Авторы: Геращенко Юлия Владимировна, Крошка Вера Александровна
Должность: педагоги ДО
Учебное заведение: ГАУ ДО АО "Центр эстетического воспитания детей и молодёжи", школа раннего развития "Растишка"
Населённый пункт: город Астрахань, Астраханская область
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Дидактическая игра, как условие развития связной речи детей в старшем дошкольном возрасте".
Раздел: дополнительное образование
ГАУ ДО АО «Центр эстетического воспитания детей и молодёжи»
Школа раннего развития «Растишка»
статья:
«Дидактическая игра, как условие
развития связной речи детей в
старшем дошкольном возрасте».
Педагоги ДО: Геращенко Юлия Владимировна
Крошка Вера Александровна
г. Астрахань 2017г.
Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Дети создают
игру
силой
воображения,
игровых
действий
и
роли,
способностью
перевоплощаться
в
образ.
В
играх
нет
реальной
обусловленности
обстоятельств,
пространства,
времени.
Дети
–
творцы
настоящего
и
будущего. В этом обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития
дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается
ребенком по иному, чем взрослыми, ребенок «новичок», все для него полно
смысла и значения, он в игре «открывает» то, что давно известно взрослому.
Игра – средство воспитания, когда она включена в условный педагогический
процесс. Руководя игрой, оказывая влияние на ее содержание, организуя
жизнь детей в игре, их взаимоотношения, воспитатель действует на все
стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки
и
поведение
в
целом.
Целостность
игры
как
воспитательного
средства
заключается в том, что оказывает воздействие на каждого из детей.
Л.С. Выготский говорил: «Игра источник развития и создает зону
ближайшего развития, что ребенок в игре всегда выше своего обычного
поведения, выше своего возраста».
А.А. Леонтьев говорил о признаках игры, отмечал, что игровая
деятельность характеризуется таким строением, когда мотив лежит в самом
процессе.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное
педагогическое
явление:
это
игровой
метод
обучения
детей,
и
форма
обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего
воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра развивает речь детей, потому что задача многих игр
– научить составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в
природе и в общественной жизни.
Но речь не развивается обособленно, она связанна с другими
психическими процессами. Следовательно, отставание в речевом развитии
влечет
за
собой
особенности
развития
внимания,
памяти,
трудности
в
мыслительных операциях. Такие особенности
накладывают определенный
отпечаток на саму потребность к познанию (наличие внутренних мотивов
учебной деятельности). В этой связи особое значение приобретает игровая
мотивация коррекционной деятельности.
Игровая мотивация помогает скорректировать проблемы усвоения
материала, позволяет многократно повторять особо сложную информацию,
снимать психическое и физическое напряжение, корректирует поведенческую
активность, готовность к речевой активности.
Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивое внимание,
независимо
от
уровня
речевого
развития
ребенка
необходимой
является
коррекционная работа с использованием дидактических игр и упражнений по
расширению объема словаря, уточнение значения слова, так же позволяет в
течение занятия менять виды наглядной
деятельности. Игровые действия
включают в себя обучающую задачу. Например, в игре «Кто, где живет?»
ставится цель: сформировать обобщающие понятия: дикие животные наших
лесов, животные жарких стран, домашние животные; развивать зрительное
внимание и мелкую моторику, умение составлять описательный рассказ о
любом животном по образцу или плану.
На формирование связной речи используется Д/игра «Составление
предложений» Цель: развитие связной речи, логики мышления. Используется
наглядность «Логокуб» предметные картинки не связанные друг с другом по
смыслу (озеро, медведь,
карандаш). Составлять предложения, например:
Медведь уронил в озеро карандаш. Мальчик взял карандаш и нарисовал
медведя.
На формирование познавательных процессов игра «Разложи по
местам».
Цель:
классификация
предметов
на
основе
различных
семантических признаков. Дети получают задание распределить картинки на
группы по граням куба (при этом критерии классификации не называются).
Игра «Что лишнее?» Цель: развитие логического мышления, внимания,
связной речи, закрепление знаний о классификации предметов. Воспитатель
прикрепляет на грани куба картинки таким образом, что бы одна из них не
соответствовала данной классификационной группе. Задача детей найти на
каждой грани куба картинку с изображением предмета, который не походит к
остальным и объяснить, почему он лишний.
В игре «Что изменилось?» Цель: активизация в речи детей предлогов. На
грани
куба
прикрепляется
3-4
картинки
и
предложить
запомнить
их
расположение, а затем закрыть глаза. Поменять картинки местами и спросить
«Что изменилось?» Дети показывают, где находилась картинка раньше, и
определяют словами перемещение картинок.
Дети знакомятся с жизнью животных, птиц, растений. Свои впечатления
отражают в календарях наблюдений за сезонными явлениями. Например, в
разное время года дети следят за поведением птиц. Составляя календарь
наблюдений за зимующими птицами, они не только узнают о том, какие
птицы остаются зимовать или прилетают на холодное время года к нам, но и
описывают их внешний вид, окраску и повадки. Эти знания закрепляются в
д/играх «Каких птиц знаешь?», «Опиши повадки птиц».
В играх «Вершки и корешки», «Съедобное – не съедобное»,
закрепляются знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов.
Дети, увлеченные игрой, не замечают того, что они учатся, хотя им
приходиться сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в
игровой форме.
В игре действуют одновременно два начала.
1. Учебное, познавательное 2. Игровое занимательное
Выражается в дидактических Выражается в игровых задачах и
задачах. игровых действиях.
Д/игры становятся игровой формой обучения, когда д/задачи связанны с
игровым занимательным началом и игровым действием.
Для успешного использования д/игр в коррекционной работе по
расширению словаря, развитию связной речи и познавательных процессов,
необходимо соблюдать общие дидактические требования:
Системность – система игр, последовательно развивающая по содержанию
дидактическим задачам, игровым действиям, правилам.
Повторность – так как постепенно формируются знания – представления –
обобщения.
Наглядность – предметы, картинки, игрушки.
Руководство должно содействовать умственному воспитанию, обеспечивать
решение дидактической задачи.
I.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать интерес у детей к игре,
желание играть (различные приемы сюрприз, внесение игрушек, худ.
слово, элементы загадочности и др.).
II.
Успешная организация игры обеспечивается, если сохранить игру как
деятельность, которая радует и сближает детей. Сохранить
эмоциональный настрой в течение всей игры.
III.
Темп игры – более замедленный в начале игры и в конце игры, в ходе
игры более быстрый; определяется темпом умственной и речевой
активностью детей.
IV.
Огромное значение имеет слово: совместное обращение; объяснение
игровых задач, игровых действий; образное пояснение игр, действий:
указания, проговаривание при показе, направляющие вопросы
воспитателя.
V.
Речь воспитателя способствует развитию речи детей, накоплению
словарного запаса. Речь должна быть понятной, образной краткой. Слово
направляет внимание, заставляет присматриваться , прислушиваться,
обеспечивает восприятие.
VI.
Организация умственной и практической деятельности детей:
а) учесть процессуальность детской игры (многократность повторения).
б) обеспечить активную практическую деятельность: постучать,
разобрать, переставить, и т.д. – включение всех анализаторов. в)
сочетание двигательной активности с речевой.
VII.
Правила объясняют по ходу игры «класть предметы можно только на тот
поднос, который сделан из такого же материала, что и предмет».
VIII.
Для уточнения правил спросить, «что ты сделаешь, когда ты возьмешь
предмет сделанный из дерева?».
IX.
Эффективны косвенные приемы: 1)
Участие воспитателя в игре. 2)
Игровое удивление. 3)
Шутка. 4)
Сюрпризы. 5)
Подбадривание, поощрение.
X.
Обязательно – достижение результата.
XI.
Подводя итог, отметить только положительные стороны: играли дружно,
научились и т.д.
XII.
Недопустимо: указания на ошибки, замечания.
Используемая литература.
1. «Инновация в логопедическую практику»
под редакцией О.Е. Громовой.
2. Житникова Л.П. «Учите детей запоминать»
Дошкольная педагогика №4/2006 год.
3. Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду»
Программа и методические указания.
4. «Игры и занятия по развитию речи»
под редакцией Т.И. Петрова, Е.С. Петрова.
5. В.И. Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми»
Логопедия №2/2005 год, №4/2008 год.
6. «Развитие словаря дошкольника в играх» О.Ю. Филимонова.
7. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».
8. Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».