Автор: Куренная Анастасия Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "д/с № 10"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование
«Использование информационно-коммуникационных технологий в
дошкольном образовании»
Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не
зная самого нужного.
Л.Н.Толстой
Дошкольный возраст - это ответственный этап в жизни ребенка, когда идут
качественные приобретения во всех сферах развития ребенка. На основе
детской пытливость разовьется интерес к учению. В современном обществе
к воспитанию подрастающего поколения предъявляют все новые и новые
требования:
растить
будущего
гражданина
свободным
и
ответственным,
способным с уважением относиться к другим людям, делать собственный
выбор. Освоение информационных технологий теперь начинается в раннем
детстве.
В
настоящее
время
дети
все
больше
информации
получают
в
электронной
форме.
Государственная
политика
Российской
Федерации
в
области
образования
также
нацелена
на
широкое
в н ед р е н и е
информационных
технологий
в
образование. Создание
электронных
образовательных
ресурсов
(ЭОР)
открывает
принципиально
новые
перспективы и возможности для улучшения процессов воспитания, обучения
и развития детей.
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском
саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.
Компьютеры в школьных классах сегодня уже никого не удивишь, однако в
детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент
педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все
плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное
учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в
стороне.
Для начала, разберемся что же такое ИКТ?
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере
образования, использующие специальные технические средства (ПК,
мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это
комплекс учебно – методических материалов, технических и
инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе,
формах и методах их применения для совершенствования деятельности
специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей,
специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции)
детей.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их
программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными
технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета,
телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования,
то есть всего того, что может представлять широкие возможности для
коммуникации. Использование компьютерных технологий помогает:
привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
формировать информационную культуру у детей;
активизировать познавательный интерес;
реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный
подходы в обучении;
дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к
работе;
активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и
др.)
В своей работе педагог может использовать следующие средства
информационно-коммуникативных технологий:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер
Телевизор
Магнитофон
Фото и видео камера
Электронные доски
Электронные столы
Планшеты
Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:
Фотографии;
Видеоролики;
Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
Презентации (электронные книги, электронные выставки);
Детские развивающие компьютерные игры;
Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
Диагностические занятия;
Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов;
Создание видео проектов с использованием определенных программ.
Остановимся на преимуществах использования интерактивных
материалов.
Данные материалы:
позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения
количества иллюстративного материала;
позволяют делать поправки во время НОД, выполнять совместную
работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь
ребенок – педагог;
использование мультимедийных презентаций обеспечивает
наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию
материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей
дошкольного возраста;
одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная
информация;
при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен
показ динамических процессов;
с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные
ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной
деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например,
воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.);
использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в
игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает
развить произвольное;
непосредственно образовательная деятельность с использованием
информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к
поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети
Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
высокая динамика непосредственно образовательной деятельности
способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти,
воображения, творчества детей.
Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов,
альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер,
презентация).
Создание дидактических игр.
Подбор дополнительного познавательного материала к НОД,
знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других
педагогов России и зарубежья.
Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит
не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз
схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения
эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической
компетенции у родителей. Существуют следующие виды презентаций:
Для обозначения темы или как сопровождение объяснения
педагога;
Для сопровождения небольших театрализованных сценок или
постановок сказок детьми;
Для сопровождения праздника для детей или для контроля
знаний и др.
Для сопровождения концерта
Для проведения родительских собраний
Несмотря на все преимущества использования информационно-
коммуникационныхных технологий, существует и ряд проблем, при их
использовании. И прежде всего это реальная угроза здоровью, возникающая
при раннем приучении малышей к компьютеру. Поэтому не стоит забывать о
здоровьесберегающих технологиях. В работе с детьми очень важно помнить,
что все хорошо – в меру!