Автор: Дмитриева Марина Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Афоньевская ООШ"
Населённый пункт: Белгородская область Волоконовский район
Наименование материала: статья
Тема: Сущность и особенности профессионального самоопределения подростков
Раздел: среднее образование
Сущность и особенности профессионального самоопределения
подростков
Автор статьи: Дмитриева М.В.
Профессиональное
самоопределение
–
процесс
формирования
личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее
самореализации.
Профессиональное
самоопределение
предполагает
выбор
карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей
П о
о п р ед е л е н и ю
Н . С .
П р я ж н и ко ва ,
п р о ф е с с и о н а л ь н о е
самоопределение
–
это
«самостоятельное,
осознанное
и
добровольное
построение,
корректировка
и
реализация
профессиональных
перспектив,
предполагающие
выбор
профессии,
получение
профессионального
образования
и
совершенствование
себя
в
данной
профессиональной
деятельности» .
Проблема профессионального самоопределения имеет свою историю.
Известно, например, что проверка и отбор на те или иные виды труда в
соответствии со способностями и качествами человека практиковались еще в
незапамятные времена. Так, в середине третьего тысячелетия до нашей эры в
Древнем
Вавилоне
проводились
испытания
выпускников
школ,
где
готовились писцы, а в Древнем Китае уже существовала система проверки
способностей
лиц,
желавших
занять
должности
правительственных
чиновников и др.
По
мере
развития
в
человеческом
обществе
производственных
отношений с проблемами выбора профессии столкнулось значительное число
людей, которые стали мигрировать в поисках работы. При этом с данной
проблемой столкнулись не только люди, ищущие работу, но и работодатели,
перед
которыми
реально
возник
рынок
рабочей
силы,
т.е.
возможность
выбирать
наиболее
достойных.
В
итоге
к
концу
XIX
–
началу
XX
вв.
сложилась
необходимость
в
развитии
специальных
профориентационных
служб,
которые
обслуживали
бы
значительные
массы
людей
и
которые
отвечали бы потребностям как претендентов на новые рабочие места, так и
предпринимателей,
предлагающих
эти
места
и
готовых
оплачивать
профориентационные услуги.
Обратимся
к
сущности
профессионального
самоопределения.
П о
у т в е р ж д е н и ю
Н . С .
П р я ж н и к о в а ,
о п р е д е л е н и е
сущности профессионального
самоопределения
является
до
сих
пор
нерешенной
задачей
и
поэтому
обращение
к
данной
проблеме
занимает
важное место в творческом поиске не только педагогов и психологов, но и
представителей
других
направлений
науки.
В
отечественной
психолого-
педагогической
науке
накоплен
определенный
опыт
в
области
теории
профессионального
самоопределения,
который
во
многом
предопределил
современные подходы к данной проблеме. Мы имеем в виду классические
исследования в области профессиональной ориентации. Особенностью этих
исследований является все более усиливающееся внимание к личностным
аспектам профессионального самоопределения. Для теоретического анализа
и обобщения представляются важными работы зарубежных исследователей в
области профессионального самоопределения (Дж. Крумболыд, Р. Киннер, А.
Маслоу). Так, А. Маслоу, предлагая концепцию профессионального развития,
выделил
в
качестве
центрального
понятия
самоактуализацию –
как
стремление
человека
совершенствоваться,
выражать,
проявлять
себя
в
значимом для себя деле. Одной из наиболее интересных и прогрессивных
считается
за
рубежом
концепция
«профессиональной
зрело сти»,
разрабатываемая Д. Сьюпером . Выбор профессии автор рассматривает как
событие,
но
сам
процесс
профессионального
самоопределения
–
это
постоянно чередующиеся акты выбора. В основе всего этого лежит «Я-
концепция» личности как относительно целостное образование, постепенно
изменяющееся по мере взросления человека.
Перед молодым человеком лежит множество путей достижения цели
профессионального самоопределения. Но на определенном этапе она еще не
конкретизирована,
скорее
не
установлена
для
него,
но
потенциально
существует и опирается на накопленный человеческий опыт. Этот период
времени
можно
рассматривать
как первый этап направленной активности
личности в выборе своего жизненного пути, своеобразный период «активного
поиска цели»; он может отличаться по времени, по глубине проникновения в
суть явлений и зависеть от роли общественных институтов, социального
положения
индивида
и
других
факторов,
воздействующих
на
его
профессиональное и в целом социальное становление.
Вторым этапом в выборе личностью своего места в жизни является
«осознание цели» для себя и значимости ее для общества. На этой ступени
происходит усвоение субъектом определенных ценностей, направленных на
него со стороны общества. Степень осознанности может быть различной: от
примитивных форм функционирования до убеждений.
Третьим
этапом
профессионального
развития
индивида
является
реализация
им
жизненных
ценностей.
В
это
понятие
мы
включаем
как
активность
общества,
так
и
активность
самого
человека.
Формирование
активной жизненной позиции человека – вот одна из главных задач как в
целом
социальной,
так
и
профессиональной
профориент ации.
Профессиональное самоопределение в психологии рассматривается, с одной
стороны,
как
ядро,
наиболее
значимый
компонент
профессионального
развития человека, с другой – как критерий одного из этапов этого процесса.
Процесс профессионального самоопределения – длительный процесс,
завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека
сформируется
положительное
отношение
к
себе
как
к
субъекту
профессиональной
деятельности.
Поэтому
выбор
профессии
–
это
лишь
показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит
в новую фазу своего развития.
В
определении
видов
деятельности,
призванных
способствовать
профессиональному самоопределению учащихся, необходимо учитывать их
возрастные
особенности.
Младшие
школьники
включаются
в
предметно-
практическую
познавательную
деятельность,
которая
реализуется
непосредственно
в
учебном
процессе.
Ведущей
в
профориентационном
развитии подростка становится общественно полезная деятельность такие
как: учебная, трудовая, производительный труд, спортивная и др. В старшем
школьном
возрасте
ведущей
деятельностью
становится
учебная,
приобретающая
для
старшеклассника
приобретающий
характер:
он
направляет
свои
усилия
в
основном
на
те
виды
учебной
деятельности,
которые
в
дальнейшем
будут
связанны
с
его
профессиональной
деятельностью. Результатом процесса профессионального самоопределения в
старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь
учащимся
в
правильном
выборе
профессии
предполагает
необходимость
специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о
мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе
и о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными
составляющими
процесса
профессионального
самоопределения
на
этапе
выбора профессии. Профессия все больше начинает рассматриваться и как
средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения
своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема
самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для
общества.
Адекватное
профессиональное
самоопределение
–
это
главное
достижение успеха в профессиональной деятельности. Из вышесказанного
можно
заключить,
что
профессиональное
самоопределение
–
сложная,
многоаспектная проблема.
Ре а лизация
современных
т ребований,
предъявляемых
к
общеобразовательной
школе,
значительно
активизировала
разработку
научных и практических проблем профориентации.
Профориентация,
являясь
целостной
системой,
состоит
из
взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей,
задач
и
единством
функций.
Система
профориентации
выполняет
диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.
Результатом
профессиональной
ориентации
является
наличие
у
школьников
сформированного
самоопределения,
поэтому
управление
профориентацией
может
осуществляться
только
через
процесс
развития
профессионального самоопределение личности.