Напоминание

"Влияние нетрадиционных видов творческой деятельности на развитие ребенка"


Автор: Никитина Галина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ РС(Я)"Мегино-Кангаласский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: с.Майя Мегино-Кангаласский улус Республика Саха-Якутия
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние нетрадиционных видов творческой деятельности на развитие ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние нетрадиционных видов творческой деятельности на

развитие ребенка.

Среди

проблем

психологии,

педагогики

и

практики

образования

и

воспитания, одной из ведущих и интенсивно исследуемых является проблема

становления и развития личности ребенка. Эта проблема не является новой.

Личность

ребенка

постоянно

формируется

под

влиянием

всех

обстоятельств жизни. Однако, есть особая сфера жизни ребенка, которая

обеспечивает специфические возможности для личностного развития - это

творческая

деятельность.

Именно

творческая

деятельность

является

уникальным средством развития личности ребенка.

Творчество - это то, в чем человек может осуществлять свою свободу, связь

с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Развитие творчества в дошкольном детстве ученые связывают с развитием

личности в целом, подчеркивая его субъективность. Известно, что личность

ребенка формируется в дошкольном возрасте, когда он становится субъектом

созидательной

деятельности.

Этот

фактор

связывается,

прежде

всего,

с

интенсивным развитием в этот период воображения, как основы творчества,

стремлением к созданию нового.

Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных

впечатлений

происходит

в

играх,

изобразительной,

музыкальной

и

театрализованной деятельности. Творческое начало проявляется и в замысле

-выборе

темы

игры,

рисунка,

в

нахождении

способов

осуществления

задуманного, и в том, что дети не копируют, а с большой искренностью и

непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое

отношение к изображаемому предмету или явлению, свои мысли и чувства.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным

фактором развития ребенка, в частности его художественных возможностей.

Склонность детей к

подражанию, помогает им овладевать навыками и

умениями, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывает у

них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений,

формирует критическое мышление, целенаправленность.

В детском творчестве проявляется не объективная, а субъективная новизна

конечного результата. В процессе детского творчества происходит не столько

создание

нового

предмета,

сколько

изменение

в

самом

ребенке,

возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс

творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от

процесса деятельности, так и от полученного результата.

В процессе творчества преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать не

так, как надо,что существенно способствует развитию смелости и свободы

детского

восприятия

и

мышления.

Все

это

развивает

фундаментальную

потребность быть активным субъектом жизни, познавать и преобразовывать

мир.

Исходя из вышесказанного, прилагаю тему для проведения кружковой

работы "Влияние нетрадиционных видов изобразительной деятельности на

развитие творческих способностей ребенка", которая актуальна в данный

момент.

Цель:

Апробировать

влияние

нетрадиционных

видов

изобразительной

деятельности на развитие творческих способностей ребенка.

Объект: Развитие творческих способностей.

Предмет:Нетрадиционные виды изобразительной деятельности.

Гипотеза:Творческие

способности

будут

развиваться,

если

учитывать

следующие условия:

1.Создание многообразия и богатства впечатлений, получаемых детьми в

процессе наблюдений и восприятий.

2.Развитие атмосферы творчества.

3.Побуждение

детей

к

художественному

творчеству

постановкой

интересных,разнообразных творческих заданий.

4.Мотивация задания.

5.Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.

6.Создание эмоционально положительной обстановки в ходе художественно -

продуктивной деятельности

Постановка

предмета,

объекта

и

цели

позволяют

сформулировать

следующие задачи:

1.Подобрать литературу по данной теме.

2.Опредлить содержание и специфику развития творческих способностей.

3.Апробировать

методику

нетрадиционной

изобразительной

деятельности

при сочетании педагогических условий.

С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его

правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить

детей техникам рисования.

Рассмотрим

некоторые

широко

известные

нетрадиционные

техники

рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми.

Печатка-

эта

техника

позволяет

младшему

дошкольнику

многократно

изображать один и тот же предмет, составлять из его отпечатков разные

композиции, украшая ими открытки, пригласительные билеты итд.

Пальцевая живопись - очень простая техника рисования. Детям младшего

дошкольного возраста еще трудно хорошо владеть кистью и карандашом, но

им свойственно все исследовать пальчиками, поэтому нужно использовать

эту природную способность детей.

Печатка от руки - очень интересный игровой прием.Рисование с помощью

ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость

творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их

ладошки необыкновенные, волшебные.

Монотипия

-

одна

из

наиболее

распространенных

и

простейших

техник.Количество

красок

в

монотипии-любое.Результат-неожиданный

эффект,при

котором

оттиск

живописного

изображения

приобретает

специфиче скую

фактуру,

отличающуюся

мягко стью

и

л е г ко й

расплывчатостью очертаний.

Тампонирование-увлекательная

техника.

Для

ее

применения

необходим

тампон из марли,внутри которой вата или поролон.Легким прикосновением к

бумаге,после того как набрали краску на тампон, дети будут рисовать что-

нибудь пушистон,легкое,воздушное.

Метод

тычка-увлекательный

способ

рисования.При

рисовании

этим

способом,гуашь

должна

быть

густой,

кисточка

жесткой.

При

нанесении

тычкакисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс

расплющивается и получается большая "пушистая" точка.

Нетрадиционные способы изобразительной деятельности приобретают все

большее значение в формировании творческих способностей у детей, их

воображения.

Обогащается

внутренний

мир

ребенка,его

видение

окружающей действительности.

Дети рисуют все, что видят,знают,слышат и ощущают. Рисуют даже запахи.

Каждый

ребенок

по

своей

природе-творец.Как

правило,

его

творческие

способности

находятся

в

скрытом

состоянии

и

не

всегда

полностью

реализуются.

Создавая

условия,

побуждающие

ребенка

к

занятиям

искусством, возможно разбудить эти творческие наклонности.

Но творить без определенных знаний детям не так-то легко. Поэтому в ходе

игр, познавательных бесед, наблюдений, чтения художественной литературы

и рассматривания к ней иллюстраций, стараться донести до детей красоту

окружающего мира.

Чтобы научить ребенка рисовать, недостаточно дать ему карандаш или

кисть-важно показать, как с их помощью изобразить самые разные предметы

и явления. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное

воображение,

воспитывают

потребность

искать,

думать,

принимать

самостоятельные

решения.

А

такие

черты

характера

необходимы

подрастающему человеку и сейчас, и в будущем.

Целенаправленное

руководство

со

стороны

педагога

способствует

успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при

освоении техник изобразительной деятеьности, которые дарят детям радость

познания, творчества.

Таким образом, условиями развития творческой личности являются:

-раннее выявление творческих способностей и их направленности;

-формирование мотивации к творческой деятельности;

-нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;

-учет индивидуальных психологических особенностей;

-создание благоприятного творческого микроклимата

-организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности

детей.

Творческая

деятельность

способствует

оптимальному

и

интенсивному

развитию

высших

психических

функций,

таких,

как

память,

мышление,

восприятие, внимание.

Несомненно,творческая

деятельность

развивает

личность

ребенка,

помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы-различать добро и

зло,

сострадание

и

ненависть,

смелость

и

трусость

итд.

Создавая

произведения

творчества,

ребенок

отражает

в

них

свое

понимание

жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает

их, проникается их значимостью и глубиной.



В раздел образования