Автор: Загумённых Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №43
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: " Использование педагогических технологий,приёмов, методов, форм обучения и воспитания, способствующих выявлению и развитию способностей обучающихся"
Раздел: начальное образование
Использование современных педагогических технологий, разнообразных приемов,
методов, форм обучения и воспитания, способствующих выявлению и развитию
способностей обучающихся
А.С. Макаренко говорил: « Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность».
Современный
арсенал
педагогических
технологий
позволяет
учителю
не
просто
проявить
творчество, а полностью удовлетворить всех участников педагогического процесса: учеников,
родителей, учителя. А в целом выполнить тот государственный заказ на человека думающего,
творческого, умеющего принимать решения и самостоятельно действовать. Позволяет развить
личность с теми ценностями, которые заложены в гуманистических идеалах, православной
культуре,
культорологических
аспектах
общества.
Выбор
за
технологиями
обучения
и
воспитания.
В своей работе мне наиболее близки такие виды педагогических технологий:
Педагогика сотрудничества.
Групповые технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
Технология критического мышления.
Технология проблемного обучения
Педагогика сотрудничества составила основу «Концепции среднего образования РФ». Это
педагогика
содружества,
сотворчества,
сотоварищества.
Такая
модель
рассматривает
взаимодействия «Учитель - Ученик», как два абсолютно равноправных субъекта деятельности.
Такая педагогика является воплощением нового педагогического мышления. Она входит во многие
современные педагогические технологии как часть. Концепция Д.Б.Эльконина – В.В Давыдова,
система обучения по Л.В.Занкову, подход В.Ф.Шаталова, обучение « по Амоношвили» - это те
педагогики сотрудничества, гуманные технологии, которые « в состоянии приобщить детей к
процессу созидания себя» ( Ш.А. Амоношвили).
Групповая
технология требует временного разделения класса на группы для совместного
решения отдельных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения,
реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма
работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся,
открывает
большие
возможности
для
кооперирования,
для
коллективной
познавательной
деятельности. Для развития УУД работа в группе - наилучший способ деятельности.
Здоровьесберегающие технологии - это совокупность форм и приемов организации учебного
процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач,
обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали
упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее
здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача
учителя
—
не
просто
вести
уроки
в
чистом
кабинете,
следить
за
осанкой
и
проводить
физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в
школе, формирующую Личность. Сегодня подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения
его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
Создают
условия
для
обучения
в
школе
(отсутствие
стресса
у
ребенка,
создание
доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и
учебной нагрузки учитывается возраст.
Рационализируют
организацию
учебного
процесса
(в
соответствии
с
психологическими,
культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
Обеспечивают достаточный двигательный режим.
Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе
"Не навреди"
Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая
к случаю, а постоянно, комплексно.
Соответствие содержания обучения возрасту.
Успех
порождает
успех.
То
есть,
нейтрализация
всего
негативного
и
акцентирование
положительных факторов.
Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое
здоровье.
Классификация здоровьесберегающих технологий
Специалисты,
разрабатывающие
данное
направление
в
методологии,
предлагают
несколько
классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая
классификация выглядит так:
Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной
деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время
внешкольных занятий.
Коррекционные технологии.
Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы
Физкультурная
минутка —
динамическая
пауза
во
время
интеллектуальных
занятий.
Проводится
по
мере
утомляемости
детей.
Это
может
быть
дыхательная
гимнастика,
гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая
разминка пальцев и кистей рук.
Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
Смена
видов
деятельности —
это
целесообразное
чередование
различных
видов
деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с
целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки,
ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках
не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия
эмоционального напряжения.
Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные
задачи.
Вместе
с
этим
они
развивают
творческое
мышление,
снимают
напряжение
и
повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или
подготовки
детей
к
восприятию
большого
блока
новой
информации.
Это
может
быть
прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение
выставок,
работа
в
кружках,
то
есть
все
мероприятия,
развивающие
эстетический
вкус
ребенка.
Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят
занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не
только
чистота,
но
и
температура,
свежесть
воздуха,
наличие
достаточного
освещения,
отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным
положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим
зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему
возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести
не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию
энергии и даже заболеваниям.
Технологии, создающие положительный психологический климат
на уроке. Сюда относят
не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в
команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному
росту и самоуважению.
Эмоциональные
разрядки —
это
мини-игры,
шутки,
минутки
юмора,
занимательные
моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и
интеллектуальных нагрузках.
Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к
тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и
привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части
уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например,
на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для
упражнений и диктантов.
Стиль
общения учителя
с
учениками.
Современные
нормы
требуют
от
учителя
демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и
чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия
родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за
физическим
здоровьем
ребенка.
Беседы
на
классных
часах,
выступления
медицинских
работников
на
родительских
собраниях—
это
тоже
относится
к
здоровьесберегающим
технологиям
.
Технология критического мышления. Критическое мышление – тот тип мышления, который
помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без
доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление –
необходимое условие свободы выбора, ответственности за собственные решения. Конструктивную
основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации
учебного процесса:
На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления
об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной
темы.
На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с
новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о
природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой
информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом
этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания
материала. Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые
знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в
них новые понятия. В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными
способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе
осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи
доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Проблемная технология – такая технология,
прикоторой, усвоение знаний и начальный этап
формирования интеллектуальных навыков происходит в процессе относительно самостоятельного
решения системы задач – проблем, в сотрудничестве с педагогом и учениками. Этот процесс
слагается из двух необходимых этапов:
Постановки практического или теоритического задания.
Этап
поиска
неизвестного
в
этой
проблемной
ситуации
путём
полного
или
частично
самостоятельного исследования.
Проблемная технология основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной
деятельности учеников, состоящей в поиске и решении вопросов. Необходимых для решения
ситуации незнания или проблемы.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: актуализации,
открытия новых знаний, при закреплении.
Для реализации проблемной технологии необходимы:
отбор актуальных задач;
владение диалоговой формой работы;
мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность учеников;
значимость предъявленной информации;
Используя проблемную технологию, учитель может направить, показать путь исследования
проблемы. Но этот путь обязательно завершится озарением: « Я знаю, как это сделать!» Такая
технология поддерживает высокий интерес к учёбе, мотивирует ученика, даёт прочные результаты
обучения.
Помимо педагогических технологий существует большое разнообразие приёмов, методов, форм
обучения в современной школе.
Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС
признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый
распространенный прием пассивных методов — лекция.
Активные
(АМО). Здесь
учитель
и
ученик
выступают
как
равноправные
участники
урока,
взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не
только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных
и эффективных.
Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики
должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных
решений.
Метод
проектов предполагает
самостоятельный
анализ
заданной
ситуации
и
умение
находить
решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и
приемы обучения по ФГОС.
Проблемный
метод —
предполагает
постановку
проблемы
(проблемной
ситуации,
проблемного
вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Метод
развития
критического
мышления
через
чтение
и
письмо (РКМЧП)
—
метод,
направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В
м е т о д и к е
п р е д л а г а е т с я
с в о я
с т р у к т у р а
у р о к о в ,
с о с т о я щ а я
и з
э т а п о в
вызова, осмысления и размышления.
Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и
ролевых игр, соревнований, исследований.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам
формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению
проблемы.
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули.
Размер
каждого
модуля
определяется
темой,
целями
обучения,
профильной
дифференциацией
учащихся, их выбором.
Выбор метода зависит от многих условий:
цели обучения;
уровня подготовленности учащихся;
возраста учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
оснащенности школы;
теоретической и практической подготовленности учителя.
На мой взгляд, выбор
определённых технологий позволяет достичь образовательных
результатов, предъявляемых ФГОС в современной школе.
Все перечисленные
технологии я
использую в своей работе. Они позволяют развивать метапредметные
результаты,
как этого
требует государственный образовательный стандарт. А через метапредметные результаты я веду
детей к предметным знаниям.
В основе современного образования находится личность – свободная. Цель всех технологий -
индивидуальное внимание, адресованное человеку.
Проблемное обучение, метод критического мышления позволяет мне учить детей работе с
информацией,
текстом,
не
только
сомневаться,
но
и
находить
способы
решения
различных
ситуаций.
Эти
методы
учат
работе
со
знаковой
системой,
возможностью
ориентироваться
в
незнакомой ситуации, использовать свои знания в разных науках, развивают творчество. При этом
позволяют личностным качествам, как и заложено стандартом, развиваться правильно.
Групповой метод учит вести диалог, слушать и слышать других, учит взаимовыручке, работе в
команде.
ООП включает в себя подпрограмму по формированию культурно – этических норм личности
школьника.
Поэтому здоровьесберегающие технологии не только соответствуют требованиям
программы ЗОЖ, но являясь частью любой технологии, обеспечивают формированию здоровой
личности не только физически, но и нравственно.
Педагогика сотрудничества наполняет смыслом деятельность, учит видеть человека, думать о
ближнем, формирует все УУД школьника.
Современный
педагог
обязан
уметь
работать
посредством
педагогических
технологий
обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и
качественное образование. При этом применение современных образовательных технологий на
уроках и во внеурочной деятельности повышает не только социальный, но и профессиональный
статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками. Кроме
того, никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования новых технологий
определяется изменением социального заказа общества и требованиями государства и бизнеса к
системе образования. Технологии, которые я использую в своей деятельности, направлены на
формирование
и
развитие
личности,
соответствующей
запросам
общества
и
способствуют
обеспечению
достойного
уровня
и
постоянному
совершенствованию
качества
образования.
Данные
технологии
органично
сочетаются
в
рамках
урока
и
во
внеурочной
деятельности
и
способствуют достижению поставленных целей и задач.