пузырями»
Материал: Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля,
мелкая баночка (крышка от баночки), бумага.
Ход работы: Возьмите мелкую баночку, приготовьте в ней раствор из гуаши,
воды
и
шампуня
(5:1:1),
по
консистенции
он
должен
быть,
как
сливки.
Опустите
в
смесь
трубочку
для
коктейля,
дуньте
таким
образом,
чтобы
получились мыльные пузыри. Лист бумаги осторожно опустите на мыльные
пузыри, как бы перенося их на бумагу.