Автор: Гоголева Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "Гимназия №38"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Число 8. Цифра 8."
Раздел: начальное образование
Учебный предмет - Математика
Учитель начальных классов : Гоголева И. С.
Класс : первый
УМК Перспективная начальная школа
Тема урока: Число и цифра 8.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цели:
- научить правильно писать цифру 8 и соотносить цифру с числом предметов;
- совершенствовать навыки счёта предметов;
- продолжать формирование умений работать по образцу и ориентироваться в
тетради;
- научить строить восьмиугольник;
-развивать умение анализировать и сравнивать.
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
– проявлять познавательный интерес, определённые познавательные
потребности и учебные мотивы;
- иметь положительное отношение к школе;
- соблюдать организованность,дисциплинированность на урокке;
– давать оценку работам и ответам одноклассников на основе заданных
критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих
действий, вносить соответствующие коррективы;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов
решения учебной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
– строить небольшие математические сообщения в устной форме (1-2
предложения);
– осуществлять анализ объекта;
– проводить сравнение ;
– давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их
анализа.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– принимать участие в работе парами и группами;
- выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в результате
диалога или игровой ситуации;
– воспринимать мнение других людей и их позицию.
Предметные результаты:
- Овладение умением написания цифры 8.
- Установление возможности получения числа 8 из предыдущего и
последующего с помощью счета.
- Овладение навыком составления числа 8 из двух меньших чисел.
- Осознание места числа 8 в ряду натуральных чисел.
- Овладение умением строить восьмиугольник.
Используемые методы и приемы:
Индивидуальная работа и работа в парах, работа с карточками, сравнение,
поиск закономерностей, самоконтроль.
Оборудование:
Презентация
к уроку, мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Раздаточный
материал
для
работы
в
парах,
группах:
счётные
палочки,
верёвка,
бумага
А4,
карточки
с
заданиями,
числами
и
геометрическими
фигурами.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
А) - Каждый день и каждый час мы встречаемся с математикой.
- Где и когда это происходит? (Ответы детей)
Слайд №3.
- Каждый день прописан числами: будит будильник в определённое время, в
магазине и на рынке рассчитываемся деньгами, в календаре, на часах…)
- Важна математика в жизни?
Слайд №4.
-Наверное, по-этому Карл Гаус,немецкий математик, сказал: «Математика –
царица наук».
- А хорошо ли мы знаем математику? Давайте проверим.
Б) – У вас на столах лежат карточки с числами ( 1,2,3,4,5,6,7,9, 15, 34,
107,651). Выйдите к доске и разделитесь на группы. (Дети делятся на
однозначные, двузначные и трёхзначные.)
В)- Пока ребята выполняют задание, проведём Блиц-опрос:
1. Как называются компоненты при сложении?
2. Как называются компоненты при вычитании?
3. Как называется самое большое число при вычитании?
4. Найди разность чисел 7 и 5.
5. Чему равна сумма 3 и 4?
6. Назови соседей числа 7.
7. Продолжи: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник – это…(плоские
геометрические фигуры). Какие ещё плоские фигуры вы знаете?
8. Продолжи: пирамида, конус, куб – это…( объёмные геометрические
фигуры).Какие ещё объёмные фигуры вы знаете?
9. Продолжи: от перестановки слагаемых… (сумма не изменяется).
10.Какое число получится при вычитании1? (Предыдущее).
11. Сколько получится, если вычесть предыдущее число? ( Один).
- Вернёмся к групповому заданию.
- Прочитайте те числа, которые можете.
- А можно разделиться по другому признаку? ( Делятся на чётные и
нечётные.)
- Ребята, у кого однозначные числа, встаньте в порядке возрастания.
Остальные , садитесь.
- Какое число отсутствует? ( Восемь)
Г) - Число 8, займи своё место. ( Учащийся, у которого лежит на парте 8
занимает место в ряду чисел.) Что ты можешь сказать о числе 8? ( У числа 8
два соседа – предыдущее число 7, последующее число 9. Восемь –
однозначное и чётное.)
3. Постановка учебной задачи
- Наверное, вы теперь можете назвать тему сегодняшнего урока. ( Число 8.
Цифра 8.)
- Ребята , а какие цели поставим к нашей теме? ( Цели урока:
познакомитьсяся с цифрой 8 и числом 8, научиться писать цифру 8, изучить
его состав.)
Слайд №5.
– Откроем тетради и запишем число «26 ноября»
- Чему равна сумма цифр этого числа? (Сумма цифр равна 8.)
- Кстати, сегодня Всемирный день информации, Международный день
сапожника ( праздник тех, кто шьёт и чинит обувь) и день Георгиевского
креста. Эту военную награду получают за смелость и героические подвиги.
Слайд №6.
4. Открытие новых знаний.
А)-На что похожа цифра 8?(Цифра похожа на очки, на 2 баранки, на
матрёшку…)
- Научимся писать цифру 8. Сначала посмотрим, как она пишется.
(Слайд №7).
-Напишем цифру в воздухе, повторяя движения за карандашом в ролике.
Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего овалов. Начинаем писать чуть выше
и левее середины верхней стороны. Помните, что цифра должна « смотреть»
в правый верхний уголок клетки и опускаться на середину нижней линии
клетки – иметь наклон.
А теперь пропишите цифру в тетради, продолжая закономерность: 8, 88,
888… Подчеркните те цифры, которые больше похожи на образец.
- Что такое цифра? ( Цифра – это знак, с помощью него записывают числа.)
- С помощью цифры 8 вы записали однозначные и многозначные числа. Кто
сможет их прочитать? ( Это восемь, восемьдесят восемь, восемьсот
восемьдесят восемь и другие, которые мы будем учиться читать во 2 классе.)
Б) – А где ещё в жизни встречается число 8?
Слайд №8.(Бульвар Кулибина, д. 8 – адрес гимназии, куда мы приходим к 8
часам,любой телефонный номер начинается с 8, в календаре, 8 планет
Солнечной системы…)
Динамическая пауза «Паук».
В) – У вас на партах лежат карточки с геометрическими фигурами. Работая в
парах, разложите их на группы.
- По какому признаку их разложили? (Объёмные и плоские.)
- Назовите плоские фигуры.( Квадрат, прямоугольник, овал, круг,
треугольник, трапеция, пятиугольник – пентагон, восьмиугольник.)
- На зовите объёмные фигуры. ( Параллелепипед, куб, конус, пирамида,
фигура, похожая на ехидну – ехиднаэдр и ещё какая-то.)
Слай №9.
Г) - Новые фигуры : восьмиугольник ( по-латински «октагон») и
восьмиугольная призма. Почему так назвали их? (У восьмиугольника 8 углов,
а у призмы в основании лежит восьмиугольник.) Эти фигуры используют в
архитектуре.
Д) Работа в группах.
- А сейчас вы сами построите восьмиугольник. Работаем в группах.
- Первая группа строит восьмиугольник из верёвки.
- Вторая группа строит восьмиугольник из подручного материала, а третья –
использует лист бумаги.
-Ребята, какую цель можно было поставить к этому этапу урока?
( Цель: познакомиться с новыми фигурами и научиться строить
восьмиугольник, узнать, где эти фигуры используют в жизни.)
Е)Работа в парах.
Слайд №10.
–На доске - графические модели и у вас на партах такие же.
В своей паре разбейте их по признаку, который указан, и запишите к ним
соответствующие равенства.
- К каждой графической модели на доске прикрепите соответствующие
равенства, которые у вас получились. Назовите признак деления на группы,
приведите доказательства. ( Первая модель разделена по размеру: 7
маленьких и 1 большой круг, всего 8 фигур.Получились равенства: 7+1=8,
1+7=8, 8-7=1, 8-1=7; вторая модель разделена по цвету: 6 красных и 2
зелёных круга, всего8 фигур. Получились равенства: 6+2=8, 2+6=8, 8-6=2,
8-2=6; третью модель разбили по форме: 5 кругов и 3 треугольника, всего 8
фигур. Получились равенства: 5+3=8, 3+5=8, 8-5=3, 8-3=5)
-Что получили? ( Мы получили состав числа 8.)
Слайды № 11-14.
- А как ещё можно получить число 8? (Надо к 4 прибавить 4.)
- Ребята, а для чего мы учим состав числа и записываем равенства?( Состав
числа помогает быстро считать. Если знаешь переместительное свойство
сложения, то проще решать примеры. При решении задач знаем, что целое
находится сложением, а части находятся вычитанием из целого.)
Ж) - Давайте послушаем и споём песенку – запоминалку состава числа8.
Слайд №15.
- Хорошо у вас получилось , теперь заполните домик в тетради с составом
числа 8.
Динамическая пауза «Римские цифры»
Слайды №16-18.
- Который час показывают часы?
- Повторим Римские цифры и ответим на этот вопрос (Дети показывают
цифры с помощью рук).
- Покажите ответы примеров.
5. Самостоятельная работа
Слайд №19.
- Теперь проверим ваши знания . Используя состав числа 8, решите примеры,
расположите ответы в порядке возрастания и отгадайте полученное слово.
( Получилось слово «Умница»)
- Каждому из вас можно сказать «УМНИЦА», потому что вы очень хорошо
работали на уроке.
Рефлексия.
Слайд №20.
- Теперь включаем механизм «ЗУХ» :Знал, Узнал, Хочу узнать. ( Дети
отвечают.)
- Мы несколько недель знакомились с высказываниями великих мудрецов,
учёных, математиков. Какое из высказываний вам ближе и почему?
( Мне нравится высказывание Белла «Математика – королева и служанка
наук». Она служит нам, помогает , учит. Королева, потому что она – кругом.)
( А мне ближе высказывание философа Бэкона « Математика – это дверь и
ключ к наукам». Состав числа – это ключик, который открывает дверь в науку
математику.)
- Спасибо вам за урок. А закончу я его словами французского актёра
Мольера « Как приятно знать, что ты что – то узнал!»