Автор: Долгалова Валентина Дмитриевна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МОУ ДО ЦТ
Населённый пункт: пгт. Светлый, Мирнинский район, РС(Я)
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа студии"Почемучки"
Раздел: дополнительное образование
1
Программу разработала:
Долгалова Валентина Дмитриевна,
педагог МОУ ДО ЦТ пгт. Светлый, Мирнинский район, РС (Якутия)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТУДИИ «ПОЧЕМУЧКИ»
Направленность: социально-педагогическая
Программа рекомендована для детей в возрасте 5 – 7
лет.
Срок реализации образовательной программы: 1 год.
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр творчества»
п. Светлого, Мирнинского района , РС(Якутия)
Цель программы
Создать благоприятные условия для реализации
возможностей детского развития, дать детям в
доступной форме систематизированные знания,
отражающие существенные связи и зависимости
тех явлений, с которыми ребенок сталкивается в
повседневной действительности.
Задачи
1
.
Учить детей оперировать знаниями о предметах, их связях и отношениях, признаках этих
предметов; видеть причинно-следственные отношения между явлениями и действиями
окружающего мира, взаимосвязь живой и неживой природы, человека и природы, их
обоюдное значение, роль человека в природе. Учить распознавать условные обозначения,
пользоваться готовыми моделями.
2. Сделать процесс познания эмоционально насыщенным, необходимо помнить о
показателях активной мыслительной деятельности: способность относительно долго
проявлять интерес к проблеме, состоятельно применять найденные способы ее решения в
практической деятельности, умение сравнивать, обобщать, группировать и т. д.; наличие
интереса к учебной задаче и процессу ее решения; умение мыслить в разных направлениях;
умение выдвигать новую познавательную задачу; умение задать и исправлять ошибки у
себя и сверстников;
3. Развивать навыки и умения исследовательского подхода к деятельности.
4. Стимулировать выдвижение новых идей, дополняющих стереотипные и общепринятые
взгляды, а порой и в корне изменяющие их;
5. Учить адекватно, оценивать результаты собственного труда.
Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-
экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность.
Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы,
помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
При реализации программы важное место отводится специальным методам, применяемым при
организации образовательного процесса:
словесные, наглядные и практические методы.
репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, проблемные, частично поисковые и
исследовательские.
методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры, экскурсии).
Структура занятия
Организация детского экспериментирования в воспитательно – образовательных целях и дошкольных
учреждений требует большой практической подготовки и организации самих занятий последовательности
и систематичности в работе.
Каждое занятие в себя включает:
постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы;
выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
проверка гипотез (сбор данных реализация в действиях);
анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);
формулирование выводов.
Методическое обеспечение
программы
Занятия организуются на
принципах:
-
личностно-ориентированного
взаимодействия
и
творческого
сотрудничества детей и педагога;
-доступности предлагаемого материала;
-последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;
-вариативности и проблемности;
-взаимодействия с семьей.
Виды детской деятельности:
учебно-игровая, коммуникативно-диалоговая, экспериментально-
исследовательская (обучение составлению мини-проектов)
Основные умения и навыки по окончанию курса
1. У детей должны быть развиты навыки и умения исследовательского подхода
к деятельности.
2. Уметь относительно долго проявлять интерес к проблеме, состоятельно
применять найденные способы ее решения в практической деятельности,
уметь сравнивать, обобщать, группировать и т. д.; наличие интереса к учебной
задаче и процессу ее решения; уметь мыслить в разных направлениях;
выдвигать новую познавательную задачу; исправлять ошибки у себя и
сверстников;
3. Уметь стимулировать выдвижение новых идей, дополняющих стереотипные
и общепринятые взгляды, а порой и в корне изменяющие их;
4. Уметь адекватно оценивать результаты собственного труда.
Учебный план программы «Почемучки»
№
Наименование темы
На группу
1.
Занятия
по
формированию
элементарных
математических
представлений и развития речи.
27ч
2.
Объединение предметов в группы.
2ч.
3.
Выделение предметов из групп.
16ч.
4.
Сравнение предметов по количеству.
1ч.
5.
Геометрические преобразования
4ч.
6.
Умение выделять и объединять предметы, один предмет из группы и
в группы.
5ч.
7.
Сравнение предметов по длине, ширине, высоте и цвету.
7ч.
8.
«Наблюдая, выбираем»
6ч.
9.
Развитие речи.
12ч.
10.
Составление рассказа на предложенные темы.
18 ч.
11.
Представления детей об окружающем мире
12 ч
12.
Питание. Чистота и здоровье
3ч.
13.
Правила поведения
8ч.
14.
Звук и слух
10ч.
15.
Свет и цвет
13ч.
16.
Движение
9ч.
17.
В мире электричества
20ч.
18.
Вещество
25ч.
19.
Измерение
13ч.
20.
Магнит.
5ч.
Итого:
216 ч.
Вторник, четверг
1.
17.00 - 17.35
2.
17.45 - 18.20
3.
18.30 - 19.05
Расписание звонков.
Группы 1 года обучения начинают работать с 15 сентября. Форма и
режим занятий групповая, 10 -12 обучающихся для первого года
обучения. Расписание занятий составлено с учетом наиболее
благоприятного режима труда и отдыха учащихся, их возрастных
особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм.
Для занятий студий 1 года обучения всех профилей
предусматривается не более 6-ти часов в неделю. В группах
дошкольников– 30 – 35 мин. с перерывом 10 – 15 минут. Занятия
включают орг. моменты, динамические паузы, перерывы. Занятия
с использованием компьютера рекомендовано проводить 1 раз в
день не более 3 раз в неделю (желательно по вторникам, четвергам
– в дни наиболее высокой работоспособности; после занятия
проводят гимнастику для глаз); детям дошкольного возраста
задания на дом не даются.