Автор: Готовцева Зоя Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Хатырыкская СОШ им. М.К.Аммосова"
Населённый пункт: с.Столбы Намский улус Республика Саха(Я)
Наименование материала: Урок литературы 5 класс А.Платонов " Неизвестный цветок" Сказка - быль
Тема: А Платонов "Неизвестный цветок" Сказка - быль
Раздел: среднее образование
ТЕМА: А. Платонов.
Неизвестный цветок.
Сказка-быль.
Цели:
- подвести детей к осознанию того, как важно быть внимательным к
окружающему нас миру, уметь видеть в нем не только хорошее, но
и, если это необходимо, помочь им.
Основная идея темы:
- деятельное сострадание является выражением истинного уважения
и к самому себе;
- познакомить учащихся со способами выражения авторского
отношения к персонажу произведения; с символикой в
литературной сказке; закрепить представление об олицетворении.
«ОТКРЫТИЯ, ОТКРЫТИЯ…»
Структура:
Вступительное слово учителя.
Чтение текста.
Аналитическая работа по тексту.
Объяснение домашнего задания.
На интерактивной доске записаны все вопросы и варианты ответов ,
а также афоризмы.
1-
Вступительное слово учителя
Вы
наверняка
согласитесь
со
мной,
ребята,
что
совершать
открытия
–
увлекательнейшее занятие. Человечество за историю своего существования
сделало множество очень важных открытий: континентов, островов, древних
цивилизаций, звезд, различных законов природы, новых видов растений и
многого-многого другого… Столько всего уже открыто на Земле, что кажется:
на долю современного человека совсем ничего не осталось.
Вы тоже так думаете? Неужели вы в своей жизни не делали и не делаете хотя
бы маленьких открытий? Расскажите о них, пожалуйста…
Надо предусмотреть как ответную реакцию детей на
поставленные учителем вопросы, так и некоторые затруднения с
их стороны.
Оказывается, даже сейчас каждый человек, если очень постарается, может
совершать открытия, очень важные для него самого и для окружающих его
людей.
Именно
об
этом
написал
сказку
Андрей
Платонов
и
назвал
ее
«Неизвестный
цветок».
Послушайте
ее
внимательно
и
подумайте, о каком
открытии идет в ней речь.
2- Чтение сказки учителем
3- Аналитическая работа по тексту
1
- Вспомните вопрос, который был задан вам перед чтением
сказки: «О каком открытии идет в ней речь?» Ответьте на
вопрос, выбрав один из вариантов. Если вы
не согласны ни с одним из предложенных вариантов,
запишите свой вариант ответа.
На интерактивной доске записаны вопросы и варианты ответов:
О чем эта сказка?
- об открытии неизвестного ранее вида цветка.
- об открытии способа разговаривать с цветами.
- об открытии закона выживания растений на пустыре.
- об открытии способа разводить цветы.
Пусть
выбранный
вами
ответ
станет
вашим
маленьким
секретом,
который
вы
раскроете лишь в конце изучения этого произведения.
А сейчас мы с вами вместе вернемся к тексту сказки и постараемся разобраться, О
ЧЕМ и КАК хотел рассказать нам А.Платонов.
2.Какой эпизод вам понравился больше всего? Были ли такие эпизоды, при чтении
которых вам становилось грустно?
3.Определите вид этой сказки. Почему вы так решили?
4.На какие части вы бы разделили весь текст сказки?
5.Найдите первую из названных частей. Приготовьтесь читать ее вслух.
Чтение вслух по абзацам до слов «И вот шла однажды…».
6.
На вопрос «Какой была жизнь цветка на пустыре?» ответить можно по-
разному.
- Он скучал,- скажет один.
- Ему было трудно,- возразит второй.
- Он страдал,- уточнит третий.
А как вы ответите на этот вопрос? Постарайтесь, чтобы ваш ответ был максимально
точным.
Необходимо общими усилиями найти наиболее точные
формулировки: не просто скучал – ему было очень одиноко;
ему не просто было трудно – жизнь его была невыносимо тяжелой;
он не только страдал – у него хватало мужества отчаянно бороться за жизнь.
Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы. (Ему было одиноко: «Он
рос один на пустыре… Лишь один ветер гулял по пустырю»; он страдал: «Нечем ему
было питаться в камне и глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху
земли и не проникали до его корня…»; «Он поднимал листья против ветра… он всю
ночь сторожил росу и собирал ее по каплям…»)
7. У
любого цветка есть стебель, венчик, листья; любой цветок растет, питается
влагой, ловит лучи солнца; многие цветы борются за свое существование. Чем
цветок из сказки-были Платонова не похож на все остальные цветы?.(Он был живой:
был наделен чувствами , волей, как человек; умел говорить; у него вырос сын).
Как называется такой литературный прием, когда неодушевленным предметам
присваиваются качества живых существ? (Это олицетворение)
8. Найдите в тексте слова, которыми автор называет запах распустившегося цветка.
(Запах- благоухание- тихий запах, как зовущий голос- в благоухании проходит грусть-
пахнет, дышит- зовет безмолвным голосом благоухания)
9. Если цветок
- наделен ощущениями, которые испытывает живое создание;
- борется, как настоящий герой;
- дает жизнь сильному потомству,
то,
что
может
означать
слово
«благоухание»,
применимое
к
такому
созданию?
(Душа, душевные свойства)
10. Автор так пишет о цветке: «Венчик у него был составлен из лепестков простого
светлого
цвета,
ясного
и
сильного,
как
у
звезды».
Можно
ли
согласиться
с
А.Платоновым, сделавшим именно такое сравнение?
(Расцветший цветок на пустыре- словно звезда в безбрежном пространстве неба)
11. Как вы думаете, как соотносятся звезды с Землей и живущими на ней людьми?
Вопрос повышенной сложности.
12. Были ли в жизни цветка минуты радости? Какие?
13
Была ли у цветка самая главная цель в жизни? Познакомьтесь с некоторыми
мнениями:
- Цветку было очень важно во что бы то ни стало спрятаться от ветра, ведь у него
был такой слабый стебелек.
- Ему были просто необходимы положительные эмоции, поэтому он стремился
хотя бы один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.
- С каким из этих мнений согласитесь вы и почему?
( Все-таки для цветка важнее всего жить, а для этого ему были необходимы питье –
дождевая влага, и радость – теплые лучи солнца.)
14. Можно ли сказать, что цветок вышел победителем в борьбе с теми условиями, в
которых ему довелось родиться и жить?
-Найдите в тексте и прочитайте слова, подтверждающие правильность вашего
ответа.( Со слов «В середине лета…» и до конца абзаца.)
15. Найдите в тексте слова, помогающие определить отношение автора к цветку.
(Слова
с
уменьшительно-
ласкательными
суффиксами
помогают
выразить
сочувствие, жалость; эпитеты «мертвая глина», «сухие пылинки», «голый камень»
подчеркивают мужество и стойкость цветка.)
- А как вы относитесь к незнакомому цветку, жизнь которого стала нам
теперь знакомой? Поделитесь своим отношением друг с другом.
16. Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию истории жизни
цветка на пустыре?.( Возможные ответы: писатель хотел, чтобы мы тоже сделали
открытие; чтобы лучше узнали о скромном, незаметном существе.)
17.
Вдумайтесь
в
афоризм
И.Шевелева
«Нам
часто
незаметно
все
то,
что
безответно». Можно ли использовать эти слова, говоря об авторе «Неизвестного
цветка»?
- ( А. Платонов умеет всматриваться в то, что многим незаметно. И не только
совершает открытие для себя, но и помогает читателю совершить открытие.)
Афоризм целесообразно показать на интерактивной доске.
.
4-
Вывод:
Можно, оказывается, делать и такие открытия: открывать новую,
не знакомую тебе ранее жизнь, новое существо. Жизнь такого существа
может протекать совершенно незаметно для тебя, но это не значит, что ее
нет,
что
она
неинтересна,
что
она
легка
и
в
ней
нет
проблем.
Любое
живущее на Земле существо заслуживает и уважения, и того, чтобы оно
было понято другим существом.
5- Объяснение домашнего задания
-
Напишите
о каком-нибудь маленьком, но очень важном для вас открытии,
которое вы совершили сами в своей жизни.
- Сделайте иллюстрацию неизвестного цветка и подберите к нему фрагмент текста
в качестве подписи.( Можно олицетворить цветок.)
Урок 2
ТЕМА: А.Платонов. Неизвестный цветок.
Сказка- быль.
«Такой же, только еще сильнее»
Структура:
Проверка домашнего задания.
Вступительное слово учителя.
Чтение второй части сказки.
Аналитическая работа по тексту.
Объяснение домашнего задания.
1 Проверка домашнего задания
Чтение детьми письменных ответов на вопрос
и показ иллюстраций к эпизоду сказки; кто точнее подобрал
слова А.Платонова в качестве подписи к своему рисунку.
2 Вступительное слово учителя
Скажите, ребята, задумывались ли вы над тем, какие условия необходимы для того,
чтобы
совершилось
открытие?
Конечно
же,
должно
быть
что-то
неизвестное,
незнакомое. Но разве этого достаточно?...
Возможно, дети захотят ответить
.
Должен быть и тот, кто делает открытие, «первооткрыватель». Любой ли человек
может
быть
первооткрывателем-
вот
тот
вопрос,
вариант
ответа
на
который
предлагает нам А.Платонов в своей сказке.
Постараемся понять позицию писателя и подумать о своем отношении к ней.
Найдите в тексте сказки ту часть, в которой говорится о встрече девочки Даши с
незнакомым цветком. Приготовьтесь читать ее по ролям.
3 Чтение учащимися сказки
Дети читают вслух отрывок со слов «И вот шла однажды
поутру…» до слов «…склонилась к нему и поцеловала его в
светящуюся головку». Возможно чтение по ролям: за
Дашу и за цветок
4 Аналитическая работа по тексту
1.Почему Даша оказалась около пустыря?
2.В каком она была настроении? Найдите в тексте слова, которые подтверждали бы
грустное настроение Даши.
3.Почему Даша «завидовала» письму? А были ли в вашей жизни подобные минуты?
Если можете, расскажите о них. Кто или что помогло вам справиться с грустью?
4.Повлияло ли это настроение на то, что Даша почувствовала благоухание?
Надо обратить внимание на цепочку ассоциаций: грусть по маме-
внутренняя сосредоточенность – открытое добрым чувствам сердце-
благоухание-воспоминание о рассказанной мамой сказке.
5.Какую
роль
в
развитии
сюжета
играет
воспоминание
о
рассказанной
мамой
сказке? (Именно благодаря ей Даша постаралась разыскать источник благоухания.)
6.Цветок, по сказке, умел говорить. Позвал ли он проходящую мимо пустыря Дашу?
(Нет; цветок привык к одиночеству, его «никто не зовет»; Даша сама почувствовала
«зовущий голос благоухания».)
7.Подтвердите или опровергните два ответа на вопрос: «Почему Даша шагнула на
пустырь и заговорила с цветком?»:
-- Даше было очень грустно, потому что она была далеко от мамы. Чтобы отвлечься
от грустных мыслей, она решила заглянуть на пустырь.
-- Даша была любознательной, ей хотелось понять, кто издает такой необычный
аромат.
8.Как вы думаете, цветок хоть чем-нибудь помог Даше? (Он поддержал ее в тот
момент, когда она грустила. Помогая ему, Даша словно помогала цветку из маминой
сказки и тем самым поступала так, что наверняка заслужила бы одобрение очень
любимого человека)
9.Сочувствие,
сопереживание,
сострадание-это
важные
свойства
человеческой
души. Но проявлять эти свойства можно по-разному. В чем проявилось сострадание
Даши? (Она познакомилась с цветком, постаралась его понять, проявила деятельное
сострадание,
помнила
о
нем
в
разлуке,
стремилась
встретиться
с
ним,
иными
словами, стала ему близким, любящим человеком, настоящим другом.)
10.Какое
чувство
вызвала
у
вас
Даша,
совершившая
«открытие»
маленькой
незнакомой жизни, сделавшая шаг навстречу одинокой душе, сумевшая увидеть то,
что никто до нее не замечал?
5 Вывод : Поступок Даши – это деятельное сострадание, то, что дает человеку право
уважать самого себя, что вызывает уважение со стороны окружающих.
6 Чтение учащимися заключительной части сказки
Дети читают вслух со слов «А на другое лето…» и до конца.
7 Аналитическая работа по тексту
1.Дали ли результаты усилия детей? (Да, пустырь преобразился.)
2.Почему же Даше стало грустно? (Она увидела много других цветов, но не нашла
того, о ком помнила всю зиму.)
3.Где Даша нашла такой же, но только новый цветок? (Среди камней, то есть в
прежних, даже еще более тяжелых, природных условиях.)
4.Писатель
не
случайно
«вырастил»
сына
цветка
в
прежних,
трудных
условиях.
Зачем он это сделал, как вы считаете? (Он хотел, чтобы мы задумались.) О чем? (О
том, что у любого живого существа есть корни, есть место, в котором он живет, и
далеко не всегда это место и условия жизни можно выбрать по своему желанию.)
5.Что унаследовал сын от своего отца? Что в нем изменилось? (Он любил жизнь и
был терпеливым, как его отец; он был сильнее и прекраснее.)
6.Какое чувство вызывает этот новый цветок у писателя, у Даши, у вас?
7.Познакомьтесь с афоризмами. Какой из них вы могли бы использовать в качестве
вывода по уроку? Объясните свою позицию.
Жить – значит действовать
А.Франс
Кто не отзывается на зов, отказывается от того, за чем его зовут.
Суахили
Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.
Гораций
Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждой закат
солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена
каким-нибудь
добрым
поступком,
какой-нибудь
победой
над
собой
или
приобретенным знанием.
Д. Рескин
Созвучны
ли
эти
мысли
нашему
сегодняшнему
разговору?
Почему?
Какие
из
афоризмов, услышанных на уроках по сказке Платонова, вы хотели бы запомнить,
записать?
10.А теперь давайте вернемся к тем маленьким секретам, которые вы записали в
свои тетради на первом занятии. Познакомьте нас с ними. Изменилось ли ваше
мнение после нашего разговора? Почему?
Цель этого задания – пробудить у детей желание
сформулировать свой вариант ответа – «об открытии
новой, незнакомой жизни, нового незнакомого существа».
8 Выводы: Итак, вспомним первый урок по этой сказке. Вспомним задание, в
котором вы старались определить, о каком открытии хотел нам поведать писатель.
Подумайте
внимательно:
какой
скрытый
смысл
открывается
внимательному
читателю этого произведения А. Платонова?
Однако возможен и другой вариант: учитель продуманной
системой вопросов подводит детей к этим важным мыслям.
Что является неотъемлемым правом любого живого существа на Земле? (Любое
живое существо на Земле – цветок, человек… - заслуживает того, чтобы окружающие
услышали его, пусть даже «безмолвный» «голос благоухания»; каждый заслуживает
быть понятым другим.)
Что значит «понять»? (Понять – значит «услышать» переживание, мысли другого,
разделить чувства, «приоткрыть» свое сердце и обязательно
дать почувствовать
другому, что он понят, «услышан».)
Как вы думаете, просто ли это? Что для этого требуется? (Понять другого непросто.
Для этого надо иметь особое душевное свойство, надо приложить усилия, надо
совершить поступок.)
Как вы оцените в другом человеке и в себе такое качестве, как умение понять
другого? (Это то, что вызывает уважение окружающих и за что можно уважать себя.)
И еще. Любое существо появляется на Земле для жизни. Борьба за жизнь в любой,
самой
трудной
ситуации,
верность
своим
корням
заслуживают
не
меньшего
уважения.
9 Объяснение домашнего задания
1.Расспросите своих родных, были ли в их жизни маленькие, но очень важные
для них открытия. Если взрослые не возражают, расскажите об их открытиях в
классе.
2.Есть ли такое место на Земле, которое для вас связано с понятиями «корни
рода», «история семьи»? Расскажите о нем классу. Нарисуйте его.