Напоминание

"Использование музыкотерапии в дошкольном образовательном учреждение, как средства стабилизации эмоционального состояния детей и воспитывающих взрослых"


Авторы: Попова Татьяна Ивановна, Королёва Марина Михайловна
Должность: музыкальный руководитель, педагог - психолог
Учебное заведение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад " 393 Красноармейского района Волгограда"
Населённый пункт: гор. Волгоград
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Использование музыкотерапии в дошкольном образовательном учреждение, как средства стабилизации эмоционального состояния детей и воспитывающих взрослых"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование

музыкотерапии

в

дошкольном

образовательном

учреждение, как средства стабилизации эмоционального состояния детей и

воспитывающих взрослых»

Автор: Попова Татьяна Ивановна,

музыкальный руководитель

Королёва Марина Михайловна,

Педагог - психолог

МОУ Детского сада № 393

В

настоящее

время

для

нас,

педагогов

современного

общества,

остро

встала

проблема эмоционального выгорания.

Многие ищут новые нетрадиционные методы.

Одним из таких методов является музыкотерапия.

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции

эмоциональных отклонений, страхов, при коммуникативных затруднениях, а также для

лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Слово

«музыка»

происходит

от

греческого

корня

(мюзе).

Специалисты

по

мифологии

говорят,

что

девять

муз,

небесных

сестер,

правящих

пением,

поэзией,

искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти. Таким

образом,

музыка

это

дитя

естественной

любви,

обладающая

грацией,

красотой

и

необычными

целебными

свойствами,

которые

неразрывно

и

изначально

связаны

с

божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.

Терапия – в переводе с греческого «лечение».

Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях

восстановления и укрепления здоровья.

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная

система, а с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как

ритмический

раздражитель,

стимулирует

физиологические

процессы

организма,

происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативных сферах.

В

н а с т оя щ е е

в р е м я

м у з ы ко т е р а п и я

я в л я е т с я

с а м о с т о я т е л ь н ы м

психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на

функции организма);

2)

психотерапевтическое

процессе,

которого

с

помощью

музыки

осуществляется

коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).

Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из

этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии:

рецептивной;

активной;

интегративной.

Рецептивная

музыкотерапия

используется

в

работе

с

людьми

имеющими

эмоционально-личностные

проблемы,

конфликтные

внутрисемейные

отношения,

переживающих

состояние

эмоциональной

депривации,

чувство

одиночества,

отличающихся

повышенной

тревожностью,

импульсивностью.

Занятия

средствами

рецептивной

музыкотерапии

направлены

на

моделирование

положительного

эмоционального

состояния.

Восприятие

человеком

музыки

помогает

«шагнуть»

из

реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В

большом,

предваряющем

слушание,

рассказе

психолог

настраивает

на

восприятие

определённой образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит слушателей

от

отрицательных

переживаний,

раскрывает

ему

красоту

природы

и

мира.После

прослушивания в беседе с «пациентом» психолог выясняет, что он «видел», «чувствовал»,

«делал» в воображаемом путешествии, какую картинку словами он может нарисовать,

описать.

Такое

восприятие

музыки

обеспечивает

снятие

напряжения,

улучшает

психоэмоциональное

состояние

человека.

В

психокоррекционной

работе

психологами

применяется интегративная

музыкотерапия.

Примером

может

быть

синте з

музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что

на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных

картин природы. При этом человеку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения –

к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек

или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов

восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект.

Активная

музыкотерапия

используется

в

разных

вариантах:

вокалотерапия,

танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых,

имеющих

невысокую

самооценку,

низкую

степень

самопринятия,

сниженный

эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом?

По наблюдениям, оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и

звуков

природы.

Для

занятий

аутогенной

тренировкой

музыкальные

произведения

подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции, при

этом

могут

быть

предусмотрены

варианты,

направленные

на

успокоение

или

мобилизацию.



В раздел образования