Автор: Мальцева Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17
Населённый пункт: г. Нерюнгри, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование сенсорного интеллекта детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Е.Б. Поспелова, воспитатель
МБДОУ №17 города Нерюнгри
Формирование сенсорного интеллекта детей раннего возраста
Сенсорное
воспитание
служит
основой
познания
мира.
Успешность
умственного,
физического,
эстетического
воспитания
в
значительной
мере
зависит
от
уровня
сенсорного
развития
детей.
Ранний
возраст
является
важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются фундаментальные
способности, определяющие дальнейшее развитие. В этот период появляются
такие
ключевые
качества,
как
познавательная
активность,
доверие
к
миру,
уверенность
в
себе,
доброжелательное
отношение
к
людям,
творческие
возможности, общая жизненная активность и многое другое.
Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза,
уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы.
Правильное
восприятие
предметов,
являющееся
самой
главной
умственной
работой ребенка, обусловлено деятельностью органов внешних чувств. Очень
интересно
высказывание
знаменитого
педагога
М.
Монтессори:
«Если
мы
понаблюдаем за трехлетним ребенком, то увидим, что он постоянно исследует
предметы с помощью рук… Через этот опыт, полученный в окружающей среде,
он перепроверяет в форме игры те вещи и впечатления, которые воспринял его
ум.
Через
работу
он
становится
сознательным
и
строит
свою
личность.»
Научить
детей
точно,
полно
и
расчлененно
воспринимать
предметы,
их
разнообразные свойства и отношения призвано сенсорное воспитание.
На
мой
взгляд,
сенсорное
развитие
–
это
удивительный
источник
обогащения
детского
словаря,
развития
интереса
к
такому
разнообразному
миру, совершенствования мышления и других психических процессов. От того,
как малыш слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во
многом зависит его нервно-психическое развитие.
Таким образом, высветилась проблема, над которой я решила провести
работу и поставила перед собой такую цель: формировать сенсорный интеллект
ребенка.
Поставив такую цель, я определила следующие задачи:
1.
Формировать
представление
детей
о
сенсорных
эталонах
–
форма,
величина, цвет.
2.
Учить обследовать, сравнивать и группировать предметы по назначению,
цвету, величине, форме.
3.
В процессе действий с предметами совершенствовать моторику пальцев и
координированных движений рук.
4.
Расширять и активизировать пассивный и активный словарь детей за счет
сенсорных свойств предметов.
Определив эти задачи, я условно разделила свою работу на две части:
подготовительную и основную.
Подготовительная часть состояла из четырех этапов:
1.
Обследование нервно-психического развития детей.
1
2.
Взаимодействие с родителями.
3.
Составление годичного тематического плана занятий по сенсорике.
4.
Создание предметно-развивающей среды.
1 этап. Проводя обследование нервно-психического развития детей, я
особое внимание уделяла оценке уровня сенсорного развития детей до 3х лет.
Использовала материалы Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной.
2 этап. Выяснила отношение родителей к данной проблеме. Проведенное
анкетирование подтвердило мое первоначальное впечатление, что родители не
уделяют
достаточного
внимания
сенсорному
развитию
детей.
Я
решила
выпустить
тематические
письменные
консультации
по
темам:
«Задачи
воспитания
и
обучения
детей
раннего
возраста»,
«Сенсорное
развитие
малышей», «Роль сенсорного развития на всестороннее развитие детей». Также
оформила
выставку
пособий
и
дидактических
игр
по
решению
задач
сенсорного развития детей с рекомендациями по их использованию.
3 этап. Составляя тематический план занятий на год, я учла следующие
виды
работ:
наблюдения,
игровые
упражнения,
группировка
предметов
по
сенсорным эталонам, действие с бросовым материалом. Работу вне занятий я
решила
планировать
ежедневно
с
учетом
тематического
плана
занятий
и
необходимой индивидуальной работы.
4 этап. Четвертым этапом работы было создание предметно-развивающей
среды в группе, стимулирующей исследовательские действия и пробуждающей
игровую активность детей. Я оборудовала в группе «Сенсорный центр», в
котором разместила разнообразные игры и пособия для ознакомления детей с
формой,
величиной,
цветом
–
это
разные
тематические
кубики-вкладыши,
пирамидки, матрешки, мозаики, пособия для шнуровки и застегивания пуговиц
и много другого. Все они имеют привлекательный вид. При подборе игр и
пособий я учитывала, чтобы все они оказывали развивающее и обучающее
действие
на
детей.
Здесь
мне
очень
помогли
родители:
мамы
изготовили
специальное панно-коврик по сенсорному развитию, с помощью которого дети
учатся манипулировать с разнообразными застежками, шнурками, липучками.
Одновременно упражняются в различении и назывании цветов спектра, форм и
знакомятся с сезонными явлениями природы. Кроме всего, игрушка интересна
малышам сама по себе. Папы сделали разные тематические кубики – вкладыши
(по
форме,
величине),
изготовили
пособия
для
таких
игр,
как:
«Зашнуруй
сапожек», «Цветные палочки», «Скати шарик с горки», «Разноцветные кубики».
Меня обрадовало, что все родители стали уделять больше внимания действиям
детей с предметами, чаще стали интересоваться успехами своих детей в д/саду,
больше приобретать игрушек, нужных для их развития.
Для себя я определила ряд правил общения с детьми: в яслях должно
быть больше «можно», чем «нельзя»; недопустимо делать за ребенка то, что он
может сделать сам; надо чаще ставить малыша в позицию выбора.
В
основной
части
я
выделила
три
направления,
по
которым
я
буду
проводить
свою
работу:
знакомство
с
формой;
знакомство
с
величиной;
знакомство с цветом. Проводя работу по всем трем направлениям, у меня
2
сложился
своеобразный
алгоритм
ознакомления
ребенка
с
сенсорными
эталонами.
Этот алгоритм позволяет точнее и конкретнее освоить каждый сенсорный
эталон.
На первом этапе работы я все пособия и игрушки разместила в доступном
для детей месте, на уровне их роста. Это, в первую очередь, яркие, красочные
предметы,
они
вызывают
познавательный
интерес
ребенка
и
желание
действовать с ними. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш
размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений
руки влияет на развитие его речи, интеллекта. Игры с предметами ставят
ребенка
перед
необходимостью
запоминать
и
воспроизводить
способы
действий,
которые
были
показаны
воспитателем.
В
процессе
работы
я
учитываю, что дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт
малыша, но и учат мыслить, развивают речь. В таких практических действиях,
как
соединение,
разъединение,
проталкивание,
нанизывание
предметов,
развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
На этом этапе я использую приемы сравнения, наложения, сопоставления путем
приложения.
Одно
и
то
же
занятие
я
повторяю,
но
с
разным
наглядным
материалом, или использую один и тот же материал, но меняю задание.
Обучение детей в форме игр-занятий с дидактическими игрушками и
материалом – это важнейший метод сенсорного развития. При ознакомлении
детей
с
формой
предметов
на
первом
этапе
я
вместе
с
детьми
обследую
предмет,
сопровождая
действия
пояснением.
Например,
в
занятиях
с
игрушками-вкладышами
я
сначала
обвожу
края
углублений
рукой
ребенка,
направляя ее.
– Здесь есть «такое» окошко (обводим квадратное отверстие), а есть еще и
«вот такое» окошко (круглое отверстие). Затем точно так же обводим контур
фигур и уже потом вкладываем фигуры в отверстия.
– «Нет шарика!» (кубика).
После
этого
предлагаю
детям
выполнить
самостоятельно
действия
сначала с шариком, затем с кубиком. Если дети не справляются с заданием, то
объясняю: «Это не то окошко, найди другое, куда надо опустить игрушку».
Я
сделала
вывод,
что
такие
игрушки-вкладыши,
в
которых
запрограммировано однозначное решение, целесообразны в то время, когда
дети только начинают приобретать навыки ориентирования в форме предметов.
Они дают возможность обучить детей определенным действиям и не позволяют
им уйти в сторону от поставленной перед ними задачей (в круглое отверстие не
входит квадратная фигура).
Я
считаю,
что
особого
внимания
заслуживает
методика
обучения
составления пирамидок из последовательно уменьшающихся колец, т.к. это
3
Называние формы,
величины, цвета
воспитателем
Повторение ребенком
за воспитателем
Называние ребенком
по словесному
образцу:
Что это? Какой?
вызывает наибольшее затруднение у детей раннего возраста. В действиях с
пирамидкой
я
использовала
такой
прием:
выкладывала
перед
ребенком
последовательную цепь колец, а затем направляла его руку к каждому колечку.
Ребенок механически выполнял мои указания, но как только я перестаю за ним
следить, так он сразу собирает пирамидку беспорядочно. Его привлекают новые
причудливые формы, разное цветовое сочетание колец.
Я
задалась
вопросом:
«Как
же
научить
детей
собирать
кольца
в
определенной последовательности?» И в этом мне помогли такие игрушки-
пирамидки с однозначным решением, запрограммированным в их конструкции,
которые
можно
собрать
в
одном
заданном
варианте.
В
таких
пирамидках-
«елочках» кольца не на цилиндрическом стержне, а на коническом. Такую
игрушку
можно
собрать
только
при
условии,
если
вначале
надеть
самое
большое кольцо, затем поменьше и, наконец, маленькое.
На втором этапе переходим к группировке предметов по форме, величине,
цвету, обучая детей простейшим приемам нахождения тождества и различия
предметов. Здесь я использую такие игры, как: «Сложи шарики в корзину, а
кубики – в коробку», «Найди пару», «Кубики-вкладыши», «Собери цветок» и
другие. Когда дети научатся отбирать, группировать предметы по одному из
признаков (форма, величина, цвет), я обучаю нахождению предметов по двум
признакам, например: «Дай мне большую куклу в красном платье». Далее – по
трем признакам, например, прошу ребенка найти среди больших и маленьких
разноцветных кубиков и шариков нужный. При ознакомлении детей с цветом
предметов, я перехожу к обучению называния основных цветов детьми. Также
на этом этапе я знакомлю детей с характеристиками величин:
1.
«Широкий, узкий» используя прием сравнения, приложения; например: «По
узкой дорожке будет гулять киска, а по широкой – собачка, или: «Узкий
бантик завяжем зайчику, а широкий – слонику».
2.
«Высокий, низкий» - «Найди высокий (низкий) домик», «Покажи сначала
высокую пирамидку, потом низкую», если дети затрудняются, то предлагаю
сравнить, приставив предметы рядом.
3.
«Короткий, длинный» - «Короткую палочку положим в коробку, а длинную в
корзинку», «Давай построим короткий забор для уточки, а длинный для
цыпленка» и др.
Чтобы увлечь, заинтересовать детей, я использую: сюрпризные моменты –
в гости к детям приходят различные игрушки (кукла, зайка, мишка, матрешка),
куклы-бибабо;
настольный
театр;
художественное
слово
–
потешки,
стихи
(«Мячик», «Лошадка», «Паровоз», «Самолет построим сами» и др.), пение
песенок
(«Маленькие
ножки
шагают
по
дорожке»,
«Мы
матрешки»…);
подвижные игры.
Но,
все
же,
используя
на
занятиях
такие
методы
обучения
как
обследование, подражание, пассивные движения, я заметила, что дети часто
усваивают действия либо неправильно, либо частично. Не успев толком понять
смысл действия, ребенок начинает активно действовать с предметом сначала
подражая мне, а потом просто манипулирует с предметами: бросает фигурки,
стучит ими по столу. Для того, чтобы подражание было не чисто внешним, а
4
перешло к более осмысленному, я все показы действий сочетаю с пояснениями.
Например, в игре «Найди такой же квадрат» ребенку нужно выбрать из двух,
трех
различающихся
по
форме
фигур
нужную.
Если
ребенок
выбирает
неправильно, то я использую такой прием как: «А Зайка обиделся, ты ему дал
не
такую
игрушку,
какую
он
просил,
он
хочет
только
«вот
такую»,
«это
квадрат». Затем спрашиваю ребенка: «Какую игрушку надо Зайке?» - «Вот
такую». «Что ты взял? – квадрат» и т.д. Не все дети усваивают одинаково
знания формы, поэтому я уделяю большое внимание индивидуальной работе с
детьми,
поясняя
свои
действия,
я
побуждаю
ребенка
к
проговариванию
названий
предметов,
действий
с
ними,
задаю
вопросы:
«Что
это
такое?»,
«Какую фигурку ты взял?», «На что это похоже?» и др.
В действиях с предметами я использую такой алгоритм:
Работая с детьми по развитию сенсорного восприятии, я также учитывала
рекомендации
М.
Монтессори:
после
длительных
действий
с
предметами
нужно закрепить приобретенные навыки и ввести определение действий:
1.
Воспитатель указывает на предмет и ясно, четко называет его.
2.
Воспитатель
называет
предмет,
ребенок
должен
указать
на
соответствующий предмет и дать его воспитателю.
3.
Воспитатель указывает на предмет и просит ребенка назвать его.
Формируя
представления
детей
о
сенсорных
эталонах,
я
учитывала
основной принцип дидактики: от простого к сложному.
Через
год
работы
по
данной
теме
я
сделала
для
себя
вывод,
что
достигнуты ощутимые результаты: у детей увеличился словарный запас, они
более уверенно действовали с разными предметами, стали общительнее друг с
другом.
Я
считаю,
что
основа
основ
умственного
воспитания
маленького
ребенка – сенсорное развитие, т.к. оно влияет на всестороннее развитие детей.
Список используемой литературы
1.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б.; Воспитание сенсорной культуры
ребенка от рождения до 6 лет.- М.:Просвещение,1998.-144с.
2.
Пилюгина
Э.Г.
Занятия
по
сенсорному
воспитанию
с
детьми
раннего
возраста.- М.: Просвещение, 1983.-000с.
3.
Печора
К.Л.,
Пантюхина
Г.В.,
Голубева
Л.Г.
Дети
раннего
возраста
в
дошкольных учреждениях.- М.: Просвещение, 1986.-144с.
4.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под редакцией
Новоселовой С.Л. Изд. 3-е, испр. М.: «Просвещение», 1977.-176с.
5.
Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3
года).- М.: Мозаика-Синтез, 2007.-56с.
5
Показ способа
действия
воспитателем
Действия вместе с
ребенком
Выполнение
действия ребенком
по словесному
предложению