Автор: Дятлова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№19 "Журавушка"
Населённый пункт: Кемеровская область город Мыски
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Сюжетно-ролевая игра"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей: «Сюжетно - ролевая игра»
Игрa –
самоценная
деятельность
для
дошкольника,
обеспечивающая
ему
ощущение
свободы,
подвластности вещей,
действий,
отношений,
позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь
состояния
эмоционального
комфорта,
стать
причастным
к
детскому
творчеству,
построенному
на
свободном
общении
равных.
А
сочетание
субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего
значения
делает
игру
наиболее
подходящей
формой
организации
жизни
детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.
Невозможнo представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевые
же
игры
являются
основным
видом
деятельности
дошкольника.
Они
позволяют
ребенку
в
воображаемой
ситуации
осуществлять
любые
привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные
события.
Сюжетно-ролевая
игра
–
это
изначальное,
сознательное
взаимодействие
маленького
человека
с
миром,
при
котором
ребенок
исполняет
главенствующую
роль
субъекта
творца,
это
способ
его
самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется
быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он - участник интересных и
привлекательных событий.
В
сюжетно-ролевых
игрaх ребенок
воспроизводит,
как
бы
моделирует
действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в
них формируется одна из замечательных способностей человеческого ума —
способность к оперированию знаками и символами.
Через сюжетно-рoлевую игру ребенок овладевает духовными ценностями,
усваивает
предшествующий
социальный
опыт.
В
ней
ребенок
получает
навыки
коллективного
мышления.
Сюжетно-ролевая
игра
–
наиболее
доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из
окружающего
мира
впечатлений,
знаний,
т.к.
здесь
ярко
проявляются
особенности
мышления
и
воображения
ребенка,
его
эмоциональность,
активность, развивающаяся потребность в общении. Сюжетно-ролевые игры
могут
стать
той
формой организации жизнедеятельности дошкольника, в
условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует личность
ребенка, ее духовную и общественную направленность.
Особeнно
актуален
вопрос проблемы
сюжетно-ролевой
игры,
ее
организации в
семье.
Педагоги
и
психологи
отмечают,
что
игровая
деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше
времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами
деятельности
–
просмотром
ТВ,
компьютерными
играми,
подготовкой
к
школе и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со
взрослыми и сверстниками.
Дети играют в «дочки-матери», в шоферов и летчиков, в детский сад, в
больницу. Но один и тот же сюжет может быть разыгран по-разному. Одна
девочка, изображая маму, ограничивается молчаливым «кормлением» куклы,
другая же беседует с «дочкой», учит правильно держать ложку, пользоваться
салфеткой. Ясно, что второй вариант предпочтительнее, и вы должны помочь
ребенку играть содержательно.
Включаться
взрослому в
игру
нужно
исподволь,
не
распоряжаясь
и
не
объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать. Лучше всего, если
ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему, уже «войдя в
образ».
Вот так, например...
— Здравствуйте, я доктор. Вы кормите дочку? Извините, если я помешала. Я
шла мимо и решила узнать о здоровье вашей девочки. Ведь вчера у нее
болела голова...
Включаясь в игры ребенка, вы будете содействовать тому, что он и сам
научится
брать
на
себя
разные
роли,
общаться
с
другими
детьми.
Организовывать
такие
совместные
игры,
находить
для
своего
ребенка
товарищей тоже очень важно. Особенно если он не посещает детский сад.
Но не следует думать, что двое-трое трехлетних детей самостоятельно
сумеют
затеять
коллективную
игру.
Оставив,
скажем,
Мишу
наедине
с
соседским Петей и через 10—15 минут войдя в комнату, вы, скорее всего,
застанете такую картину. В одном углу Миша катает по полу свою любимую
машину, в другом Петя стреляет из игрушечного ружья. Хорошо еще, если
дело не дошло до конфликта из-за игрушек.
Научить детей объединяться для совместной игры — задача родителей, и
решить
ее
можно
уже
известным
способом
—
приняв
участие
в
происходящем.
—
Я
хочу
купить
холодильник
и
ищу
шофера,
который
помог
бы
его
перевезти. Может быть, ты, Петя, согласишься быть шофером? Товарищ
шофер, давайте найдем продавца и спросим, есть ли в магазине холодильник.
Где у нас продавец? Это, наверное, ты, Миша? Товарищ продавец, у вас в
магазине есть холодильники? Покажите нам, пожалуйста...
Игровые действия вовсе не должны быть как две капли воды похожи на
настоящие. Но важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные
действия и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет
в виду. А помочь в этом своему ребенку вы сможете, если будете проводить с
ним игры-занятия на темы: «Что я делаю?» и «Покажи, как...». В первом
случае взрослый изображает различные простые действия без предметов или
с
условными
предметами,
а
ребенок
угадывает,
какое
действие
ему
показывают («ты моешь руки», «ты едешь на машине»). Во втором случае
показывает действия ребенок, а взрослый выступает в качестве отгадчика.
Детям, конечно, нужны игрушки и, главным образом, такие, с которыми
можно
выполнять
разнообразные
игровые
действия.
Но
с
точки
зрения
умственного развития предпочтительней неоформленный игровой материал.
Умение
увидеть
в
одной
и
той
же
ничем
не
примечательной
папочке
термометр, расческу, отвертку, а может быть, скрипку, трубу и даже пароход
— важный этап в развитии детского мышления. Совершенствовать такое
умение помогут специальные упражнения.
—Вот твой стульчик. Как ты думаешь, во что с ним можно поиграть? Пусть
он будет машиной. А еще? Самолетом...
—Хорошо. А ты летчик и управляешь самолетом. А еще?
Конечно, на первых порах не обойтись без подсказок. А потом ребенок
начнет с удовольствием фантазировать и сам. Вот, например, зонтик. Это и
парашют, и крыша, и огромный гриб, а в свернутом виде — лошадка, ружье и
многое-многое другое.
Сюжетно-ролевые
игры
учат
ориентироваться
в
человече ских
взаимоотношениях.
В
сюжетно-ролевой
игре формируются
все
стороны
личности
ребенка,
происходят
значительные
изменения
в
его
психике,
подготавливающие
переход к
новой
более
высокой
стадии
развитии.
Этим
объясняются
огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают
ведущей деятельностью дошкольника.
Уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые
игры.