Авторы: Юрченко Валентина Николаевна, Бецкова Зоя Леонидовна
Должность: учитель начальных классов, ученица 4 класса
Учебное заведение: БОУ СОШ № 29
Населённый пункт: ст. Новотитаровская, Динской район, Краснодарский край
Наименование материала: научно-исследовательская работа
Тема: Учитель -это профессия или призвание
Раздел: начальное образование
Научно-практическая конференция младших школьников
«Я познаю мир»
« Учитель – это профессия или призвание?»
Секция: «Мир вокруг нас»
Автор:
Бецкова Зоя
4 класс, БОУ СОШ №29
Динского района,
ст. Новотитаровской
Научный руководитель:
Юрченко Валентина Николаевна
учитель начальных классов
Ст. Новотитаровская
Оглавление:
Краткая аннотация________________________________________________4
Аннотация_______________________________________________________5
Научный проект__________________________________________________6
Глава I
1.1 Учитель – это профессия или призвание?__________________________6
1.2 Эти имена знают все.___________________________________________7
1.3.Подвиг учителей в ВОВ_________________________________________8
1.4. Подвиг учителей в наши дни.____________________________________9
1.5.Невзорова М. Г._____________________________________ _________10
Глава II
2.1 Мой любимый учитель.________________________________________11
2.2 Учителям посвящается.________________________________________12
Заключение__________________________________________ __________ 13
Источники____________________________________________ __________13
Приложение_____________________________________________________14
2
Учитель – это профессия или призвание?
Бецкова Зоя
Динской район, ст. Новотитаровская
БОУ СОШ №29, 4 класс
Краткая аннотация
3
Нет профессии более ответственной и более интересной, чем профессия учителя.
Работа учителя – это вечный поиск ответов на вопросы, вечное совершенствование
самого себя…Работа, связанная с преподаванием, всегда считалась одним из наиболее
сложных и в то же время почетных занятий. Каждый знает имена выдающихся
педагогов и просветителей.
Учитель — не просто профессия, это миссия. Поэтому и спрос с преподавателей
особый. Более того, много людей — прославленных мыслителей, писателей,
философов, музыкантов — имели то или иное отношение к учительскому делу.
Учитель – это профессия или призвание?
Аннотация.
4
Цель работы:
Исследовать подвиг учительского труда.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу.
2. Познакомиться с выдающимися педагогами всех времен.
3. Провести встречи с родственниками.
Объект исследования – история жизни и деятельности педагогов разных времен.
Предмет исследования - учитель
Гипотеза - исследования: я считаю, что смогу посвятить свою жизнь детям, как это
сделал мой учитель.
Методы:
1.Теоретический (изучение литературы, интернет- источников)
2. Эмпирический ( наблюдение, встречи)
3. Метод логических умозаключений
Введение
5
«Учительство - когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.»
НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ
Глава I.
В наше время существует множество профессий: интересных, творческих, которые
требуют таланта, терпения. Однако есть , которые трудно назвать профессиями. Я
слышала такое выражение: «Профессия учителя – это профессия от Бога». На мой
взгляд,
это
скорее
призвание
или
дело
всей
жизни,
которому
отдается
не
только
большая часть времени, но и души. Конечно, учителя бывают разными. Одних мы
боимся, идем на урок с нежеланием, не выполняем домашнее задание, потому что их
предмет нам кажется скучным. К другим мы испытываем полное безразличие. Однако
бывают учителя, которых мы искренне любим, уважаем, их уроки пролетают как одно
мгновение. К таким учителям выпускники ходят и после окончания школы, готовы
поделиться с ними своими секретами, попросить совета. На день Учителя и день
Знаний заваливают цветами и поздравлениями. Именно такого учителя можно назвать
учителем от Бога. Именно таким учителям посвящается стихотворение:
«Учителя, учителя...
Профессий нет добрей!
Стоите твердо у руля,
Открыв ребенку дверь.
Учитель - самый верный друг,
Не выдаст, не предаст;
А если что случится вдруг,
Он руку всем подаст.
Как напpяженен этот труд:
Пойми и научи.
Всегда к учителю идут
Студенты и врачи...
Зайдете в светлый класс когда,
Не замечать нельзя
Такие милые всегда,
Усталые глаза.
О, как отважен этот труд:
Задиры, шалуны...
Порой в глаза упрямо лгут.
6
Вы их понять должны.
Учителя, учителя...
Профессий нет добрей!
Стоите твердо у руля,
Открыв ребенку дверь.»
Я считаю, что нет профессии более ответственной и более интересной, чем профессия
учителя.
Работа
учителя
–
это
вечный
поиск
ответов
на
вопросы,
вечное
совершенствование самого себя…Работа, связанная с преподаванием, всегда считалась
одним из наиболее сложных и в то же время почетных занятий. Я познакомилась в ходе
своего расследования с именами выдающихся педагогов и просветителей и поняла, что
учитель — не просто профессия, это миссия. Поэтому и спрос с преподавателей
особый. И это я хочу сегодня доказать.
Много людей — прославленных мыслителей, писателей, философов, музыкантов —
имели то или иное отношение к учительскому делу. Я узнала о жизни учителя Кун.
1.1.Древний мыслитель и философ Китая КОНФУЦИЙ ( учитель Кун) в возрасте 20 лет
прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной. В одной из легенд об
этом мыслителе приводится его разговор с учеником: « Эта страна обширна и густо
населена. Что же ей недостает, учитель?»-обращается к нему ученик. « Обогати ее», -
отвечает учитель. « Но она и так богата. Чем же ее обогатить? – спрашивает ученик. «
Обучи ее!»(приложение 1)
Макаренко Антон Семенович – советский педагог и писатель. Макаренко
всячески стремился к
тому, чтобы у каждого ученика было бы 2-3 « любимых»
предмета в школе, кружки, секции. Он воспитывал беспризорников.
( приложение 2)
Сухомлинский Василий Александрович – педагог, автор около 30 книг
по обучению и воспитанию молодежи. Одна из известных книг
«Сердце отдаю
детям». Он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.
( приложение 3)
Людей
этой
профессии
я
всегда
считала
выдающими,
передовыми,
лидерами.
И,
работая над темой своего исследования, я еще раз убедилась в том, что учителя не
только словом воспитывали в своих учениках чувство любви к Родине и готовность ее
защитить, а личным примером учили и воевать, и помогать фронту, и оказывать помощь
всем,
кому
она
была
необходима.
Маршал
Советского
Союза
А.
М.
Василевский
говорил : « Учитель и на фронте, в окопах оставался верным своей профессии – личным
примером учил, как воевать
1.3.В годы Великой Отечественной войны встали перед учителями трудные задачи.
Школьные здания были отданы под госпитали. Школы работали в 4-5 смен. Занятия
шли с 7 часов утра до 12 часов ночи. Не хватала еды, не было тетрадей, учебников,
топлива. Учителя не бросали обучение детей. Это был подвиг.
Перечитывая документы, я узнала о Ярцевой Марии Ивановне. Учителем она стала в
1940 году, о Журавлевой Надежде Яковлевне. Вместе с учениками они выращивали
огород, копнили, вручную пололи просо, пшеницу, молотили подсолнухи под снегом.
Делали все, чтобы не пропал урожай. Часто выполняли задания подпольных групп,
партизанских отрядов, рискуя своей жизнью.
7
( Приложение 4)
1.4.
И
в
наши
дни
учителя
остаются
верными
своей
профессии,
верные
своим
ученикам.
В Беслане всего семь школ. До среды все они были закрыты. Какая там учеба, когда
город, как в аду. Дети, которым удалось спастись из спортзала, еще не скоро наберутся
смелости сесть за парты, да и родители их с трудом отходят от шока. Разговаривать с
учителями - бывшими заложниками - трудно, они рыдают без слез, кричат, хватаясь за
головы. За последние два дня они хоронили друзей, родных и близких. В маленьком
городке все друг друга знают, и школа для учителей и учеников - не просто учебное
заве д е н и е ,
а
н а с т о я щ и й
в т о р о й
д о м , семья.
От рассказов очевидцев, вырвавшихся из этого ада, леденеет кровь и останавливается
сердце. Разум отказывается воспринимать ужасающие подробности издевательства над
детьми в нашпигованном взрывчаткой спортзале. Здесь им не давали подниматься с
пола, трое суток не давали еды, не разрешали пить, выходить в туалет и даже плакать.
Умирающим от жажды детям прикладывали к губам смоченные в их собственной моче
тряпки...
Это
была
самая
настоящая
пытка,
совершаемая
людьми,
у
которых
(это
выяснено точно!) были собственные дети.
В невыносимые, мученические дни и ночи, как могли, изо всех сил поддерживали
школьников их учителя. Среди стонов, криков, боли и страха, которыми был буквально
пропитан
спортивный
зал,
они,
по
словам
свидетелей,
держались
чрезвычайно
достойно: поддерживали взрослых, утешали детей, верили, что кошмар закончится, и
эту надежду вселяли в пленников.
Их главный час, час профессионального и человеческого подвига пробил тогда, когда
спецназ и войсковые подразделения начали акцию освобождения. Акцию, старт которой
неожиданно для себя дали именно боевики, по одной из версий, случайно взорвавшиеся
на собственных растяжках в школьном дворе. От двух мощных взрывов детонировали
самодельные устройства в зале, забитом людьми.
Окна
были
выбиты,
взрослые
стали
толкать
к
ним
детей,
кричали:
«Спасайтесь,
бегите!»
Учителя
подсаживали
маленьких,
ослабевших
ребятишек
на
разбитый
подоконник, с которого те спрыгивали и бежали в разные стороны. А в спину им
стреляли боевики. Но этого педагоги не видели, они продолжали спасать детей, пока на
них не обвалилась часть загоревшейся крыши.
На
шестое
сентября
в
списке
погибших
педагогов
11
человек.
Они
отдали
свой
единственный шанс на спасение ученикам, уступив им место у окна, ведущего к
свободе.
Все
жители
Беслана,
республики,
России
преклоняют
колени
перед
их
бессмертным
подвигом.
Высота
и
благородство
человеческого
духа,
безмерная
ответственность за своих учеников оказались намного сильнее бандитского беспредела.
( приложение 5)
1.5.Отдавая дань уважения учителям, хочется создать книгу благодарения и памяти,
книгу любви учеников к учителям. Я знаю, что любимых учителей было бы много.
Хочу рассказать о скромной учительнице Невзоровой
Марии Гавриловне. Начала
трудовую деятельность она 29 августа 1947 года. Назначена учительницей Утинской
начальной
школы.
1
февраля
1948
года
переведена
заведующей
и
учительницей
Утинской
нач.
шк.
1
августа
1949
года
переведена
учительницей
и
заведующей
Маршановской нач. шк. 1 сентября 1986 года уволена в связи с выходом на пенсию.
8
Несколько строчек..А за ними вся жизнь. « Учитель – это судьба» - это сказано про нее.
Воспитала своих семерых детей и огромное количество учеников, учителей. К ней шли
за знаниями, советом, поддержкой. Всегда и для всех она находила доброе слово. Была
примером. Мария Гавриловна достойно пронесла через всю свою нелегкую жизнь имя
« УЧИТЕЛЬ». Мария Гавриловна в мирное время была награждена многими орденами
и медалями за свой труд.( приложение 6)
Она часто рекламировала стихи Р. Рождественского:
«…Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить земля,-
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя!»
Я тоже так думаю.
Глава II
2.1.Сегодня
на
наших
глазах
изменяется
страна,
изменяется
школа.
Жизнь
современного учителя не менее динамична, чем жизнь общества. Профессия педагога
требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже
мужества, и радует то, несмотря на сложности и трудности, находятся люди, которые
выбирают для себя в этой жизни труд учителя.
.Мой добрый первый учитель – это Юрченко Валентина Николаевна
( приложение 7)
Я помню, как она пришла к нам в класс, как мы ее ждали. Она любит нас, как
собственных внучат и беспокоится за нас. Я хожу в школу с радостью. Мне очень
нравятся наши уроки- кафе, уроки - театр, групповые уроки, поездки, экскурсии. Мне
интересно учиться. Мы с ней готовим стихи на конкурс. У меня всегда первые места. А
недавно
я
прочитала
письмо,
в
котором
звучат
такие
слова:
«Дорогая
Валентина
Николаевна, Вы достойны всех лучших пожеланий потому, что наши дети Вас любят. И
мы родители чувствовали рядом с Вами счастливыми потому, что наши дети в любящих
и надежных руках….» И мы тоже в любящих руках…
Глядя на Валентину Николаевну, я мечтаю стать учителем. Я думаю, что у меня
получится.
2.2. Сколько прекрасных строк посвящено этим героическим людям, имя которым
«УЧИТЕЛЬ».
Разрешите
посвятить
эти
стихи
им,
нашим
наставникам,
друзьям,
помощникам, любимым учителям.( звучит музыка )
И
с н о в а
в
п о з о л о т е
т о п о л я ,
А
школа
-
как
корабль
у
причала,
Г д е
ж д у т
у ч е н и к о в
у ч и т е л я ,
Чтоб новой жизни положить начало.
На
свете
нет
богаче
и
щ е д р е й ,
Че м
э т и
люди ,
веч н о
м о л од ы е .
Мы
помним
всех
своих
учителей,
Хотя и сами уж почти седые.
Они
в
судьбе
у
каждого
из
нас,
По ней проходят словно красной нитью.
Мы
гордо
произносим
каждый
раз
9
Простых три слова: "Это мой учитель."
Мы
все
в
его
надежнейших
руках:
Ученый,
врач,
политик
и
строитель...
Ж и в и
вс е гд а
в
с во и х
у ч е н и к а х
И счастлив будь, наш капитан - учитель!
Заключение.
10
Школьная жизнь… Для каждого она своя. Для кого-то – это шумный праздник, для
кого-то – тоскливое присутствие. Один видит ее как место для сотрудничества, другой,
как казарму. Время в школе - время познаний и споров, поиска истины и себя, время
побед и неудач, время трудностей и переживаний, время жизни… Жизни порой
весёлой, а порой печальной, сложной или беззаботной.
Школа для меня – это второй дом, где я живу, провожу большую часть своего времени,
это мир, в котором я живу. И мои учителя сделали все, чтобы я полюбила школу, и я
всегда буду с тёплыми чувствами вспоминать её. Школа стала для меня миром
открытий и откровений, жизненной радости , миром спокойствия, гармонии . Школа
помогла выбрать мне дальнейшую тропинку. Тропинку учительства.
Источники:
- « Общие основы педагогики» М. А. Ерофеева
- Краткий справочник по курсу « История образования и педагогической мысли» В.
Лещинский
- Семейный архив Невзоровых
- Сборник стихов об учителях
Приложение:
11
Конфуций ( приложение 1)
12
Макаренко Антон Семенович ( приложение 2)
13
Сухомлинский Василий Александрович ( приложение 3 )
14
15
( приложение 4)
Учителя Беслана ( приложение 5)
Невзорова М. Г. второй ряд слева третья
16
17
Невзорова М. Г. ( приложение 6)
18
19
(
20
Приложение 7
Мой класс
21
Это я.
Моя учительница.
22
Приложение 8
23
24