Авторы: Васильева Екатерина Алексеевна, Шагаева Наталья Аркадьевна
Должность: магистр 1 курса направление "педагогический менеджмент" ; кандидат педагогических наук, доцент
Учебное заведение: Калмыцкий Государственный Университет
Населённый пункт: город Элиста
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста через проектную деятельность
Раздел: высшее образование
Формирование познавательного интереса у учащихся младшего
школьного возраста через проектную деятельность
Васильева Е. А.
магистр 1 курса
направление «Педагогический менеджмент»
Руководитель: Шагаева Н.А.
Кандидат педагогических наук, доцент
Калмыцкий Государственный Университет
Аннотация:
проблематика
статьи
ориентирована
на
актуальную
проблему формирования познавательного интереса у младших школьников
через проектную деятельность. Проведен теоретический анализ и обобщение
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Ключевые слова: познавательный интерес; проектная деятельность.
Новые
федеральные
образовательные
стандарты
(ФГОС)
ставят
перед
школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся
самостоятельно
добывать,
обрабатывать
полученную
информацию,
обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения
новых
педагогических
подходов
и
технологий
в
современной
общеобразовательной школе.
Developing cognition interest among primary school pupils through
project activity
Ekaterina Vasilieva
Master’s Program first year student
Pedagogical management
Supervisor – Natalia Shagaeva
Candidate of Pedagogical Science
Associate Professor
Kalmyk State University
Summary: the problematics of this article is oriented on topical issue of
developing
cognition
interest
among
primary
school
pupils
through
project
activity. Theoretical analysis and summarization of psycho-educational literature
on the research issue has been held.
Key words : cognition interest, project activity.
New National (Federal) Education Standards (NES) set new tasks for school:
developing
learning
environment
that
motivates
pupils
to
get,
analyse
and
exchange received information by themselves. The solution of these tasks caused
the
necessity of
the usage of new pedagogical approach and technologies in
modern comprehensive school.
Одна из приоритетных задач - сформировать у младшего школьника
способность к обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Очень
важно, что в новом стандарте меняется оценка качества образования. Среди
инновационных
педагогических
технологий,
особое
место
занимает
проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательного
интереса учащихся.
В
настоящее
время
школа
нуждается
в
такой
организации
своей
деятельности,
которая
обеспечила
бы
развитие
индивидуальных
способностей
и
творческого
отношения
к
жизни
каждого
учащегося,
внедрение различных инновационных учебных программ.
Фундамент исследований психологических основ проектного обучения
заложен в работах выдающихся отечественных психологов (П.П. Блонский,
П.Ф. Каптерев, и др.). Способы формирования познавательного интереса с
учетом
возрастных
особенностей
учащихся
исследовали
В.И.Агарков,
М.В.Богданова, В.Б.Бондаревский, Н.Г. Морозова, Ф.К.Савина, М.Н.Скаткин,
Г.И.Щукина и др.
Сегодня, когда в начальном обучении значительное место отводится
развитию
познавательной
активности
учащихся. Познавательный
интерес
выступает внешним стимулом процессов воспитания и обучения, средством
активизации
познавательной
деятельности
ребенка,
эффективным
инструментом
педагога,
позволяющим
сделать
процесс
обучения
привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут
привлечь к себе непроизвольное внимание детей, активизируют мышление,
обеспечивают легкость и прочность усвоения информации.
Развитие познавательного интереса младших школьников как сложного
личностного образования происходит постепенно в деятельности, имеющей
практическую направленность, позволяющей входить ребенку в проблемную
ситуацию,
воздействуя
на
интеллект,
волю,
эмоции,
чувства,
желания,
действия ребенка.
Спецификой
познавательного
интереса
является
способность
активизировать и обогащать процесс не только познавательной, но и любой
другой деятельности человека, так как познавательное начало располагается
в
каждой
их
них.
Значительной
спецификой
познавательного
интереса
является также и то, что центром его бывает познавательная задача, которая
вызывает от человека энергичной, поисковой, либо творческой работы, а не
элементарной ориентировки на неожиданность и новизну. Формирование и
развитие познавательных интересов целое широкой проблемы воспитания
всесторонне
развитой
личности.
Потому
необходимость
формирования
познавательных
интересов
в
начальной
школе
имеет
социальное,
психологическое и педагогическое значение.
Познавательный
интерес
младших
школьников
выступает
как
немаловажный
фактор
учения
и
одновременно
проявляется
жизненно-
необходимым фактором становления личности.
Познавательный
интерес
способствует
всеобщей
устремленности
деятельности
младших
школьников
и
может
играть
важнейшую
роль
в
структуре их личности [4, 3-8].
Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов и приемов,
направленных
на
формирование
познавательного
интереса.
Одним
из
наиболее
эффективных
способов
развития
познавательного
интереса
оказывается использование проектной деятельности в работе с младшими
школьниками, так как у детей данного возраста наблюдается достаточный
уровень
сформированное
психических
процессов,
им
присущи
познавательная
и
творческая
активность,
и
такой
уровень
устойчивости
интересов
и
внимания,
что
делает
возможным
применение
элементов
проектной деятельности в качестве средства формирования опыта учебной и
трудовой деятельности младших школьников.
Для
настоящего
исследования
важны
работы,
рассматривающие
сущность
проектной
деятельности,
ее
проблемный
характер,
место
в
воспитательно-образовательном
процессе
(В.П.Беспалько,
А.Л.Блохин,
О.В.Брыкова, О.Б.Волжина, Е.А.Гилева, В.В.Давыдов и др.).
Под проектной деятельностью обучающихся понимается совместная
учебно-познавательная,
творческая
или
игровая
деятельность
учащихся,
имеющая
общую
цель,
согласованные
методы,
способы
деятельности,
направленная на достижение общего результата деятельности [3, 15].
Проектная деятельность является интегративным видом деятельности,
синтезирующим
в
себе
элементы
игровой,
познавательной,
ценностно-
ориентационной, преобразовательной, трудовой, коммуникативной, учебной,
теоретической
и
практической
деятельности,
а,
следовательно,
именно
в
проектной деятельности осуществляется развивающее обучение.
Проектная
деятельность
младших
школьников
предполагает
самостоятельное
выполнение
детьми
комплекса
действий
по
решению
значимой
для
них
проблемы,
завершающейся
созданием
продукта
при
эмоциональной,
регулятивной
и
инструктирующей
поддержке
взрослого.
Влияние
проектной
деятельности
на
развитие
познавательного
интереса
определяется
степенью
овладения
ребенком
действиями
практического
и
мыслительного
характера:
выделение
(осознание)
проблемной
ситуации,
формулировка
проблемы,
определение
возможных
способов
решения
проблемы,
реализация
намеченного
плана,
представление
продукта
проектной деятельности [5, 326].
Организацию
проектной
деятельности
младших
школьников
можно
рассматривать как процесс приведения учащихся из дифференцированных
частей в определенную целостную структуру, которая обеспечит достижение
максимально
возможного
полезного
эффекта
от
реализации
этой
деятельности с учетом конкретных условий.
Важнейшая
задача
учителя
-
обеспечение
появления
у
учащихся
положительных
эмоций
по
отношению
к
учебной
деятельности,
к
ее
содержанию,
формам
и
методам
осуществления.
Эмоциональное
возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления,
делает
эти
процессы
более
интенсивными
и
тем
самым
повышает
эффективность достигаемых целей [1, 208].
Основными
методами
эмоционального
стимулирования
служат:
создание
ситуаций
успеха
в
обучении,
воспитании.
Известно,
что
без
переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на
успех в преодолении учебных затруднений. Поэтому учитель создает цепочку
ситуаций, в которых учащиеся добиваются хороших результатов, что ведет к
возникновению у них чувства уверенности в своих силах.
Проектная деятельность сегодня рассматривается как основа обучения
и развития активной творческой личности. Работа над проектами должна
быть
ориентирована
на
развитие
познавательных
и н т е р е с о в ,
исследовательских
умений,
на
углубление
и
расширение
знаний,
на
формирование
таких
качеств
мышления,
как
целе сообразно сть,
конструктивность, вариативность, критичность.
В процессе проектной деятельности дети приобретают социальную
практику за пределами школы. Что является критериями успеха работы над
проектом?
Достигнут
конечный
результат,
создана
активная
команда
участников
проекта,
способная
продолжать
работу
в
будущем,
результат
проекта
может
быть
использован
другими
коллективами.
Информация
о
проекте
широко
распространена.
Затронуты
все
аспекты:
природный,
социальный, экономический [2, 7-10].
Таким
образом,
проектная
деятельность
обеспечивает
целостное
восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности
и наглядно утверждает личностный рост учащегося. Успешным средством
преодоления разобщённости семьи и школы является совместная проектная
деятельность.
Она
создаёт
ситуацию
успеха,
радости,
удовольствия,
способствует
формированию
у
ребёнка
положительной
самооценки:
«Я
сам!», «Я смог!», «Я знаю!». Единение учащихся и учителя на основе общих
интересов делает их равноправными участниками общения, между которыми
складываются доверительные отношения.
Если
ученик
сумеет
справиться
с
работой
над
учебным
проектом,
можно
надеяться,
что
в
настоящей
взрослой
жизни
он
окажется
более
приспособленным:
сумеет
планировать
собственную
деятельность,
ориентироваться в разнообразных ситуациях.
Список использованной литературы:
1.
Б а б а н с к и й ,
Ю . К .
М е т о д ы
о б у ч е н и я
в
с о в р е м е н н о й
общеобразовательной
школе
/
Ю.К
Бабанский.
-
М.:
Просвещение,
2010г. - 208с.
2.
Б а р а н о ва ,
Е . В . ,
З а й к и н ,
М . И .
Ка к
у вл еч ь
ш ко л ь н и ко в
исследовательской
деятельностью
[Текст]
/
Е.В.
Баранова,
М.И.
Зайкин // Технология на уроках в школе. - 2011. - № 2. - С.7-10.
3.
Берестнева Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы //
Начальная школа, 2011, № 6. С. - 15.
4.
Горячев,
А.В.
Проектная
деятельность
в
образовательной
системе
«Школа 2100» [Текст] // Начальная школа плюс До и После 2014. - № 5.
- С. 3-8.
5.
Джонс Дж. К. Методы проектирования. / Изд. Второе, дополнительное.
Пер. с англ. Бурмистровой Т.П., Фриденберга И.В. Под редакцией д-ра
психол. наук Венды В.Ф., канд. психол. наук Мунипова В.М. / - М.:
Мир, 2009. – 326 с.
6.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования / Вестник образования России, - 2009. - № 2. - С.
47.
7.
Чечель, И.Д. Метод проектов [Текст] / И.Д Чечель//Директор школы. -
2012. - №3 - С. 11-17.