Автор: Акимова Галина Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 460 имени дважды Героя Советского Союза А.А.Головачева
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Интегрированный подход на уроках физики на средней ступени обучения"
Раздел: среднее образование
Г.Н.АКИМОВА
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ФИЗИКИ НА
СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Все ветви современной науки тесно связаны, и поэтому школьные
академические
предметы
не
могут
быть
изолированы
друг
от
друга.
Междисциплинарные
связи
являются
дидактическим
условием
и
средством глубокого и всестороннего усвоения основ науки в школе. Кроме
того,
они
повышают
научный
уровень
знаний
учащихся,
развитие
логического
мышления
и
творческих
способностей.
Реализация
междисциплинарных связей в некоторой степени устраняет дублирование в
изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для
формирования общеобразовательных навыков обучающихся.
Однако есть некоторая непоследовательность в момент прохождения
некоторых учебных тем по предметам, отличаются понимание некоторых
терминов и понятий в учебниках. В качестве примера, несоответствие в
течение времени тем " векторы" в геометрии и " кинематика " в курсе
физики 9 класса. В геометрии, например, понятие - координаты вектора, в
физике
-
понятие
проекций
вектора
на
оси
координат.
Есть
и
другие
примеры в знак несогласия программ по математике и другим предметам.
Интерес к учению является одним из факторов, способствующих
успешной ассимиляции знаний. И это играет далеко не последнюю роль в
использовании междисциплинарных отношений в математике и физики.
В за имо с вя зь
ме жд у
школьны ми
д ис циплина ми
и м е е т
принципиальное педагогическое значение; она состоит не в служебной
роли одного учебного предмета по отношению к другому, а в обеспечении
многосторонних контактов между ними с целью гармоничного развития
мышления учащихся.
Перспективные межпредметные связи используются, когда изучение
материала по математике опережает его применение в других предметах.
Нередко
знания
учащихся
по
другим
предметам
(особенно
по
математике) привлекаются для углубления знаний по физике. И в этом
случае рациональнее всего необходимые вопросы повторить до объяснения
нового, а затем уже использовать их в нужном месте. Например, для
закрепления знаний о силе давления может служить материал о задании
функции формулой и понятие о прямой пропорциональности величин.
При
систематическом
осуществлении
межпредметных
связей
на
уроках
происходит
углубление
знаний
и
по
другим
дисциплинам
(в
частности, математике, химии, физике).
Мы, русские люди - говорим на родном языке. И очень важно, чтобы
каждый
учитель,
в
том
числе
учителя
математики
и
физики,
в
совершенстве владели русским языком. Очень важно правильно строить
свою речь и научить этому детей; грамотно и в смысле русского языка, и в
смысле математическом. При проверке письменных работ учитель обязан
устранить и грамматические ошибки, это должно строго соблюдаться. В
практике учителя математики и физики часто произносят формулировки
математических и физических выражений, таких как, например, " квадрат
суммы двух выражений ", " разность квадратов двух выражений " и т.д. И
здесь
важную
роль
в
понимании
математического
смысла
помогает
грамматический анализ математического выражения.
Следует
искать
(в
пределах
разумного)
полное
и
компетентное
представление
своих
мыслей,
как
устно,
так
и
письменно.
Нельзя
требовать от учащихся, например, пояснений, как и на какой множитель, он
сократил
дробь
при
выполнении
преобразований
при
самостоятельном
выполнении упражнений. Но при работе у доски это почти обязательно.
Следует избегать, как правило, односложные ответы учеников в классе во
время устного опроса.
Среди школьных предметов наибольшую междисциплинарную связь,
с нашей точки зрения, имеют математика и физика. Связь здесь состоит в
том,
что
в
целях
формирования
общеучебных
умений
и
навыков
при
решении
задач
важно
знакомить
учащихся
с
общими
методами
и
подходами
(координатный,
алгоритмический)
к
анализу
задачи,
ее
решению и оформлению. Это должно отражать единство требований к
решению задач по математике, физике и химии. По мнению Ю.И. Дика,
при решении задач, как по математике, так и по физике, учащиеся могут
проводить
самоконтроль
через:
оценку
ответа
задачи
на
реальность;
проверку
правильности
записи
формул,
формул
по
размерности;
правильность
осуществленных
преобразований,
вычислений;
сравнение
этапов решения задачи с подобной (решенной ранее и разобранной в
учебнике, с предлагаемым учителем образцом); сравнение содержания и
последовательности
выполненных
при
решении
задач
действий
с
алгоритмом
(составленным
для
решения
задач).
На
уроках
химии
решаются задачи, при этом очень часто приходится иметь дело с решением
уравнений,
выявлением
прямой
и
обратной
пропорциональной
зависимости. Важно поэтому обеспечить единство подходов, о которых
говорилось выше, использования на уроках химии тех алгоритмов, которые
учащиеся уже применяли на уроках математики.
Понятие функциональной зависимости является одним из ведущих в
математике
и
очень
часто
используется
на
уроках
физики.
Первое
знакомство с графиками ученики получают на уроках математики в 6
классе. При этом они учатся строить графики движения пешехода, поезда,
температуры
(по
таблице),
находить
по
графику
значение
одной
переменной, если задано значение другой переменной. При вычерчивании
графиков на уроках физики учащиеся применяют знания по математике и
развивают представления о функциональной зависимости. Надо обратить
внимание
на
то,
что
при
рассмотрении
физических
закономерностей
широко
используют
графики,
причем
координатные
оси
обозначают
символами
тех
физических
величин,
зависимость
между
которыми
исследуется графиком.
На
уроках
алгебры
в
7
классе,
вводят
прямые,
обратные,
пропорциональные
линейные
зависимости.
Использование
физических
проблем с поиском веса тела, его плотности и объема, давления и площади
опоры позволит на уроках математики показать практическую ценность
изучаемого материала.
В
изучении
темы
"
Скорость
прямолинейного
равноускоренного
движения. " (А. В. Перышкин , Е.М. Гутник Физика - . 9) подчеркивается,
что зависимость скорости от времени в этом случае является линейной. И
от того, насколько ученики усвоили этот материал в курсе математики,
зависит успешность усвоения материала по физике.
Неразрывную
связь
математики
и
физики
можно
наблюдать
при
изучении темы «Производная функция» по математике, так как данная
тема определяет алгоритм нахождения скорости и ускорения, так первая
производная – это скорость, вторая производная - это ускорение. Даже
многие
задачи
ЕГЭ
по
физике
и
математики
о суще ствляют
междисциплинарную связь.
Дальнейшее
изучение
и
углубление
концепции
функциональной
зависимости происходит в 8-м классе при изучении квадратичных функций
и
играет
перспективную
роль
в
изучении
равномерно
ускоренного
движения в курсе физики 9 класса. Таким образом, при решении задач в
области физики на эту тему, важно использовать тот же алгоритм для
решения квадратных уравнений, как в алгебре, и, конечно, использовать по
возможности теорему Виета.
Таким образом, совершенно очевидно, что существует неразрывные
связи между математикой и физикой, а также всеми другими изучаемыми
предметами в школе.