Напоминание

"Дидактическая игра, как условие развития связной речи детей в старшем дошкольном возрасте".


Авторы: Геращенко Юлия Владимировна, Крошка Вера Александровна
Должность: педагоги ДО
Учебное заведение: ГАУ ДО АО "Центр эстетического воспитания детей и молодёжи", школа раннего развития "Растишка"
Населённый пункт: город Астрахань, Астраханская область
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Дидактическая игра, как условие развития связной речи детей в старшем дошкольном возрасте".
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГАУ ДО АО «Центр эстетического воспитания детей и молодёжи»

Школа раннего развития «Растишка»

статья:

«Дидактическая игра, как условие

развития связной речи детей в

старшем дошкольном возрасте».

Педагоги ДО: Геращенко Юлия Владимировна

Крошка Вера Александровна

г. Астрахань 2017г.

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Дети создают

игру

силой

воображения,

игровых

действий

и

роли,

способностью

перевоплощаться

в

образ.

В

играх

нет

реальной

обусловленности

обстоятельств,

пространства,

времени.

Дети

творцы

настоящего

и

будущего. В этом обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития

дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается

ребенком по иному, чем взрослыми, ребенок «новичок», все для него полно

смысла и значения, он в игре «открывает» то, что давно известно взрослому.

Игра – средство воспитания, когда она включена в условный педагогический

процесс. Руководя игрой, оказывая влияние на ее содержание, организуя

жизнь детей в игре, их взаимоотношения, воспитатель действует на все

стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки

и

поведение

в

целом.

Целостность

игры

как

воспитательного

средства

заключается в том, что оказывает воздействие на каждого из детей.

Л.С. Выготский говорил: «Игра источник развития и создает зону

ближайшего развития, что ребенок в игре всегда выше своего обычного

поведения, выше своего возраста».

А.А. Леонтьев говорил о признаках игры, отмечал, что игровая

деятельность характеризуется таким строением, когда мотив лежит в самом

процессе.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное

педагогическое

явление:

это

игровой

метод

обучения

детей,

и

форма

обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего

воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра развивает речь детей, потому что задача многих игр

– научить составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в

природе и в общественной жизни.

Но речь не развивается обособленно, она связанна с другими

психическими процессами. Следовательно, отставание в речевом развитии

влечет

за

собой

особенности

развития

внимания,

памяти,

трудности

в

мыслительных операциях. Такие особенности

накладывают определенный

отпечаток на саму потребность к познанию (наличие внутренних мотивов

учебной деятельности). В этой связи особое значение приобретает игровая

мотивация коррекционной деятельности.

Игровая мотивация помогает скорректировать проблемы усвоения

материала, позволяет многократно повторять особо сложную информацию,

снимать психическое и физическое напряжение, корректирует поведенческую

активность, готовность к речевой активности.

Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивое внимание,

независимо

от

уровня

речевого

развития

ребенка

необходимой

является

коррекционная работа с использованием дидактических игр и упражнений по

расширению объема словаря, уточнение значения слова, так же позволяет в

течение занятия менять виды наглядной

деятельности. Игровые действия

включают в себя обучающую задачу. Например, в игре «Кто, где живет?»

ставится цель: сформировать обобщающие понятия: дикие животные наших

лесов, животные жарких стран, домашние животные; развивать зрительное

внимание и мелкую моторику, умение составлять описательный рассказ о

любом животном по образцу или плану.

На формирование связной речи используется Д/игра «Составление

предложений» Цель: развитие связной речи, логики мышления. Используется

наглядность «Логокуб» предметные картинки не связанные друг с другом по

смыслу (озеро, медведь,

карандаш). Составлять предложения, например:

Медведь уронил в озеро карандаш. Мальчик взял карандаш и нарисовал

медведя.

На формирование познавательных процессов игра «Разложи по

местам».

Цель:

классификация

предметов

на

основе

различных

семантических признаков. Дети получают задание распределить картинки на

группы по граням куба (при этом критерии классификации не называются).

Игра «Что лишнее?» Цель: развитие логического мышления, внимания,

связной речи, закрепление знаний о классификации предметов. Воспитатель

прикрепляет на грани куба картинки таким образом, что бы одна из них не

соответствовала данной классификационной группе. Задача детей найти на

каждой грани куба картинку с изображением предмета, который не походит к

остальным и объяснить, почему он лишний.

В игре «Что изменилось?» Цель: активизация в речи детей предлогов. На

грани

куба

прикрепляется

3-4

картинки

и

предложить

запомнить

их

расположение, а затем закрыть глаза. Поменять картинки местами и спросить

«Что изменилось?» Дети показывают, где находилась картинка раньше, и

определяют словами перемещение картинок.

Дети знакомятся с жизнью животных, птиц, растений. Свои впечатления

отражают в календарях наблюдений за сезонными явлениями. Например, в

разное время года дети следят за поведением птиц. Составляя календарь

наблюдений за зимующими птицами, они не только узнают о том, какие

птицы остаются зимовать или прилетают на холодное время года к нам, но и

описывают их внешний вид, окраску и повадки. Эти знания закрепляются в

д/играх «Каких птиц знаешь?», «Опиши повадки птиц».

В играх «Вершки и корешки», «Съедобное – не съедобное»,

закрепляются знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов.

Дети, увлеченные игрой, не замечают того, что они учатся, хотя им

приходиться сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в

игровой форме.

В игре действуют одновременно два начала.

1. Учебное, познавательное 2. Игровое занимательное

Выражается в дидактических Выражается в игровых задачах и

задачах. игровых действиях.

Д/игры становятся игровой формой обучения, когда д/задачи связанны с

игровым занимательным началом и игровым действием.

Для успешного использования д/игр в коррекционной работе по

расширению словаря, развитию связной речи и познавательных процессов,

необходимо соблюдать общие дидактические требования:

Системность – система игр, последовательно развивающая по содержанию

дидактическим задачам, игровым действиям, правилам.

Повторность – так как постепенно формируются знания – представления –

обобщения.

Наглядность – предметы, картинки, игрушки.

Руководство должно содействовать умственному воспитанию, обеспечивать

решение дидактической задачи.

I.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать интерес у детей к игре,

желание играть (различные приемы сюрприз, внесение игрушек, худ.

слово, элементы загадочности и др.).

II.

Успешная организация игры обеспечивается, если сохранить игру как

деятельность, которая радует и сближает детей. Сохранить

эмоциональный настрой в течение всей игры.

III.

Темп игры – более замедленный в начале игры и в конце игры, в ходе

игры более быстрый; определяется темпом умственной и речевой

активностью детей.

IV.

Огромное значение имеет слово: совместное обращение; объяснение

игровых задач, игровых действий; образное пояснение игр, действий:

указания, проговаривание при показе, направляющие вопросы

воспитателя.

V.

Речь воспитателя способствует развитию речи детей, накоплению

словарного запаса. Речь должна быть понятной, образной краткой. Слово

направляет внимание, заставляет присматриваться , прислушиваться,

обеспечивает восприятие.

VI.

Организация умственной и практической деятельности детей:

а) учесть процессуальность детской игры (многократность повторения).

б) обеспечить активную практическую деятельность: постучать,

разобрать, переставить, и т.д. – включение всех анализаторов. в)

сочетание двигательной активности с речевой.

VII.

Правила объясняют по ходу игры «класть предметы можно только на тот

поднос, который сделан из такого же материала, что и предмет».

VIII.

Для уточнения правил спросить, «что ты сделаешь, когда ты возьмешь

предмет сделанный из дерева?».

IX.

Эффективны косвенные приемы: 1)

Участие воспитателя в игре. 2)

Игровое удивление. 3)

Шутка. 4)

Сюрпризы. 5)

Подбадривание, поощрение.

X.

Обязательно – достижение результата.

XI.

Подводя итог, отметить только положительные стороны: играли дружно,

научились и т.д.

XII.

Недопустимо: указания на ошибки, замечания.

Используемая литература.

1. «Инновация в логопедическую практику»

под редакцией О.Е. Громовой.

2. Житникова Л.П. «Учите детей запоминать»

Дошкольная педагогика №4/2006 год.

3. Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду»

Программа и методические указания.

4. «Игры и занятия по развитию речи»

под редакцией Т.И. Петрова, Е.С. Петрова.

5. В.И. Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми»

Логопедия №2/2005 год, №4/2008 год.

6. «Развитие словаря дошкольника в играх» О.Ю. Филимонова.

7. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

8. Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».



В раздел образования