Авторы: Бобовникова Валентина Владимировна, Смирнова Виктория Александровна
Должность: педагоги до
Учебное заведение: ГАУ ДО АО "Центр эстетического воспитания детей и молодёжи", школа раннего развития "Растишка"
Населённый пункт: город Астрахань, Астраханская область
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: Использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию связной речи.
Раздел: дополнительное образование
Использование приемов мнемотехники педагогами школы
раннего развития «Растишка» на занятиях по развитию связной
речи.
Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она
отличается
большей
развернутостью,
поскольку
необходимо
ввести
слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа.
Монолог
требует
лучшей
памяти,
более
напряженного
внимания
к
содержанию
и
форме
речи.
Опираясь
на
логиче ски
б о л е е
последовательное
мышление,
чем
в
процессе
диалога,
разговора,
монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она
была
понятна
слушателям,
в
ней
должны
использоваться
полные
распространенные предложения, более точный словарь.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приемов,
облегчающих
запоминание
и
увеличивающих
объем
памяти
путем
образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны
для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с пре-
обладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается
лучше вербального.
Использование мнемотаблиц педагогами школы раннего развития
«Растишка» на занятиях по развитию связной речи дает положительный
результат и позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать
зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее
в соответствии с поставленными учебными задачами. Однако для развития
связной речи применение одних искусственных приемов мало, поскольку
основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически
оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что
запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже
хорошо известным. Особенность методики - применение не изображения
предметов,
а
символов
для
опосредованного
запоминания.
Это
значительно
облегчает
детям
поиск
и
запоминание
слов.
Символы
максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначе-
ния
диких
(лесных)
животных
используется
елка,
а
для
обозначения
домашних - дом.
Традиционно
работа
по
развитию
связной
речи
детей
ведется
по
следующим
направлениям:
обогащение
словарного
запаса,
обучение
составлению
пересказа
и
придумыванию
рассказов,
разучивание
стихотворений, отгадывание загадок.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы - схемы, в которые
заложена определенная информация. Овладение приемами работы с
мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно
решает задачи, направленные на:
-
развитие
основных
психических
процессов
-
памяти,
внимания,
образного мышления;
-
перекодирование
информации,
т.е.
преобразование
абстрактных
символов в образы;
-
развитие
мелкой
моторики
рук
при
частичном
или
полном
графическом воспроизведении.
Для
обогащения
словарного
запаса
могут
быть
использованы
следующие игры.
«Копилка слов», В которую можно собирать слова (рисовать, обозначать
при помощи символов) сразу после их образования или истолкования и с
отсрочкой
(после
других
упражнений,
в
конце
занятия,
через
день).
Периодически обращаясь к этому словарику, вспоминая слова и выражения,
услышанные неделю, месяц назад.
«Зашифруем слова». Взрослый просит ребенка нарисовать картинки к
каждому названному им слову. Зрительный образ, напрямую соответству-
ющий
слову,
возникает
легко,
а
вот
в
случае
косвенного
соответствия
ребенку
необходимы
усилия
и,
помимо
памяти,
еще
и
воображение.
Например, слова для картинок могут быть следующими: грузовик, умная
кошка, дерево, хорошая погода, сладость, слезы, темный лес, осень, сила и
др.
«Фокусники».
Разложив
перед
ребенком
несколько
карточек
с
изображением отдельных предметов (например, яблоко, чайник, самолет,
ручка и др.), ему говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри
на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое
слово,
и
отложи
ее
в
сторону.).
Выполнив
задание,
ребенок
должен
воспроизвести предъявленные слова. Для этого ему нужно взять по очереди
отложенные в сторону картинки и с их помощью припомнить слова, которые
ему были названы. Это упражнение помогает развивать логические связи
между предметами.
«Что еще?». Цель - побудить детей к ассоциативному мышлению. Для
этого им предлагается несколько слов и общими усилиями фиксируются все
ассоциации, которые придут детям на ум. После усвоения этого упражнения
можно попросить детей придумать ассоциации самостоятельно.
«3аколдуем слова». Сначала педагог знакомит детей с символикой
(например, елка - дикое животное, дом - домашнее). На листах тетради
нарисованы
пять
клеток,
в
которых
нужно
«заколдовать»
названия.
Педагог последовательно медленно произносит слова, а дети изображают
нужный символ: волк, лиса, кошка, еж, собака. В тетрадях появляются
символы: елка, елка, дом, елка, дом.
Особое внимание следует уделить приему, который служит не только
для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышле-
ния и памяти детей, но и способствует развитию связной речи, так как
детям необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован
в
данной
клеточке;
развитию
мелкой
моторики,
так
как
необходимо
быстро
схематически
изобразить
его.
На
начальных
этапах
работы
педагог на доске, а дети в тетрадях заполняют таблицу. Позднее дети
самостоятельно могут заполнять таблицу. Когда это задание освоено,
можно предложить составить мнемотаблицу на одно из слов по лексичес-
кой теме самостоятельно
На рис. 1 приведена мнемотаблица на словосочетание «детский сад».
5 - дом - детский сад наш второй дом;
1 - в детский сад ходят дети - девочки и мальчики;
3 - дети любят ходить в детский сад;
7 - дети идут в детский сад утром;
9 - уходят вечером.
В детском саду дети:
4 - играют;
2 – рисуют;
6 - читают;
8 - занимаются.
При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе
можно
использовать
сенсорно-графическую
схему
В.К
Воробьевой*,
отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках пред-
метов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки.
Эта схема помогает определить способы сенсорного обследования предмета
и закрепить результаты обследования в наглядном виде. Схема составлялась
в ходе обследования, поэтому дети имели возможность закрепить действия
замещения.
Например,
при
рассматривании
яблока
детям
предлагались
следующие вопросы:
-
Что
нам
поможет
увидеть
яблоко
-
его
форму,
цвет,
величину?
Правильно, глаза. (На табло помещается карточка с изображением глаза.)
Мы
посмотрели
на
яблоко
и
увидели,
что
оно
..,
красное (на
табло
помещается карточка, обозначающая красный цвет), круглое (карточка с
изображением круга).
Таким же образом на схеме размещаются соответствующие символы
величины, вкуса и т.д. (рис. 2).
На
более
поздних
этапах
обучения
составлению
рассказов-описаний
детям предлагается готовый план-мнемотаблица.
На занятиях детей учат не только рассказывать по картинному плану, но
и обозначать его графически. Педагог на доске по одному полю заполняет
пустые клетки мнемотаблицы. Каждый ребенок заполняет свою
собственную мнемотаблицу на листах, разделенных на несколько клеток, с
помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о
любом предмете по данной лексической теме.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.
Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой
рассказ,
а
также
как
его
завершить.
Это
достигается
использованием
определенных символов, обозначающих различные признаки предметов
(рис. 3). Например:
- цвет - дети рисуют цветовые пятна;
- форма - называют, какую форму имеет сам предмет или его части;
- величина - рисуют два предмета контрастной величины;
- человек - для чего объект нужен человеку и каким образом человек о
нем заботится (если это живое существо или растение) или как человек ис-
пользует его (если это неодушевленный предмет);
- контур из деталей предмета - обозначаются детали предмета, ребенок
должен назвать, из каких деталей состоит предмет;
- рука - какие действия совершают с этим предметом, что можно
приготовить, например, из яблок сварить яблочный компот, варенье, ис-
печь пирог;
- знак вопроса - название предмета или объекта;
- восклицательный знак эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет.
Н а
н ач а л ь н ы х
э т ап а х
о бу ч ения
пересказу
используются
иллюстрированные
панно
и
опорные
картинки,
затем
иллюстрации
заменяются
условными
схемами,
которые
помогают
детям
учиться
составлять план пересказа (рис. 4, 5). На более поздних этапах дети сами
составляют простые рисунки-схемы.
При
заучивании
стихотворений
применяются
следующие
методы
запоминания:
опорные
картинки,
рисование
« код ирование»
стихотворения. Рис. 4. Мнемотаблица к рассказу. «Тома и Толя»
Это Толя. Это Тома. У Томы - кукла Ната. У Толи - торт.
Тома моет куклу Нату. Толя ест торт.
Рис. 5. Мнемотаблица к сказке «Петушок и бобовое зернышко»
Использование
опорных
рисунков
для
обучения
заучиванию
стихотворений
увлекает
детей,
превращает
занятие
в
игру.
Этот
метод
особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. Как уже
было
отмечено,
в
дошкольном
возрасте
преобладает
наглядно-образная
память,
и
запоминание
носит
в
основном
непроизвольный
характер.
Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания,
сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее
запомнить
текст.
Сначала
следует
подбирать
и
опорные
картинки
к
выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). Картинки
должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки
выставляются на фланелеграф. После прочтения дети воспроизводят сти-
хотворение по опорным картинкам.
При
заучивании
стихотворений
на
более
поздних
этапах
педагог
подбирает
стихотворение,
кодирует
его
при
помощи
символов,
выразительно прочитывает и по ходу чтения изображает текст. Затем текст
воспроизводится педагогом и детьми с опорой на рисунки, далее дети
читают стихотворение хором, группами, по одному, по желанию. Таблица -
рисунок висит на видном месте в групповой комнате в течение дня, чтобы
дети
могли
по
желанию
рассказывать
текст
друг
другу.
Позже
дети
придумывают рисунки-символы («шифруют») К стихотворению вместе с
педагогом (рис. 6, 7).
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,
Без сигнала светофора,
Шла сама, куда не зная,
Шла машина заводная.
Рис. 7. Мнемотаблица к стихотворению «Мишка».
Бедный мишка заболел.
Видно, много меда съел.
Мишка плачет и кричит:
У него живот болит.
При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при
помощи знаков, определять объект. На начальных этапах обучения педагог
подробно
комментирует
каждый
рисунок.
На
следующем
этапе
детям
предлагается
рассмотреть
зашифрованные
письма,
догадаться,
какой
предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект. Дети составляют
свои мнемозагадки (рис. 8) и загадывают их другим детям.
Это игрушка. Она бывает разного цвета. Она похожа на прямоугольник.
Она бывает большая и маленькая. Эта игрушка
твердая. У нее есть
кабина, кузов, колеса.
Приемы
мнемотехники
используются
при
обучении
связной
речи
дошкольников течение учебного года. Наблюдения показали: введение
моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой
описательных и повествовательных текстов, их связностью.
Анализ рассказов выявил улучшение почти всех показателей: большинство
детей к концу обучения самостоятельно, без наводящих вопросов описывали
игрушки, животных, плоды, пересказывали тексты.
Рис. 1 Мнемотаблица на словосочетание «детский сад»
Рис.2 Сенсорно-графическая схема.
Рис. 3 Мнемотаблица для описания игрушек.
Рис. 4 Мнемотаблица к рассказу «Тома и Толя».
Рис. 5 Мнемотаблица к сказке «Петушок и бобовое зернышко».
Рис. 6 Опорные картинки Рис. 7 Мнемотаблица
к стихотворению к стихотворению «Мишка».
«Шла по улице машина».
Рис. 8 Мнемозагадка «Машинка».