Автор: Фадеева Любовь Васильевна
Должность: преподаватель социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: КГА ПОУ "Дальневосточный технический колледж"
Населённый пункт: город Уссурийск, Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА – ДИСКУССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЛОСОФИИ
Раздел: среднее профессиональное
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА – ДИСКУССИИ НА
ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЛОСОФИИ»
Уссурийск, 2016
РАССМОТРЕНА
на заседании кафедры среднего полного
общего образования
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебно-
Протокол № 6 от «24» февраля 2016 г.
методической и научной работе
Заведующая кафедрой
__________________Л.В. Фадеева
______________Н.С. Домашенко
«25» февраля 2016 г.
Автор:
Л.В.
Фадеева,
преподаватель
социально-экономических
дисциплин
Данная
методическая
разработка
содержит
оригинальную
научно-
методическую
информацию,
позволяющую
сделать
образовательный
процесс обучающихся технологичным и управляемым. Использование новых
технологий
обеспечивает
качественную
подготовку
специалистов.
В
разработке представлена современная технология организации и проведения
семинара по философии.
Методическая
разработка
предназначена,
в
первую
очередь,
для
преподавателей
философии,
а
также
рекомендуется
всем
тем,
кто
заинтересован в эффективном решении проблем применения современных
педагогических технологий.
2
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..4
1.Методика организации и проведения семинара – дискуссии………..6
1.1 Сущность семинара…………………………………………………..6
1.2 Функции семинара……………………………………………………8
1.3 Особенности проведения семинара – дискуссии…………………...8
1.4 Подготовка преподавателя к семинарским занятиям……………...11
1.5 Подготовка обучающихся к семинарам……………………………14
1.6 Критерии оценки семинарского занятия……………………………16
2.
Практические
задания
по
философии
для
студентов
всех
специальностей…………………………………………………………..17
2.1 Цель семинарских занятий…………………………………………...17
2.2 Перечень практических занятий по философии……………………18
3.Разработка конспекта семинара-дискуссии…………………………..28
Заключение……………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………………………………35
3
Введение
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший - учит её находить»
А. Дистервег
С е год н я
п е р е д
о б щ е с т в ом
и
в
п е р ву ю
оч е р е д ь
п е р е д
образованием,
стоят
огромные
задачи
по
подготовке
человека
нового
времени,
который
будет
жить
совершенно
в
д р у г и х
условиях,
чем
его
родители,
решать
иные
проблемы,
стоящие
перед
страной.
Изменилась
и
цель
образования.
Она
состоит
не
только
в
накоплении
суммы
знаний,
умений
и
навыков,
а
в
подготовке
обучающегося
как
субъекта
своей
образовательной
деятельности.
Необходимо
готовить
молодых
людей
к
жизни
в
условиях
рынка,
следовательно,
наши
выпускники
должны
быть
инициативными,
творче скими,
предприимчивыми
л и ч н о с тя м и ,
умеющими
выбирать
лучшие,
оптимальные
варианты
из
т е х ,
к о т о р ы е
п о с т а в и т
п е р е д
н и м и
д е й с т в и т е л ь н о с т ь ,
заинтере сованными
во
всё
более
само стоятельном
п о з н а н и и .
Поэтому
сегодня
изменилось
отношение
преподавателя,
как
к
смыслу
учебной
деятельности,
так
и
к
студентам,
остро
стоит
вопрос
об
организации
учебного
процесса,
направленного
на
развитие
творческих
способностей
учащихся.
Но
есть
одна
большая
проблема,
с
которой
сталкиваются
все
п р е п од а ват е л и ,
п р е п од а ю щ и е
н е
с п е ц и а л ь н ы е
д и с ц и п л и н ы .
Гуманитарное знание небезосновательно считают находящимся в кризисной
ситуации.
Не секрет, что студенты на занятиях не всегда испытывают
интерес к философии, особенно это касается инженерных специальностей,
где
ребята
привыкли
к
получению
точного
результата
в
процессе
эмпирических исследований. Главный
вопрос,
который
они
задают:
«А
зачем
нам
нужна
философия?»
У
них
появляются
сомнения
в
пользе
этого
предмета
для
дальнейшей
жизни.
Изучение
данного
предмета
для
них
представляет
собой
процесс
запоминания
некоторого
объема
информации
по
определенным
разделам,
что
не
может
способствовать
развитию
интереса
к
изучаемой
дисциплине,
а
также
абстрактного мышления, логики, умения самостоятельно анализировать и
обобщать полученные знания.
Очевидно, что занятия по философии необходимо организовывать так,
чтобы они смогли заинтересовать студентов, помогли развить их логические
способности,
творческий
потенциал
и
критическое
мышление.
4
Однако
не
всегда
это
получается.
Поэтому
учащиеся
ссылаются
на
однообразные
занятия,
не
интересность
заданий.
К а к
ж е
с о з д а т ь
а т м о с ф е р у
т в о р ч е с т в а
н а
з а н я т и и ,
заинтересовать
учащихся
учебным
материалом,
пробудить
у
них
желание
самим
разобраться
в
том
или
ином
вопро се,
н ай ти
правильное
решение,
обосновать
верность
своего
варианта
ответа?
В
настоящее
время
не
только педагогов,
но
и
обучающихся
не
устраивают
традиционные
формы
и
методы
организации
учебно-
воспитательного процесса.
Поэтому в последнее время в педагогике, так же как и во многих
других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы.
Преподаватели ищут новые формы и методы, разрабатывают технологии. В
своей работе я стараюсь находить такие методы ведения занятий, которые
вызывали бы наибольший интерес у студентов. Одним из таких активных
методов считаю семинар-дискуссию.
5
1.
Методика организации и проведения семинара – дискуссии
1.1Сущность семинара
Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и римских
школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и
заключениями преподавателей.
Семинар
(лат. seminarium
—
буквально:
"рассадник",
"теплица")
—
форма
учебно-практических
занятий,
при
которой
учащиеся
(студенты,
стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по
результатам
учебных
или
научных
исследований
под
руководством
преподавателя.
Преподаватель
в
этом
случае
является
координатором
обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной.
Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до
обсуждения
для
детального
ознакомления,
изучения.
Цели
обсуждений
направлены
на
формирование
навыков
профессиональной
полемики
и
закрепление обсуждаемого материала.
Семинар - это такая форма организации обучения, при которой на этапе
подготовки
доминирует
самостоятельная
работа
учащихся
с
учебной
литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов,
проблем
и
задач,
а
в
процессе
семинара
идут
активное
обсуждение,
дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством преподавателя
делают
обобщающие
выводы
и
заключения.
Успешное
усвоение
курса
философии требует систематической самостоятельной работы и активного
участия
студентов
в
работе
семинара.
Проблема
качества
повышения
профессиональной
подготовки
специалиста
среднего
звена
занимает
доминирующее
положение,
поскольку
постоянно
изменяющиеся
экономические и социальные условия требуют соответствующих методик и
технологий, позволяющих добиваться высокого качества специалиста при
меньших
затратах
времени.
Практические
(семинарские)
занятия
—
это
разнообразные
формы
деятельности
студентов
по
освоению
различных
проблем философского познания, в том числе, в области науки и техники.
Комплексность данной формы занятий определяется тем, что в ходе
его
проведения
сочетаются
выступления
обучающихся
и
преподавателя;
положительное толкование (рассмотрение) обсуждаемой проблемы и анализ
различных,
часто
дискуссионных
позиций;
обсуждение
мнений
обучающихся
и
разъяснение
(консультация)
преподавателя;
углубленное
изучение
теории
и
приобретение
навыков
умения
ее
использовать
в
практической работе.
Особенностью
семинарского
занятия,
как
формы
коллективной
теоретической
работы,
является
возможность
равноправного
и
активного
6
участия
каждого
обучающегося
в
обсуждении
теоретических
позиций,
предлагаемых
решений,
в
оценке
их
правильности
и
обоснованности.
Активное взаимодействие с сокурсниками раскрепощает студентов, снижает
психологическую боязнь общения и повышает его продуктивность [А.А.
Вербицкий].
В
такой
работе
обучающийся
получает
возможность
для
целеобразования
и
построения
образовательного
процесса.
Это
обусловливает
высокий
уровень
его
интеллектуальной
и
личностной
активности и включенности в учебный процесс. Для успешного проведения
продуктивной
дискуссии
необходимы
те
знания,
которые
обучающиеся
приобрели
на
предшествующей
лекции
и
во
время
внеаудиторной
деятельности.
Успех
семинара-дискуссии
также
зависит
от
умения
преподавателя организовать ее, обучить студентов умению дискутировать. В
целом, он должен так руководить дискуссией, чтобы они хорошо усвоили
теоретический материал, приведенный на лекции, и умели его применять, как
в процессе обучения, так и в будущей профессиональной деятельности.
Главная
цель
семинарских
занятий
-
обеспечить
студентам
возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического
знания.
На семинарах решаются следующие педагогические задачи:
-развитие творческого профессионального мышления;
-познавательная мотивация;
-профессиональное использование знаний в учебных условиях:
-овладение языком соответствующей науки;
-навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;
-овладение
умениями
и
навыками
постановки
и
решения
интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки
зрения.
Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие
частные задачи, как:
-повторение и закрепление знаний;
-контроль;
-педагогическое общение.
Семинар
обычно
является
завершающим
звеном
в
изучении
блока
взаимосвязанных
тем
дисциплины.
Во
время
его
проведения
подводятся
итоги работы преподавателя, читающего лекции, и самостоятельной работы
обучающихся.
Большим
плюсом
при
проведении
семинарских
занятий
считаю то, что в процессе обсуждения конкретных проблем вырисовываются
новые
аспекты,
углубляется
обоснование,
выдвигаются
положения,
не
привлекшие ранее внимания студентов.
7
По
своему
назначению
семинарское
занятие,
в
процессе
которого
обсуждается та или иная проблема, способствует:
-углубленному
изучению
определенного
раздела
дисциплины,
закреплению знаний;
-выработке
аналитических
способностей,
умения
обобщения
и
формулирования выводов;
-приобретению
навыков
использования
научных
знаний
в
практической деятельности;
-выработке
умения
кратко,
аргументировано
и
ясно
излагать
обсуждаемые вопросы;
-осуществлению контроля преподавателя за ходом обучения.
1.2 Функции семинара
Основной
и
ведущей
функцией
семинара
является
функция
познавательная. Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения
на
семинаре
конкретных
проблем
вырисовываются
новые
аспекты,
углубляется
обоснование,
выдвигаются
положения,
не
привлекшие
ранее
внимания студентов. Даже само углубление знаний, движение мысли от -
сущности первого порядка к сущности второго порядка сообщают знаниям
студентов более осмысленное и прочное содержание, поднимают их на более
высокую ступень.
Воспитательная функция семинара вытекает из его познавательной
функции, что свойственно всему учебному процессу. Глубокое постижение
величайшего
теоретического
богатства,
формирование
философского
мировоззрения
необходимо
связаны
с
утверждением
гуманистической
морали, современных эстетических критериев. Воспитательные возможности
науки,
разумеется,
не
реализуются
автоматически.
Ими
нужно
умело
воспользоваться
при
организации
самостоятельной
работы
студентов,
в
содержательной и гибкой методике семинарских занятий.
Н а к о н е ц ,
с е м и н а р у
п р и с у щ а
и
ф у н к ц и я контроля
з а
содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы
студентов, являющаяся вспомогательной по отношению к вышеназванным
функциям.
1.3
Особенности
проведения
семинара
–
дискуссии.
Семинар
-
дискуссия по философии – это такой вид учебного занятия, при котором в
результате
предварительной
работы
и
преподавателя
и
студентов,
в
обстановке
их
непосредственного
и
активного
общения,
в
процессе
выступлений
студентов
по
вопросам
темы,
возникающей
между
ними
дискуссии, решаются задачи познавательного и воспитательного характера,
8
формируется
мировоззрение,
прививаются
практические
навыки,
необходимые для становления квалифицированных специалистов.
При
условии
соблюдения
требований
методики
их
проведения
семинары выполняют многогранную роль:
-стимулируют регулярное изучение студентами первоисточников;
-закрепляют
знания,
полученные
студентами
при
прослушивании
лекции и самостоятельной работе над литературой;
-расширяют
круг
знаний
благодаря
выступлениям
товарищей
и
преподавателя на занятии;
-позволяют
студентам
проверить
правильность
ранее
полученных
знаний, вычленить в них наиболее важное, существенное;
-способствуют
превращению
знаний
в
твердые
личные
убеждения,
рассеивают сомнения, которые могли возникнуть на лекциях и при изучении
литературы, в результате дискуссии;
-прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления
по
теоретическим
вопросам,
оттачивают
мысль,
приучают
студентов
свободно
оперировать
терминологией,
философскими
понятиями
и
категориями;
-создают
широкие
возможности
для
осознания
и
использования
философии
как
метода
познания
и
преобразования
мира,
применения
наиболее общих законов и категорий, философских принципов к анализу
общественных явлений и научных проблем;
-предоставляют
возможность
преподавателю
систематически
контролировать
уровень
самостоятельной
работы
студентов
над
первоисточниками, другим учебным материалом, степень их внимательности
на лекциях;
-позволяют
изучить
мнения,
интересы
студентов,
служат
средством
контроля
преподавателя
не
только
за
работой
студентов,
но
и
за
своей
собственной как лектора и руководителя семинара, консультанта и т. д.
Такой семинар организуется как процесс диалогического общения
студентов.
В
ходе
него
происходит
формирование
опыта
совместного
обсуждения
и
разрешения
теоретиче ских
проблем,
р а з в и т и я
профессионального
мышления
будущего
специалиста.
Особенностью
семинара
-
дискуссии
является
возможность
равноправного
и
активного
участия
каждого
обучающегося
в
обсуждении
теоретических
позиций,
предлагаемых решений, в оценке их правильности и обоснованности. Для
успешного
проведения
продуктивной
дискуссии
необходимы
те
знания,
которые обучающиеся приобрели на предшествующей лекции и во время
внеаудиторной
работы.
Опытные
преподаватели,
формируя
атмосферу
9
творческой
работы,
ориентируют
студентов
на
выступления
оценочного
характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных
тем,
заслушиванием
рефератов.
Преподаватель
дает
установку
на
прослушивание
или
акцентирует
внимание
студентов
на
оценке
и
обсуждении в зависимости от тематики и ситуации. Поэтому тему семинара и
вопросы
для
обсуждения
студенты
получают
заранее,
для
детального
ознакомления и изучения. Кроме темы, обычно предлагаю обучающимся и
список
литературы
для
подготовки,
который
не
является
строго
обязательным. Сегодня имеется огромное информационное поле, и студенты
имеют возможность для подготовки к семинарским занятиям, использовать
различные источники информации.
Преподаватель
управляет
дискуссией
и
распределяет
роли.
Неуверенным
в
себе,
некоммуникабельным
студентам
предлагаются
частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать
психологическое ощущение успеха.
Одним из условий проведения подобного семинара является желание
самого студента подготовиться к занятию. Принято считать, что если студент
пришел учиться, то он однозначно заинтересован участвовать во всех формах
учебы. В действительности все не так просто. Преподаватель стимулирует
учебу студента приближением итоговой аттестации - зачета или экзамена.
Проблемные звенья этой методики:
- преподаватель должен хорошо представлять, что нужно знать студенту
по предмету;
- студент должен быть уверен, что, не овладев этими знаниями, он не
сможет работать по специальности.
Наиболее
распространенной
сегодня
методикой
проведения
семинарского
занятия
является
индивидуально-ориентированная
схема
«вопрос
-
ответ».
Основной
ее
недостаток
-
невозможность,
точнее
затруднение,
вызвать
широкую
проблемную
дискуссию,
которая
бы
охватывала всех студентов. Но даже если это и удается, то при проведении
дискуссии
по-прежнему
остается
неясным
уровень
подготовленности
конкретного
студента.
Поэтому
при
проведении
семинарских
занятий,
я
стараюсь использовать различные формы контроля: небольшие тесты (10 – 12
вопросов),
устный
краткий
опрос,
выполнение
индивидуальных
заданий
(например,
подготовить
биографию
философа,
краткую
аннотацию
его
произведения
и
т.д.).
Темп
проведения
таких
занятий
очень
высокий,
динамичный, что сразу же позволяет настроиться студентам на активную
работу.
10
Оживлению
семинара,
а
значит
его
активизации,
повышению
познавательного
и
воспитательного
потенциала
способствуют
решение
проблемных ситуаций, введение в его структуру игровых приемов. С этой
целью на семинаре часто использую логические задачи,
письменные и
устные понятийные диктанты и т.д.
Правила проведения дискуссии:
1. Перед тем, как спорить, подумайте, что именно вы хотите сказать.
2.
Если
вы
присутствуете
на
диспуте,
обязательно
выскажитесь
и
аргументируйте свое мнение.
3.
Говорите
на
доступном
языке,
по
возможности
логично
и
последовательно, не повторяйтесь.
4. Говорите только то, что вас интересует, что вы знаете наверняка, не
стоит утверждать того, в чем вы не уверены, чтобы не оказаться в смешном
положении.
5. Учитывайте, что самые лучшие доказательства – это всегда точные
факты и данные.
6. Уважайте тех, кто спорит с вами. Формирование умения учитывать
существование
иного
мнения
и
других
взглядов
может
пригодиться
студентам в их практической деятельности.
Семинар-дискуссию возможно провести также в форме ролевой или
деловой игры. В зависимости от содержания обсуждаемого материала, цели и
задач
семинара,
возможно
введение
роли
ведущего,
рецензента,
логика,
психолога, эксперта и т.п. Другие участники могут следить за ходом мысли и
задавать
вопросы,
активно
включаться
в
общение
на
любом
этапе,
высказывать свои мнения и оценки, дополнять выступающего, высказывать
критические замечания по предмету спора.
1.4 Подготовка преподавателя к семинарским занятиям. В начале
изучения дисциплины на вводных занятиях всем обучающимся я даю планы
семинарских занятий, их тематику, рекомендуемую литературу; определяю
цели и задачи её изучения, обеспечиваю их методическими материалами для
своевременной подготовки к занятиям. Во время лекций, связанных с темой
семинарского
занятия,
обращаю
внимание
обучающихся
на
то,
что
необходимо
дополнительно
изучить
при
подготовке
к
семинару
(первоисточники, учебную литературу, статьи в периодических журналах и т.
д.).
Обязательно комментирую основные вопросы плана семинара. Это
помогает
студентам
быстро
находить
нужный
материал
к
каждому
из
вопросов, не задерживаясь на второстепенном.
11
Начиная подготовку к семинарскому занятию, прежде всего, указываю
студентам
страницы
в
конспекте
лекций,
разделы
учебников
и
учебных
пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы
в изучаемом курсе. Затем рекомендую им поработать с дополнительной
литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
Важно
развивать
у
студентов
умение
сопоставлять
источники,
продумывать изучаемый материал.
На подготовительном этапе семинара ряд студентов может получить
задание - подготовить рефераты и выступить с тезисами, а для постановки
перед группой определяются вопросы.
Чтобы подготовить и провести дискуссию на семинарском занятии,
необходимо:
продумать цели семинара по данной теме;
отобрать и сформулировать основные вопросы семинара.
Если предусмотрен реферат, то:
сформулировать темы реферата и назначить докладчика;
оказать помощь в составлении плана реферата и его написании;
предоставить слово докладчику для выступления с рефератом;
сформулировать
дополнительные
вопросы
для
развёртывания
дискуссии на семинаре;
подготовить практические задания;
комментировать
ход
обсуждения
в
форме
реплик,
замечаний,
вопросов, поправок, дополнений и разъяснений;
подвести итоги семинара;
сделать выводы на будущее (для изучения очередной темы).
Если
к
семинару
студенты
не
готовили
докладов,
то
обычно
предлагается выступить всем желающим. Но на случай отсутствия таковых
необходимо заранее наметить, кого следует вызвать в обязательном порядке.
Если
же
выступить
захотели
несколько
студентов,
рекомендуется
предоставить слово слабейшему из них. Когда первым выступает сильный,
хорошо
подготовленный
студент,
то
его
исчерпывающий
ответ
может
исключить всякую активность по обсуждаемому вопросу. Выступление же
слабого или среднего студента всегда оставляет место для дополнений и
уточнений, а это необходимое условие активности других студентов.
В ходе первого выступления следует:
внимательно
следить
за
речью
студента,
запоминая
или
записывая ее достоинства и недостатки;
не исправлять допущенные студентом в ходе ответов недостатки
и
ошибки,
кроме
произношения
отдельных
слов,
однако,
если
он
12
отклоняется от существа вопроса, следует направить его выступление в
нужное русло;
не допускать, чтобы первое выступление было очень долгим,
иначе может рассеяться внимание остальных;
напоминать
присутствующим,
чтобы
они
сосредоточенно
слушали
своего
сокурсника
и
записывали,
по
поводу
чего
сами
будут
выступать на семинаре.
После
того
как
первый
студент
закончит
свое
выступление,
не
рекомендуется задавать ему возникшие дополнительные вопросы, их следует
ставить
перед
всей
группой.
Перед
тем
как
сформулировать
вопрос,
представляется не лишним привлечь внимание группы, обратившись к ней,
примерно, с такими словами: «Вопрос всей группе...».
Постановка
ряда
вопросов
необходима
и
тогда,
когда
никто
не
выражает
желания
дополнить
предыдущее
выступление.
Если
же
такие
студенты есть, им следует предоставить возможность выступить так, как они
хотят. Это позволяет видеть, насколько внимательно группа слушала первого
оратора, и в то же время повышает общую инициативу.
В ходе семинара необходимо следить, чтобы не было повторений в
ответах, отмечать, какие из пробелов, допущенные в первом выступлении,
устранены. Затем следует поставить перед группой те вопросы, которые
были упущены всеми или неверно освещены. Если же по ним не найдется
желающих выступить, то можно вызвать, для ответа конкретных студентов.
Труднее организовать активное обсуждение темы, когда группа слабо
подготовлена.
В
таких
случаях
сразу
приходится
задавать
наводящие
вопросы, и успех семинара во многом зависит от того, насколько умело это
будет сделано.
Дополнительные вопросы не только должны быть четкими и ясными,
но и вызывать у студентов стремление высказаться. С этой целью очень
полезно развернуть дискуссию, для чего обратиться к аудитории и спросить,
все ли согласны с каким-либо неверным (а иногда и верным) положением,
нет ли другого мнения по этому поводу. Иногда предложение высказаться,
можно адресовать конкретным студентам.
Оживлению
семинара,
а
значит
его
активизации,
повышению
познавательного
и
воспитательного
потенциала
способствуют
не
только
проблемные ситуации, но и введение в его структуру игровых приемов. С
этой целью на семинаре правомерно использовать тесты, логические задачи,
письменные и устные понятийные диктанты и т.д.
Подводя итоги занятия, оцениваю выступления студентов, указываю
на
недостатки, но стараюсь делать это так, чтобы мотивировать желание
13
выступать на следующем семинаре. Особый такт нужен в отношении слабых
студентов
или
тех,
кто
предпочитает
отмалчиваться.
Если
своевременно
отметить, пусть даже небольшой, прогресс в их знаниях или умении излагать
свои мысли, если осторожно и в известной мере «авансом» похвалить, это
укрепит их веру в свои силы, повысит дальнейшую активность.
По окончании семинара выставляю оценки не только за основные
выступления, но и за дополнения к ним. Всегда положительно отзываюсь о
посредственных
или
даже
плохих
знаниях
студентов,
проявивших
инициативу
на
занятии.
Однако
тем
студентам,
которые
на
семинаре
«отмалчивались» и не принимали никакого участия в работе, я всегда ставлю
«неудовлетворительно».
Всегда провожу анализ ошибок, допущенных на семинаре, что дает
материал
для
дальнейшего
совершенствования
и
содержательной,
и
методической частей семинара, разработки собственных тем.
Всегда провожу анализ ошибок, допущенных на семинаре, что дает
материал
для
дальнейшего
совершенствования
и
содержательной,
и
методической частей семинара, разработки собственных тем.
1.5 Подготовка студентов к семинарскому занятию
Опытные
преподаватели,
формируя
атмосферу
творческой
работы,
ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии,
сочетая
их
с
простым
изложением
подготовленных
тем,
заслушиванием
рефератов.
Учитывая
личностные
качества
студентов,
преподаватель
управляет
дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным
студентам
предлагаются
вопросы,
дающие
возможность
выступить
и
испытать психологическое ощущение успеха. В организации семинарских
занятий реализуется принцип совместной деятельности.
Коллективные усилия могут повысить эффективность усвоения знаний.
Кроме того семинар – диспут эффективен в том случае, когда проводится как
заранее
подготовленное
совместное
обсуждение
выдвинутых
вопросов
каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной
группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у
студентов.
Такое
проведение
семинаров
обеспечивает
контроль
за
усвоением
знаний и способствует развитию научного мышления студентов.
Семинар-диспут
накладывает
определенные
требования
к
качеству
подготовки, когда студентам очевидно нужно:
1) познакомиться с рекомендованной литературой;
2) рассмотреть различные точки зрения по вопросу;
14
3) выделить проблемные области;
4) сформулировать собственную точку зрения;
5) предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный
вопрос.
При такой подготовке семинарское занятие пройдет на необходимом
методологическом уровне и принесет интеллектуальную пользу всей группе.
Нужно еще и правильно оценить вопрос, который подготавливается для
выступления на семинарском занятии. В свою очередь, правильный и четкий
ответ на него можно дать с помощью соответствующей литературы.
Поиски необходимой литературы — продолжительный труд. Значение
его огромно, так как от полноты изучения опубликованного материала будет
зависеть качество учебно-исследовательской или научно-исследовательской
работы. Необходимо изучить электронную базу данных по проблеме.
Перечень
требований
к
любому
выступлению
студента
примерно
таков:
связь выступления с предшествующей темой или вопросом;
раскрытие сущности проблемы;
методологическое
значение
для
научной,
профессиональной
и
практической деятельности.
Разумеется, студент не обязан строго придерживаться такого порядка
изложения, но все аспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит
выступлению необходимую полноту и завершенность.
Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть
существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то
же время не быть слишком «специализированными».
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики.
Четкое
вычленение
излагаемой
проблемы,
ее
точная
формулировка,
неукоснительная
последовательность
аргументации
именно
данной
проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования,
безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации,
правильное и содержательное использование понятий и терминов.
1.6 Критерии оценки семинарского занятия. Существует ряд критерий
оценки семинарского занятия, по которым можно определить продуктивность
проведенного мероприятия.
Целеустремленность
-
четкое
и
аргументированное
выдвижение
научной
проблемы,
попытка
соединить
теоретический
материал
с
его
практическим использованием в будущей профессиональной деятельности.
15
Планировка - выделение и сообщения студентам главных вопросов,
связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке
литературы.
Организация семинара - умение начинать и поддерживать дискуссию,
конструктивный
анализ
всех
ответов
студентов,
оп ти ма л ь н ая
информативность и наполненность учебного времени обсуждением проблем.
Стиль проведения семинара - оживленный, с постановкой актуальных
вопросов,
наличие
элементов
дискуссии,
или
вялый,
не
вызывающий
интереса.
Отношение
преподавателя
к
студентам
-
у в а ж и т е л ь н о е ,
уравновешенное,
толерантное,
справедливо
требовательное
или
безразличное.
Отношение студентов к занятию - заинтересованное, конструктивно
критическое или отрицательное.
Качество управления группой - преподаватель быстро устанавливает
контакт
с
участниками
семинара,
уверенно
и
свободно
держится,
взаимодействие с группой носит педагогически целесообразный характер и
охватывает
всех
студентов
или,
наоборот,
преподаватель
делает
много
замечаний,
разговаривает
на
повышенных
тонах,
опирается
в
работе
на
некоторых студентов, а другие остаются пассивными.
Комментарии
и
выводы
преподавателя
-
квалифицированные,
доказательные, убедительные, или неквалифицированные, несущественные,
не содержат в себе никаких рекомендаций.
Знания студентов, обнаруженные на семинарах и других практических
занятиях, должны комментироваться и обязательно оцениваться.
2
.
Практические
задания
по
философии
для
студентов
всех
специальностей
2.1 Цель семинарских занятий
Цель семинарских занятий — формировать научное мировоззрение и
диалектическую
культуру
творческого
мышления
студентов,
развивать
критичность
самосознания,
вырабатывать
умение
аргументировано
вести
дискуссию,
прививать
навыки
устного
выступления,
научить
применять
16
общие философские принципы к анализу общественных явлений и данных
специальных наук.
Одним
из
видов
учебной
работы,
способствующей
раскрытию
творческой
индивидуальности
студента,
может
служить работа
над
рефератом как видом его учебно-исследовательской деятельности в процессе
подготовки
к
зачету
или
экзамену
по
теоретическому
курсу
изучаемой
дисциплины. Подготовка докладов и рефератов предполагает составление
плана,
подбор
литературы
(не
менее
трех
источников).
Текст
должен
содержать ссылки на используемую литературу. Средний объем — не менее
10 машинописных страниц. При подготовке данной работы использование
только учебников и справочных пособий запрещено. Участие в коллективном
обсуждении
сообщения
предполагает
готовность
студентов
к
занятию,
знакомство с лекционным и учебным материалом по данной теме.
Вопросы
для
самоконтроля позволят студенту адекватно определить
уровень усвоения материала и укажут темы или некоторые аспекты вопросов,
которые требуют более тщательной подготовки.
Контрольные
тесты,
охватывающие
все
разделы
и
темы
курса,
выступают как объективная форма контроля и оценки знания, основанного на
обязательном
минимуме
требований.
Понимание
теста
как
инструмента
стандартизированной
процедуры
проведения
и
заранее
спроектированной
технологии обработки и анализа результатов позволяет выделить следующие
подтверждения его эффективности:
-
качество
и
объективность
оценивания,
которая
достигается
в
результате
процедуры
проведения
тестирования
и
проверки
показателей
качества в целом;
-
стандартизованная форма оценки, используемая в тестах, позволяет
соотнести
уровень
достижений
студентов
по
дисциплине
в
целом
и
по
отдельным
его
разделам
с
определенными,
фиксируемыми
программой,
требованиями к усвоению дисциплины;
-
каждый ответ оценивается на основе его сопоставления с заранее
заложенной
шкалой,
исключая
сравнение
ответов
студентов.
Студенты
находятся в равных условиях, к ним предъявляются одинаковые требования.
-
студент
выполняет
задание,
охватывающее
все
темы
и
разделы
курса.
-
оценка
основывается
на
обязательном
минимуме
требований
к
знаниям, умениям и навыкам студентов.
Практический
раздел
содержит
вопросы
для
обсуждения
по
темам
семинарских занятий, список основных терминов к каждой теме, возможные
темы рефератов, вопросы для самопроверки и контрольные тесты. Особо
17
следует
уделить
внимание
выполнению
заданий,
направленных
на
формирование общих компетенций, которые определены требованиями по
подготовке специалиста среднего звена.
2.2 Перечень практических занятий по философии
Тема 1. Понятие философии, ее смысл и предназначение
Вопросы для обсуждения:
1.
Философия и мировоззрение.
2.
Исторические
формы
мировоззрения
(сравнить
философию
с
наукой, религией, искусством и другими формами общественного сознания).
3.
Философия и мифология. Протофилософия. Генезис философии.
4.
Понятие философии, ее структура и функции.
5.
Основной вопрос философии и его современное решение.
Термины:
Мифология, религия, наука, антропоморфизм, социоморфизм, гилозоизм,
анимизм, политеизм, Протофилософия, онтология, космология, космогония,
гносеология,
эпистемология,
антропология,
социальная
философия,
аксиология, этика, эстетика, материализм, идеализм, дуализм, субъективная
реальность, объективная реальность, материализм, идеализм, субъективный
идеализм,
объективный
идеализм,
сенсуализм,
солипсизм,
догматизм,
диалектика, скептицизм, агностицизм, релятивизм.
Задания для проверки уровня компетенций:
1.
Ф.
Энгельс
так
сформулировал
основной
вопрос
философии:
«Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об
отношении мышления к бытию…»
А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос:
вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или
она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос
философии».
М. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос
должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых,
всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий
тоже вовлекался в него».
Вопросы:
а) Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к
необходимости постановки основного вопроса философии?
б)
Что
должно
служить
основанием
для
формулировки
основного
вопроса философии?
18
в) Как в самой постановке основного вопроса философии отражается
мировоззренческая позиция философа?
г)
Чем
объяснить
многообразие
и
разнообразие
постановки
этого
вопроса?
2. Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н.А.
Бердяева о сущности и задачах философии, приведенных ниже? Обоснуйте
свой ответ:
а) "Допустима философия науки, но не допустима научная философия.
По
своей
сущности
и
по
своей
задаче
философия
никогда
не
была
приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины,
превышающей
данный
мир.
Заветной
целью
философии
всегда
было
познание свободы, а не необходимости";
б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир,
чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»;
в)
"Подчинение
философии
науке
есть
подчинение
свободы
необходимости";
г) «Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою
первородную свободу во власть необходимости».
3. Сравните нижеприведенные высказывания с мнением К. Ясперса:
"Нет
философии
без
политики
и
политических
выводов".
Кто
прав,
по
вашему мнению?
а) Бельгийский философ Л. Флам утверждает: "Философия не должна
служить
никому:
ни
теологии,
ни
науке,
ни
социальному
движению.
Требовать от философа, чтобы он служил социальному движению, — это
значит требовать, чтобы он перестал быть философом…".
б) "Философия не должна быть частью государственной идеологии, ибо
идеология
—
средство
достижения
единомыслия,
в
том
числе
по
мировоззренческим
проблемам,
а
философия
—
это
индивидуальная
мыслительная деятельность" (М. Мамардашвилли).
4. Какое место в системе знаний отводит Л. Витгенштейн (австрийский
философ XX в.) философии, и как он определяет ее предназначение?
а) "Работа в философии — это в значительной мере работа над самим
собой. Над собственной точкой зрения, над способом видения предметов (и
над тем, что человеку от них требуется).
Философ
легко
попадает
в
положение
неумелого
руководителя,
который,
вместо
того,
чтобы
заниматься
собственным
делом
и
лишь
присматривать за тем, правильно ли выполняют свое дело его подчиненные,
отнимает у них работу. И потому каждый день он перегружен чужой работой,
подчиненные же, взирая на это, подвергают его критике".
19
б) "Философия не является одной из наук (слово "философия" должно
обозначать
нечто
стоящее
под
или
над,
но
не
рядом
с
науками).
Цель
философии — логическое пояснение мыслей".
в) "Философия не учение, а деятельность. Философская работа, по
существу, состоит из разъяснений. Результат философии — не "философские
предположения", а достигнутая ясность предположений. Мысли, обычно как
бы
туманные
и
расплывчатые,
философия
призвана
делать
ясными
и
отчетливыми".
Темы рефератов:
1.
Место и роль философии в системе культуры.
2.
Проблема плюрализма в философии.
3.
Философия, религия, атеизм.
4.
От мифа к логосу: рождение философии.
5.
Философская и научная картина мира XX века.
6.
Личность философа (философия как образ жизни).
Вопросы для самоконтроля:
1.
Определение понятия философского знания.
2.
Предмет философии.
3.
Понятие мировоззрения.
4.
Структура мировоззрения.
5.
Каково
соотношение
философии
и
науки,
философии
и
искусства,
религии и мифологии?
6.
Предназначение онтологии, гносеологии и аксиологии, их соотношение
и место в философии.
7.
Каковы отличительные признаки философского текста?
8.
В
чем
состоят
мировоззренческая
и
методологическая
функции
философии?
9.
Является
ли
религия
философией?
Может
ли
философия
быть
религией?
10. Какие суждения о философии вам известны?
11.В чем выражается значение философии в жизни человека?
Тема 2. Античная философия: основные проблемы и идеи
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности и периодизация античной философии.
2. Досократовский период. Проблема первоначала и натурфилософские
идеи.
3. Демокрит и философия атомизма.
4. Этическое учение и философский метод Сократа.
20
5. Философская система идеализма Платона.
6. Философская и научная картина мира Аристотеля.
7. Проблема поисков счастья: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм.
Термины:
Первоначало
(архэ),
эпос,
теогония,
мистерии,
орфизм,
политеизм,
эллинизм,
субстрат,
апейрон,
космос,
логос,
апория,
майевтика,
эйдос,
демиург, Единое, анамнезис, метемпсихоз, метафизика, энтелехия, материя и
форма,
гедонизм,
эвтюмия,
кинизм,
пифагореизм,
эпикуреизм,
стоицизм,
гностицизм, неоплатонизм, эманация.
Задания для проверки уровня компетенций:
1. Прочтите фрагмент произведения Парменида «О природе вещей»:
"Один только путь остается,
"Есть" гласящий; на нем — примет очень много различных,
Что нерожденным должно оно быть и негибнущим тоже,
Целым, единородным, бездрожным и совершенным.
И не "было" оно, и не "будет", раз ныне все сразу
"Есть" одно сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.
Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю
Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо
Есть, что не есть. Да и что за нужда его побудила
Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?
Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.
Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,
Кроме него самого, возникать ничему…
Как может "быть потом" то, что есть,
Как могло бы "быть в прошлом"?
"Было" — значит, не есть, не есть, если "некогда будет…
И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:
Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше…
1
а) Назовите основные черты бытия согласно Пармениду.
б) Почему нельзя сказать о бытии, что оно "было" или "будет"?
в) Найдите убедительные, с точки зрения Парменида, аргументы.
2. Исходя из диалектических идей Гераклита, объясните следующие его
высказывания:
а) "Прекраснейшая из обезьян безобразна, если её сравнить с родом
человеческим"
2
.
1
Парменид. О природе вещей // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. — С. 296.
2
Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969—1975. Т. 1. Ч. 1. — С. 276.
21
б) "Морская вода и чистейшая, и грязнейшая одновременно: рыбам она
питьё и спасение, людям же — гибель и отрава»
3
.
3. Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то
сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я
никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь».
Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую
конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты
бы мог усмотреть идею лошади».
Прокомментируйте
эти
платоновские
слова.
Каким
образом
в
них
выражена основная мысль его учения?
4. В одном из сочинений Эпикура есть такое рассуждение: «… когда мы
говорим, что удовольствие — это конечная цель, то, что мы разумеем не
удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном
наслаждении, как думают некоторые… но мы разумеем свободу от телесных
страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не
наслаждения
женщинами,
не
наслаждения
всякими
яствами,
которые
доставляет
роскошный
стол,
рождают
приятную
жизнь,
но
трезвое
рассуждение,
исследующее
причины
всякого
выбора
и
избегания
и
изгоняющее
лживые
мнения,
которые
производят
в
душе
величайшее
смятение».
В чем заключается специфика эпикурейского учения об удовольствиях
(необычность эпикурейского понимания удовольствий)?
5. Древнегреческому философу Эмпедоклу (ок. 490–430 гг. до н.э.)
принадлежат слова о том, что мир попеременно возникает и уничтожается и,
возникши, опять разрушается, что поочередно одерживает верх то Любовь, то
Вражда,
причем
первая
сводит
все
в
единство,
разрушает
мир
Вражды,
Вражда же снова разделяет элементы.
Зачатки каких диалектических идей можно обнаружить в этих словах?
6.
Сравните
идеи
о
наилучшем
устройстве
общества
Платона
и
Аристотеля. Оцените их:
- реальны они либо утопичны?
- есть ли в них черты исторической ограниченности либо наоборот,
предвещания будущего?
- гуманны они либо антигуманны?
-
есть
ли
идеи,
которые
можно
было
бы
учесть
современным
политикам?
7.
Прочтите
эти
фрагменты
из
сочинения
Аристотеля:
"Сократ
не
считал отделенными от вещей ни общее, ни понятия. Сторонники же идей
3
Там же.
22
отделили их и такого рода, сущее назвали идеями, так что, исходя почти из
одного и того же довода, они пришли к другому выводу, что существует идея
всего, что проявляется как общее…
Платон, усвоив взгляды Сократа, доказывал, что такие определения
относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому… И вот
это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, -
говорил он, - существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо
через сопричастность эйдосам существует все множество одноименных с
ними вещей"
4
.
"Лучше
все-таки
рассмотреть
Благо
как
общее
понятие
и
задаться
вопросом, как оно появилось и в каком смысле о нем говорят…"
5
Ответьте на вопросы:
а) Чем отличается "общее" Платона от "общего" Сократа?
б) В чем смысл учения Платона об идеях (эйдосах)?
в) Если существует идея блага и справедливости как истинное бытие,
то существует ли идея зла и несправедливости?
Темы рефератов:
1. Философия Анаксагора.
2. Стихийная диалектика и учение о космосе Гераклита Эфесского.
3. Пифагорейский союз. Учение о числе и гармонии.
4. Философская школа элеатов. Проблема бытия. Апории Зенона.
5. Этика
как
учение
о
счастье
в
философии
Эпикура.
Его
натурфилософские искания.
6. Философия стоицизма в Древнем Риме.
7. Философия неоплатонизма.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте
религиозно-мифологическое
мировоззрение
в
древнегреческом эпосе.
2. Каковы социально-исторические условия формирования философии
в Древней Греции: мир и культура полиса.
3. Этапы развития античной философии.
4. Натурфилософские учения милетской школы: Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен.
5. Элейская школа: учение о бытии. Диалектика Гераклита.
6. Раскройте
смысл
учения
о
государстве
Платона.
Объясните
с
позиций учения об идеях понятие «платоническая любовь».
4
Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1976. — С. 328—329.
5
Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984.- С. 59.
23
7. «Все течет, и ничто не пребывает», «В одну и ту же реку нельзя
войти дважды…». Кто автор этих суждений и в чем их философский смысл?
8. «Я знаю только то, что ничего не знаю». На какой философский
метод опирается автор данного суждения?
9. «Человек
есть
мера
всех
вещей…»
—
какую
философскую
концепцию обозначает это высказывание?
Тема 3. Философия средних веков
Вопросы для обсуждения:
1.
Характерные особенности культуры и философии средневековья.
2.
Раннехристианская философия: Аврелий Августин и его учение о
Боге и человеке, концепция «двух градов».
3.
Аристотелизм
Фомы
Аквинского.
Обоснование
принципов
христианской теологии.
4.
Спор о природе общих понятий: реализм и номинализм. Пьер
Абеляр.
5.
Поздняя схоластика. Номинализм Дунса Скота и Уильяма Оккама.
6.
Средневековая мистика. Майстер Экхарт.
Термины:
Патристика,
схоластика,
мистика,
эзотерия,
экзегетика,
апологетика,
ортодоксия,
теоцентризм,
теология,
теодицея,
пантеизм,
панэнтеизм,
теократия,
томизм,
универсалии,
номинализм,
реализм,
концептуализм,
акциденция,
атрибут,
эсхатология,
креационизм,
сентенция,
фидеизм,
алхимия, «философский камень», «бритва Оккама».
Задания для проверки уровня компетенций:
1. Прочтите фрагмент сочинения Августина: "…Бог превыше всего, и
все должно покоряться ему… Я мысленно обратил свой взор и на другие
предметы, которые ниже Тебя, и увидел, что о них нельзя сказать ни того, что
они существуют, ни того, что они не существуют: существуют потому, что
получили свое бытие от Тебя; не существуют потому, что они не то, что Ты.
Ибо то только действительно существует, что пребывает неизменно…
Если Бог отнимет от вещей свою производительную силу, то их так же
не будет, как не было прежде, чем они были созданы…"
6
а) В чем особенность христианского понимания бытия?
б) Что значит: "эти предметы и существуют и не существуют"?
2. Августин Аврелий четко определил свое отношение к познанию: "Во
всех прочих делах мы имеем дело лишь с вероятностью, но когда речь
заходит о предметах веры, то отпадают всякие "может быть".
а) Разделяете ли Вы точку зрения Августина Аврелия?
6
Августин. Исповедь // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969. — С. 584, 585.
24
б) Считает ли Августин возможным достижение достоверного знания о
мире?
в) На каких основаниях, по мнению Августина, должно строиться
познание?
3. "Если не уверуете, то не уразумеете… Познание, подстрекаемое
верой, — наидостовернейшее", — утверждал Климент Александрийский.
Всякий
ищущий
истину,
по
его
мнению,
должен
исходить
из
каких-то
первоначальных
положений,
определяющих
пути
развития
его
поиска,
занимать определенную познавательно-мировоззренческую позицию, верить
во что-то.
а) Согласны ли Вы с мнением философа?
б) С чем отождествляется вера христианскими философами? О какой
вере идет речь?
в)
Каким
образом
осуществляется
познание
с
точки
зрения
христианской веры?
г)
Какова
роль
человека
в
процессе
познания
с
точки
зрения
христианского учения?
4. Прочтите высказывания философов:
"Верую потому, что это нелепо" (Тертуллиан).
"Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь" (Августин).
"Верую, а потому знаю" (Ансельм).
"Познавай то, во что веришь" (Абеляр).
"Хотя
человек
не
обязан
испытывать
разумом
то,
что
превышает
возможности человеческого познания, однако же, то, что преподано Богом в
откровении, следует принять на веру" (Аквинский).
"Вера твоя спасла тебя", — говорит Бог. Почему спасла? Что это за чудо
такое
—
вера?…
Вера
только
потому
спасает,
что
она
живого
человека
соединяет с Богом живым и дает возможность Божьей благодати сделать нас
чадами Христовыми" (Мень А.).
Ответьте на вопросы:
а) Какую функцию выполняет вера в религиозной гносеологии?
б) Свидетельствует ли исторический опыт, что вера и упование на
божественное откровение позволяют лучше решать практические задачи и
овладевать наукой и культурой, чем стремление к знанию, самопознанию и
собственной активной деятельности?
в) Как вы оцените с позиций религиозной гносеологии "социальную
активность "верующих" и "неверующих"?
5.
Про
Августина
говорят,
что
он
"христианизировал"
платонизм.
Объясните данное положение.
25
6. Прочтите высказывание Фомы Аквинского и ответьте на вопросы:
"Мы полагаем Бога как первоначало не в материальном смысле, но в смысле
производящей причины; и в таком качестве он должен обладать наивысшим
совершенством…
Действующему
первоначалу
приличествует
быть
в
наивысшей
степени
актуальным
и
потому
в
наивысшей
степени
совершенным…"
"Есть
нечто,
в
предельной
степени
обладающее
и
совершенством, и благородством, а, следовательно, бытием: ибо то, что в
наибольшей степени истинно, в наибольшей степени есть"
7
.
а) Как изменяется понятие бытия от сведения бытия к Богу?
б)
Какими
наивысшими
совершенствами
обладает
Бог
как
субстанциональная основа бытия?
7. Прочтите высказывание Фомы Аквинского и ответьте на вопросы:
"Для спасения человеческого было необходимо, чтобы сверх философских
дисциплин, которые основываются на человеческом разуме, существовала
некоторая
наука,
основанная
на
божественном
откровении;
это
было
необходимо
прежде
всего
потому,
что
человек
соотнесен
с
Богом
как
с
некоторой целью своей… Цель эта не поддается постижению разумом…
Между тем должно, чтобы эта цель была заранее известна людям, дабы они
соотносили с ней свои усилия и действия. Отсюда следует, что человеку
необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его
разума, через божественное откровение… Священное учение есть наука…"
8
а) Как называется наука о священном учении?
б)
Почему
цель
соотнесения
человека
с
Богом
не
поддается
постижению разумом?
в) В чем особенность достижения истин, относящихся к Богу?
г)
Допускает
ли
Аквинский
возможность
и
необходимость
человеческого познания наряду с божественным откровением?
Темы рефератов:
1.
Становление
христианской
традиции.
Античность
и
раннее
христианство.
2.
Божественное и человеческое в личности Христа.
3.
Учение о человеке в христианской философии.
4.
Средневековая картина мира.
5.
Проблема веры и разума в средневековой философии.
Вопросы для самоконтроля:
1.
Основная
характеристика
средневековой
философии
в
сопоставлении с античной. Определение схоластики.
7
Фома Аквинский. Сумма теологии // Богуш Ю. Фома Аквинский. М., 1975. С. 148, 163.
8
Ф. Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969. С. 224.
26
2.
Раннехристианская философия: Августин и его произведение "О
граде Божьем". Учение о трансценденции.
3.
Какие черты: мудрость, силу, благость, личное совершенство —
подчеркивает Августин Блаженный в Боге? Обоснуйте свой ответ, опираясь
на его тексты.
4.
«Исповедь» Августина, ее философское содержание и значение.
Вера, разум и воля.
5.
Аристотелизм
Фомы
Аквинского.
Обоснование
принципов
христианской теологии.
6.
Спор об "универсалиях": реализм и номинализм. Пьер Абеляр.
7.
Объясните доказательства существования бога в учении Фомы
Аквинского.
8.
Как вы понимаете высказывание Оригена о том, что зло (дьявол)
—
это
небытие,
прикидывающееся
бытием?
Как
зло
может
стать
порождением блага?
9.
Что означает тезис «Философия — служанка богословия»?
10.
Проанализируйте
термин
схоластика
с
точки
зрения
средневековой философии и с позиций современного знания.
3.
Разработка конспекта семинара-дискуссии
Группа: 721(Специальность 030912 «Право и организация социального
обеспечения»)
Дисциплина: «Основы философии»
Тема занятия: «Особенности философии России XIXв.»
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Вид урока: семинар-дискуссия
Цели занятия:
Образовательная: охарактеризовать политическую и экономическую
ситуацию
России XIXв.;
рассмотреть
и
проанализировать
особенности
философских взглядов философов этого периода.
Воспитательная:
способствовать
воспитанию
чувства
«гордости
великороссов»,
обеспечить
условия
для
воспитания
положительного
интереса
к
изучаемому
предмету;
способствовать
развитию
творческого
отношения к учебной деятельности.
27
Развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать
полученные
знания,
проводить
анализ,
синтез,
сравнения,
делать
необходимые выводы; обеспечить условия для развития умений и навыков
работы
с
источниками
учебной
информации,
выделять
главное
и
характерное; обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и
точно выражать свои мысли
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные
Дидактические
и
технические
средства
обучения:
конспекты,
презентация, карта
Межпредметные связи: История, Литература
Внутрипредметные связи: История развития философии в России.
План занятия
Этапы семинара
Содержание и характеристика этапа
Организационная
часть
Приветствие. Проверка присутствующих.
Проверка готовности конспектов, сообщений.
Вопросы группе:
1.Перечислите предпосылки развития философии в
России.
2.Назовите особенности русской философии.
3.Что означает выражение «Москва – третий Рим?»
Мотивация и
стимулирование
учебной деятельности
Тема нашего семинара: «Особенности философии
России XIXв.»(Слайд 1)
Мы рассмотрим и проанализируем особенности
взглядов философов этого периода, выделим
основные вопросы философии этого времени.
Проведём параллель между XIX и XX в.в. В конце
занятия, вы должны ответить на главный вопрос,
который волновал и до сих пор волнует не только
философов, но и всех неравнодушных к судьбе своей
Отчизны, людей: «По какому пути должна
развиваться Россия?»
Вам, как специалистам, умение анализировать,
проводить параллели пригодится в вашей
профессиональной деятельности.
Для работы на семинаре, вы должны разбиться на 6
групп (по числу вопросов семинара). Каждая группа
выбирает спикера (выступает с сообщением),
аналитика (озвучивает общий вывод по проблемным
вопросам), эксперта (оценивает работу каждого
28
члена группы). Оценка учебной деятельности будет
производиться по индивидуальным ответам каждого
из вас и по данным эксперта.
Проводится жеребьёвка (каждая группа выбирает
вопрос плана).
Вы можете дополнять ответы спикеров, исправлять
допущенные неточности.
Обсуждение
проблем, вынесенных
на семинарское
занятие
План нашего семинара (Слайд 2)
1.Г.С. Сковорода и его философия
2.Особенности философии В.С. Соловьёва
3.Философские взгляды Л.Н. Толстого
4.Философия Ф.М. Достоевского
5.Основные вопросы славянофилов
6.Отличительные черты западников
Вопросы группе:
1.Почему
эпиграфом
к
стихотворению
взяты
эти
слова? (Слайд 3)
2.Какое отношение к теме нашего семинара имеет
карта России? (Слайд 4)
Приступаем к обсуждению вопросов плана.
Г.С. Сковорода.
1.Сообщение о биографии (Слайд 5)
2.Вопрос группе: «Как вы понимаете эти слова?»
(Слайд 5)
3.Анализ стихотворения (Слайд 6). Каждый аналитик
высказывает
мнение
группы,
затем
преподаватель
вместе со всеми делает общий вывод. Время 3 мин.
В.С. Соловьёв
1.Сообщение о биографии (Слайд 7)
2.Анализ
высказывания
философа (Слайд
8).
Каждый аналитик высказывает мнение группы, затем
преподаватель вместе со всеми делает общий вывод.
Время 3 мин.
Л.Н. Толстой
1.Сообщение о биографии (Слайд 9)
2.Анализ
высказывания
философа (Слайд
9).
Каждый аналитик высказывает мнение группы, затем
преподаватель вместе со всеми делает общий вывод.
Время 3 мин.
29
Ф.М. Достоевский
1.Сообщение о биографии (Слайд 10)
2.Анализ
высказывания
философа (Слайд
10).
Каждый аналитик высказывает мнение группы, затем
преподаватель вместе со всеми делает общий вывод.
Время 3 мин.
Основные вопросы славянофилов (Слайд 11)
1. Сообщение об основателях этого течения, о его
истоках.
2.Основные вопросы славянофильства.
Отличительные черты западников (Слайд 12)
1. Сообщение об основателях этого течения, о его
истоках.
2.Основные вопросы западничества.
Вопрос дискуссии.
Мы
подошли
к
главному
вопросу
семинара:
«По
какому пути должна развиваться Россия?»
Для
обсуждения
этого
вопроса,
предлагаю
разделиться на три группы:
1группа
–
это
те,
кто
считает,
что
по
своему,
самобытному (славянофилы),
2группа - по западному,
3группа
-
другой
вариант (группы
могут
быть
количественно
неравными). Время
подготовки
5-7
мин.
Аналитик от каждой группы предлагает свой путь
развития, приводит аргументы в пользу мнения. Все
остальные
внимательно
слушают,
затем
задают
вопросы,
приводят
контраргументы,
спорят.
Преподаватель
регулирует
процесс
обсуждения,
корректирует, задаёт вопросы, если группы заходят в
тупик.
В конце обсуждения вся группа должна прийти к
единому мнению. (Но это не факт, иногда мнения
разделяются.
Это
правильно,
потому
что
каждый
имеет право на собственное мнение).
Диагностика
правильности
усвоения студентами
Мы
разобрали
все
вопросы
плана.
Теперь
для
закрепления
ваших
знаний,
проверки
внимания,
предлагаю тест с нахождением ответа на вопрос о
30
знаний
том, кому принадлежит данное высказывание, цитата
(Слайд 13). Тесты выполняется индивидуально на
карточках,
сдаются
преподавателю.
Время
выполнения 7-8 мин.
Следующее
задание
–
логическая
игра.
Вам
предлагается начало цитаты, вы должны попытаться
её
закончить
и
назвать
философа,
которому,
по-
вашему,
принадлежат
слова (Слайд
14).
Ответы
индивидуальные.
Подведение итогов
Вопросы нашего семинара исчерпаны. Вы ответили
на все поставленные вопросы, выполнили задания,
обсудили
главный
вопрос
семинара.
Намеченная
цель
достигнута.
Анализируется
качество
деятельности
группы
и
отдельных
студентов,
выставляются оценки за их работу(суммируются все
о ц е н к и ,
п о л у ч е н н ы е
и н д и в и д у а л ь н о
и
микрогруппами, выводится средняя). Однако, если в
группе есть студенты, которые не принимали участия
в
р а б о т е
с е м и н а р а ,
и м
в ы с т а в л я е т с я
«неудовлетворительно».
Оценка
за
тест
будет
выставлена отдельно на следующем занятии.
Внеаудиторная
самостоятельная
работа студентов
Задания по внеаудиторке. Вы должны поработать с
текстами Э. Фромм «Душа человека», B.C. Соловьев
«Русская идея».
Выделить
основные
вопросы
произведений,
составить краткий план-конспект.
31
Заключение
Одним
из
серьезнейших
недостатков
всей
системы
отечественного
образования до сих пор остается «знаниевый подход» – обучающийся по-
прежнему
рассматривается
как
бы
в
роли
«копилки»,
в
которой
накапливаются
знания,
умения,
навыки.
Между
тем,
учение
необходимо
рассматривать как активную деятельность обучающегося по самоизменению.
Принципиально новый подход ко всей постановке учебно-воспитательного
процесса в современных социально-экономических условиях заключается в
том, чтобы ответить на один вроде бы простой, но очень существенный для
всей российской школы вопрос: студента учат, или он учится?
С
развитием
научно-технического
прогресса,
увеличивается
объем
информации,
обязательной
для
усвоения.
Установлено,
что
информация
быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее-
обучение,
которое
ориентировано
главным
образом
на
запоминание
и
сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять
современным требованиям.
Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления,
которые
позволили
бы
студенту
самостоятельно
усваивать
постоянно
возобновляющуюся
информацию,
развитие
таких
способностей,
которые,
32
сохранившись
и
после
завершения
образования,
обеспечивали
человеку
возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса.
Из
этого
можно
сказать,
что
нужны
новые
методы
и
подходы
в
обучении, которые могли научить студентов учиться, т.е. самостоятельно
находить
и
усваивать
нужную
информацию.
Ведь,
то,
что
усвоено
самостоятельно, методом проб и ошибок, усваивается лучше.
Эффективность
учебного
процесса
во
многом
зависит
от
умения
преподавателя
правильно
организовать
урок
и
грамотно
выбрать
ту
или
иную
форму
проведения
занятия.
Н е т р а д и ц и о н н ы е
ф о р м ы
п р о в е д е н и я
у р о к о в
д а ю т
возможность
не
только
поднять
интерес
учащихся
к
изучаемому
предмету,
но
и
развивать
их
творче скую
с а м о с тоя т е л ь н о с т ь ,
обучать
работе
с
различными
источниками
знаний.
Такие
формы
проведения
занятий
"снимают"
традиционность
урока,
оживляют
мысль.
Они
создают
условия
для
формирования
и
закрепления
профессиональных
знаний,
умений
и
навыков
у
студентов,
оказывают большое влияние на их подготовку к будущей профессиональной
деятельности.
Вооружают
обучающихся
основными
знаниям и,
необходимыми
специалисту
в
его
квалификации,
формируют
профессиональные умения и навыки, т.к. для практики необходима теория, а
для теории практика.
Использование
преподавателями
активных
методов
в
вузовском
процессе
обучения
способствует
преодолению
стереотипов
в
обучении,
выработке
новых
подходов
к
профессиональным
ситуациям,
развитию
творческих способностей студентов.
В
заключении
можно
сказать,
что
только
рационально
сочетание
традиционной классно-урочной системы обучения и нетрадиционных форм
позволит организовать процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся
были мотивированны на получение образования и самооценку.
33
Список используемой литературы
1.
Андреев
В.
И.
Педагогика:
Учебный
курс
для
творческого
саморазвития. — Казань, 2000.
2.
Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 2006.
3.
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на
Дону, 2000.
4.
Берденникова
Н.Г.,
Меденцев
В.И.
О р г а н и з а ц и о н н о -
методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Учебно-методическое
пособие. СПб: БАТиП, 2006. – 117 с.
5.
Вербицкий
А.А.
Активное
обучение
в
высшей
школе:
контекстный подход. М.: «Высшая школа», 2001.
6.
Громов Е.В. Методика организации реферативного обучения на
семинарских занятиях. - М.: 2001. – 325 с.
7.
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.:
«Народное образование», 2001.
8.
Макеева
И.В.
Роль
семинарского
занятия
в
подготовке
специалиста и методика управления дискуссией // Советская педагогика- М:
Просвещение, 2003 - № 5, - 61 с.
9.
Махмутов М.И. Современный урок. — М., 1981.
10.
Сатыбалдина К., Тарасенко Р. Проблемное обучение как основа
формирования творческого мышления студентов. А.-А., 1991.
11.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998
г.
12.
Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.
13.
Стефановская Т.А. Технологии обучения педагогике в вузе. М.,
2000.
14.
Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я.
Ляудис. – М.: Изд-во МГУ, 2002.- 482 с.
Источники
Августин. Исповедь // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1969
Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969—1975. Т. 1. Ч. 1
Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1976
Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984
Парменид. О природе вещей // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1.
М., 1989
Фома Аквинский. Сумма теологии // Богуш Ю. Фома Аквинский. М., 1975
34