Автор: Попова Мария Алексеевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Хатырыкская СОШ им. М.К.Аммосова"
Населённый пункт: с.Столбы, Намский улус(район), РС(Я)
Наименование материала: план урока ФГОС, 5 класс
Тема: "Метод Гаусса"
Раздел: среднее образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеобразовательное учреждение: МБОУ «Хатырыкская СОШ им.М.К.Аммосова»
Учитель:Попова Мария Алексеевна
Класс: в 5 классе обучаются 16 детей, из них 7 девочек, 9 мальчиков.
В целом между учащимися в классе ровные, бесконфликтные отношения.
Дети достаточно общительные, любознательные, отличаются средним темпом деятельности, охотно вовлекаются в коллективную работу, с большим
удовольствием выполняют задания творческого характера.Учащиеся показывают хороший уровень обучаемости: быстро переключают свое внимание и
при этом, так же быстро концентрируются на выполнение заданий.
Учебная программа: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном
носителе / Е.А. Бунимович и др. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с.: ил.
УМК: «Сфера»
Количество часов: 3ч. в неделю, 105ч. в год
План-конспект урока математики в 5 классе «Метод Гаусса».
Цели урока:
образовательная – обобщение и развитие знаний обучающихся о свойствах сложения и умножения, формирование навыка применения
полученных знаний в жизненных ситуациях.
развивающая – развитие логического мышления, математического аппарата, познавательного интереса к предмету, самостоятельности;
развитие навыка целеполагания, читательских компетенций.
воспитательная
–
формирование
морально-этической
стороны
личности,
эстетического
сознания,
научной
эстетики;
тренировка
стрессоустойчивости.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
применять метод Гаусса при нахождении суммы нескольких чисел.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; понимать смысл поставленной задачи; слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
- развивающие (формирование регулятивных УУД):
развивать
умение
анализировать,
сравнивать,
обобщать,
делать
выводы,
самостоятельно
ставить
цели,
развивать
внимание,
формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия
способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Методы:
по источникам знаний: словесные, наглядные;
по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Планируемые результаты: Выполнить сложение последовательных натуральных чисел с помощью методом Гаусса . Верно, использовать в
речи термины: сумма, слагаемое, произведение, множитель. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении;
знать и применять метод Гаусса при вычислениях рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и
группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Оборудование:
-
Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе / Е.А.
Бунимович и др. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с.: ил.;
-
Математика. Арифметика. Геометрия. Тет- радь – тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций/ Е.А.
Бунимович и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.: ил.;
-
рабочие тетради учащихся;
-
мультимедийный проектор;
-
раздаточный материал;
-
электронная презентация, выполненная в программе Power Point.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Е.А. Бунимовича
Этап урока /Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Универсальные учебные действия
Самоопределение к
деятельности.
Организационный момент.
Цель: включение учащихся в
учебную деятельность.
Приветствует
учащихся, сообщает
структуру урока.
Настраиваются на работу, получают
позитивный заряд, концентрируют
внимание.
Готовы к сотрудничеству,
внимательны, собраны.
Личностные: самоопределяются, настраиваются на
урок.
Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу
получить сегодня от урока».
Коммуникативные: планируют учебное
сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Актуализация знаний и
фиксация затруднений в
деятельности.
Цель: Актуализация опорных
знаний и способов действий
Вступительное слово
учителя. Организация
устного счета.
Повторение
пройденного на
прошлом уроке.
Беседа по будущей
теме. Задает
учащимся наводящие
вопросы.
Решают примеры устного счета.
Участвуют в работе по повторению,
в беседе с учителем, отвечают на
поставленные вопросы.
Познавательные: анализируя и сравнивая
предлагаемые задания, извлекают необходимую
информацию для построения математического
высказывания.
Регулятивные: выполняют тренировочное учебное
действие.
Коммуникативные: выражают свои мысли с
достаточной полнотой и точностью, используют чужие
высказывания для обоснования своего суждения.
Создание проблемной
ситуации.
Цель: обсуждение незнакомой
ситуации, порождающей
проблему появления нового
понятия.
Организует
обсуждение:
Понимают, что появляется новое
математическое понятие и т.д.,
участвуют в диалоге, выводят
Метод Гаусса.
Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые
задания, извлекают необходимую информацию для
введения нового понятия.
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход
мыслей.
Коммуникативные: выражают свои мысли с
достаточной полнотой и точностью, аргументируют
свое мнение.
Формулирование проблемы:
тема и цель урока.
Цель: обсуждение
необходимости введения
нового знания
Выводит на
формулировку темы и
целей урока. Четко
проговаривает тему и
цель урока.
Приводят примеры на метод гаусса,
выходят на необходимость.
Понимают, что появляется новое
математическое понятие, участвуют
в диалоге, учатся приводить
примеры, записывают тему урока.
Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые
примеры, извлекают необходимую информацию для
подведения под новое понятие, формулируют тему,
цель, определение правильной и неправильной дроби
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход
мыслей
Коммуникативные: выражают свои мысли с
достаточной полнотой и точностью, аргументируют
свое мнение
Открытие нового знания.
Цель: знакомство и
фиксирование определений.
Организует работу с
учебником, путем
подводящего диалога
побуждает учащихся
к формулированию:
Найдем сумму чисел
от 1 до 10.
Запишем эту сумму
дважды, расположив
во втором случае
слагаемые в обратном
порядке:
1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 +
7 + 8 + 9 + 10
10 + 9 + 8 + 7 + 6 + 5
+ 4 + 3 + 2 + 1.
Каждая пара чисел,
расположенных друг
под другом, в сумме
дает 11, а всего таких
пар 10. значит,
искомая сумма равна
Учатся применять определения в
процессе фронтальной и парной
работы.
Открывают новые определения и
их применение.
Познавательные: выделяют необходимую
информацию, планируют свою деятельность,
прогнозируют результат.
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют
свою деятельность.
Коммуникативные: планируют сотрудничество с
одноклассниками и учителем.
(11 ∙ 10) : 2 = 55.
Итак, 1 + 2 + 3 + 4 +
5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10
= 55.
Попробуйте теперь
сами найти сумму 1
+ 2 + 3 + … + 99 +
100, которую так
быстро вычислил
Гаусс.
Первичное применение нового
знания.
Цель: формирование навыка
применения определений
правильной и неправильной
дроби
Организует работу по
выполнению №
218(б,г,д,е);тренажер
103, с последующей
проверкой ответов и
алгоритма
рассуждений.
Учатся применять определения в
процессе парной работы .
Проговаривают правила сравнения
дробей; на конкретных примерах
учатся их применять.
Личностные: самоопределяются, осознают
ответственность за работу пары.
Познавательные: самостоятельно планируют свою
деятельность, применяют способы решения,
прогнозируют результат, выстраивают логическую
цепь рассуждений.
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу.
Коммуникативные: планируют сотрудничество с
одноклассниками и учителем, учитывают мнение в
паре, координируют свои действия.
Физкультминутка.
Первичное закрепление.
Цель: обеспечение усвоения
алгоритма выполнения
заданий с обыкновенными
дробями.
Организует работу по
выполнению
№ 226 (с
последующей
проверкой).
Учатся применять знания об
обыкновенных дробях в процессе
индивидуальной работы.
Выполняют задание на сравнение
обыкновенных дробей.
Личностные: стараются следовать в поведении
моральным нормам.
Познавательные: самостоятельно выполняют действия
по алгоритму.
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу,
контролирую свои действия
Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с
достаточной полнотой.
Рефлексия деятельности (итог
урока).
Цель: обеспечение осознания
учащимися своей учебной
деятельности на уроке
Организует
рефлексию.
Организует
обсуждение: Что
нового вы узнали
сегодня на уроке?
Какую цель вы
ставили перед собой?
Вы достигли
поставленной цели?
Какие знания вы
использовали при
достижении цели?
Как вы открывали
новые знания?
Какие у вас были
затруднения на
уроке?
Проводят самооценку результатов
своей деятельности и деятельности
всего класса, соотносят цель и
результаты, степень их освоения.
Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно
принимать причины успеха (неуспеха).
Познавательные: проводят рефлексию способов и
условий своих действий.
Коммуникативные: планируют сотрудничество,
используют критерии для обоснования своих
суждений.
Нашли ли вы выход
из затруднения?
Остались ли у вас
затруднения после
окончания урока?
Над чем необходимо
продолжить работу?
Домашнее задание.
Цель: обеспечить понимание
выполнение домашнего
задания.
№ 218 (а,в),
дополнительный
материал