Напоминание

" Тьюторство как одна из эффективных форм обучения "


Автор: Родина Марина Владиславовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГКОУ Волгоградская школа-интернат "Созвездие"
Населённый пункт: Г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: " Тьюторство как одна из эффективных форм обучения "
Раздел: полное образование





Назад




« Тьюторство как одна из эффективных форм обучения »

Родина Марина Владиславовна

ГКОУ «Волгоградская школа - интернат «Созвездие» »

Учитель географии

Тьюторство - индивидуальное наставничество и сопровождение, система преподавания,

применяемая в Оксфорде и еще некоторых учебных заведениях мира. У нас этим словом

обозначается системы преподавания (индивидуального сопровождения), обучение умение выявить

потенциал "ученика" и вести его в нужном вам направлении в соответствии с его возможностями.

Актуальность применения этого метода обусловлена переходом на новые образовательные

стандарты - ФГОС, который ставит первоочередной задачей личностное развитие ребенка. В

образовательном учреждении ГКОУ «Созвездие » г. Волгограда, где я работаю, тьюторство введено

с 2007 года. Целью нашей работы стало формирование образовательной рефлексии, т.е. создание

условий для осмысления учащимся своей образовательной истории и построение проекта

собственного образования через создание образа себя в будущем. Помочь осознать им свои

возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть

составить свою индивидуальную образовательную программу.

В данной статье я хочу поделиться опытом своей работы. Для выявления учащихся желающих

иметь

мое

педагогическое

сопровождение

совместно

с

психологом

провожу

исследования

психологических

особенностей

личности

ребёнка,

круг

его

занятий,

интересов.

Анализирую

учебные достижения

данного ребенка

по предмету. При встречах с родителями

выясняю их

пожелания, планы на будущее ребенка, готовность участвовать в совместной работе. На втором

этапе каждому учащемуся составляю индивидуальную образовательную траекторию на несколько

лет. Она состоит из следующих направлений. Первое направление включает в себя: углубление

теоретических знаний по географии, применение теоретических знаний для решения практических

задач

по

географии,

применение

теоретических

знаний

для

решения

проблемных

вопросов

географии, изучение на повышенном уровне для подготовки к профессии, связанной с географией,

(сдаче ЕГЭ по предмету). Второе направление - формирование информационной компетентности.

Проводится во взаимодействии с учителем информатики. Третье направление - формирование

навыков научно-исследовательской, проектной

деятельности. Активную помощь в этой работе

оказывает завуч по научно-методической работе. Четвертое направление - помощь в выведении

своих образовательных проектов в социальную сферу. Проводится во взаимодействии с учителями

предметниками

(метапредметные

проекты),

классным

руководителем,

родителями.

Пятое

направление

-

профориентация

учащихся.

Вместе

с

учащимися

принимаю

участие

в

профориентационных

экскурсиях в учебные заведения Волгограда. Интернет – знакомства с

учебными заведениями страны. Знакомство с профессиями, где необходимы знания географии. Для

реализации этих направлений мною используются разнообразные формы и методы. Еженедельно

проводится тьюториал - очное занятие на основе активных методов обучения. Оказываю помощь в

проведении

научно-исследовательской

работы,

создании

проектов.

Организую

участие

в

школьных, районных, городских, областных, интернет конкурсах, олимпиадах, тестировании по

ОГЭ, ЕГЭ. Вместе с учащимися принимаю участие в профориентационных экскурсиях в учебные

заведения Волгограда. Основным методом в моей

работе

как тьютора

является системно-

деятельностный

подход,

в

котором

главное

место

отводится

активной,

самостоятельной,

исследовательской

деятельности

учащегося.

Например,

поиск,

сбор

информации

в

разных

источниках,

организация

и

проведение

необходимых

экспериментальных

исследований,

критическое осмысление и анализ информации, выбор главного. Сравнительный анализ результатов

теоретических

и

практических

исследований.

Подготовка

информации

для

использования

в

продуктах

(презентациях,

публикациях,

рефератах).

Так

при

работе

над

проектом

«Проблема

бытового мусора» ученик на протяжении месяца изучал состав и количество своего бытового

мусора, проводил расчеты, сколько 1 человек

в среднем выбрасывает мусора за день, неделю,

месяц. Изготавливал из мусора полезные

вещи. Разрабатывал

рекомендации по уменьшению

бытового

мусора. Обширную

деятельность

провели

ученики

-

создатели

проекта

«Проблемы

экологической рекламы в Волгограде»: обследовали весь город, газеты, телепрограммы Волгограда

на наличие экологической рекламы, выявив её отсутствие, создали сами плакаты, видеоролики,

видеофильм.

При

создании

проекта

«Глобальное

потепление:

миф

или

реальность?»

ученики

изучали

исторические

хроники

времен

Великой

Отечественной

войны,

фотографии

семейных

архивов, сравнивая в них описания климата с современным. Создатель проекта «Горящий факел

воин-мститель. М. Паникаха» в поисках информации об увековечивании памяти героя в нашем

городе

посетил

Волгоградский

государственный

музей

панораму

“Сталинградская

битва”,

мемориал “Героям Сталинградской битвы” на Мамаевом кургане, улицу, названную его именем в

Дзержинском

районе

г.

Волгограда,

памятник

Михаилу

Паникахе,

расположенный

в

Краснооктябрьском

районе

г.

Волгограда.

Результаты

этого

исследования

вдохновили

его

на

написание стихотворения, посвященного герою.

Для того чтобы эти традиционные, выше изложенные направления, формы и методы, которые

применялись

мною ранее как учителем, могли соответствовать новым целям мне пришлось

поменять принципы работы Основными принципами работы стали:

1.ученик субъект целеполагания, т.е. сам определяет цели своей деятельности.

2.

определяющая

роль

самообразования

бόльшую

часть

деятельности

ученик

проводит

самостоятельно.

3.интерактивность – обязательным элементом является взаимодействие учащегося

с

тьютером.

Индивидуальную образовательную траекторию

рассматриваю

как последовательность образов

проектов, которые замысливает и реализует воспитанник вместе со своим педагогом.

4. главный способ передачи знаний «компетентностный », т.е. деятельность тьютора направлена не

на трансляцию учебной информации, а на работу с субъектным опытом, желаниями учащегося.

5.совместная рефлексия в реализации индивидуального учебного плана.

6.убеждение, а не принуждение главный способ общения.

7.совместная

работа

с

психологом,

учителями

предметниками,

классным

руководителем,

родителями над реализацией поставленных целей.

Подводя итоги своей работы, могу сделать следующие выводы:

удержаться в позиции тьютора нелегко, так как поменять старые учительские принципы сложнее,

чем форму, содержание своей работы. Конечный результат тьютора, в отличие от учителя, это не

конкретные победы в конкурсах, олимпиадах и даже не поступление в вуз, а осознание учеником

собственных возможностей и определение в соответствии с этим своего правильного жизненного

пути. Это позволяет человеку удовлетворить свою потребность в самореализации, что как известно

и приносит

истинное счастье. Важность цели

определяет большую степень ответственности

тьютора. К сожалению, определить успешность таких результатов возможно лишь через много лет.

Но в результате этой деятельности

возвращается истинный смысл, назначение деятельности

педагога: подготовка человека к жизни, определение её цели и смысла.



В раздел образования