Напоминание

"Число 8. Цифра 8."


Автор: Гоголева Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "Гимназия №38"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Число 8. Цифра 8."
Раздел: начальное образование





Назад




Учебный предмет - Математика

Учитель начальных классов : Гоголева И. С.

Класс : первый

УМК Перспективная начальная школа

Тема урока: Число и цифра 8.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цели:

- научить правильно писать цифру 8 и соотносить цифру с числом предметов;

- совершенствовать навыки счёта предметов;

- продолжать формирование умений работать по образцу и ориентироваться в

тетради;

- научить строить восьмиугольник;

-развивать умение анализировать и сравнивать.

Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия:

– проявлять познавательный интерес, определённые познавательные

потребности и учебные мотивы;

- иметь положительное отношение к школе;

- соблюдать организованность,дисциплинированность на урокке;

– давать оценку работам и ответам одноклассников на основе заданных

критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих

действий, вносить соответствующие коррективы;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов

решения учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

– строить небольшие математические сообщения в устной форме (1-2

предложения);

– осуществлять анализ объекта;

– проводить сравнение ;

– давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их

анализа.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

– принимать участие в работе парами и группами;

- выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в результате

диалога или игровой ситуации;

– воспринимать мнение других людей и их позицию.

Предметные результаты:

- Овладение умением написания цифры 8.

- Установление возможности получения числа 8 из предыдущего и

последующего с помощью счета.

- Овладение навыком составления числа 8 из двух меньших чисел.

- Осознание места числа 8 в ряду натуральных чисел.

- Овладение умением строить восьмиугольник.

Используемые методы и приемы:

Индивидуальная работа и работа в парах, работа с карточками, сравнение,

поиск закономерностей, самоконтроль.

Оборудование:

Презентация

к уроку, мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Раздаточный

материал

для

работы

в

парах,

группах:

счётные

палочки,

верёвка,

бумага

А4,

карточки

с

заданиями,

числами

и

геометрическими

фигурами.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

А) - Каждый день и каждый час мы встречаемся с математикой.

- Где и когда это происходит? (Ответы детей)

Слайд №3.

- Каждый день прописан числами: будит будильник в определённое время, в

магазине и на рынке рассчитываемся деньгами, в календаре, на часах…)

- Важна математика в жизни?

Слайд №4.

-Наверное, по-этому Карл Гаус,немецкий математик, сказал: «Математика –

царица наук».

- А хорошо ли мы знаем математику? Давайте проверим.

Б) – У вас на столах лежат карточки с числами ( 1,2,3,4,5,6,7,9, 15, 34,

107,651). Выйдите к доске и разделитесь на группы. (Дети делятся на

однозначные, двузначные и трёхзначные.)

В)- Пока ребята выполняют задание, проведём Блиц-опрос:

1. Как называются компоненты при сложении?

2. Как называются компоненты при вычитании?

3. Как называется самое большое число при вычитании?

4. Найди разность чисел 7 и 5.

5. Чему равна сумма 3 и 4?

6. Назови соседей числа 7.

7. Продолжи: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник – это…(плоские

геометрические фигуры). Какие ещё плоские фигуры вы знаете?

8. Продолжи: пирамида, конус, куб – это…( объёмные геометрические

фигуры).Какие ещё объёмные фигуры вы знаете?

9. Продолжи: от перестановки слагаемых… (сумма не изменяется).

10.Какое число получится при вычитании1? (Предыдущее).

11. Сколько получится, если вычесть предыдущее число? ( Один).

- Вернёмся к групповому заданию.

- Прочитайте те числа, которые можете.

- А можно разделиться по другому признаку? ( Делятся на чётные и

нечётные.)

- Ребята, у кого однозначные числа, встаньте в порядке возрастания.

Остальные , садитесь.

- Какое число отсутствует? ( Восемь)

Г) - Число 8, займи своё место. ( Учащийся, у которого лежит на парте 8

занимает место в ряду чисел.) Что ты можешь сказать о числе 8? ( У числа 8

два соседа – предыдущее число 7, последующее число 9. Восемь –

однозначное и чётное.)

3. Постановка учебной задачи

- Наверное, вы теперь можете назвать тему сегодняшнего урока. ( Число 8.

Цифра 8.)

- Ребята , а какие цели поставим к нашей теме? ( Цели урока:

познакомитьсяся с цифрой 8 и числом 8, научиться писать цифру 8, изучить

его состав.)

Слайд №5.

– Откроем тетради и запишем число «26 ноября»

- Чему равна сумма цифр этого числа? (Сумма цифр равна 8.)

- Кстати, сегодня Всемирный день информации, Международный день

сапожника ( праздник тех, кто шьёт и чинит обувь) и день Георгиевского

креста. Эту военную награду получают за смелость и героические подвиги.

Слайд №6.

4. Открытие новых знаний.

А)-На что похожа цифра 8?(Цифра похожа на очки, на 2 баранки, на

матрёшку…)

- Научимся писать цифру 8. Сначала посмотрим, как она пишется.

(Слайд №7).

-Напишем цифру в воздухе, повторяя движения за карандашом в ролике.

Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего овалов. Начинаем писать чуть выше

и левее середины верхней стороны. Помните, что цифра должна « смотреть»

в правый верхний уголок клетки и опускаться на середину нижней линии

клетки – иметь наклон.

А теперь пропишите цифру в тетради, продолжая закономерность: 8, 88,

888… Подчеркните те цифры, которые больше похожи на образец.

- Что такое цифра? ( Цифра – это знак, с помощью него записывают числа.)

- С помощью цифры 8 вы записали однозначные и многозначные числа. Кто

сможет их прочитать? ( Это восемь, восемьдесят восемь, восемьсот

восемьдесят восемь и другие, которые мы будем учиться читать во 2 классе.)

Б) – А где ещё в жизни встречается число 8?

Слайд №8.(Бульвар Кулибина, д. 8 – адрес гимназии, куда мы приходим к 8

часам,любой телефонный номер начинается с 8, в календаре, 8 планет

Солнечной системы…)

Динамическая пауза «Паук».

В) – У вас на партах лежат карточки с геометрическими фигурами. Работая в

парах, разложите их на группы.

- По какому признаку их разложили? (Объёмные и плоские.)

- Назовите плоские фигуры.( Квадрат, прямоугольник, овал, круг,

треугольник, трапеция, пятиугольник – пентагон, восьмиугольник.)

- На зовите объёмные фигуры. ( Параллелепипед, куб, конус, пирамида,

фигура, похожая на ехидну – ехиднаэдр и ещё какая-то.)

Слай №9.

Г) - Новые фигуры : восьмиугольник ( по-латински «октагон») и

восьмиугольная призма. Почему так назвали их? (У восьмиугольника 8 углов,

а у призмы в основании лежит восьмиугольник.) Эти фигуры используют в

архитектуре.

Д) Работа в группах.

- А сейчас вы сами построите восьмиугольник. Работаем в группах.

- Первая группа строит восьмиугольник из верёвки.

- Вторая группа строит восьмиугольник из подручного материала, а третья –

использует лист бумаги.

-Ребята, какую цель можно было поставить к этому этапу урока?

( Цель: познакомиться с новыми фигурами и научиться строить

восьмиугольник, узнать, где эти фигуры используют в жизни.)

Е)Работа в парах.

Слайд №10.

–На доске - графические модели и у вас на партах такие же.

В своей паре разбейте их по признаку, который указан, и запишите к ним

соответствующие равенства.

- К каждой графической модели на доске прикрепите соответствующие

равенства, которые у вас получились. Назовите признак деления на группы,

приведите доказательства. ( Первая модель разделена по размеру: 7

маленьких и 1 большой круг, всего 8 фигур.Получились равенства: 7+1=8,

1+7=8, 8-7=1, 8-1=7; вторая модель разделена по цвету: 6 красных и 2

зелёных круга, всего8 фигур. Получились равенства: 6+2=8, 2+6=8, 8-6=2,

8-2=6; третью модель разбили по форме: 5 кругов и 3 треугольника, всего 8

фигур. Получились равенства: 5+3=8, 3+5=8, 8-5=3, 8-3=5)

-Что получили? ( Мы получили состав числа 8.)

Слайды № 11-14.

- А как ещё можно получить число 8? (Надо к 4 прибавить 4.)

- Ребята, а для чего мы учим состав числа и записываем равенства?( Состав

числа помогает быстро считать. Если знаешь переместительное свойство

сложения, то проще решать примеры. При решении задач знаем, что целое

находится сложением, а части находятся вычитанием из целого.)

Ж) - Давайте послушаем и споём песенку – запоминалку состава числа8.

Слайд №15.

- Хорошо у вас получилось , теперь заполните домик в тетради с составом

числа 8.

Динамическая пауза «Римские цифры»

Слайды №16-18.

- Который час показывают часы?

- Повторим Римские цифры и ответим на этот вопрос (Дети показывают

цифры с помощью рук).

- Покажите ответы примеров.

5. Самостоятельная работа

Слайд №19.

- Теперь проверим ваши знания . Используя состав числа 8, решите примеры,

расположите ответы в порядке возрастания и отгадайте полученное слово.

( Получилось слово «Умница»)

- Каждому из вас можно сказать «УМНИЦА», потому что вы очень хорошо

работали на уроке.

Рефлексия.

Слайд №20.

- Теперь включаем механизм «ЗУХ» :Знал, Узнал, Хочу узнать. ( Дети

отвечают.)

- Мы несколько недель знакомились с высказываниями великих мудрецов,

учёных, математиков. Какое из высказываний вам ближе и почему?

( Мне нравится высказывание Белла «Математика – королева и служанка

наук». Она служит нам, помогает , учит. Королева, потому что она – кругом.)

( А мне ближе высказывание философа Бэкона « Математика – это дверь и

ключ к наукам». Состав числа – это ключик, который открывает дверь в науку

математику.)

- Спасибо вам за урок. А закончу я его словами французского актёра

Мольера « Как приятно знать, что ты что – то узнал!»



В раздел образования