Напоминание

"Система работы по формированию творческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности"


Автор: Блохова Наталья Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №143"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Система работы по формированию творческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система работы по формированию творческих навыков у детей старшего

дошкольного возраста в продуктивной деятельности.

1.

Актуальность проблемы.

Художественное творчество и ребёнок…

Этот вопрос уже многие годы волнует самый широкий круг людей –педагогов, психологов,

музыкантов, писателей. Актуальна эта проблема и сегодня.

Всё дело в том, что современный молодой человек в большей степени исполнитель,

нежеле творец. С дошкольного детства, к сожалению, большее внимание уделяется

подготовке ребёнка к школе, развитию умственных способностей, интеллекта. Безусловно,

это очень важный вопрос.

Однако, нельзя забывать, что личность ребёнка развивается в творческой деятельности.

« Личность – это активный деятель, проявляющий самостоятельность, инициативу и

творчество в выборе целей, поиск способов их достижения. Это индивидуальность,

занимающая определённую позицию в обществе». ( 4,15) Приобщаясь к социальному миру,

занимая свою позицию в обществе, ребёнок отражает в деятельности своё понимание

окружающего, своё отношение к нему, « и это помогает раскрыть его внутренний мир,

особенности его восприятия, представлений, интересов и способностей.

В своём художественном творчестве ребёнок активно открывает что – то новое для себя, а

для окружающих новое о себе» (2,34)

Поэтому одной из сущностных характеристик личности является креативность или

творческость, т.е. способность ребёнка «обнаруживать новые решения проблем или

обнаружение новых способов выражения; привнесение в жизнь нечто нового для

индивида»

(Б. Эдварс)

Основой детского творчества является поисковая деятельность, детское

Экспериментирование. Н.Н. Подъяков выделил две формы детского экспериментирования:

а ) Познавательное творческое экспериментирование, направленное на получении новых,

сведений, новых знаний;

б ) Продуктивное творческое экспериментирование (создание новых построек, рисунков,

сказок и т.д.)

« Игра и экспериментирование - два генетических источника творчества» (4, 14)

Каждый отдельный индивид становится человеком в процессе социализации. С

момента рождения ребёнок включается в систему взаимоотношений с окружающим его

миром взрослых. И результатом данного взаимодействия становится формирование его

личностных качеств.

Широкий окружающий мир и более узкая социальная действительность делают человека

человеком; процесс социализации личности начинается с детства, продолжается всю

жизнь. Но процесс этот для ребёнка не должен быть пассивным, ибо индивид в процессе

собственной социализации активен и деятелен. Он взаимодействует с окружающим миром

и преобразует его. Чтобы это взаимодействие было успешным и результативным,

необходимо создание условий, в которых ребёнок проявлял бы себя как творец своего

внешнего и внутреннего мира. Одним из таких условий является деятельность.

Деятельность одновременно является и условием и средством, обеспечивающим ребёнку

возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого

мира.

Деятельность, особенно совместная, является школой передачи социального опыта, которая

даёт возможность ребёнку быть самостоятельным. В.М. Шукшин писал: «Попробуйте за

ребёнка сделать какое – нибудь мало – мальски сложное дело – он заплачет. Он хочет сам…

И кто смолоду больше делает и думает сам, то становится потом надёжнее, крепче, умнее».

Деятельность должна быть не просто самостоятельной, но и творческой. Именно в

реализации творческого потенциала ребёнка, который в продуктивной деятельности

формируются общественно значимые мотивы его поведения, развивается социальная

уверенность личности ребёнка, на основе которой должно школьное обучение, учебная

деятельность. Уверенность в себе, в своих силах, в своём поведении – это важнейшая

составляющая самооценки и самосознания личности. К сожалению, реальность воздвигает

многие барьеры для ребёнка в процессе социализации. И в реальном плане реализовать

свои возможности для ребёнка проблематично, но это необходимо, особенно при переходе к

обучению в школе. Поэтому мы предположили, что в старшем дошкольном возрасте

деятельность воображения и фантазии снимает многие барьеры для ребёнка, позволяет ему

реализовать себя как личности, развивает социальную уверенность.

Технология приобщения ребёнка к социальному миру «Я – человек» построена на

принципах развития уверенного поведения ребёнка, развития чувств, эмоций, творческого

потенциала каждого. Один из блоков данной технологии «Что я знаю о себе», включающий

в себя несколько разделов, среди которых: «Мои чувства и настроения», «Мои умения»,

«Мои друзья».

Свою работу в студии по ручному художественному труду мы построили на основе

задач данной технологии. А именно:

1.

Воспитывать уверенность в себе, осознанного отношения к развитию

деятельности.

2.

В творческой деятельности развивать активное отношение к окружающему миру.

В детском возрасте для педагога важен не результат, а сам процесс

деятельности, в котором развиваются такие качества личности как «самостоятельность,

активность, инициатива, которые являются непременными составными творчества»

(4,125) В последние годы пересматриваются отношения между миром взрослых и мира

детства.

Детство самоценно само по себе. За ним признано право на равноценное

сосуществование и взаимодействие с миром взрослых на принципах равенства, диалога,

принятия любого человека таким, каков он есть.

2.

Степень изученности вопроса в современной психологии и педагогике.

Механизмы творчества сложны и скрыты. Пытаясь понять творчество,

Человек пытается понять себя. Пытаясь понять детское творчество, взрослый

«заглядывает» внутрь себя, своей деятельности. В исследованиях по данной

проблеме отчётливо наметились четыре направления:

изучение продуктов, результатов творчества;

изучение структуры творческого акта;

исследование психических процессов, состояний человека в творческой

деятельности;

поиск путей развития и измерения творческих способностей человека (4,97)

Г.Г. Григорьева в исследованиях и научных работах подробно останавливается на этом

вопросе. Какова же характеристика детского творчества по этим четырём направлениям:

а) Изучение результатов творчества.

Что же такое детское изобразительное творчество?

В чем его смысл?

Чтобы ответить на эти вопросы многие педагоги и психологи изучают продукты детской

деятельности. Многие исследователи детского творчества (В.М.Бехтерев, Е.А. Флерина,

Н.П. Сакулина, В.С.Мухина, Г.Г.Григорьева и др.) отмечают то, что ребёнок в творческих

работах адекватно отражает предметы и явления окружающего мира. Такой реалистический

способ изображения ни в коем случае не отрицает, а более того способствует и

предполагает проявление творчества и индивидуальности в детских работах.

б) Изучение структуры творческого акта.

Как же ребёнок создаёт художественный образ?

Освоение изобразительной деятельности ребёнком означает овладение им основными её

структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и операциями.

Чтобы понять в чём же специфика творческого процесса у детей, педагоги – исследователи

сравнили его с творчеством взрослых.

Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, Н.А.Ветлугина, Г.Г.Григорьева и др. педагоги в своих

исследованиях пришли к такому выводу, что « в деятельности дошкольника представлены

все этапы творческого акта:

Предварительный замысел, вынашивание замысла, реализация замысла, оценка

полученного результата, но все эти этапы сокращены по времени, а замысливание и

реализация совмещены» (4,113)

Конечно, мы не можем остановиться на взаимосвязи воображения, творческости, с

миром чувств и эмоций ребёнка.

Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, Т.М.Якобсон и др. отмечают, что эта взаимосвязь

особенно ярко проявляется в творческой деятельности. Для ребёнка важнее сам процесс

деятельности, а не его результат. Для него результат – это необходимое условие,

своеобразная полуготовая игрушка.

Л.С. Выготский отмечает, что любой вид детского творчества схож с игрой. Дело в том, что

изображая, что – то, ребёнок реализует, те же мотивы, что и в игре. Эта тенденция

сохраняется на протяжении всего дошкольного детства, что еще раз свидетельствует о

важности игровых мотивов в жизнедеятельности дошкольников.

в) Исследование психических процессов, состояний человека в творческой деятельности.

Процесс зарождения и реализации художественного образа тесно связан с воображением

как с основой творческой деятельности.

Воображение – основное психическое новообразование дошкольного детства. В работах

Л.С. Выготского раскрыты основные характеристики воображения. С одной стороны

детское воображение беднее, чем у взрослого. Это связано с тем, что и жизненный опыт

малыша мал. Но с другой стороны воображение дошкольника ярче, эмоциональнее,

насыщеннее, чем у взрослого. Л.С. Выготский выделяет два типа воображения:

пластическое (объективное) и эмоциональное (субъективное).

Он говорит, что воображение развивается у человека всю жизнь. Но в кризисные,

переходные периоды, в частности в детстве, происходит «глубокое преобразование

воображения: постепенно из субъективного он превращается в объективное» (3,23).

Вопросами развития воображения в онтогенезе занимались многие учёные. Среди них

В.В.Давыдов, Е.М. Гаспарова, Е.Е.Кравцова, А.В.Запорожец, О.М.Дьяченко и др. В

частности, В.В.Давыдов отмечает, что одна из важнейших особенностей воображения –

умение видеть целое раньше частей. А исследования О.М.Дьяченко показали, что «уровень

оригинальности детской продукции выше в младшей и подготовительной к школе группах,

а в средней и старшей несколько снижается» (4,120)

Это связано с тем, что у детей трёх и семи лет в периоды процессов развития отмечается

повышенная эмоциональная и личностная перестройка. Поэтому определённая потеря

оригинальности в работах детей средней, старшей групп по сравнению с младшей и

подготовительной как бы закономерна и объяснима. Хотя следует сказать, что тенденция

эта не абсолютная, а относительная. Учитывая эти особенности детей, педагоги могут

более целенаправленно строить свою работу по формированию творческих замыслов у

дошкольников и организовать индивидуальную работу с ними, поощряя смелость,

чувствительность, уверенность в себе, сосредоточенность в своих переживаниях.

Своеобразие детской изобразительной деятельности вызывает другой важный вопрос:

является ли такая деятельность творчеством?

г) Поэтому мы переходим к четвёртому направлению исследований, которое касается

проблемы измерения творческих способностей детей.

В психологии и педагогике сложились два направления. Одно из них отрицает

возможность творчества в дошкольном детстве, т.к. рисунки, поделки детей – это не

произведения искусства, они не имеют никакой художественной ценности. Другое

направление утверждает, что детское творчество совершенно в своём роде. Этих

позиций придерживается биогенетическая теория развития, суть которой в том, что нельзя

воздействовать на творчество ребёнка, так как оно развивается само по себе.

Однако Н.П. Сакулина в своих работах доказывала, что «нужен и возможен поиск таких

путей взаимодействия взрослого и ребёнка, которые, с одной стороны, сохраняют

преимущества детского творчества, а с другой – помогут ребёнку овладеть средствами

самовыражения» (4,124). Поэтому мы придерживаемся тех позиций, которые позволяют

относиться к детскому творчеству с педагогических точек зрения, считая главным

формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива.

Е.А. Флерина в своё время дала точную формулировку соотношения обучения и

творчества. Она говорила, что «в каждом занятии обучающего характера должна быть

отдушина для творчества, а в каждом творческом занятии – элементы обучения»(4,136).

Ещё Н.А.Ветлугина систематизировала критерии оценки детского продуктивного

художественного творчества. Они актуальны и сегодня, если мы придерживаемся

личностно – ориентированной модели воспитания. Эти показатели мы взяли за основу

применительно к ручному художественному труду:

Показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности.

а) Развитое творческое воображение, способность «вдохновения» в условные

ситуации.

б) Увлечённость, захваченность деятельностью.

в) Искренность, непосредственность переживаний.

г) Успешное решение творческих заданий.

д) Изменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовлетворение своими

результатами, а не только самим процессом деятельности.

Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий.

а) Дополнение, изменения, преобразование уже знакомого материала в новых

ситуациях.

б) Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания, т.е. наличие

элементов творческой поисковой деятельности.

в) Нахождение новых, оригинальных приёмов решения творческих заданий.

г) Быстрота реакций, хорошая ориентировка в новых условиях, применение

различных вариантов решения задачи.

Показатели творчества, характеризующие качество продукции детской

художественной деятельности.

а) Соответствие конечного результата поставленной творческой задаче, нахождение

выразительных средств для воплощения образа.

б) Индивидуальный почерк детской продукции.

в) Соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям,

т.е. выразительность, грамотность, оригинальность образа.

a.

Эти показатели детского творчества применимы и к художественному

ручному труду.

2.1 Художественный ручной труд – является одним из направлений в

образовательной области «Художественное творчество». Оно предполагает работу с

различными материалами, в процессе которой «ребёнок создаёт относительно

полезные и эстетически значимые предметы и вещи» (4,304).

Художественный ручной труд объединяет в себе сущность характеристики

художественной и трудовой деятельности.

Наша задача – научить ребёнка творить, т.е. самостоятельно принимать решения,

задумывать своё, воплощать задуманное, получать удовлетворение от своей работы,

видеть её результат. Но путь этот сложный и постепенный. И состоит он из

нескольких этапов. Д.В.Сергеева определила этапы работы:

1 этап.

Освоение конкретными орудийными принципами и материалами. С младшего

дошкольного возраста ребёнок знакомится с различными материалами и способами

работы с ними. (Например: бумага – отрывание, сминание, складывание, разрезание,

склеивание и др.)

2 этап.

На этом этапе идёт овладение определёнными трудовыми процессами, в которых

представлены все компоненты трудовой деятельности в единстве и взаимосвязи:

цель, мотив, действие, результат деятельности.

3 этап.

А на этом этапе овладевают ручной деятельностью в совокупности множества

трудовых процессов. Именно на этом этапе максимальное проявление

самостоятельности и творчества детей. Только пройдя все эти этапы, владея

разными способами преобразования разных материалов в поделку, ребёнок может в

своей самостоятельной деятельности выбрать и материал, и способ его

преобразования в поделку, и средства для реализации и воплощения замысла.

Ребёнок, у которого не сформированы умения и не достаёт простейшего опыта не

может проявлять себя в творческой деятельности, не может до конца реализовать

свой замысел. Для того, чтобы создать что – то красивое, выразительное,

необходимо научиться согласованности, то есть умению сочетать назначение, форму,

материал, цвет, узор, композицию в работе. Поэтому, опираясь на уже сложившийся

опыт детей, на их определённые умения и навыки работы с разными материалами

на занятиях по художественному ручному труду, мы остановились на работе с

детьми старшего дошкольного возраста в форме работы студии.

3.

Так как художественный ручной труд – средство развития личности ребёнка,

проявление и развитие его креативности, то в своей работе мы поставили

следующие задачи:

1.

Развитие творческих способностей в деятельности.

а) Развивать способности детей к переносу знаний о свойствах материалов и

умений, необходимых в работе с ними в новых условиях деятельности.

б) Развивать способность осуществлять свои замыслы, используя разные средства

выразительности, цвет и его сочетания, ритм, форму, материал, композицию.

в) Побуждать к самостоятельному поиску наилучшего решения задания (т.е.

развитие креативности)

2. Развитие личности ребёнка в художественной трудовой деятельности.

а) Развивать активность, инициативу, желание участвовать в художественном

ручном труде, основанные на положительных эмоциях. Находить выход из

затруднительных ситуаций.

б) Воспитывать желание участвовать в совместном со взрослым художественном

ручном труде, украшая продуктами деятельности свой быт, своё пространство.

4.

Исходя из поставленных задач, вначале и в конце учебного года мы проводим

диагностику детской деятельности с целью проследить те качественные изменения,

которые произошли или не произошли в развитии личности ребёнка в процессе

художественного ручного труда. А так же проявление креативности детей и их

творческих способностей. Для диагностики взяты лишь самые значимые

характеристики каждого компонента, разработанные Д.В.Сергеевой.

Отношение ребёнка к деятельности.

Оценивается отношение к работе. Наблюдая за детьми, мы отмечаем:

наличие эмоциональных переживаний (удовольствия, огорчения и др.)

целеустремлённость (упорно доводит дело до конца или бросает при

первых неудачах без сожаления)

стремление к наилучшему результату.

Балловая оценка отношения к работе.

4 балла.

Ярко выраженное эмоциональное положительное отношение к работе на

протяжении всего процесса. Упорно доводит дело до конца. Отчётливо видно ярко

выраженное стремление контролировать, корректировать свою работу, используя

разнообразные средства выразительности. Огорчается, если что – то не получается. Все эти

проявления самостоятельны.

3 балла.

Выше названные проявления обнаруживаются при поддержке взрослого (выражение

удовольствия поведением ребёнка, похвала). Как правило, ребёнок с удовольствием берётся

за работу, но затем необходима поддержка, чтобы сохранить этот эмоционально

положительный настрой. Огорчение неудачей может вызвать нежелание довести дело до

конца. Использует некоторые средства выразительности.

2 балла.

Очень неустойчивые эмоциональные переживания, недостаточно целеустремлён и

«гаснет» к концу работы, требуются большие усилия взрослого, чтобы «зажечь», а затем

сам начинает работать с удовольствием, старательно и целеустремлённо. Может и

отказаться от работы.

1 балл.

Ребёнок не испытывает удовольствия от процесса работы, частые попытки уйти от

неё. Попытки взрослого увлечь ребёнка часто не имеют успеха, однако вместе с взрослым

выполняет работу.

Наблюдая за детьми, оцениваются

способы творческих действий.

самостоятельность в работе

быстрота реакции, использование различных вариантов работы

использование разнообразных средств выразительности

4 балла.

Ребёнок увлечён работой. Использует разнообразные средства выразительности

(материал, цвет, композицию). Самостоятельно использует уже знакомые способы

действий в новых условиях. Доводит начатое дело до конца. Заинтересован в

результате труда.

3 балла.

Вышеназванные проявления обнаруживаются при поддержке взрослого.

Испытывает некоторые трудности в применении уже знакомых способов действий.

Ребёнок увлечён работой. Доводит начатое дело до конца. Заинтересован в

результате труда.

2 балла.

С удовольствием принимается за работу. Во время работы обращается за

поддержкой взрослого с использованием средств выразительности. Заинтересован

процессом труда, но не его результатом.

1 балл.

Нет самостоятельности в работе, вариативность способов действий отсутствует,

средства выразительности бедны. Может и не заинтересоваться работой.

Качество продукции детской деятельности.

выразительность

грамотность

оригинальность образа

4 балла.

Конечный результат соответствует поставленной творческой задаче. Ярко виден

индивидуальный почерк продукции. Детская работа соответствует элементарным

художественным требованиям:

выразительна, аккуратна, грамотна.

Ребёнок стремится внести ещё что – то новое в продукцию.

3 балла.

Конечный результат говорит об индивидуальном почерке ребёнка. Работа в

основном соответствует поставленной творческой задаче. Чтобы работа была

аккуратна и выразительна, ребёнок обращается за помощью к взрослому.

Результатом труда доволен не всегда.

2 балла.

Ребёнок может не довести до конца работу. Постоянно прибегает к помощи

взрослого. Работа маловыразительна. Ребёнок не стремится к аккуратности.

Результатом труда доволен.

1 балл.

Работа бедна по выразительности, ребёнок редко справляется без помощи взрослого.

Работа может быть не доведена до конца. Результатом ребёнок не интересуется.

Результаты диагностики заносятся в таблицу. Количество баллов у каждого

ребёнка исчисляется следующим образом: складываются баллы, полученные за

каждый компонент, их сумма делится на количество компонентов.

Если суммарный балл, набранный ребёнком составляет от 3,5 до4 – способность

ребёнка к творческому решению проблем (креативности) в художественном труде

находится на оптимальном уровне.

От 2,4 – 3,4 – на высоком уровне.

От 1,3 – 2,3 – на среднем уровне, ниже 1,2 баллов – на низком уровне.

5. Исходя из диагностики развития детей в деятельности, мы решили,

в работе студии остановиться на двух разновидностях ручного труда:

Лепки из теста и аппликации с использованием разнообразных материалов (бумага,

ткань, тесто, нитки, крупа и т.д.)

Наша цель состоит в том, чтобы создать такие условия деятельности, в которых

ребёнок мог применить свои умения и навыки, полученные на занятиях по

художественному труду, в совершенно новых условиях, с использованием

разнообразных материалов, условиях в которых могли бы проявиться творческие

возможности ребёнка.

С бумагой, тканью, аппликацией из этих материалов, дети знакомятся с

младшего возраста. Почему мы решили добавить к нашей работе лепку из теста?

Тесто – мягкий, приятный для рук материал; очень пластичен и удобен в работе

с детьми. Занимаясь лепкой, ребёнок осваивает объёмную форму предмета, у него

формируются навыки работы двумя руками, развиваются мелкие мышцы пальцев, а

это способствует развитию мышления, глазомера, ориентировке в пространстве.

Всякая манипуляция с вылепленными предметами, а тем более создание лепнин,

объёмных картин, обогащает жизненный опыт ребёнка. В таких произведениях

ощущается пространство, образ, стиль, композиция. Красивая художественная вещь

отличается тем, что в ней всё согласовано единому замыслу: назначение, форма,

материал, цвет, композиция. Сочетание лепки и аппликации создают тот потенциал,

который ребёнок может создавать что – то новое, проявляя творческие возможности

и способности. Всё это влияет на дальней шее развитие личностных

новообразований ребёнка в деятельности.

Работа строится в тесной связи со специалистами ДОУ:

психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому

воспитанию с учётом интеграции всех образовательных областей, ориентируясь на

полихудожественный подход в обучении.

Это предполагает активную творческую работу (как педагога, так и детей),

предусматривает особый психологический климат в процессе обучения

построенный на сотворчестве педагога и ребёнка, детей в коллективе.

6. Связь с другими образовательными областями.

«Физическое развитие»

Развитие мелкой моторики посредством взаимодействия с

материалами и инструментами, пальчиковой гимнастики,

физкультминуток

воспитание культурно-гигиенических навыков (перед

началом работы необходимо надеть фартучек, завернуть

рукава, по окончании работы намыть руки, привести в

порядок свой внешний вид), цветотерапия (подбор

материалов по сочетаемости цвета, арттерапия (создание

комфортных условий пребывания ребёнка в дошкольном

учреждении)

«Социально-

коммуникативное

развитие"»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по

поводу процесса и результатов продуктивной деятельности,

практическое овладение воспитанниками нормами речи

(беседы, обсуждения, создание проблемной ситуации)

формирование гендерной принадлежности, семейной

принадлежности, патриотических чувств, чувства

принадлежности к мировому сообществу (игры, игровые

упражнения, создание проблемной ситуации, игры-

драматизации)

формирование основ безопасности собственной

жизнедеятельности (выполнение правил пользования

инструментами: стеками, ножичком, ножницами; правил

поведения за столом)

формирование трудовых умений и навыков, воспитание

трудолюбия, воспитание ценностного отношения к

собственному труду, труду других людей и его результатам

(беседы, рассматривание иллюстраций, знакомство с

разными профессиями)

«Познавательное развитие

сенсорное развитие (знакомство со свойствами материалов),

формирование целостной картины мира

(экспериментирование с материалами, создание коллекций),

расширение кругозора в сфере изобразительного искусства

(знакомство с художниками, рассматривание картин,

иллюстраций, малых скульптурных форм, эстетически

привлекательных объектов природы), развитие творчества

(побуждение к самостоятельному замысливанию образа,

поиску средств выразительности), формирование

элементарных математических представлений (обсчёт

необходимого материала, деталей, необходимых образу,

ориентировка на квадрате, прямоугольнике, круге, работа с

деталями разной геометрической формы)

«Художественно-

эстетическое развитие»

использование музыкальных произведений для обогащения

содержания, развитие детского творчества, приобщение к

различным видам искусства (этюды, придумывание песенок,

движений, знакомство с музыкальными инструментами, игра

"Музыка"

на музыкальных инструментах)

"Речевое развитие"

использование художественных произведений (чтение

художественных произведений для обогащения образа,

использование загадок, пословиц, поговорок), развитие

детского творчества, приобщение к различным видам

искусства, развитие художественного восприятия и

эстетического вкуса.

7. Работа по организации организованной – образовательной деятельности.

В зависимости от этапа работы каждая тема состоит из нескольких занятий – двух

или трёх. Это зависит от сложности темы, трудоёмкости работы и от течения

творческого процесса.

Важнейшим структурным элементом деятельности является постановка цели и её

мотивация. Это самый ответственный момент. Д.В.Сергеева отмечала, что от него «зависит

90% успешного выполнения деятельности». Через мотивацию необходимо вызвать интерес

ребёнка к деятельности. При внесении мотивации необходимо воздействовать на чувства и

эмоции. Поскольку с помощью чувств и эмоций достигается больший эффект, т.к. ребёнок

пока общается с миром главным образом на эмоциональном уровне.

Первый этап работы.

Чтобы украсить свой быт, мы предложили детям создать «Галерею детского творчества»

или «Выставку детских работ». А вместе с тем порадовать своими работами своих мам,

малышей и товарищей.

Для ребёнка – дошкольника общественная мотивация приобретает большое значение,

если ребёнок при этом не ущемляет собственные интересы. Чтобы мотивация действовала,

необходимо обеспечить ребёнку «удовлетворение личных потребностей». С этой целью, в

групповой комнате постоянно присутствует разнообразный материал: кусочки теста,

ткани, цветные нитки, бумага и т. д. Ребёнок в любое время может действовать с ним, тем

самым удовлетворить свои «личные потребности» в самостоятельной – художественной

деятельности.

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Лепка из теста

Ребёнок использует

Цель:

Придание образу

Цель:

Развивать умения детей,

знакомые приёмы лепки,

фантазирует и создаёт и

создаёт свою работу в

соответствии с замыслом.

Мы нацеливаем детей на

передачу характерных

особенностей образа,

формы, позы, движений.

Цель:

Используя знакомые

приёмы лепки, развивать

фантазию, создавать свою

работу по замыслу,

передавать характерные

особенности образа, формы,

динамики движений.

наибольшей

выразительности. Дети

самостоятельно выбирают

средства выразительности:

Цвет для раскрашивания

своей поделки, кусочки меха,

ткани, крупу и т.д.

объединившись, участвовать

в совместной разработке

эскиза, используя

разнообразный материал по

выбору детей, знакомые

приёмы аппликации ( из

бумаги, ткани….) создавать

детали, отвечающие общему

замыслу. Из элементов,

наиболее интересных по

цвету и композиции,

составлять панно.

Работы 1 этапа более просты, потому что:

В них принимают участие дети, которые посещают студию в течение одного

года.

Мотивация деятельности более проста ( «Украшение интерьера детского сада

коллективными работами» )

Темы: «Что нам осень принесла», «Птичий двор», «Зайцы на лужайке», «Кошки с

котятами», «Весёлые медвежата».

На втором этапе нашей работы принимают участие дети старшего дошкольного возраста,

которые посещают студию второй год. Здесь и работы более сложные и мотивация

социальна: «Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр», «Изготовление

украшений для девочек, мам и бабушек», «Картинки для украшения интерьера», «Рамочки

для фото – подарок другу», «Украшение цветочного горшочка в подарок детскому саду от

выпускников»

На третьем этапе (третий год обучения) студию пополнили дети, которые переведены

из логопедической группы в группу общеразвивающего вида, (как дети чистоговорящие с

исправленными нарушениями речи). Однако, речи этих детей ещё требуется особое

внимание, т.к. необходимо закрепление исправленных речевых нарушений.

Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Простые движения помогают

убрать напряжение не только с самих рук. Но и расслабить мышцы всего тела. Они

способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся

кисть, тем лучше ребёнок говорит. На этом этапе мы решили организовать нашу работу в

форме мини-проекта. Участниками ми-проекта являются: дети, руководитель студии.

Педагог-психолог, музыкальный руководитель. Инструктор по физическому воспитанию.

Все элементы творческой деятельности детей требуют художественного вкуса, умения

анализировать. Предоставляя как можно больше самостоятельности, мы стараемся

направлять творчество детей, развивать у них способность думать о способах

выразительности в передаче образа.

Хотелось бы сказать о том, что наш опыт работы можно использовать в кружковой и

студийной работе с детьми младшего школьного возраста, она очень увлекает детей, они

видят результаты своего труда.

В такой работе происходит развитие интегративных качеств ребёнка:

любознательность и активность, эмоциональность и отзывчивость, овладение средствами

общения и способами взаимодействия со взрослым, способность управлять своим

поведением и планировать действия, способность решать интеллектуальные и личностные

задачи, овладение предпосылками учебной деятельности; происходит удовлетворение

личностных потребностей детей и в целом развитие личности человека.

Библиография.

1.

ВайнерманС.М., Большев А.С. и др. Ссенсомоторное развитие дошкольников

на занятиях по изобразительному искусству. М.

Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

2.

Ветлугина Н…А. Ххудожественное творчество и ребёнок Монография, М.

Педагогика,1972.

3.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,

Просвещение, 1991.

4.

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.

1999.

5.

Сергеева Д.В. Воспитание ребёнка дошкольного возраста в процессе трудовой

деятельности. М. Просвещение, 1987.

6.

Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников. М.,

Просвещение. 1986.

7.

Сергеева Д.В. Теоретические основы трудового воспитания в детском саду.

Горький. 1978.

8.

Сергеева Д.В. Фольклор и художественное слово в трудовой деятельности

дошкольников. Нижний Новгород. 1992.

9.

Сафонова О. А. Экспресс – анализ и оценка детской деятельности

(методические основы) . Нижний Новгород.1995.

10. Лыкова И. А. Проектирование художественного труда в ДОУ.

ж – л «Управление ДОУ», № 7, 2011.

Содержание.

1.

Актуальность проблемы.

2.

Степень узученности вопроса в педагогике и психологии.

2.1 Художественный ручной труд – как вид художественной творческой

деятельности детей дошкольного возраста.

3.

Задачи развития креативности ребёнка в процессе

художественного труда.

4.

Диагностика развития детской деятельности ребёнка,

разработанная Д.В.Сергеевой.

5.

Лепка из теста и аппликация как разновидности ручного

труда в системе работы с детьми старшего дошкольного

возраста.

6.

Связь с другими образовательными областями.

7.

Работа по организации организованной – организованной

деятельности.



В раздел образования