Напоминание

"Сюжетно-ролевая игра"


Автор: Дятлова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№19 "Журавушка"
Населённый пункт: Кемеровская область город Мыски
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Сюжетно-ролевая игра"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей: «Сюжетно - ролевая игра»

Игрa

самоценная

деятельность

для

дошкольника,

обеспечивающая

ему

ощущение

свободы,

подвластности вещей,

действий,

отношений,

позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь

состояния

эмоционального

комфорта,

стать

причастным

к

детскому

творчеству,

построенному

на

свободном

общении

равных.

А

сочетание

субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего

значения

делает

игру

наиболее

подходящей

формой

организации

жизни

детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.

Невозможнo представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевые

же

игры

являются

основным

видом

деятельности

дошкольника.

Они

позволяют

ребенку

в

воображаемой

ситуации

осуществлять

любые

привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные

события.

Сюжетно-ролевая

игра

это

изначальное,

сознательное

взаимодействие

маленького

человека

с

миром,

при

котором

ребенок

исполняет

главенствующую

роль

субъекта

творца,

это

способ

его

самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется

быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он - участник интересных и

привлекательных событий.

В

сюжетно-ролевых

игрaх ребенок

воспроизводит,

как

бы

моделирует

действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в

них формируется одна из замечательных способностей человеческого ума —

способность к оперированию знаками и символами.

Через сюжетно-рoлевую игру ребенок овладевает духовными ценностями,

усваивает

предшествующий

социальный

опыт.

В

ней

ребенок

получает

навыки

коллективного

мышления.

Сюжетно-ролевая

игра

наиболее

доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из

окружающего

мира

впечатлений,

знаний,

т.к.

здесь

ярко

проявляются

особенности

мышления

и

воображения

ребенка,

его

эмоциональность,

активность, развивающаяся потребность в общении. Сюжетно-ролевые игры

могут

стать

той

формой организации жизнедеятельности дошкольника, в

условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует личность

ребенка, ее духовную и общественную направленность.

Особeнно

актуален

вопрос проблемы

сюжетно-ролевой

игры,

ее

организации в

семье.

Педагоги

и

психологи

отмечают,

что

игровая

деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше

времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами

деятельности

просмотром

ТВ,

компьютерными

играми,

подготовкой

к

школе и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со

взрослыми и сверстниками.

Дети играют в «дочки-матери», в шоферов и летчиков, в детский сад, в

больницу. Но один и тот же сюжет может быть разыгран по-разному. Одна

девочка, изображая маму, ограничивается молчаливым «кормлением» куклы,

другая же беседует с «дочкой», учит правильно держать ложку, пользоваться

салфеткой. Ясно, что второй вариант предпочтительнее, и вы должны помочь

ребенку играть содержательно.

Включаться

взрослому в

игру

нужно

исподволь,

не

распоряжаясь

и

не

объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать. Лучше всего, если

ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему, уже «войдя в

образ».

Вот так, например...

— Здравствуйте, я доктор. Вы кормите дочку? Извините, если я помешала. Я

шла мимо и решила узнать о здоровье вашей девочки. Ведь вчера у нее

болела голова...

Включаясь в игры ребенка, вы будете содействовать тому, что он и сам

научится

брать

на

себя

разные

роли,

общаться

с

другими

детьми.

Организовывать

такие

совместные

игры,

находить

для

своего

ребенка

товарищей тоже очень важно. Особенно если он не посещает детский сад.

Но не следует думать, что двое-трое трехлетних детей самостоятельно

сумеют

затеять

коллективную

игру.

Оставив,

скажем,

Мишу

наедине

с

соседским Петей и через 10—15 минут войдя в комнату, вы, скорее всего,

застанете такую картину. В одном углу Миша катает по полу свою любимую

машину, в другом Петя стреляет из игрушечного ружья. Хорошо еще, если

дело не дошло до конфликта из-за игрушек.

Научить детей объединяться для совместной игры — задача родителей, и

решить

ее

можно

уже

известным

способом

приняв

участие

в

происходящем.

Я

хочу

купить

холодильник

и

ищу

шофера,

который

помог

бы

его

перевезти. Может быть, ты, Петя, согласишься быть шофером? Товарищ

шофер, давайте найдем продавца и спросим, есть ли в магазине холодильник.

Где у нас продавец? Это, наверное, ты, Миша? Товарищ продавец, у вас в

магазине есть холодильники? Покажите нам, пожалуйста...

Игровые действия вовсе не должны быть как две капли воды похожи на

настоящие. Но важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные

действия и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет

в виду. А помочь в этом своему ребенку вы сможете, если будете проводить с

ним игры-занятия на темы: «Что я делаю?» и «Покажи, как...». В первом

случае взрослый изображает различные простые действия без предметов или

с

условными

предметами,

а

ребенок

угадывает,

какое

действие

ему

показывают («ты моешь руки», «ты едешь на машине»). Во втором случае

показывает действия ребенок, а взрослый выступает в качестве отгадчика.

Детям, конечно, нужны игрушки и, главным образом, такие, с которыми

можно

выполнять

разнообразные

игровые

действия.

Но

с

точки

зрения

умственного развития предпочтительней неоформленный игровой материал.

Умение

увидеть

в

одной

и

той

же

ничем

не

примечательной

папочке

термометр, расческу, отвертку, а может быть, скрипку, трубу и даже пароход

— важный этап в развитии детского мышления. Совершенствовать такое

умение помогут специальные упражнения.

—Вот твой стульчик. Как ты думаешь, во что с ним можно поиграть? Пусть

он будет машиной. А еще? Самолетом...

—Хорошо. А ты летчик и управляешь самолетом. А еще?

Конечно, на первых порах не обойтись без подсказок. А потом ребенок

начнет с удовольствием фантазировать и сам. Вот, например, зонтик. Это и

парашют, и крыша, и огромный гриб, а в свернутом виде — лошадка, ружье и

многое-многое другое.

Сюжетно-ролевые

игры

учат

ориентироваться

в

человече ских

взаимоотношениях.

В

сюжетно-ролевой

игре формируются

все

стороны

личности

ребенка,

происходят

значительные

изменения

в

его

психике,

подготавливающие

переход к

новой

более

высокой

стадии

развитии.

Этим

объясняются

огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают

ведущей деятельностью дошкольника.

Уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые

игры.



В раздел образования