Напоминание

"Метод Гаусса"


Автор: Попова Мария Алексеевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "Хатырыкская СОШ им. М.К.Аммосова"
Населённый пункт: с.Столбы, Намский улус(район), РС(Я)
Наименование материала: план урока ФГОС, 5 класс
Тема: "Метод Гаусса"
Раздел: среднее образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общеобразовательное учреждение: МБОУ «Хатырыкская СОШ им.М.К.Аммосова»

Учитель:Попова Мария Алексеевна

Класс: в 5 классе обучаются 16 детей, из них 7 девочек, 9 мальчиков.

В целом между учащимися в классе ровные, бесконфликтные отношения.

Дети достаточно общительные, любознательные, отличаются средним темпом деятельности, охотно вовлекаются в коллективную работу, с большим

удовольствием выполняют задания творческого характера.Учащиеся показывают хороший уровень обучаемости: быстро переключают свое внимание и

при этом, так же быстро концентрируются на выполнение заданий.

Учебная программа: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном

носителе / Е.А. Бунимович и др. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с.: ил.

УМК: «Сфера»

Количество часов: 3ч. в неделю, 105ч. в год

План-конспект урока математики в 5 классе «Метод Гаусса».

Цели урока:

образовательная – обобщение и развитие знаний обучающихся о свойствах сложения и умножения, формирование навыка применения

полученных знаний в жизненных ситуациях.

развивающая – развитие логического мышления, математического аппарата, познавательного интереса к предмету, самостоятельности;

развитие навыка целеполагания, читательских компетенций.

воспитательная

формирование

морально-этической

стороны

личности,

эстетического

сознания,

научной

эстетики;

тренировка

стрессоустойчивости.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

применять метод Гаусса при нахождении суммы нескольких чисел.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; понимать смысл поставленной задачи; слушать и

вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД):

развивать

умение

анализировать,

сравнивать,

обобщать,

делать

выводы,

самостоятельно

ставить

цели,

развивать

внимание,

формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия

способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Методы:

по источникам знаний: словесные, наглядные;

по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Планируемые результаты: Выполнить сложение последовательных натуральных чисел с помощью методом Гаусса . Верно, использовать в

речи термины: сумма, слагаемое, произведение, множитель. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении;

знать и применять метод Гаусса при вычислениях рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и

группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Оборудование:

-

Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе / Е.А.

Бунимович и др. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с.: ил.;

-

Математика. Арифметика. Геометрия. Тет- радь – тренажёр. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций/ Е.А.

Бунимович и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.: ил.;

-

рабочие тетради учащихся;

-

мультимедийный проектор;

-

раздаточный материал;

-

электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Е.А. Бунимовича

Этап урока /Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия

Самоопределение к

деятельности.

Организационный момент.

Цель: включение учащихся в

учебную деятельность.

Приветствует

учащихся, сообщает

структуру урока.

Настраиваются на работу, получают

позитивный заряд, концентрируют

внимание.

Готовы к сотрудничеству,

внимательны, собраны.

Личностные: самоопределяются, настраиваются на

урок.

Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу

получить сегодня от урока».

Коммуникативные: планируют учебное

сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Актуализация знаний и

фиксация затруднений в

деятельности.

Цель: Актуализация опорных

знаний и способов действий

Вступительное слово

учителя. Организация

устного счета.

Повторение

пройденного на

прошлом уроке.

Беседа по будущей

теме. Задает

учащимся наводящие

вопросы.

Решают примеры устного счета.

Участвуют в работе по повторению,

в беседе с учителем, отвечают на

поставленные вопросы.

Познавательные: анализируя и сравнивая

предлагаемые задания, извлекают необходимую

информацию для построения математического

высказывания.

Регулятивные: выполняют тренировочное учебное

действие.

Коммуникативные: выражают свои мысли с

достаточной полнотой и точностью, используют чужие

высказывания для обоснования своего суждения.

Создание проблемной

ситуации.

Цель: обсуждение незнакомой

ситуации, порождающей

проблему появления нового

понятия.

Организует

обсуждение:

Понимают, что появляется новое

математическое понятие и т.д.,

участвуют в диалоге, выводят

Метод Гаусса.

Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые

задания, извлекают необходимую информацию для

введения нового понятия.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход

мыслей.

Коммуникативные: выражают свои мысли с

достаточной полнотой и точностью, аргументируют

свое мнение.

Формулирование проблемы:

тема и цель урока.

Цель: обсуждение

необходимости введения

нового знания

Выводит на

формулировку темы и

целей урока. Четко

проговаривает тему и

цель урока.

Приводят примеры на метод гаусса,

выходят на необходимость.

Понимают, что появляется новое

математическое понятие, участвуют

в диалоге, учатся приводить

примеры, записывают тему урока.

Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые

примеры, извлекают необходимую информацию для

подведения под новое понятие, формулируют тему,

цель, определение правильной и неправильной дроби

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход

мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с

достаточной полнотой и точностью, аргументируют

свое мнение

Открытие нового знания.

Цель: знакомство и

фиксирование определений.

Организует работу с

учебником, путем

подводящего диалога

побуждает учащихся

к формулированию:

Найдем сумму чисел

от 1 до 10.

Запишем эту сумму

дважды, расположив

во втором случае

слагаемые в обратном

порядке:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 +

7 + 8 + 9 + 10

10 + 9 + 8 + 7 + 6 + 5

+ 4 + 3 + 2 + 1.

Каждая пара чисел,

расположенных друг

под другом, в сумме

дает 11, а всего таких

пар 10. значит,

искомая сумма равна

Учатся применять определения в

процессе фронтальной и парной

работы.

Открывают новые определения и

их применение.

Познавательные: выделяют необходимую

информацию, планируют свою деятельность,

прогнозируют результат.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют

свою деятельность.

Коммуникативные: планируют сотрудничество с

одноклассниками и учителем.

(11 ∙ 10) : 2 = 55.

Итак, 1 + 2 + 3 + 4 +

5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10

= 55.

Попробуйте теперь

сами найти сумму 1

+ 2 + 3 + … + 99 +

100, которую так

быстро вычислил

Гаусс.

Первичное применение нового

знания.

Цель: формирование навыка

применения определений

правильной и неправильной

дроби

Организует работу по

выполнению №

218(б,г,д,е);тренажер

103, с последующей

проверкой ответов и

алгоритма

рассуждений.

Учатся применять определения в

процессе парной работы .

Проговаривают правила сравнения

дробей; на конкретных примерах

учатся их применять.

Личностные: самоопределяются, осознают

ответственность за работу пары.

Познавательные: самостоятельно планируют свою

деятельность, применяют способы решения,

прогнозируют результат, выстраивают логическую

цепь рассуждений.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу.

Коммуникативные: планируют сотрудничество с

одноклассниками и учителем, учитывают мнение в

паре, координируют свои действия.

Физкультминутка.

Первичное закрепление.

Цель: обеспечение усвоения

алгоритма выполнения

заданий с обыкновенными

дробями.

Организует работу по

выполнению

№ 226 (с

последующей

проверкой).

Учатся применять знания об

обыкновенных дробях в процессе

индивидуальной работы.

Выполняют задание на сравнение

обыкновенных дробей.

Личностные: стараются следовать в поведении

моральным нормам.

Познавательные: самостоятельно выполняют действия

по алгоритму.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу,

контролирую свои действия

Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с

достаточной полнотой.

Рефлексия деятельности (итог

урока).

Цель: обеспечение осознания

учащимися своей учебной

деятельности на уроке

Организует

рефлексию.

Организует

обсуждение: Что

нового вы узнали

сегодня на уроке?

Какую цель вы

ставили перед собой?

Вы достигли

поставленной цели?

Какие знания вы

использовали при

достижении цели?

Как вы открывали

новые знания?

Какие у вас были

затруднения на

уроке?

Проводят самооценку результатов

своей деятельности и деятельности

всего класса, соотносят цель и

результаты, степень их освоения.

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно

принимать причины успеха (неуспеха).

Познавательные: проводят рефлексию способов и

условий своих действий.

Коммуникативные: планируют сотрудничество,

используют критерии для обоснования своих

суждений.

Нашли ли вы выход

из затруднения?

Остались ли у вас

затруднения после

окончания урока?

Над чем необходимо

продолжить работу?

Домашнее задание.

Цель: обеспечить понимание

выполнение домашнего

задания.

№ 218 (а,в),

дополнительный

материал



В раздел образования