Напоминание

Развитие познавательных способностей дошкольников


Автор: Рябова Людмила Павловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: город Уварово, Тамбовской области
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие познавательных способностей дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие познавательных способностей дошкольников.

Рябова Л.П., старший воспитатель высшей категории

МБДОУ «Солнышко», руководитель городских МО.

Одной из наиболее важных и сложных задач подготовки ребенка к школе является

развитие познавательных способностей. Нередко подготовка детей к школе сводится к

обучению

их

счету,

чтению,

письму.

Между

тем,

исследования

показывают,

что

наибольшие

трудности

в

начальной

школе

испытывают

не

те

дети,

которые

имеют

недостаточно

большой

объем

знаний,

умений

и

навыков,

а

те,

которые

проявляют

интеллектуальную

пассивность,

у

которых

отсутствуют

желание

и

привычка

думать,

стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно

стать

всестороннее

развитие

ребенка:

развитие

его

мотивационной

сферы,

интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Однако традиционные формы работы с детьми не могут в полной мере решить

проблемы

воспитания

творческой

личности.

Весь

процесс

обучения

должен

быть

построен на как можно более раннее возникновение вопросов «почему?»

С

появлением

этого

вопроса

открывается

новая

эра

в

развитии

ребенка.

Это

возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», первые собственные

выводы

и

удивления,

и

горящие

глазенки,

и

желание

узнать

«еще

и

еще».

Здесь

закладывается

мотивационная

база

дальнейшего

развития

личности,

формируется

познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявляется интеллектуальная

активность, поэтому необходимо использовать активные методы обучения для создания

атмосферы творчества.

Разрабатывая содержание и методику занятий, воспитатель должен учитывать ряд

условий:

- развитию познавательной активности способствует такая организация обучения,

при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых

знаний, решает задачи проблемного характера;

- интеллектуальная и практическая деятельность ребенка на занятии должна быть

разнообразна. Однообразие информации и способов действия быстро вызывает скуку и

снижает активность;

- следует постоянно менять формы вопросов, заданий, стимулировать поисковую

деятельность детей, создавая атмосферу напряженной коллективной работы;

- содержание занятия должно быть трудным, но посильным. Слишком простой или

слишком сложный материал не вызывает интереса, не создает радости интеллектуальной

победы, решения проблемы, поддерживающих познавательную активность;

- чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом дошкольников,

тем интереснее он для них;

-

эмоциональность

педагога,

его

умение

поддержать

и

направить

интерес

к

содержанию занятия стимулируют познавательную активность детей.

Т.Ф. Прокофьевой была разработана методика развития познавательной активности

на занятиях изобразительной деятельностью. Условиями формирования познавательной

активности автор считает следующие:

- введение в структуру занятия игры, как систематизатора;

- включение поисковой деятельности;

- использование нетрадиционной техники рисования.

Данная

тема

очень

актуальна

на

современном

этапе

развития

дошкольного

образования,

поэтому

14

марта

на

базе

МБДОУ

«Детский

сад

«Солнышко»

прошло

городское методическое объединение на тему «Повышение познавательной активности

дошкольников

путем

художественно-эстетического

развития»,

на

котором

педагоги

просмотрели

три

непосредственных

образовательных

деятельности

в

разных

направлениях.

Музыкальный руководитель Филиппова Н.В. показала фрагмент НОД «Сказочный

бал».

Дошкольники,

окунувшись

в

эпоху

19

века

и,

«побывав»

на

балу,

решили

попробовать разучить вальс на музыку Свиридова из цикла лирических романсов на слова

А.С. Пушкина из повести «Метель». Нарядившись в одежду данной эпохи: мальчики,

статные гусары, пригласили на танец девочек, прекрасных и элегантных дам. Здесь дети

узнали, что такое «бал», прослушали фрагменты классической и современной музыки,

разучили элементы бальных танцев и как, будто сами побывали на балу, станцевали

прекрасный вальс.

С

воспитателем

Манухиной

М.М.

на

НОД

«Мир

воды»

дети

отправились

в

«путешествие» по земному шару и обнаружили, что на земном шаре больше воды, чем

суши и решили провести эксперименты, чтобы узнать свойства воды. Сделав выводы, что

вода, не имеем цвета, запаха и вкуса, а также принимает форму сосуда, в котором

находиться, отправились в творческую мастерскую. Марина Михайловна предложила

дошкольникам еще немного поэкспериментировать и попробовать порисовать на пене, да-

да обыкновенной пене для бритья. Представив себя путешественниками по бескрайним

морям и океанам, каждый «художник» нарисовал то, что увидел во время путешествия:

необитаемые острова, парусники и корабли, а также волшебный закат солнца. Перед

дошкольниками стал вопрос, как же сохранить такой рисунок? Педагог снова пришла им

на помощь, предложив приложить чистый лист бумаги к их творчеству, немного прижать

его, а потом аккуратно снять с помощью линейки остатки пены. И вот уже прекрасная

выставка работ радует глаз самих воспитанников и всех гостей, присутствовавших на

данном мероприятии.

Воспитатель

Мананникова

Т.А.

на

НОД

«Волшебная

поляна»

познакомила

дошкольников с этапами появления бабочки, а также рассмотрели ее строение и окрас.

Попав на «Волшебную» поляну на сказочном паровозике, дети обнаружили бабочек,

которых

художник

не

успел

раскрасить.

Они

решили

помочь

художнику.

Тамара

Алексеевна напомнила своим воспитанникам о нетрадиционных техниках рисования, один

из которых – рисование пластилином. Дети с удовольствием принялись за работу и вскоре

они отпустили на волшебную поляну прекрасных бабочек, крылышки которых были

симметрично раскрашены.

Просмотрев

НОД

педагоги

отправились

в

педагогическую

гостиную,

где

поделились впечатлениями о просмотренном. Также поделились своим опытом работы

педагоги города: МБДОУ «Детский сад «Солнышко» - Семилетова Л.В., Корнева Л.А.;

МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка» - Сиделева С.С., Агафонова Л.И., Подъяблонская

Е.А., Харитонова О.В.; МБДОУ «Детский сад «Теремок» - Карасенкова Н.С., Набережнева

С.М., Филитова М.А.

В

целом

можно

заключить,

что

в

развитии

познавательной

активности

детей

дошкольного возраста посредством художественно-эстетического развития важная роль

принадлежит воспитателю, который должен создать все условия для заинтересованности

детей содержанием занятия, обеспечив его связь его с практической деятельностью. Ведь

познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным

свойствам и проявлениям. Его психическую природу составляет нерасторжимый комплекс

жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых).

Именно интерес и комплекс, связанных с ним состояний личности, образуют внутреннюю

среду дошкольника, необходимую для полноценного учения.

Важно

помнить,

что

становление

и

развитие

детской

самостоятельности

и

творчества наиболее успешно осуществляется в условиях доброжелательности, внимания

к

достижениям

ребенка,

тактичного

участия

взрослого,

учета

индивидуальных

способностей.



В раздел образования