Конспект НОД на тему:"Прялка-хозяйка русской избы".
Автор: Атаманова Вера Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-детский сад №2"Солнышко" Населённый пункт: Липецкая обл.,пос.Краснинский Наименование материала: Методическая разработка Тема: Конспект НОД на тему:"Прялка-хозяйка русской избы". Раздел: дошкольное образование
Подготовила воспитатель МБДОУ ЦРР -д/сада №2 «Солнышко»,
пос.Краснинский Липецкой области Атаманова Вера Александровна.
Конспект НОД на тему: «Прялка - хозяйка русской избы» для
детей старшей группы.
Образовательная область: художественное творчество.
Ц е л ь : способствовать
становлению
ценностного
отношения
к
народному искусству, интереса к музеям и выставкам народного искусства,
формированию
способности
к
эмоциональному
отклику
в
процессе
восприятия
подлинников
произведений
народно-декоративного
творчества;
развивать
художественное
восприятие,
понимание
языка
народного
искусства,
образное
мышление;
познакомить
с
орудием
домашнего
рукоделия - прялкой; закреплять навыки работы восковыми мелками.
Предварительная
работа: Рассматривание
изображений
прялок,
их
формы,
особенностей
росписи,
рисование
контуров
прялок
различных
регионов;
просмотр
видеофрагмента
о
символике
и
росписи
мезенских
прялок.
Оборудование: репродукция
картины
И.М.
Прянишникова
«Пряха»,
В.А.
Тропинина
«Пряха»,
И.О.
Куликова
«Пряхи»,
иллюстрации
с
изображением прялок, схемы солнечных знаков, ленточных орнаментов, лист
бумаги с контуром передней лопости прялки, восковые мелки, акварельные
краски, широкая кисть, ведро с водой для прополаскивания бумаги.
Интеграция
образовательных
областей: социализация,
познание,
безопасность.
Ход образовательной деятельности
Педагог:
-
Сегодня
я
вам
расскажу
об
одном
из
самых
важных
предметов
крестьянского быта - прялке. Ручная прялка состояла из вертикальной части,
к
которой
привязывалась
кудель,
и
горизонтального
донца,
на
котором
сидела пряха. Вертикальная часть состояла из лопасти и шейки (ножки).
Прялку, особенно «лопаску», часто украшали и расписывали. Выделяют два
вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы
или
ели)
и
составные
(состояла
из
двух
деталей,
горизонтальной
и
вертикальной). Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось
так
многообразно
и
с
такой
любовью,
как
прялка.
Мы
не
перестаём
удивляться
народной
фантазии,
когда
видим
резные,
расписные
(даже
по
торцам!),
гребневые,
теремковые,
светлые
и
темные,
детские
и
взрослые
прялки со всех уголков России. Многие прялки помимо росписи содержали
дарственные
надписи
(например:
«Кого
люблю
того
дарю»),
советы,
поучения («Пряди, прялку береги, за отца бога моли»). Почти все русские
народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
Педагог
демонстрирует
слайды
с
разнообразными
фрагментами
прялок.
- Давайте внимательно рассмотрим прялки и поближе познакомимся с
ними. Мы уже говорили, что она состоит из вертикальной лопасти с гребнем,
к которому привязывалась кудель, и из горизонтального донца - на нём
сидела пряха. Девушка наматывала спряденную нить на веретено. С прялкой
женщина не расставалась с юности до старости, её берегли и передавали из
поколения в поколение. Прялка была в каждом доме и считалась лучшим
подарком невесте на свадьбу.
Педагог:
- Дети, посмотрите, какие разнообразные узоры наносились мастерами
на прялку. Каждая роспись - это не просто украшение, это пожелание
счастливой жизни, символы, которые вы видите на экране, служили
оберегами, защищали владельцев от гнева божьего, природных стихий и
«дурного глаза» врагов. Например, изображение оленя на прялке -
пожелание удачного брака, сытой жизни. На верхней части прялки, часто в
несколько рядов, изображали птиц. Птица - символ счастья. В нижней части
можно увидеть двух коней. Конь у славян символизировал бога солнца
Хорса. Эта символика обусловила его изображение на многих предметах
народного искусства и в архитектуре ХУ1П-Х1Х веков, тем более, что в
хозяйственной жизни населения во все времена лошади были незаменимы.
Такое изображение защищало дом от непогоды, напастей, злых духов,
вспомним здесь и конька на крыше крестьянского дома.
Разминка:
Солнечный знак покажем вот так
(руками показывают круг).
Лучи распускаем, землю согреваем
(руки протягивают в стороны.)
У неба попросим дождик проливной
(руки поднимают вверх),
Его изобразим волной
(кистями рук имитируем волны).
Дождик застучал по крыше
(руки над головой "домиком ", топают, изображая звук дождя),
А потом все тише-тише
(шаги на месте на носочках).
В землю весною семена сажаем
(присели),
Зелеными росточками летом прорастаем
(поднимаются, раскрывая руки вверх).
Практическая работа
Педагог:
- Сегодня мы будем учиться изображать форму прялки и украшать её
праздничным нарядом. Простым карандашом сделаем эскиз формы прялки.
Нам в этом помогут просмотренные иллюстрации русских прялок. Контур
прялки обводим коричневым восковым мелком. Теперь будем украшать
нашу прялку. Для этого берём мелки, которые гармонично сочетаются друг с
другом. После того, как мы нанесём узор и раскрасим всё свободное
пространство мелками, мы будем сминать несколько раз бумагу. Теперь
покрываем наш рисунок тёмной акварельной краской и споласкиваем
работу в ведре с чистой водой. Тем самым происходит «состаривание»
нашей работы, у нас создаётся ощущение, что этой прялке очень много лет.
Анализ детских работ:
Педагог:
-
Ребята, у вас получились красивые прялки, которые могут стать
прекрасным подарком для ваших мам и бабушек и украсить помещение.