Автор: Щербакова Алевтина Владимировна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №173" Населённый пункт: Самара Наименование материала: Статья Тема: "Учите детей петь" Раздел: дошкольное образование
Занимая одно из ведущих мест в развитии дошкольника, пение
представляет
собой
достаточно
сложный
процесс.
Для
того,
чтоб
ребенок усвоил любую песню, нужно, чтобы он мог точно запомнить и
воспроизвести
мелодию,
осмыслить
ее
ритмический
рисунок,
динамику,
уметь
различать
и
чувствовать
строение
в
целом,
повторность
и
контрастность его частей, вариационность окончания фраз. Помочь ему в
этом всегда может грамотный педагог. Взрослому необходимо знать, что,
кроме развитого музыкального слуха, исполнение даже несложной мелодии
требует
правильной
ра б от ы
и
т ре нировки
д е т с кого
г о л о с а .
Для того, чтобы избавиться от различных дефектов в
голосовом
аппарате,
нужно
отучить
детей
петь
крикливо,
резко,
напряженно.
Необходимым
условием,
при
котором
во зможно
правильно е
певче ско е
звучание
голо с а,
являет ся
п е вч е с к а я
установка.
Певческая
установка
—
это
правильная
поза
ребенка
во
в р е м я
п е н и я .
П р я м о е
п о л ож е н и е
ко р п у с а
го л о в ы
с о з д а е т
благоприятные
условия
для
е сте ственных
движений,
как
в
дыхательных
органах,
так
и
в
голо совом
аппарате.
Лишние
движения
(подъем
плеч,
напряжения
шеи
при
вдохе)
мешает
спокойной
работе
дыхания,
которая
должна
происходить
незаметно.
Каждый
ребенок
выпрямляет
корпус
(прямая
спина,
с л е г к а
отведенные
назад
плечи,
свободная
шея),
его
грудная
клетка
сама
собой
принимает
положение
вдоха,
и
сам
вдох
делается
незаметно,
бе с ш умн о ,
бе з
н ап р я же н и я
и
п е р е гру зк и .
П р и
п р а в и л ь н о м
положении
корпуса
приобретается
возможность
плавного
выдоха.
Дети
приучаются
организованно
пользоваться
дыханием,
избегая
его
форсирования,
ненужного
и
вредного
напора
на
го рт а н ь.
Мышцы
при
этом
получают
возможность
нормально
развиваться
и
укрепляться.
При активном, прямом положении корпуса и при свободном положении
головы, когда шея не напряжена голосовой аппарат также освобождается от
напряжения.
Большое
значение,
считают
педагоги,
имеет
работа
над
распевами,
в
результате
которой
и
приобретаются
вокальные
навыки.
Сначала поются упражнения, попевки и песни с целью
достичь легкого и чистого звука. Этому помогают заднеязычные
слоги: -га‚ -ка‚ ту, -го, -гу.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКООБРАЗОВАНИЯ
ПРОПЕВАТЪ ЗНАКОМЫЕ песни на СЛОГИ:
- га, го, гу, гэ, ги;
- ка, ко, ку, кэ, ки;
- да, до, ду, дэ, ди;
- та, то, ту, тэ, ти;
-за, зо, зу, зэ, зи;
- ма, мо, му, мэ, ми;
- на, но, ну, нэ, ни.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАСНЫХ
Звук а — форма рта округлая, нижняя челюсть опущена,
произносится приближенно к о .
Приемы:
- кукла плачет « а »
- укачай куклу « а-а-а-а »...
- гуси кричат « га-а. га-а ».
Звук о — форма рта округлая.
Приемы:
- курочка « ко, ко, ко »; .
- лошадка «но, но, но».
Звук у м рот приоткрыт, губы слегка сужаются, но не
вытягиваются «трубочкой».
Приемы:
- дудочка поет;
- поезд дает сигнал;
- самолет летит;
- пароход гудит;
- ветер завывает.
Звук е — форма рта приближается к округлой, губы лишь
слегка растянуты, нижняя челюсть опущена. Звук приближен к
гласному э .
Приемы:
- козочка « ме »;
- овечка « бе »...
Звук и — губы слегка растянуты, рот приоткрыт.
Приемы:
- колокольчик « ди-ли »;
- погремушки « та-ли »;
- нотка « ми »...
УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ
« Цветочек ». Сделать вдох и задержать дыхание:
- понюхай цветочек;
- вдохни аромат.
« Свеча ». Сделать вдох:
- подуй на пламя свечи и посмотри, как долго оно будет отклоняться;
- задуй свечу резким выдохом.
« Не разбуди игрушку ». Дети двигаются спокойным шагом под музыку в
четырехдольном размере. На 1-2-ю доли — 2 коротких шага и вдох носом, на
3-4-ю доли — остановка и долгий выдох.
« Кто дольше » — сохранение дыхания и правильное его расходование:
- чей паровоз дольше гудит;
- чья дудочка дольше поет.
Краткие рекомендации к работе над дикцией и расширением
диапазона голоса
1 . Для расширения диапазона голоса в направлении к верхнему
регистру следует выполнять некоторые вспомогательные
упражнения:
- упражнения в звонком произнесении скороговорок, потешек;
- звукоподражание: вой ветра, сирены, пение кукушки, лай
собачки, крик чайки;
- пение взрослым слогов « га-гу » у самого уха ребенка
2 . Для артикуляции дикции (укрепления соответствующего
комплекса мышц):
- звонкое, четкое произнесение скороговорок, короткого,
четверостишья, двустишья;
- произнесение шепотом коротких фраз, отдельных слов.
Игровые задания для развития интонационной речевой
выразительности
« Иди сюда! » (игровое упражнение для взрослых)
Работа над интонационной речевой выразительностью имеет
большое значение при обучении пению. От выразительности
произношения текста зависит не только доходчивость содержания
песни, но и артистичность ее исполнения. Прежде чем учить детей
средствам выразительности, взрослый должен проверить, готов ли
он сам к этому. Например, с каким количеством разных интонаций
можно сказать столь привычные всем слова " здравствуйте »‚
« возьмите », « помогите », « слушайте »? Известный педагог А.С.
Макаренко начал считать себя вполне владеющим выразительной
речью, когда научился произносить фразу «Иди сюда» с 16-10
различными интонациями. Взрослый должен попробовать сделать то
же самое — произнести фразу с оттенками:
- восклицания, - иронии, - радостно,
- вопроса, - любовно, - безразлично,
- удивления, - просительно, - саркастически.
- ошеломления, - снисходительно, - патетично,
- насмешливо, - презирающе, - жестоко,
- по-командирски.
Подобное задание можно предложить детям , поставив их по
кругу и попросив по очереди с разными оттенками произнести,
например, фразу «Отойди в сторону».
« Козлятушки, ребятушки »
Попробуйте исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро
козлят» то от лица козы, то от лица волка:
Козлятушки, ребятушки, Ваша мать пришла,
Отомкнитеся, отворитеся, Молока принесла.
« Произнеси »
1 . Попросите ребенка произнести слова стихотворения то
УДИВЛЕННО, ТО НАСМСШЛИВО, ТО НЕДОУМЕВАЯ.
Кумушка, послушай! Открывают школу.
Вправду, кроме шуток, Для утят малюток.
Л. Фурмина
2 . Произнести так фразы: « Уронили мишку на пол », « Уколола
кошка лапу », « Не забудь покормить рыбок », « Я люблю
свою сестренку », чтобы каждый раз благодаря изменению
интонации менялась по смыслу фраза.
3 . Попросить игрушку у друга так, чтобы всякий раз можно
было определить, С каким отношением или в каком
состоянии ее просят: вежливо, нетерпеливо, с обидой,
умоляя.
4 . Задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи
Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Толстого
так, чтобы слушатели могли догадаться, кто из медведей
спрашивает и как они относятся к тому, о чем
спрашивается.
5 . Вести диалог с интонацией удивления, возражения,
радостного удивления
Взрослый: Ребенок:
- Что у тебя дома? - Морковка.
- Да нет, посмотри внимательно. - Вижу: морковка.
- Нет, не морковка, а яблоко. - Яблоко?
- Да, яблоко, яблоко! - Нет, не яблоко, не яблоко.
- В самом деле? А что же? - Морковка, морковка.
- Неужели морковка? - Да вот же, морковка.
6. Пропеть песенку Петушка (« Ку-ка-ре-ку ») после прослушивания
произведения В. Витлина « Петушок» изобразить, как поет петушок, когда
заболел и когда выздоровел.
изобразить, как поет петушок, когда заболел и когда
выздоровел.
7. Произнести «до свидания» ( с сожалением, огорчением или
надеждой на скорую встречу); «дай» (уверенно, вежливо,
нетерпеливо, обиженно, умоляюще), «возьми» (неохотно,
небрежно, приветливо, с желанием порадовать) и т.д.
8. Прочитать четверостишья с разными интонациями:
удивленно, насмешливо, с недоумением, грустно, весело, с
состраданием. В жестах и мимикой отразить содержание
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
С. Маршак
Используемая литература
1. «Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям» Изд.
Ярославль «Академия развития», «Академия КО» 1998г.