Напоминание

"Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста. Ознакомление с цветом" (вторая группа раннего возраста)


Автор: Белоусова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 15
Населённый пункт: Краснодарский край Крымский район посёлок Южный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста. Ознакомление с цветом" (вторая группа раннего возраста)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 поселка Южного

муниципального образования Крымский район

Методическая разработка Белоусовой Татьяны Анатольевны

«Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей раннего

возраста. Ознакомление с цветом»

(вторая группа раннего возраста)

2017 год

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей работающих

в ДОУ с детьми раннего возраста, а также родителям.

В методическую разработку включены дидактические игры для детей

раннего возраста, с помощью которых дети знакомятся с цветом,

происходит обогащение словаря детей словами – названиями цветов.

Предлагаемые игры увлекают малышей, делают их жизнь богаче и

разнообразнее.

Обоснованность

Сенсорное воспитание ребёнка – это основа познания мира. Это фундамент

для успешного развития маленького человека как личности. Но «кирпичики» этого

«фундамента» будут положены стихийно, беспорядочно и в конце концов сделают

неустойчивым весь «дом», если познание ребёнка не будет целенаправленным, не

будет иметь разумного педагогического руководства.

Ранний возраст – это очень важный период в развитии ребёнка. Видный

отечественный учёный Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой»

сенсорного воспитания. Именно в этот период дети становятся самостоятельнее.

Активизируется

умственная,

физическая

и

психическая

активность

ребёнка.

Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с

предметами и орудиями в повседневной жизни,

в играх, рисовании и лепке,

наблюдении,

занятиях

со

строительным

материалом.

У

ребёнка

закрепляются

полученные представления о предметах и способах действия с ними, если он

воспроизводит

эти

действия

в

игре.

И,

хотя

для

маленького

ребёнка

первостепенное значение имеет чувственное восприятие, однако усиливается роль

слова

при

ознакомлении

со

свойствами

предметов.

Задача

взрослого

организовать

игры-занятия

с

предметами,

где

ребёнок

действует

сначала

по

подражанию, затем по этапному показу действия, и только потом по словесному

указанию.

Происходит

развитие

процессов

обобщения,

на

основе

которого

формируются понятия. Дети начинают обобщать и выделять качества и свойства

предметов. Яблоко красное, флажок тоже красный и шарф красный. Малыши

проводят сравнение: снег белый как сахар. Кубики кирпичики и брусочки разного

цвета.

Для

достижения

наибольших

результатов

в

освоении

цвета

необходима

индивидуальная работа. Прежде всего, важно вызвать положительные эмоции и

интерес к предлагаемой деятельности. После показа и объяснения предлагается

выполнить фрагмент задания при помощи педагога в случае необходимости.

Работа с родителями играет большую роль в сенсорном развитии и, в

частности, в ознакомлении с цветом. Требования к организации занятий должны

быть едиными и в семье и в детском саду. Родители продолжают обогащать

сенсорный опыт, создают условия для восприятия предметов. Поэтому я даю

рекомендации по работе над восприятием цвета и сенсорики в целом. В уголке

информации

для

родителей

выставляю

рекомендации

по

организации

и

содержанию домашних игр по сенсорному развитию.

Работа

по

ознакомлению

с

цветом

в

детском

саду

должны

быть

систематизированы

и

последовательны.

Поэтому

в

работе

мной

используются

специально организованные игры и игровые упражнения.

Их содержание

направлено

- на активизацию познавательной деятельности.

- на развитие цветового восприятия.

Детский сад - это начальное звено системы непрерывного обучения, поэтому

необходимо

развивать

умственные,

познавательные

способности,

интерес

к

занятиям.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От

рождения

до

школы»

под

редакцией

Н.Е

Вераксы,

Т.С.

Комаровой,

М.В.

Васильевой,

которая

используется

мной

в

работе,

позволяет

формировать

сенсорные представления детей раннего возраста поэтапно, переходя от простого

к

сложному.

Она

разработана

с

учётом

закономерностей

формирования

восприятия и психологических механизмов

перехода внешних (практических)

действий

во

внутренний

план,

а

также

особенностей

освоения

сенсорных

эталонов

детьми

этого

возраста.

Проводимая

мной

работа

направлена

на

накопление

сенсорных

представлений,

которое

предусматривает

знакомство

с

формой, величиной и цветом.

Я проводила наблюдения в течение нескольких лет и пришла к выводу, что

ознакомление с цветом вызывает у детей некоторые затруднения. Восприятие цвета

несколько отличается от восприятия формы и величины. Цвет не может быть

выделен методом проб и ошибок, практически. Формирование представлений о

сенсорных

эталонах

цвета,

опирается

только

на

зрительные

ощущения

и

восприятие.

Именно

поэтому,

как

показывает

мой

опыт

работы,

усвоение

сенсорных эталонов цвета происходит медленнее и сложнее. По этой причине я и

включила в свою работу изготовление дидактических игр по ознакомлению с

цветом.

В

раннем

возрасте

у

ребёнка

развивается

познавательная

потребность,

появляется любознательность. Поэтому в процессе знакомства с цветом, особое

внимание

я

уделяю

играм

и

занятиям,

позволяющим

включать

ребёнка

в

доступные ему виды деятельности. Это позволяет активизировать восприятие и

систематизировать полученную ребёнком информацию. Особое внимание мной

уделяется также и дидактическому материалу. Он должен соответствовать всем

необходимым требованиям.

Актуальность

Работая с детьми раннего возраста, мне всегда было интересно

использование дидактических игр в разных видах деятельности. Так как с

помощью дидактических игр дети овладевают новыми знаниями, умениями,

у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче

запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, различают,

сравнивают. Я стараюсь использовать дидактические игры и как форму

обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство

воспитания различных сторон личности ребенка. Проанализировав свой опыт

работы по вопросу сенсорного воспитания, я выявила такие проблемы как:

недостаточное оснащение развивающей предметно- пространственной среды

группы по сенсорному развитию; у детей 2- 3 лет недостаточно развито

умение самостоятельно ориентироваться в свойствах предмета (цвет, форма,

величина, количество).

Я пришла к выводу, что эту проблему можно решить в совместной работе

воспитателя и детей.

Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является

одним из важных условий сенсорного развития детей раннего возраста. Мне

как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой

работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.

Новизна

Новизна заключается в комплексном подходе, использовании современных

образовательных технологий в сенсорном развитии детей раннего возраста.

Особо подчеркну, что в целях получения максимального педагогического

эффекта во время проведения дидактических игр по развитию сенсорных

навыков организуются при условии положительного эмоционального

отношения у ребенка. Использование фонового звучания музыки при

проведении дидактических игр очень благоприятно сказывается на детях, так

как с давних пор музыка используется как лечебный фактор, играя

терапевтическую роль.

Музыкальные сопровождения снимают излишнее напряжение у детей,

создают положительный эмоциональный фон настроения.

Подмечено, что с помощью музыкального ритма можно установить

равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком

возбужденный темперамент и растормозить заторможенных детей,

урегулировать лишние и ненужные движения.

Значимость

Применяемые дидактические игры, методы и средства работы с детьми

раннего возраста в процессе сенсорного воспитания в ДОУ помогут

эффективному развитию сенсорных навыков детей и становлению личности.

Значимость методической разработки состоит в том, что в ней намечены

пути преодоления у детей затруднений в ознакомлении с цветом сенсорном

развитии детей.

Цели и задачи.

Цель: Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста

посредством дидактических игр.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать формированию первоначальных представлений о цвете

через окружающую действительность.

- содействовать воспитанию эстетических чувств у детей через цветовое

восприятие.

- Обучить детей группировать предметы по одному из признаков: форме,

цвету, величине.

Развивающие:

-развивать

у

детей

аналитическое

восприятие:

умение

разбираться

в

сочетаниях цветов.

- развитие концентрации внимания;

-развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию эстетических чувств у детей через цветовое

восприятие.

- воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в

окружающем пространстве, обогащая детей разнообразными сенсорными

впечатлениями.

Основные принципы

ОД в группе раннего возраста проводится в системе и для решения данных

задач выработаны следующие принципы:

принцип

насыщенной

предметно-игровой

среды

по

сенсорному

воспитанию малышей;

принцип

взаимосвязи

сенсорного,

умственного

и

физического

развития;

принцип

интеграции

воспитательных,

образовательных

и

развивающих задач;

принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;

принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего

возраста.

Принцип

индивидуализации

раскрытие

личностного

потенциала

каждого ребенка;

Принцип

сотрудничества

ориентация

на

приоритет

личности,

создание благоприятных условий для ее развития.

Основные принципы, на которые я опиралась при построении и реализации

раздела программы:

1.Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей;

2.Системность в отборе и подаче материала.

Использование педагогических технологий при работе над освоением раздела

гарантирует

достижение

педагогических

целей.

Немаловажно

использование

здоровьесберегающих

технологий,

так

как

оно

направлено

на

укрепление

психологического и психофизического здоровья детей.

Содержательная часть

Подбирая дидактические игры, продумывала цель и дидактическую

задачу, определяла место и роль игры в системе обучения и воспитания,

проектировала саму игру и определяла степень участия в ней всех детей,

продумывала оказание помощи застенчивым детям.

К дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость,

эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения

дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу

дошкольников, отметить доброжелательное отношение детей друг к другу, а

также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и

событиям.

Важнейшее условие сенсорного развития – это обучение в форме игр-

занятий с помощью дидактических игрушек и материалов. Для этого

разработала и изготовила разнообразный дидактический материал для

развития у детей раннего возраста сенсорных способностей.

В изготовленном дидактическом материале широко представлены

свойства и качества предметов – цвет, форма, величина. Размеры

дидактических пособий соответствуют возрастным особенностям и

возможностям; предусмотрено достаточное количество деталей (четыре-

пять каждой разновидности для каждого ребенка); дидактический материал

позволяет использовать его вариативно.

В первую очередь, надо остановиться на основных цветах: красном, жёлтом, синем,

зелёном. Дополнительно можно дать чёрный и белый - как цвета контрастные друг

к другу.

Практика

показывает,

что

правильнее

предлагать пары цветов,

а не знакомить

ребенка сразу со всеми основными цветами. Пары подбираются по принципу:

активный - спокойный цвет, либо берутся цвета контрастные по отношению друг к

другу.

Сначала предлагаются простые для восприятия пары: желтый – синий, красный –

желтый.

Затем: красный

-

синий,

красный

-

зеленый.

Наиболее

трудной

для

восприятия является пара синий - зеленый.

Выбор пар цветов для ознакомления — совершенно индивидуальный процесс и

зависит от наличия у ребенка соответствующего сенсорного опыта. Например, если

у ребенка дома много предметов красного цвета или значимые для него предметы

окрашены в этот цвет, то правильнее начинать систематизировать сенсорный опыт

по цветам, начиная именно с красного.

Приложение

«Кошка и мышки»

Цель: Формировать у детей умение различать предметы по цвету с

помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов.

Оборудование. Плоскостные домики из картона основных цветов,

посередине квадрат белого цвета с изображением мышки. Квадраты тех же

цветов –дверцы. Большая игрушка – кошка.

Ход игры.

Педагог раскладывает цветные квадраты- домики с изображением

мышек. Показывает на одной картинке как «прячется мышка», от кошки

когда закрывается дверцей-квадратиком такого же цвета.

При повторном проведении игры педагог использует домики других

цветов, располагая их в ряд и в случайном порядке.

«На цветной полянке»

Цель: закрепить умение действовать по сигналу, закрепить знание

основных цветов.

Оборудование: карточки с изображением бабочек (синих, жёлтых,

красных, зелёный) по количеству детей; четыре обруча с цветами (синими,

жёлтыми, красными, зелёный).

Ход игры: Дети находятся у обручей нужного цвета. Это бабочки на

цветочной

полянке.

У

каждого

играющего

на

груди

карточка

с

изображением бабочки определённого цвета (синего, жёлтого, зелёного или

красного). Воспитатель стоит в центре группы лицом к играющим, в руках

у него карточки с изображением бабочек соответствующих цветов. Он

поднимает 1 из карточек (а можно 2 или все 4, дети, имеющие карточку

этого цвета, разбегаются по площадке, подражая порханию бабочек. Когда

воспитатель опустит карточку, бабочки улетают на свои полянки. Игра

повторяется 4-6 раз.

«Разложи конфеты по тарелочкам»

Цель: учить различать и соотносить предметы по цвету.

Оборудование: четыре тарелочки основных цветов, конфеты

соответствующего цвета.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разложить конфеты по цветам

(красные конфеты в красную тарелочку, синие конфеты в синюю тарелочку

и т.д.)

«Зашей юбку»

Цель: запоминать геометрические фигуры, учить правильно

вкладывать их в рамочку, ориентируясь по цвету.

Оборудование: плоскостные шаблоны юбок из цветного картона

основных цветов с вырезанными геометрическими фигурами.

Ход игры: в юбке определённого цвета дырочки в форме

геометрических фигур. Воспитатель предлагает зашить дырочки.

«Кто в домику живёт?»

Цель: закреплять основные цвета, учить распределять предметы в

соответствие с цветом домика.

Оборудование: домики из цветного картона основных цветов с

вырезанными геометрическими фигурами.

Ход игры: в домиках живут геометрические фигуры, их надо поселить

в свои домики.

«Помоги куклам собрать шары».

Цель: закреплять у детей умение группировать однородные предметы по

цвету.

Перед вами сидят куклы в нарядах из четырех основных цветов: красный,

желтый, синий, зеленый. Куклы хотят поиграть в игру с шарами. Но куклы

хотят играть только с свои шарами. Помогите им.

В ходе игры дети разбиваются на пары. Договариваемся, кто для какой

куклы будет собирать шары.

«Паровоз потерял свои вагоны»

Цель: закреплять основные цвета, учить распределять предметы в

соответствие с цветом.

Оборудование: паровозы из цветного картона основных цветов, вагоны

из цветного картона основных цветов.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в поезд. Одного

ребёнка назначить «паровозом», остальные «вагоны». Воспитатель раздаёт

ребятам шапочки основных цветов «вагоны», «паровозы». Объясняем

детям, что вагоны потеряли свои паровозы. Воспитатель даёт гудок, и

вагоны ищут свои паровозы.

Воспитатель вновь даёт гудок и сформированный поезд под песню из

мультфильма «Поезд из Ромашково» начинает двигаться .Поезд подъезжает

к станции, остановка. Ребята меняются атрибутами. Игра повторяется.

« Найди свой домик»

Цель: развитие внимания и реакции детей, закрепление знания

цветов.

1 вариант

Используются накидки из основных четырёх цветов и игровое поле с

разноцветными кругами для игры «Твистер». Музыка звучит все танцуют.

После окончания музыки, каждый должен занять свой «домик», который

соответствует по цвету накидке.

2вариант

Используются накидки из основных четырёх цветов и игровое поле с

разноцветными кругами для игры «Твистер». Звучит музыка . После

окончания музыки, ребёнок проходит по дорожке соответствующего цвета

который соответствует по цвету накидке.

Список используемой литературы:

1. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Э.Г.

Пилюгина «Просвещение»1983 г.

2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №11; 2008 г.

3. Основная образовательная программа дошкольного образования « От

рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы , Т.С.Комаровой, М.А.

Васильевой

4. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.:

Просвещение, 1995.

5. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному

воспитанию дошкольников» – М.: Просвещение, 1997г.

6. «Математика для малышей» Е.В.Сербин., 1992г.



В раздел образования