Автор: Родина Марина Владиславовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГКОУ Волгоградская школа-интернат "Созвездие"
Населённый пункт: Г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: " Тьюторство как одна из эффективных форм обучения "
Раздел: полное образование
« Тьюторство как одна из эффективных форм обучения »
Родина Марина Владиславовна
ГКОУ «Волгоградская школа - интернат «Созвездие» »
Учитель географии
Тьюторство - индивидуальное наставничество и сопровождение, система преподавания,
применяемая в Оксфорде и еще некоторых учебных заведениях мира. У нас этим словом
обозначается системы преподавания (индивидуального сопровождения), обучение умение выявить
потенциал "ученика" и вести его в нужном вам направлении в соответствии с его возможностями.
Актуальность применения этого метода обусловлена переходом на новые образовательные
стандарты - ФГОС, который ставит первоочередной задачей личностное развитие ребенка. В
образовательном учреждении ГКОУ «Созвездие » г. Волгограда, где я работаю, тьюторство введено
с 2007 года. Целью нашей работы стало формирование образовательной рефлексии, т.е. создание
условий для осмысления учащимся своей образовательной истории и построение проекта
собственного образования через создание образа себя в будущем. Помочь осознать им свои
возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть
составить свою индивидуальную образовательную программу.
В данной статье я хочу поделиться опытом своей работы. Для выявления учащихся желающих
иметь
мое
педагогическое
сопровождение
совместно
с
психологом
провожу
исследования
психологических
особенностей
личности
ребёнка,
круг
его
занятий,
интересов.
Анализирую
учебные достижения
данного ребенка
по предмету. При встречах с родителями
выясняю их
пожелания, планы на будущее ребенка, готовность участвовать в совместной работе. На втором
этапе каждому учащемуся составляю индивидуальную образовательную траекторию на несколько
лет. Она состоит из следующих направлений. Первое направление включает в себя: углубление
теоретических знаний по географии, применение теоретических знаний для решения практических
задач
по
географии,
применение
теоретических
знаний
для
решения
проблемных
вопросов
географии, изучение на повышенном уровне для подготовки к профессии, связанной с географией,
(сдаче ЕГЭ по предмету). Второе направление - формирование информационной компетентности.
Проводится во взаимодействии с учителем информатики. Третье направление - формирование
навыков научно-исследовательской, проектной
деятельности. Активную помощь в этой работе
оказывает завуч по научно-методической работе. Четвертое направление - помощь в выведении
своих образовательных проектов в социальную сферу. Проводится во взаимодействии с учителями
предметниками
(метапредметные
проекты),
классным
руководителем,
родителями.
Пятое
направление
-
профориентация
учащихся.
Вместе
с
учащимися
принимаю
участие
в
профориентационных
экскурсиях в учебные заведения Волгограда. Интернет – знакомства с
учебными заведениями страны. Знакомство с профессиями, где необходимы знания географии. Для
реализации этих направлений мною используются разнообразные формы и методы. Еженедельно
проводится тьюториал - очное занятие на основе активных методов обучения. Оказываю помощь в
проведении
научно-исследовательской
работы,
создании
проектов.
Организую
участие
в
школьных, районных, городских, областных, интернет конкурсах, олимпиадах, тестировании по
ОГЭ, ЕГЭ. Вместе с учащимися принимаю участие в профориентационных экскурсиях в учебные
заведения Волгограда. Основным методом в моей
работе
как тьютора
является системно-
деятельностный
подход,
в
котором
главное
место
отводится
активной,
самостоятельной,
исследовательской
деятельности
учащегося.
Например,
поиск,
сбор
информации
в
разных
источниках,
организация
и
проведение
необходимых
экспериментальных
исследований,
критическое осмысление и анализ информации, выбор главного. Сравнительный анализ результатов
теоретических
и
практических
исследований.
Подготовка
информации
для
использования
в
продуктах
(презентациях,
публикациях,
рефератах).
Так
при
работе
над
проектом
«Проблема
бытового мусора» ученик на протяжении месяца изучал состав и количество своего бытового
мусора, проводил расчеты, сколько 1 человек
в среднем выбрасывает мусора за день, неделю,
месяц. Изготавливал из мусора полезные
вещи. Разрабатывал
рекомендации по уменьшению
бытового
мусора. Обширную
деятельность
провели
ученики
-
создатели
проекта
«Проблемы
экологической рекламы в Волгограде»: обследовали весь город, газеты, телепрограммы Волгограда
на наличие экологической рекламы, выявив её отсутствие, создали сами плакаты, видеоролики,
видеофильм.
При
создании
проекта
«Глобальное
потепление:
миф
или
реальность?»
ученики
изучали
исторические
хроники
времен
Великой
Отечественной
войны,
фотографии
семейных
архивов, сравнивая в них описания климата с современным. Создатель проекта «Горящий факел
воин-мститель. М. Паникаха» в поисках информации об увековечивании памяти героя в нашем
городе
посетил
Волгоградский
государственный
музей
–
панораму
“Сталинградская
битва”,
мемориал “Героям Сталинградской битвы” на Мамаевом кургане, улицу, названную его именем в
Дзержинском
районе
г.
Волгограда,
памятник
Михаилу
Паникахе,
расположенный
в
Краснооктябрьском
районе
г.
Волгограда.
Результаты
этого
исследования
вдохновили
его
на
написание стихотворения, посвященного герою.
Для того чтобы эти традиционные, выше изложенные направления, формы и методы, которые
применялись
мною ранее как учителем, могли соответствовать новым целям мне пришлось
поменять принципы работы Основными принципами работы стали:
1.ученик субъект целеполагания, т.е. сам определяет цели своей деятельности.
2.
определяющая
роль
самообразования
–
бόльшую
часть
деятельности
ученик
проводит
самостоятельно.
3.интерактивность – обязательным элементом является взаимодействие учащегося
с
тьютером.
Индивидуальную образовательную траекторию
рассматриваю
как последовательность образов
проектов, которые замысливает и реализует воспитанник вместе со своим педагогом.
4. главный способ передачи знаний «компетентностный », т.е. деятельность тьютора направлена не
на трансляцию учебной информации, а на работу с субъектным опытом, желаниями учащегося.
5.совместная рефлексия в реализации индивидуального учебного плана.
6.убеждение, а не принуждение главный способ общения.
7.совместная
работа
с
психологом,
учителями
предметниками,
классным
руководителем,
родителями над реализацией поставленных целей.
Подводя итоги своей работы, могу сделать следующие выводы:
удержаться в позиции тьютора нелегко, так как поменять старые учительские принципы сложнее,
чем форму, содержание своей работы. Конечный результат тьютора, в отличие от учителя, это не
конкретные победы в конкурсах, олимпиадах и даже не поступление в вуз, а осознание учеником
собственных возможностей и определение в соответствии с этим своего правильного жизненного
пути. Это позволяет человеку удовлетворить свою потребность в самореализации, что как известно
и приносит
истинное счастье. Важность цели
определяет большую степень ответственности
тьютора. К сожалению, определить успешность таких результатов возможно лишь через много лет.
Но в результате этой деятельности
возвращается истинный смысл, назначение деятельности
педагога: подготовка человека к жизни, определение её цели и смысла.