Напоминание

Использование современных средств ИКТ на уроках в начальной школе


Автор: Пятак Марина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа №2 им. Героя Советского Союза А.П. Иванова"
Населённый пункт: Г. Луга Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных средств ИКТ на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Из опыта работы

учителя начальных классов

Пятак Марины Анатольевны

Использование ИКТ на уроках в начальных классах

XXI

век

век

высоких

компьютерных

технологий.

Современный

ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в ин-

формационной культуре — он должен стать координатором информационно-

го потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными мето-

диками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном

языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом разви-

тия общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как

быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного об-

новления, становится очевидным, что современное образование – это непре-

рывный процесс.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, яв-

ляется расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, акти-

визация умственной деятельности детей, развитие речи.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в

нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребён-

ка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится

новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Одной из основных частей информатизации образования является использо-

вание информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке

целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе

первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными

компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с

их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализа-

ции этих целей возникает необходимость применения в практике работы учи-

теля начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в

первую очередь использование информационно-коммуникативных техноло-

гий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет

развивать

умение

учащихся

ориентироваться

в

информационных

потоках

окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информа-

цией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помо-

щью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать

их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практи-

чески любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энцикло-

педий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и со-

держится на маленьком компакт-диске.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе.

Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень

важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного ил-

люстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только

зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится

яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет

перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятель-

ностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной дея-

тельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Современное образование должно обеспечить интенсификацию про-

цесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механиче-

ского усвоения знаний, уточнение содержания обучения, совершенствование

форм и методов организации и управления процесса обучения, тем самым,

обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специа-

листов и их готовность к гармоничному существованию в обществе. Именно

с развитием информационных образовательных технологий связываются опи-

санные выше изменения в образовании.

Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным,

делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь зада-

ча учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, при-

влечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им

знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел

меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяют-

ся при организации творческой познавательной деятельности учащихся в

процессе изучения различных школьных дисциплин. Уроки с использованием

ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нор-

мой работы.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учи-

теля, им надо владеть и широко использовать на своих уроках.

Организация

учебного

процесса

в

начальной

школе,

прежде

всего,

должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся,

успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому

развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную об-

разовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации,

воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ

должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не

основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, ра-

бота с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Та-

ким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер.

Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно про-

думать цель, место и способ использования ИКТ.

Информатизация

начального

образования

проходит

по

следующим

направлениям:

использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения

(создание

дидактических

пособий,

разработка

и

применение

готовых

компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);

введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для

младших школьников;

проведение

урока

с

использованием

ИКТ

(применение

ИКТ

на

отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля зна-

ний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы

и работы с родителями).

В своей практике использую программы и научно-познавательные и

обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе по предме-

там.

Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, пришла к

выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презен-

таций, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в со-

провождении иллюстраций и видеосюжетов. Сначала

приобрела Детскую

медиаэнциклопедию Кирилла и Мефодия. Но на уроке необходимо перехо-

дить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает дра-

гоценное время, поэтому нужно заранее готовить тематические презентации

к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к

параграфам учебника А.А.Плешакова «Мир вокруг нас». Слайды, выведен-

ные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только

оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуаль-

ные качества личности ребенка. Учащиеся с удовольствием погружаются в

материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе

начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помога-

ют мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордо-

стью демонстрируют их одноклассникам. Это очень увлекательная работа, но

она отнимает массу времени. Во-первых, нужно найти необходимый иллю-

стративный материал. В поисках информации выручают мультимедийные эн-

циклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энцик-

лопедия», «Энциклопедия животных» и др. В этих дисках я использую не

только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптирова-

ны для детского восприятия.

Применяя ИКТ на своих уроках,

пришла к выводу, что необходимо

учитывать следующие факторы:

Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объясне-

ние нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежу-

точный контроль и т.п.).

Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров

в учебном кабинете.

Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером. Ко-

личество уроков с применением ТСО (компьютера) в неделю не должно пре-

вышать 6 - сюда относятся также уроки с использованием телепередач, кино-

фильмов и т.п.

Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однород-

ным или разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвое-

нию материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно -

сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать

учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп.

Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.

От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютер-

ными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном сче-

те, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внима-

ния уделять технологии работы с программой. Грамотные учащиеся способ-

ны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом слу-

чае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом случае следует особо

обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером на уроке,

таким образом, дидактические возможности современных ИКТ позволяют

интегрировать их в существующие формы обучения, как например:

При проведении комбинированных уроков и уроков изучения нового

материала

я

использую

проектор,

CD-диски,

обучающие

программы,

де-

монстрационные программы, Internet, моделирующие программы.

На уроках закрепления знаний, совершенствования, обобщения и си-

стематизации умений и навыков использую обучающе-контролирующие про-

граммы, моделирующие системы. На уроках контроля и коррекции знаний,

умений и навыков применяю программы с тестовыми системами.

.

С другой стороны, интересно звучит на уроке использование мультиме-

дийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возмож-

ности обычного урока, использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ра-

нее изученный материал.С помощью мультимедийного проекта демонстри-

рую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.

Использование данной технологии позволяет:

1.Значительно сэкономить время на уроке.

2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформ-

ления решений.

3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.

4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами

уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной

деятельности. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возмож-

ность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуаль-

ное обучение каждого учащегося. Это достигается делением класса на под-

группы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы.

Компьютерная программа предоставляет достаточно дидактики и для

слабого учащегося, и для мотивированного ученика. Мы предполагаем, что

наилучший результат работа с компьютерной программой приносит именно

этим двум крайним категориям учащихся. Слабые учащиеся, работая с про-

граммой, успевают сделать немного, но получают удовлетворение от учебно-

го труда.

Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, про-

явить инициативу и углубиться в поисковую работу, так например, на уроках

русского языка во время проведения орфографической минутки, я использую

презентации, тренажеры со словарными словами, зрительные словарные дик-

танты. В качестве тренажёра для отработки ЗУН я использую программы

«Фраза», «Семейный наставник». Для более подготовленных учащихся я го-

товлю тестовые задания.

Качество обучения – это то, для чего мы работаем.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие

задачи:

усиление интенсивности урока

повышение мотивации учащихся

мониторинг их достижений

Объем информации, которую необходимо учитывать для всех учеников

в классе, очень велик. Поэтому без компьютера провести эту работу невоз-

можно. В то же время усадить всех школьников за компьютеры тоже нельзя

из-за ограничения времени работы детей за монитором. Единственным выхо-

дом является: готовить задания на компьютере, но раздавать их на бумаге, в

виде карточек. На уроках математики в 1 – 2 классах в качестве тренажёра

для отработки ЗУН я использую программу «Отработка арифметических

способностей». Для более подготовленных учащихся я готовлю тестовые за-

дания.

На уроках чтения я использую справочные материалы, т. е. Энциклопе-

дии. Часть презентаций можно предложить подготовить самим учащимся, со-

ставление рассказов и выборочное чтение, использование отрывков из филь-

мов с заданием (например: найдите сходство и различия между текстом и по-

становкой (фильмом), выборочное чтение к эпизоду фильма и т. д.

Использую комбинированные игры на интегрированных уроках повто-

рения и закрепления ЗУН.

На родительских собраниях рекомендовала родителям контролировать

время и игры, в которые дети играют, и предложить учащимся обучающие и

развивающие игры, например: «Обучение с приключением», «Приключения

на планете чисел 2», «Приключение в городе математиков», «Математика. На-

чальная школа 3 класс», «Трое из Простоквашино». «Математика с Дядей

Фёдором»,

«Школьное

приключение.

Замок

Знаний

Али-Бабы.

1

класс»,

«Школьное приключение. Остров сокровищ и знаний. 2 класс».

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, являются одним из

самых важных результатов инновационной работы в нашей школе.

Практически на любом школьном предмете можно применить компью-

терные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать

урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование инфор-

мационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок

современным. Использование компьютерных технологий в процессе обуче-

ния влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способ-

ствует значительному повышению качества образования, что ведёт к реше-

нию главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в началь-

ной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информаци-

онно-коммуникативных технологий позволяет:

обеспечить положительную мотивацию обучения;

проводить

уроки

на

высоком

эстетическом

и

эмоциональном

уровне (музыка, анимация);

обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти

индивидуализацию);

повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

усовершенствовать контроль знаний;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффектив-

ность урока;

формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библио-

текам, другим информационным ресурсам.

Современные информационные технологии открывают моим учащимся

доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать

принципиально новые формы и методы обучения.

Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения,

является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира

требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь при-

ходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование на-

глядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами

необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путеше-

ствия.

Своим опытом работы я поделилась с педагогами нашей школы на пе-

дагогическом совете.



В раздел образования