Автор: Колпакова Ирина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОГКОУ "Центр психолого-педагогической,медицинской и социальной помощи"Доверие"
Населённый пункт: село Тагай Майнского района Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обучение дошкольников чтению
Раздел: дошкольное образование
ОГКОУ «Центр ППМС «Доверие»
Обучение дошкольников чтению.
Разработала:
Колпакова И.А., учитель-логопед
ОГКОУ «Центр ППМС «Доверие»
Обучение дошкольников чтению является пропедевтической работой логопеда и
значительно облегчает ребенку усвоение школьной программы при поступлении в 1 класс.
Оно должно строиться на следующих принципах:
1.
Доступность. Изложение нового материала происходит с плавными переходами от
одного к другому, с подробным пояснением.
2.
Занимательность. Дети 6 лет чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво,
возникают определенные трудности с дисциплиной. Дошкольники впечатлительны
и эмоциональны, поэтому требуется смена деятельности, разнообразие заданий.
Это могут быть загадки, шарады, физминутки, дидактические игры и т.д. Следует
обратить внимание на постепенное включение в учебный процесс обучающих игр.
Они должны приковывать внимание ребенка к материалу занятия, давать новые
знания, заставлять его напряженно думать. Это период перехода от игры к учению.
3.
Наглядность. На занятия к детям могут приходить сказочные персонажи, игрушки,
предлагая
интересные
игры
и
задания.
Обязательно
использование
картинок,
иллюстраций
для
пересказов
и
составления
рассказов.
Применяются
разнообразные
таблицы
для
чтения:
слоговые
таблицы,
схемы
слогов,
схемы
предложений и т.п. все это повышает интерес детей к чтению.
4.
Опора на жизненный опыт ребенка. Дети, прочитав свои первые слова, могут
объяснить
смысл
прочитанного
слова.
При
составлении
рассказа
по
картинке,
увидев
знакомое
животное
или
предмет,
могут
использовать
свои
знания
для
составления предложений.
Что должны усвоить дошкольники при обучении чтению:
- владеть понятиями «звук», «буква», «слово», «предложение»;
- знать порядок букв и их названия;
- различать гласные и согласные звуки;
- свободно и осознанно читать трехбуквенные слова, плавно читать по слогам с переходом
к чтению целыми словами;
- составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в
соответствии со знаком в конце;
- пересказывать по наводящим вопросам.
Основными коррекционными целями работы логопеда с дошкольниками является
развитие фонемного анализа и звуко-буквенного анализа.
Фонемный анализ – умение вычленять звуковую последовательность слова. Он
становится способом действия, если с самого начала своего формирования складывается
целенаправленно
и
осознанно:
ученик
не
только
осваивает
определенную
последовательность операций, но и приобретает способность контролировать и оценивать
свои действия.
Правильность вычленения каждого последующего звука слова эффективнее всего
контролируется в полном слове. Приведем пример звукового анализа слова «лиса».
Логопед: Скажи слово «лиса» и послушай себя.
Ребенок: [л’иса]
Логопед:
Протяни
(выдели
голосом)
первый
звук
в
полном
слове.
Назови
его
и
охарактеризуй.
Ребенок: [л‘л’ л’ иса ]. Первый звук [л‘], он согласный, мягкий.
Логопед: Обозначь выделенный звук условным значком.
Ребенок: Согласный мягкий обозначаю на схеме зеленой карточкой.
Логопед: Протяни второй звук в слове. Назови и охарактеризуй его.
Ребенок: [л‘иииса]. Второй звук [и], он гласный.
Логопед: Обозначь выделенный звук условным значком.
Ребенок: Гласный звук на схеме обозначаю красной карточкой.
Логопед: Проверь, все ли звуки слова уже выделены. Прочитай свою запись.
Ребенок: [л‘и]. нет, слово не закончено. Ищу следующий звук.
(При работе с каждым следующим звуком обязательно повторять все три операции:
протяни и выдели звук, обозначь его, проверь (прочитай)).
Последняя операция.
Логопед: Проверь, получилось ли слово. Прочитай его по схеме.
Ребенок: [л‘иииисааа].
Практическая цель фонемного анализа – выделение фонемы и связывание ее с буквой.
Это означает, что звуковой разбор преобразуется с момента введения букв в разбор звуко-
буквенный. Хочется обратить внимание на следующие моменты проведения
такого
анализа.
Переход к буквам целесообразно осуществлять после того, как все буквы в
словах найдены, чтобы избежать переориентации на букву в работе со звуками у тех
детей, которые еще не вполне овладели способами фонемного анализа. Звуко-буквенный
анализ
способствует
осознанию
детьми
слогового
принципа
русской
графики,
обусловливающего позиционный принцип чтения. Примеры возможных заданий: найти
знакомую букву среди других; назвать только гласные (согласные); посчитать, сколько
гласных (согласных) в данном слове; назвать слоги с твердым или мягким согласным
звуком.
Особое внимание логопед должен уделить подбору наглядного материала к занятиям.
Наглядные
средства
обучения
подразделяются
на
две
большие
группы:
средства
иллюстраций
и
демонстраций.
При
работе
с
шестилетними
детьми
используется
иллюстративная наглядность. Это подвижные буквы на наборном полотне, предметные и
сюжетные картинки, звуковые цветные карточки, схемы предложений и слов.
Наглядность на занятиях используется с целью:
- создания условий для более образного представления;
- одновременного участия всех детей в выполнении заданий;
- создания условий для осознанного выполнения заданий.
Условия пользования наглядными средствами обучения:
- буквы наборного полотна должны быть достаточно крупными;
- предметные картинки должны быть крупными и четкими;
- хорошее обозрение;
- четкое выделение главного при показе сюжетных картинок;
- детальное продумывание пояснений.
Приведем
примеры
использования
перечисленных
выше
средств
на
занятиях
с
шестилетками.
Подвижные буквы на наборном полотне.
1.
Найти заданную букву среди других.
2.
Составить заданный слог из букв наборного полотна.
3.
Составить заданное слово из букв.
Звуковые цветные карточки.
Используются для моделирования звукового строения слова.
Схемы предложений и слов.
1.
Логопед задает детям готовую схему предложения.
Варианты:
- подобрать подходящее предложение из прочитанного текста;
- придумать предложение на заданную тему;
- придумать предложение о конкретном герое;
- выбрать предложение из нескольких предложенных.
2. Составление схемы предложения.
Варианты:
- к заданному предложению;
- исправление неверно составленной схемы (найти ошибку на доске).
Предметные картинки.
Варианты:
1.
На наборном полотне выставляется ряд предметных картинок.
Задания:
-
выбрать
картинки,
изображения
на
которых
начинаются
на
заданный
звук,
например [л‘];
- найти картинки, названия которых заканчивается на любой, но твердый звук;
- определить, в названии каких картинок имеется заданный звук, например [н],
стоящий в любом месте слова: начале, середине, конце.
2. Предметные картинки используются для развития речевой активности дошкольников.
Например: работа по предметной картинке «Лиса» при изучении буквы «л», звуков [л, л’].
Логопед дает задание придумать предложение о лисе по наводящим вопросам.
Логопед: Какой характер у лисы?
Ребенок: Лиса очень хитрая.
Логопед: Какая у лисы шубка?
Ребенок: Лиса рыжая и пушистая. (Опора на жизненный опыт ребенка)
Логопед: Чем питается лиса?
Ребенок: Лиса ест рыбу. Лиса любит кур. Лиса питается зайцами.
После составления данных предложений имеет смысл составить схемы некоторых из
них.
Сюжетные картинки.
Используются для обучения составления рассказа или как опора для пересказа.
1.
Составление рассказа происходит по тщательно подобранным вопросам логопеда.
2.
Рассказ должен быть озаглавлен.
3.
При составлении рассказа ребенок использует свои знания,
жизненный опыт,
создает в воображении сюжет, намечает действующих лиц,
представляет себе
обстановку,
на
фоне
которой
протекает
до
и
после
того
момента,
который
запечатлен на картинке. При этом логопед должен контролировать ребенка, чтобы
его вымысел не противоречил действительности.
4.
Составление рассказа по серии
сюжетных
картин
облегчает обучение
составлению плана. Поэтому обучать детей плану композиций и сюжету сочинения
удобнее
всего
именно
по
серии
сюжетных
картинок.
Дети,
направляемые
вопросами
логопеда,
составляют
к
каждой
картинке
по
1-3
предложения,
озаглавливают тексты.
5.
При пересказе сюжетные картинки – это
не только опора для воспроизведения
содержания обычно небольшого отрывка текста (сказки), но и возбудитель эмоций,
стимулятор речевого творчества.
Приведем пример выборочного пересказа по иллюстрации «Лиса и Колобок»
из сказки «Колобок».
Логопед: Посмотрите на картинку. Из какой сказки этот сюжет?
Дети: Из сказки «Колобок».
Логопед: На картинке начало или конец сказки?
Дети: Конец сказки, потому что с Лисой Колобок встретился с последней, она его и
съела.
Логопед: С какими героями встречался еще Колобок?
Дети: С зайцем, волком, медведем.
Логопед:
Расскажите,
как
происходила
встреча
Колобка
с
Лисой?
(Дети
пересказывают отрывок сказки «Колобок» с опорой на сюжетную картинку)
Пересказ по иллюстрации предполагает воспроизведение только той части текста,
которая изображена на картинке.
Пересказ в работе с шестилетними детьми используется в нескольких видах, и с
каждым конкретным ребенком по - разному. Это может быть пересказ прочитанного
логопедом, пересказ прочитанного самостоятельно, пересказ с опорой на слова, пересказ
прочитанного
соседом,
пересказ
с
опорой
на
предметные
или
сюжетные
картинки,
пересказ по наводящим вопросам.
В большинстве случаев на занятиях с дошкольниками пересказ специально
подготавливается, для чего используются следующие приемы:
- предупреждение детей о том, что рассказ нужно пересказывать подробно или сжато;
- беседа-анализ содержания, различные виды работы над выделением тех слов и целых
предложений, которые нужно использовать в пересказе;
- расчленение рассказа, выделение частей, их озаглавливание, составление плана текста,
предназначенного для пересказа;
- пересказ фрагментов текста.
Приведем пример пересказа сказки «Теремок» с опорой на слова.
На доске, не соблюдая последовательности, вывешены карточки со словами-названиями
героев сказки: Волк, Мышка, Медведь, Лягушка, Зайчик. Логопед обращается к детям:
-
Ребята,
давайте
прочитаем
слова
на
картинках,
вам
что-нибудь
напоминают
эти
названия?
- Да, это герои сказки «Теремок».
- В таком ли порядке приходили они к теремку?
- Нет! Звери перепутались.
- Давайте поможем героям сказки найти свое место, кто за кем приходил.
( Карточки
перевешиваются в нужной последовательности: Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса, Волк,
Медведь).
- Расскажите, как заселялись наши герои в теремок. (Идет пересказ с опорой на слова.)
элементы рассуждения- это чаще всего вывод или причинные обоснования, их также
следует приводить в пересказе.
В ходе занятий логопед обеспечивает активную познавательную деятельность детей,
использует различные формы ее организации. Малая наполняемость групп позволяет
оптимально сочетать коллективную и индивидуальную формы организации деятельности,
не выпуская из вида каждого ребенка, при этом обучать навыкам коллективной работы.
Коллективная организация деятельности способствует установлению особо
доверительных отношений совместной работы детей, в ходе которой достигается общее
участие в решении поставленных задач.
Цели коллективной работы:
- дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку;
- дать каждому ребенку возможность самоутвердиться.
Коллективная работа используется при изучении нового материала, актуализации
опорных знаний, разрешении проблемных ситуаций.
При коллективной организации деятельности должны соблюдаться следующие
условия:
- обязательное участие каждого ребенка;
- вопросы различного уровня сложности;
- дифференцированный подход принятия ответов детей;
- итог в конце работы.
Пример коллективной организации деятельности детей при изучении темы: «Буква
«К», звуки [к, к’]»
Логопед читает детям рассказ В.Волиной «Коллекция Кирилла Кукушкина» (рассказ на
одну букву).
Детям предварительно даются задания:
- услышав слово со звуками [к, к‘], хлопнуть в ладоши;
- запомнить слова со звуками [к, к‘].
РАССКАЗ.
Как-то раз я пошел на Кузнечный рынок, чтобы купить кочан капусты, и по дороге
прочитал объявление: «Куплю кресло-качалку, книжку «Каштанка» и крошечного
крокодила. Коллекционер Кукушкин. Крюков канал, дом 35, квартира 16».
Конечно, мне захотелось познакомиться с Кукушкиным. И вот я стою перед коричневой
дверью. Около звонка – квадратный кусочек картона с короткой надписью: Кирилл
Кириллович Кукушкин (квакать 4 раза).
- Как это квакать? – удивился я, нажав на кнопку.
- Ква-ква! – раздалось в квартире
Дверь открыл человек в круглых очках, курносый, кудрявый. Он был в клетчатом
костюме и кроссовках.
- Кукушкин – представился он.
- Я читал объявление и мне интересно узнать, какая у вас коллекция?
- Я собираю все на букву К, - сказал Кукушкин и показал мне свою квартиру.
Кругом были книги, картины, карты. Кукушкин рассказал, что любит кататься на коньках,
ходить на концерты и в кино. Потом мы сидели на кухне и пили крепкий кофе с кексом и
конфетами.
Беседа:
- Какие слова со звуком [к] вы запомнили?
- А какие еще на букву К были в квартире?
- Какие животные могли жить в квартире Кукушкина?
- Какую кличку дал бы Кукушкин этому животному?
- А что у вас есть в квартире на букву К?
Индивидуальная работа характеризуется высоким уровнем самостоятельности детей.
Она наиболее эффективна при выполнении различных упражнений по чтению и
написанию слоговых диктантов.
Цель индивидуальной работы – регулировать темп продвижения в обучении каждого
ребенка. Успех ее определяется подбором дифференцированных заданий,
систематическим контролем за их выполнением, оказанием своевременной помощи в
разрешении затруднений. Индивидуальная работа используется на разных этапах
занятий.
При организации индивидуальной деятельности должны соблюдаться условия:
- подробная инструкция к выполнению задания;
- задания должны быть дифференцированными, то есть посильными для каждого ребенка;
- направляющая помощь педагога;
- проверка результатов и построение коррекционной работы.
Пример: на доске прикреплены слоговые карточки, слоги состоят из ранее изученных
букв. Логопед обращается к ребенку: «Посмотри внимательно на доску, прочитай слоги».
(Ребенок читает слоги). Далее логопед говорит: «Напиши у себя в тетради только те слоги,
в которых согласный твердый». (Ребенок выполняет задание). После выполнения задания
ребенок говорит, какие слоги нужно снять с доски, чтобы остались только с твердым
согласным.
В заключении следует отметить, что в работе с шестилетками применяется основной
метод обучения – игра как ведущая деятельность этого возраста. Игра способствует
развитию мышления ребенка. Он учится действовать по правилам, преодолевать
трудности , планировать и регулировать свою деятельность в соответствии с замыслом.
Игровая ситуация является составной частью дидактической игры. Она часто
применяется и самостоятельно как особая форма подачи учебного материала. Для
создания игровых ситуаций используются сюжеты любимых сказок, мультфильмов,
сюжеты из жизни детей.
Игровые ситуации могут быть предложены на любом этапе занятия: изучении нового
материла, активизации материала, повторении. Это средство направлено на активизацию
деятельности детей, развитие произвольного внимания, памяти, умения анализировать,
наблюдать, сравнивать, обобщать.
Пример использования игровой ситуации при закреплении знаний о букве «Р», звуках
[р,р‘].
На доске рисунок. Логопед рассказывает: «Однажды Карлсон отправился в магазин за
продуктами, но купить он может только те продукты, в названиях которых есть звуки
[р,р‘]. Помогите Карлсону сделать покупки».(На доске предметные картинки с
изображением различных продуктов питания, из которых необходимо выбирать). Дети
объясняют, что они выбрали, где в данном слове находится заданный звук, определяют
мягкий он или твердый.
Дидактическая игра рассматривается как особая форма обучения. Она используется с
целью:
- подготовки к изучению нового материала;
- изучения нового материала;
- закрепления изученного материала.
Дидактические игры могут быть предложены на любом занятии в любое время. Они не
требуют особого подхода в системе обучения чтения и развитию речи, применяются на
любых типах занятий.
На занятиях с дошкольниками наиболее целесообразно использовать следующую
систему игр:
1.
Игры, направленные на развитие фонематического слуха, умения анализировать и
обобщать.
2.
Игры, направленные на обучение составлению и чтению слогов.
3.
Игры, направленные на развитие техники осмысленного чтения.
Итак, в данных рекомендациях нами были рассмотрены и раскрыты основные
принципы, условия, методы и приемы успешного обучения дошкольников грамоте и
развитию навыка чтения, что является неотъемлемой частью подготовки ребенка к школе.
Данные
рекомендации
адресованы
логопедам
ДОУ,
воспитателям,
а
также
учителям
начальных классов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
поскольку процесс формирования навыка чтения у данной категории детей затруднен.