Напоминание

"Учите детей петь"


Автор: Щербакова Алевтина Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №173"
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Учите детей петь"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Занимая одно из ведущих мест в развитии дошкольника, пение представляет собой достаточно сложный процесс. Для того, чтоб ребенок усвоил любую песню, нужно, чтобы он мог точно запомнить и воспроизвести мелодию, осмыслить ее ритмический рисунок, динамику, уметь различать и чувствовать строение в целом, повторность и контрастность его частей, вариационность окончания фраз. Помочь ему в этом всегда может грамотный педагог. Взрослому необходимо знать, что, кроме развитого музыкального слуха, исполнение даже несложной мелодии требует правильной ра б от ы и т ре нировки д е т с кого г о л о с а . Для того, чтобы избавиться от различных дефектов в голосовом аппарате, нужно отучить детей петь крикливо, резко, напряженно. Необходимым условием, при котором во зможно правильно е певче ско е звучание голо с а, являет ся п е вч е с к а я установка. Певческая установка — это правильная поза ребенка во в р е м я п е н и я . П р я м о е п о л ож е н и е ко р п у с а го л о в ы с о з д а е т благоприятные условия для е сте ственных движений, как в дыхательных органах, так и в голо совом аппарате. Лишние движения (подъем плеч, напряжения шеи при вдохе) мешает спокойной работе дыхания, которая должна происходить незаметно. Каждый ребенок выпрямляет корпус (прямая спина, с л е г к а отведенные назад плечи, свободная шея), его грудная клетка сама собой принимает положение вдоха, и сам вдох делается незаметно, бе с ш умн о , бе з н ап р я же н и я и п е р е гру зк и . П р и п р а в и л ь н о м положении корпуса приобретается возможность плавного выдоха. Дети приучаются организованно пользоваться дыханием, избегая его форсирования, ненужного и вредного напора на го рт а н ь. Мышцы при этом получают возможность нормально развиваться и укрепляться. При активном, прямом положении корпуса и при свободном положении головы, когда шея не напряжена голосовой аппарат также освобождается от напряжения. Большое значение, считают педагоги, имеет работа над распевами, в результате которой и приобретаются вокальные навыки.
Сначала поются упражнения, попевки и песни с целью достичь легкого и чистого звука. Этому помогают заднеязычные слоги:
-га‚ -ка‚ ту, -го, -гу.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКООБРАЗОВАНИЯ ПРОПЕВАТЪ ЗНАКОМЫЕ песни на СЛОГИ:
- га, го, гу, гэ, ги;

- ка, ко, ку, кэ, ки;

- да, до, ду, дэ, ди;

- та, то, ту, тэ, ти;

-за, зо, зу, зэ, зи;

- ма, мо, му, мэ, ми;

- на, но, ну, нэ, ни.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАСНЫХ Звук
а
— форма рта округлая, нижняя челюсть опущена, произносится приближенно к
о
. Приемы: - кукла плачет «
а
» - укачай куклу «
а-а-а-а
»... - гуси кричат «
га-а. га-а
». Звук
о
— форма рта округлая. Приемы: - курочка «
ко, ко, ко
»; . - лошадка «но, но, но». Звук у м рот приоткрыт, губы слегка сужаются, но не вытягиваются «трубочкой». Приемы: - дудочка поет; - поезд дает сигнал; - самолет летит; - пароход гудит; - ветер завывает. Звук
е
— форма рта приближается к округлой, губы лишь слегка растянуты, нижняя челюсть опущена. Звук приближен к гласному
э
.
Приемы: - козочка «
ме
»; - овечка «
бе
»... Звук и — губы слегка растянуты, рот приоткрыт. Приемы: - колокольчик «
ди-ли
»; - погремушки «
та-ли
»; - нотка «
ми
»... УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ «
Цветочек
». Сделать вдох и задержать дыхание: - понюхай цветочек; - вдохни аромат. «
Свеча
». Сделать вдох: - подуй на пламя свечи и посмотри, как долго оно будет отклоняться; - задуй свечу резким выдохом. «
Не разбуди игрушку
». Дети двигаются спокойным шагом под музыку в четырехдольном размере. На 1-2-ю доли — 2 коротких шага и вдох носом, на 3-4-ю доли — остановка и долгий выдох. «
Кто дольше
» — сохранение дыхания и правильное его расходование: - чей паровоз дольше гудит; - чья дудочка дольше поет.
Краткие рекомендации к работе над дикцией и расширением

диапазона голоса

1
. Для расширения диапазона голоса в направлении к верхнему регистру следует выполнять некоторые вспомогательные упражнения: - упражнения в звонком произнесении скороговорок, потешек; - звукоподражание: вой ветра, сирены, пение кукушки, лай собачки, крик чайки; - пение взрослым слогов «
га-гу
» у самого уха ребенка
2
. Для артикуляции дикции (укрепления соответствующего комплекса мышц):
- звонкое, четкое произнесение скороговорок, короткого, четверостишья, двустишья; - произнесение шепотом коротких фраз, отдельных слов. Игровые задания для развития интонационной речевой выразительности «
Иди сюда!
» (игровое упражнение для взрослых) Работа над интонационной речевой выразительностью имеет большое значение при обучении пению. От выразительности произношения текста зависит не только доходчивость содержания песни, но и артистичность ее исполнения. Прежде чем учить детей средствам выразительности, взрослый должен проверить, готов ли он сам к этому. Например, с каким количеством разных интонаций можно сказать столь привычные всем слова "
здравствуйте
»‚ «
возьмите
», «
помогите
», «
слушайте
»? Известный педагог А.С. Макаренко начал считать себя вполне владеющим выразительной речью, когда научился произносить фразу «Иди сюда» с 16-10 различными интонациями. Взрослый должен попробовать сделать то же самое — произнести фразу с оттенками: - восклицания, - иронии, - радостно, - вопроса, - любовно, - безразлично, - удивления, - просительно, - саркастически. - ошеломления, - снисходительно, - патетично, - насмешливо, - презирающе, - жестоко, - по-командирски. Подобное задание можно предложить детям , поставив их по кругу и попросив по очереди с разными оттенками произнести, например, фразу «Отойди в сторону». «
Козлятушки, ребятушки
» Попробуйте исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то от лица козы, то от лица волка: Козлятушки, ребятушки, Ваша мать пришла, Отомкнитеся, отворитеся, Молока принесла.
«
Произнеси
»
1
. Попросите ребенка произнести слова стихотворения то УДИВЛЕННО, ТО НАСМСШЛИВО, ТО НЕДОУМЕВАЯ. Кумушка, послушай! Открывают школу. Вправду, кроме шуток, Для утят малюток. Л. Фурмина
2
. Произнести так фразы: «
Уронили мишку на пол
», «
Уколола

кошка лапу
», «
Не забудь покормить рыбок
», «
Я люблю

свою сестренку
», чтобы каждый раз благодаря изменению интонации менялась по смыслу фраза.
3
. Попросить игрушку у друга так, чтобы всякий раз можно было определить, С каким отношением или в каком состоянии ее просят: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя.
4
. Задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Толстого так, чтобы слушатели могли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чем спрашивается.
5
. Вести диалог с интонацией удивления, возражения, радостного удивления Взрослый: Ребенок: - Что у тебя дома? - Морковка. - Да нет, посмотри внимательно. - Вижу: морковка. - Нет, не морковка, а яблоко. - Яблоко? - Да, яблоко, яблоко! - Нет, не яблоко, не яблоко. - В самом деле? А что же? - Морковка, морковка. - Неужели морковка? - Да вот же, морковка. 6. Пропеть песенку Петушка («
Ку-ка-ре-ку
») после прослушивания произведения В. Витлина « Петушок» изобразить, как поет петушок, когда заболел и когда выздоровел.
изобразить, как поет петушок, когда заболел и когда выздоровел. 7. Произнести «до свидания» ( с сожалением, огорчением или надеждой на скорую встречу); «дай» (уверенно, вежливо, нетерпеливо, обиженно, умоляюще), «возьми» (неохотно, небрежно, приветливо, с желанием порадовать) и т.д. 8. Прочитать четверостишья с разными интонациями: удивленно, насмешливо, с недоумением, грустно, весело, с состраданием. В жестах и мимикой отразить содержание Дали туфельки слону. Взял он туфельку одну И сказал: - Нужны пошире, И не две, а все четыре! С. Маршак Используемая литература 1. «Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям» Изд. Ярославль «Академия развития», «Академия КО» 1998г.


В раздел образования