Автор: Никитина Галина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ РС(Я)"Мегино-Кангаласский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: с.Майя Мегино-Кангаласский улус Республика Саха-Якутия
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние нетрадиционных видов творческой деятельности на развитие ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Влияние нетрадиционных видов творческой деятельности на
развитие ребенка.
Среди
проблем
психологии,
педагогики
и
практики
образования
и
воспитания, одной из ведущих и интенсивно исследуемых является проблема
становления и развития личности ребенка. Эта проблема не является новой.
Личность
ребенка
постоянно
формируется
под
влиянием
всех
обстоятельств жизни. Однако, есть особая сфера жизни ребенка, которая
обеспечивает специфические возможности для личностного развития - это
творческая
деятельность.
Именно
творческая
деятельность
является
уникальным средством развития личности ребенка.
Творчество - это то, в чем человек может осуществлять свою свободу, связь
с миром, связь со своей глубинной сущностью.
Развитие творчества в дошкольном детстве ученые связывают с развитием
личности в целом, подчеркивая его субъективность. Известно, что личность
ребенка формируется в дошкольном возрасте, когда он становится субъектом
созидательной
деятельности.
Этот
фактор
связывается,
прежде
всего,
с
интенсивным развитием в этот период воображения, как основы творчества,
стремлением к созданию нового.
Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных
впечатлений
происходит
в
играх,
изобразительной,
музыкальной
и
театрализованной деятельности. Творческое начало проявляется и в замысле
-выборе
темы
игры,
рисунка,
в
нахождении
способов
осуществления
задуманного, и в том, что дети не копируют, а с большой искренностью и
непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое
отношение к изображаемому предмету или явлению, свои мысли и чувства.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным
фактором развития ребенка, в частности его художественных возможностей.
Склонность детей к
подражанию, помогает им овладевать навыками и
умениями, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывает у
них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений,
формирует критическое мышление, целенаправленность.
В детском творчестве проявляется не объективная, а субъективная новизна
конечного результата. В процессе детского творчества происходит не столько
создание
нового
предмета,
сколько
изменение
в
самом
ребенке,
возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс
творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от
процесса деятельности, так и от полученного результата.
В процессе творчества преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать не
так, как надо,что существенно способствует развитию смелости и свободы
детского
восприятия
и
мышления.
Все
это
развивает
фундаментальную
потребность быть активным субъектом жизни, познавать и преобразовывать
мир.
Исходя из вышесказанного, прилагаю тему для проведения кружковой
работы "Влияние нетрадиционных видов изобразительной деятельности на
развитие творческих способностей ребенка", которая актуальна в данный
момент.
Цель:
Апробировать
влияние
нетрадиционных
видов
изобразительной
деятельности на развитие творческих способностей ребенка.
Объект: Развитие творческих способностей.
Предмет:Нетрадиционные виды изобразительной деятельности.
Гипотеза:Творческие
способности
будут
развиваться,
если
учитывать
следующие условия:
1.Создание многообразия и богатства впечатлений, получаемых детьми в
процессе наблюдений и восприятий.
2.Развитие атмосферы творчества.
3.Побуждение
детей
к
художественному
творчеству
постановкой
интересных,разнообразных творческих заданий.
4.Мотивация задания.
5.Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.
6.Создание эмоционально положительной обстановки в ходе художественно -
продуктивной деятельности
Постановка
предмета,
объекта
и
цели
позволяют
сформулировать
следующие задачи:
1.Подобрать литературу по данной теме.
2.Опредлить содержание и специфику развития творческих способностей.
3.Апробировать
методику
нетрадиционной
изобразительной
деятельности
при сочетании педагогических условий.
С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его
правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить
детей техникам рисования.
Рассмотрим
некоторые
широко
известные
нетрадиционные
техники
рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми.
Печатка-
эта
техника
позволяет
младшему
дошкольнику
многократно
изображать один и тот же предмет, составлять из его отпечатков разные
композиции, украшая ими открытки, пригласительные билеты итд.
Пальцевая живопись - очень простая техника рисования. Детям младшего
дошкольного возраста еще трудно хорошо владеть кистью и карандашом, но
им свойственно все исследовать пальчиками, поэтому нужно использовать
эту природную способность детей.
Печатка от руки - очень интересный игровой прием.Рисование с помощью
ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость
творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их
ладошки необыкновенные, волшебные.
Монотипия
-
одна
из
наиболее
распространенных
и
простейших
техник.Количество
красок
в
монотипии-любое.Результат-неожиданный
эффект,при
котором
оттиск
живописного
изображения
приобретает
специфиче скую
фактуру,
отличающуюся
мягко стью
и
л е г ко й
расплывчатостью очертаний.
Тампонирование-увлекательная
техника.
Для
ее
применения
необходим
тампон из марли,внутри которой вата или поролон.Легким прикосновением к
бумаге,после того как набрали краску на тампон, дети будут рисовать что-
нибудь пушистон,легкое,воздушное.
Метод
тычка-увлекательный
способ
рисования.При
рисовании
этим
способом,гуашь
должна
быть
густой,
кисточка
жесткой.
При
нанесении
тычкакисточка должна находиться в вертикальном положении, тогда ворс
расплющивается и получается большая "пушистая" точка.
Нетрадиционные способы изобразительной деятельности приобретают все
большее значение в формировании творческих способностей у детей, их
воображения.
Обогащается
внутренний
мир
ребенка,его
видение
окружающей действительности.
Дети рисуют все, что видят,знают,слышат и ощущают. Рисуют даже запахи.
Каждый
ребенок
по
своей
природе-творец.Как
правило,
его
творческие
способности
находятся
в
скрытом
состоянии
и
не
всегда
полностью
реализуются.
Создавая
условия,
побуждающие
ребенка
к
занятиям
искусством, возможно разбудить эти творческие наклонности.
Но творить без определенных знаний детям не так-то легко. Поэтому в ходе
игр, познавательных бесед, наблюдений, чтения художественной литературы
и рассматривания к ней иллюстраций, стараться донести до детей красоту
окружающего мира.
Чтобы научить ребенка рисовать, недостаточно дать ему карандаш или
кисть-важно показать, как с их помощью изобразить самые разные предметы
и явления. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное
воображение,
воспитывают
потребность
искать,
думать,
принимать
самостоятельные
решения.
А
такие
черты
характера
необходимы
подрастающему человеку и сейчас, и в будущем.
Целенаправленное
руководство
со
стороны
педагога
способствует
успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при
освоении техник изобразительной деятеьности, которые дарят детям радость
познания, творчества.
Таким образом, условиями развития творческой личности являются:
-раннее выявление творческих способностей и их направленности;
-формирование мотивации к творческой деятельности;
-нравственная и творческая целенаправленность воспитательного процесса;
-учет индивидуальных психологических особенностей;
-создание благоприятного творческого микроклимата
-организация разнообразных форм стимулирования творческой деятельности
детей.
Творческая
деятельность
способствует
оптимальному
и
интенсивному
развитию
высших
психических
функций,
таких,
как
память,
мышление,
восприятие, внимание.
Несомненно,творческая
деятельность
развивает
личность
ребенка,
помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы-различать добро и
зло,
сострадание
и
ненависть,
смелость
и
трусость
итд.
Создавая
произведения
творчества,
ребенок
отражает
в
них
свое
понимание
жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает
их, проникается их значимостью и глубиной.