Автор: Белоусова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 15
Населённый пункт: Краснодарский край Крымский район посёлок Южный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста. Ознакомление с цветом" (вторая группа раннего возраста)
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 поселка Южного
муниципального образования Крымский район
Методическая разработка Белоусовой Татьяны Анатольевны
«Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей раннего
возраста. Ознакомление с цветом»
(вторая группа раннего возраста)
2017 год
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для воспитателей работающих
в ДОУ с детьми раннего возраста, а также родителям.
В методическую разработку включены дидактические игры для детей
раннего возраста, с помощью которых дети знакомятся с цветом,
происходит обогащение словаря детей словами – названиями цветов.
Предлагаемые игры увлекают малышей, делают их жизнь богаче и
разнообразнее.
Обоснованность
Сенсорное воспитание ребёнка – это основа познания мира. Это фундамент
для успешного развития маленького человека как личности. Но «кирпичики» этого
«фундамента» будут положены стихийно, беспорядочно и в конце концов сделают
неустойчивым весь «дом», если познание ребёнка не будет целенаправленным, не
будет иметь разумного педагогического руководства.
Ранний возраст – это очень важный период в развитии ребёнка. Видный
отечественный учёный Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой»
сенсорного воспитания. Именно в этот период дети становятся самостоятельнее.
Активизируется
умственная,
физическая
и
психическая
активность
ребёнка.
Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности – в действиях с
предметами и орудиями в повседневной жизни,
в играх, рисовании и лепке,
наблюдении,
занятиях
со
строительным
материалом.
У
ребёнка
закрепляются
полученные представления о предметах и способах действия с ними, если он
воспроизводит
эти
действия
в
игре.
И,
хотя
для
маленького
ребёнка
первостепенное значение имеет чувственное восприятие, однако усиливается роль
слова
при
ознакомлении
со
свойствами
предметов.
Задача
взрослого
–
организовать
игры-занятия
с
предметами,
где
ребёнок
действует
сначала
по
подражанию, затем по этапному показу действия, и только потом по словесному
указанию.
Происходит
развитие
процессов
обобщения,
на
основе
которого
формируются понятия. Дети начинают обобщать и выделять качества и свойства
предметов. Яблоко красное, флажок тоже красный и шарф красный. Малыши
проводят сравнение: снег белый как сахар. Кубики кирпичики и брусочки разного
цвета.
Для
достижения
наибольших
результатов
в
освоении
цвета
необходима
индивидуальная работа. Прежде всего, важно вызвать положительные эмоции и
интерес к предлагаемой деятельности. После показа и объяснения предлагается
выполнить фрагмент задания при помощи педагога в случае необходимости.
Работа с родителями играет большую роль в сенсорном развитии и, в
частности, в ознакомлении с цветом. Требования к организации занятий должны
быть едиными и в семье и в детском саду. Родители продолжают обогащать
сенсорный опыт, создают условия для восприятия предметов. Поэтому я даю
рекомендации по работе над восприятием цвета и сенсорики в целом. В уголке
информации
для
родителей
выставляю
рекомендации
по
организации
и
содержанию домашних игр по сенсорному развитию.
Работа
по
ознакомлению
с
цветом
в
детском
саду
должны
быть
систематизированы
и
последовательны.
Поэтому
в
работе
мной
используются
специально организованные игры и игровые упражнения.
Их содержание
направлено
- на активизацию познавательной деятельности.
- на развитие цветового восприятия.
Детский сад - это начальное звено системы непрерывного обучения, поэтому
необходимо
развивать
умственные,
познавательные
способности,
интерес
к
занятиям.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От
рождения
до
школы»
под
редакцией
Н.Е
Вераксы,
Т.С.
Комаровой,
М.В.
Васильевой,
которая
используется
мной
в
работе,
позволяет
формировать
сенсорные представления детей раннего возраста поэтапно, переходя от простого
к
сложному.
Она
разработана
с
учётом
закономерностей
формирования
восприятия и психологических механизмов
перехода внешних (практических)
действий
во
внутренний
план,
а
также
особенностей
освоения
сенсорных
эталонов
детьми
этого
возраста.
Проводимая
мной
работа
направлена
на
накопление
сенсорных
представлений,
которое
предусматривает
знакомство
с
формой, величиной и цветом.
Я проводила наблюдения в течение нескольких лет и пришла к выводу, что
ознакомление с цветом вызывает у детей некоторые затруднения. Восприятие цвета
несколько отличается от восприятия формы и величины. Цвет не может быть
выделен методом проб и ошибок, практически. Формирование представлений о
сенсорных
эталонах
цвета,
опирается
только
на
зрительные
ощущения
и
восприятие.
Именно
поэтому,
как
показывает
мой
опыт
работы,
усвоение
сенсорных эталонов цвета происходит медленнее и сложнее. По этой причине я и
включила в свою работу изготовление дидактических игр по ознакомлению с
цветом.
В
раннем
возрасте
у
ребёнка
развивается
познавательная
потребность,
появляется любознательность. Поэтому в процессе знакомства с цветом, особое
внимание
я
уделяю
играм
и
занятиям,
позволяющим
включать
ребёнка
в
доступные ему виды деятельности. Это позволяет активизировать восприятие и
систематизировать полученную ребёнком информацию. Особое внимание мной
уделяется также и дидактическому материалу. Он должен соответствовать всем
необходимым требованиям.
Актуальность
Работая с детьми раннего возраста, мне всегда было интересно
использование дидактических игр в разных видах деятельности. Так как с
помощью дидактических игр дети овладевают новыми знаниями, умениями,
у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче
запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, различают,
сравнивают. Я стараюсь использовать дидактические игры и как форму
обучения, и как самостоятельную игровую деятельность, и как средство
воспитания различных сторон личности ребенка. Проанализировав свой опыт
работы по вопросу сенсорного воспитания, я выявила такие проблемы как:
недостаточное оснащение развивающей предметно- пространственной среды
группы по сенсорному развитию; у детей 2- 3 лет недостаточно развито
умение самостоятельно ориентироваться в свойствах предмета (цвет, форма,
величина, количество).
Я пришла к выводу, что эту проблему можно решить в совместной работе
воспитателя и детей.
Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является
одним из важных условий сенсорного развития детей раннего возраста. Мне
как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой
работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.
Новизна
Новизна заключается в комплексном подходе, использовании современных
образовательных технологий в сенсорном развитии детей раннего возраста.
Особо подчеркну, что в целях получения максимального педагогического
эффекта во время проведения дидактических игр по развитию сенсорных
навыков организуются при условии положительного эмоционального
отношения у ребенка. Использование фонового звучания музыки при
проведении дидактических игр очень благоприятно сказывается на детях, так
как с давних пор музыка используется как лечебный фактор, играя
терапевтическую роль.
Музыкальные сопровождения снимают излишнее напряжение у детей,
создают положительный эмоциональный фон настроения.
Подмечено, что с помощью музыкального ритма можно установить
равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком
возбужденный темперамент и растормозить заторможенных детей,
урегулировать лишние и ненужные движения.
Значимость
Применяемые дидактические игры, методы и средства работы с детьми
раннего возраста в процессе сенсорного воспитания в ДОУ помогут
эффективному развитию сенсорных навыков детей и становлению личности.
Значимость методической разработки состоит в том, что в ней намечены
пути преодоления у детей затруднений в ознакомлении с цветом сенсорном
развитии детей.
Цели и задачи.
Цель: Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста
посредством дидактических игр.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию первоначальных представлений о цвете
через окружающую действительность.
- содействовать воспитанию эстетических чувств у детей через цветовое
восприятие.
- Обучить детей группировать предметы по одному из признаков: форме,
цвету, величине.
Развивающие:
-развивать
у
детей
аналитическое
восприятие:
умение
разбираться
в
сочетаниях цветов.
- развитие концентрации внимания;
-развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию эстетических чувств у детей через цветовое
восприятие.
- воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в
окружающем пространстве, обогащая детей разнообразными сенсорными
впечатлениями.
Основные принципы
ОД в группе раннего возраста проводится в системе и для решения данных
задач выработаны следующие принципы:
принцип
насыщенной
предметно-игровой
среды
по
сенсорному
воспитанию малышей;
принцип
взаимосвязи
сенсорного,
умственного
и
физического
развития;
принцип
интеграции
воспитательных,
образовательных
и
развивающих задач;
принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего
возраста.
Принцип
индивидуализации
–
раскрытие
личностного
потенциала
каждого ребенка;
Принцип
сотрудничества
–
ориентация
на
приоритет
личности,
создание благоприятных условий для ее развития.
Основные принципы, на которые я опиралась при построении и реализации
раздела программы:
1.Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей;
2.Системность в отборе и подаче материала.
Использование педагогических технологий при работе над освоением раздела
гарантирует
достижение
педагогических
целей.
Немаловажно
использование
здоровьесберегающих
технологий,
так
как
оно
направлено
на
укрепление
психологического и психофизического здоровья детей.
Содержательная часть
Подбирая дидактические игры, продумывала цель и дидактическую
задачу, определяла место и роль игры в системе обучения и воспитания,
проектировала саму игру и определяла степень участия в ней всех детей,
продумывала оказание помощи застенчивым детям.
К дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость,
эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения
дидактической игры стараюсь поощрить выдумку, инициативу
дошкольников, отметить доброжелательное отношение детей друг к другу, а
также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и
событиям.
Важнейшее условие сенсорного развития – это обучение в форме игр-
занятий с помощью дидактических игрушек и материалов. Для этого
разработала и изготовила разнообразный дидактический материал для
развития у детей раннего возраста сенсорных способностей.
В изготовленном дидактическом материале широко представлены
свойства и качества предметов – цвет, форма, величина. Размеры
дидактических пособий соответствуют возрастным особенностям и
возможностям; предусмотрено достаточное количество деталей (четыре-
пять каждой разновидности для каждого ребенка); дидактический материал
позволяет использовать его вариативно.
В первую очередь, надо остановиться на основных цветах: красном, жёлтом, синем,
зелёном. Дополнительно можно дать чёрный и белый - как цвета контрастные друг
к другу.
Практика
показывает,
что
правильнее
предлагать пары цветов,
а не знакомить
ребенка сразу со всеми основными цветами. Пары подбираются по принципу:
активный - спокойный цвет, либо берутся цвета контрастные по отношению друг к
другу.
Сначала предлагаются простые для восприятия пары: желтый – синий, красный –
желтый.
Затем: красный
-
синий,
красный
-
зеленый.
Наиболее
трудной
для
восприятия является пара синий - зеленый.
Выбор пар цветов для ознакомления — совершенно индивидуальный процесс и
зависит от наличия у ребенка соответствующего сенсорного опыта. Например, если
у ребенка дома много предметов красного цвета или значимые для него предметы
окрашены в этот цвет, то правильнее начинать систематизировать сенсорный опыт
по цветам, начиная именно с красного.
Приложение
«Кошка и мышки»
Цель: Формировать у детей умение различать предметы по цвету с
помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов.
Оборудование. Плоскостные домики из картона основных цветов,
посередине квадрат белого цвета с изображением мышки. Квадраты тех же
цветов –дверцы. Большая игрушка – кошка.
Ход игры.
Педагог раскладывает цветные квадраты- домики с изображением
мышек. Показывает на одной картинке как «прячется мышка», от кошки
когда закрывается дверцей-квадратиком такого же цвета.
При повторном проведении игры педагог использует домики других
цветов, располагая их в ряд и в случайном порядке.
«На цветной полянке»
Цель: закрепить умение действовать по сигналу, закрепить знание
основных цветов.
Оборудование: карточки с изображением бабочек (синих, жёлтых,
красных, зелёный) по количеству детей; четыре обруча с цветами (синими,
жёлтыми, красными, зелёный).
Ход игры: Дети находятся у обручей нужного цвета. Это бабочки на
цветочной
полянке.
У
каждого
играющего
на
груди
карточка
с
изображением бабочки определённого цвета (синего, жёлтого, зелёного или
красного). Воспитатель стоит в центре группы лицом к играющим, в руках
у него карточки с изображением бабочек соответствующих цветов. Он
поднимает 1 из карточек (а можно 2 или все 4, дети, имеющие карточку
этого цвета, разбегаются по площадке, подражая порханию бабочек. Когда
воспитатель опустит карточку, бабочки улетают на свои полянки. Игра
повторяется 4-6 раз.
«Разложи конфеты по тарелочкам»
Цель: учить различать и соотносить предметы по цвету.
Оборудование: четыре тарелочки основных цветов, конфеты
соответствующего цвета.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разложить конфеты по цветам
(красные конфеты в красную тарелочку, синие конфеты в синюю тарелочку
и т.д.)
«Зашей юбку»
Цель: запоминать геометрические фигуры, учить правильно
вкладывать их в рамочку, ориентируясь по цвету.
Оборудование: плоскостные шаблоны юбок из цветного картона
основных цветов с вырезанными геометрическими фигурами.
Ход игры: в юбке определённого цвета дырочки в форме
геометрических фигур. Воспитатель предлагает зашить дырочки.
«Кто в домику живёт?»
Цель: закреплять основные цвета, учить распределять предметы в
соответствие с цветом домика.
Оборудование: домики из цветного картона основных цветов с
вырезанными геометрическими фигурами.
Ход игры: в домиках живут геометрические фигуры, их надо поселить
в свои домики.
«Помоги куклам собрать шары».
Цель: закреплять у детей умение группировать однородные предметы по
цвету.
Перед вами сидят куклы в нарядах из четырех основных цветов: красный,
желтый, синий, зеленый. Куклы хотят поиграть в игру с шарами. Но куклы
хотят играть только с свои шарами. Помогите им.
В ходе игры дети разбиваются на пары. Договариваемся, кто для какой
куклы будет собирать шары.
«Паровоз потерял свои вагоны»
Цель: закреплять основные цвета, учить распределять предметы в
соответствие с цветом.
Оборудование: паровозы из цветного картона основных цветов, вагоны
из цветного картона основных цветов.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в поезд. Одного
ребёнка назначить «паровозом», остальные «вагоны». Воспитатель раздаёт
ребятам шапочки основных цветов «вагоны», «паровозы». Объясняем
детям, что вагоны потеряли свои паровозы. Воспитатель даёт гудок, и
вагоны ищут свои паровозы.
Воспитатель вновь даёт гудок и сформированный поезд под песню из
мультфильма «Поезд из Ромашково» начинает двигаться .Поезд подъезжает
к станции, остановка. Ребята меняются атрибутами. Игра повторяется.
« Найди свой домик»
Цель: развитие внимания и реакции детей, закрепление знания
цветов.
1 вариант
Используются накидки из основных четырёх цветов и игровое поле с
разноцветными кругами для игры «Твистер». Музыка звучит все танцуют.
После окончания музыки, каждый должен занять свой «домик», который
соответствует по цвету накидке.
2вариант
Используются накидки из основных четырёх цветов и игровое поле с
разноцветными кругами для игры «Твистер». Звучит музыка . После
окончания музыки, ребёнок проходит по дорожке соответствующего цвета
который соответствует по цвету накидке.
Список используемой литературы:
1. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Э.Г.
Пилюгина «Просвещение»1983 г.
2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №11; 2008 г.
3. Основная образовательная программа дошкольного образования « От
рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы , Т.С.Комаровой, М.А.
Васильевой
4. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.:
Просвещение, 1995.
5. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному
воспитанию дошкольников» – М.: Просвещение, 1997г.
6. «Математика для малышей» Е.В.Сербин., 1992г.