Автор: Пятак Марина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа №2 им. Героя Советского Союза А.П. Иванова"
Населённый пункт: Г. Луга Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных средств ИКТ на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
Из опыта работы
учителя начальных классов
Пятак Марины Анатольевны
Использование ИКТ на уроках в начальных классах
XXI
век
—
век
высоких
компьютерных
технологий.
Современный
ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в ин-
формационной культуре — он должен стать координатором информационно-
го потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными мето-
диками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном
языке с ребёнком.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом разви-
тия общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как
быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного об-
новления, становится очевидным, что современное образование – это непре-
рывный процесс.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, яв-
ляется расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, акти-
визация умственной деятельности детей, развитие речи.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в
нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребён-
ка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится
новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Одной из основных частей информатизации образования является использо-
вание информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке
целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе
первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными
компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с
их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализа-
ции этих целей возникает необходимость применения в практике работы учи-
теля начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в
первую очередь использование информационно-коммуникативных техноло-
гий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет
развивать
умение
учащихся
ориентироваться
в
информационных
потоках
окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информа-
цией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помо-
щью современных технических средств.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать
их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практи-
чески любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энцикло-
педий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и со-
держится на маленьком компакт-диске.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе.
Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень
важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного ил-
люстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только
зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится
яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет
перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятель-
ностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной дея-
тельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Современное образование должно обеспечить интенсификацию про-
цесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механиче-
ского усвоения знаний, уточнение содержания обучения, совершенствование
форм и методов организации и управления процесса обучения, тем самым,
обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специа-
листов и их готовность к гармоничному существованию в обществе. Именно
с развитием информационных образовательных технологий связываются опи-
санные выше изменения в образовании.
Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным,
делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь зада-
ча учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, при-
влечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им
знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел
меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяют-
ся при организации творческой познавательной деятельности учащихся в
процессе изучения различных школьных дисциплин. Уроки с использованием
ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нор-
мой работы.
Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учи-
теля, им надо владеть и широко использовать на своих уроках.
Организация
учебного
процесса
в
начальной
школе,
прежде
всего,
должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся,
успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому
развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную об-
разовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации,
воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ
должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не
основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, ра-
бота с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Та-
ким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер.
Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно про-
думать цель, место и способ использования ИКТ.
Информатизация
начального
образования
проходит
по
следующим
направлениям:
использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения
(создание
дидактических
пособий,
разработка
и
применение
готовых
компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для
младших школьников;
проведение
урока
с
использованием
ИКТ
(применение
ИКТ
на
отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля зна-
ний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы
и работы с родителями).
В своей практике использую программы и научно-познавательные и
обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе по предме-
там.
Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, пришла к
выводу, что необходима система уроков. Уроки, составленные в виде презен-
таций, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в со-
провождении иллюстраций и видеосюжетов. Сначала
приобрела Детскую
медиаэнциклопедию Кирилла и Мефодия. Но на уроке необходимо перехо-
дить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает дра-
гоценное время, поэтому нужно заранее готовить тематические презентации
к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к
параграфам учебника А.А.Плешакова «Мир вокруг нас». Слайды, выведен-
ные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только
оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуаль-
ные качества личности ребенка. Учащиеся с удовольствием погружаются в
материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе
начинают относиться более внимательно и бережно. Ребята активно помога-
ют мне в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордо-
стью демонстрируют их одноклассникам. Это очень увлекательная работа, но
она отнимает массу времени. Во-первых, нужно найти необходимый иллю-
стративный материал. В поисках информации выручают мультимедийные эн-
циклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энцик-
лопедия», «Энциклопедия животных» и др. В этих дисках я использую не
только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптирова-
ны для детского восприятия.
Применяя ИКТ на своих уроках,
пришла к выводу, что необходимо
учитывать следующие факторы:
Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объясне-
ние нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежу-
точный контроль и т.п.).
Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров
в учебном кабинете.
Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером. Ко-
личество уроков с применением ТСО (компьютера) в неделю не должно пре-
вышать 6 - сюда относятся также уроки с использованием телепередач, кино-
фильмов и т.п.
Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однород-
ным или разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвое-
нию материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно -
сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать
учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп.
Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.
От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютер-
ными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном сче-
те, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внима-
ния уделять технологии работы с программой. Грамотные учащиеся способ-
ны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом слу-
чае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом случае следует особо
обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером на уроке,
таким образом, дидактические возможности современных ИКТ позволяют
интегрировать их в существующие формы обучения, как например:
При проведении комбинированных уроков и уроков изучения нового
материала
я
использую
проектор,
CD-диски,
обучающие
программы,
де-
монстрационные программы, Internet, моделирующие программы.
На уроках закрепления знаний, совершенствования, обобщения и си-
стематизации умений и навыков использую обучающе-контролирующие про-
граммы, моделирующие системы. На уроках контроля и коррекции знаний,
умений и навыков применяю программы с тестовыми системами.
.
С другой стороны, интересно звучит на уроке использование мультиме-
дийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возмож-
ности обычного урока, использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ра-
нее изученный материал.С помощью мультимедийного проекта демонстри-
рую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.
Использование данной технологии позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке.
2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформ-
ления решений.
3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами
уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной
деятельности. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возмож-
ность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуаль-
ное обучение каждого учащегося. Это достигается делением класса на под-
группы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы.
Компьютерная программа предоставляет достаточно дидактики и для
слабого учащегося, и для мотивированного ученика. Мы предполагаем, что
наилучший результат работа с компьютерной программой приносит именно
этим двум крайним категориям учащихся. Слабые учащиеся, работая с про-
граммой, успевают сделать немного, но получают удовлетворение от учебно-
го труда.
Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, про-
явить инициативу и углубиться в поисковую работу, так например, на уроках
русского языка во время проведения орфографической минутки, я использую
презентации, тренажеры со словарными словами, зрительные словарные дик-
танты. В качестве тренажёра для отработки ЗУН я использую программы
«Фраза», «Семейный наставник». Для более подготовленных учащихся я го-
товлю тестовые задания.
Качество обучения – это то, для чего мы работаем.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие
задачи:
усиление интенсивности урока
повышение мотивации учащихся
мониторинг их достижений
Объем информации, которую необходимо учитывать для всех учеников
в классе, очень велик. Поэтому без компьютера провести эту работу невоз-
можно. В то же время усадить всех школьников за компьютеры тоже нельзя
из-за ограничения времени работы детей за монитором. Единственным выхо-
дом является: готовить задания на компьютере, но раздавать их на бумаге, в
виде карточек. На уроках математики в 1 – 2 классах в качестве тренажёра
для отработки ЗУН я использую программу «Отработка арифметических
способностей». Для более подготовленных учащихся я готовлю тестовые за-
дания.
На уроках чтения я использую справочные материалы, т. е. Энциклопе-
дии. Часть презентаций можно предложить подготовить самим учащимся, со-
ставление рассказов и выборочное чтение, использование отрывков из филь-
мов с заданием (например: найдите сходство и различия между текстом и по-
становкой (фильмом), выборочное чтение к эпизоду фильма и т. д.
Использую комбинированные игры на интегрированных уроках повто-
рения и закрепления ЗУН.
На родительских собраниях рекомендовала родителям контролировать
время и игры, в которые дети играют, и предложить учащимся обучающие и
развивающие игры, например: «Обучение с приключением», «Приключения
на планете чисел 2», «Приключение в городе математиков», «Математика. На-
чальная школа 3 класс», «Трое из Простоквашино». «Математика с Дядей
Фёдором»,
«Школьное
приключение.
Замок
Знаний
Али-Бабы.
1
класс»,
«Школьное приключение. Остров сокровищ и знаний. 2 класс».
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, являются одним из
самых важных результатов инновационной работы в нашей школе.
Практически на любом школьном предмете можно применить компью-
терные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать
урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование инфор-
мационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок
современным. Использование компьютерных технологий в процессе обуче-
ния влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способ-
ствует значительному повышению качества образования, что ведёт к реше-
нию главной задачи образовательной политики.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в началь-
ной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информаци-
онно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить
уроки
на
высоком
эстетическом
и
эмоциональном
уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти
индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффектив-
ность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библио-
текам, другим информационным ресурсам.
Современные информационные технологии открывают моим учащимся
доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать
принципиально новые формы и методы обучения.
Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения,
является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира
требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь при-
ходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование на-
глядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами
необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путеше-
ствия.
Своим опытом работы я поделилась с педагогами нашей школы на пе-
дагогическом совете.