Напоминание

интерактивные формы и методы повышения познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики


Автор: Петренко Зинаида Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2"
Населённый пункт: село Александрия, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: интерактивные формы и методы повышения познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики
Раздел: полное образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Интерактивные формы и методы

повышения познавательной и творческой

активности учащихся

на уроках математики
Автор учитель математики МБОУ «СОШ № 2» с.Александрия: Петренко Зинаида Васильевна
Обучение и развитие относятся к вечным педагогическим проблемам. Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьников математике без создания условий для самостоятельного усвоения, приобретения и осмысления ими знаний. (Слайд1) Задача современного учителя в настоящие время – не преподносить знания школьникам, а более практичная и приземлённая – создать мотивацию и сформировать комплекс общеучебных умений учить самого себя. А выполнить поставленную задачу можно только через введение новых педагогических технологий. В 2007-2008 учебном году наша школа стала победителем гранда в 1 млн. рублей, что позволило улучшить материально-техническую базу, а 10 педагогов повысили свой уровень квалификации в Академии Повышения Квалификации и Профессиональной Переподготовки Работников Образования г. Москвы. (Слайд 2) Тема курсов: «Задачи педагогического коллектива по внедрению инновационных образовательных программ». Более подробно я познакомилась с новой педагогической технологией – интерактивное обучение.
Интерактивное обучение
– это одна из форм диалогового обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и учащегося. Интерактивное обучение как форма познавательной деятельности имеет вполне конкретные цели, направленные прежде всего на создание комфортных условий учебной работы, обеспечивающей учащемуся самостоятельность, инициативность и продуктивность его познавательной деятельности. При этом все учащиеся-партнёры, сотрудничая (обмениваясь мнениями, суждениями, идеями, способами деятельности), вносят свой индивидуальный вклад в общее дело (выполнение задания). Взаимодействие по приобретению нового знания и способов деятельности поднимает социальный опыт учащихся на новый, более высокий уровень развития, формирует навыки сотрудничества и кооперации. Интеракция не допускает преобладания одного из партнёров, одного мнения над другим. Она предполагает равенство, доброжелательность и активность всех во взаимной познавательной деятельности. Как часто бывает в педагогике, данная форма, метод обучения имеет длинную историю. Своё начало она берет в конце XVIII в. сначала в Индии, затем в Великобритании, а позже и в других странах, в том числе и в России. Данный метод был предложен независимо друг от друга английскими педагогами Э. Беллем и Дж. Ланкастером. Именно поэтому впоследствии метод был назван белл – ланкастерской системой взаимного обучения и получил широкое распространение как быстрый и дешевый способ обучения в условиях развития капиталистических отношений, требующих значительного количества образованных людей. Возврат актуальности и развития методики взаимного обучения пришелся на начало ХХ в., когда Э. Паркхестон предложила дальтон – план. В России ему на смену пришел бригадно–лабораторный метод. Очередная волна интереса к данному методу, как новому для нашего времени, была вызвана благодаря развитию гуманистического направления в зарубежной психологии. К интерактивным формам обучения относится групповая форма.(Слайд 3) В середине XX в. К. Левин выдвинул следующую идею: «Обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности»
.
Это и является особым отличием интерактивного обучения: научение происходит в групповой совместной деятельности, в том числе за счет взаимообучения. Вместе с тем при организации интерактивного обучения важно учитывать, что наряду с решением учебных целей и задач в процессе группового взаимодействия осознавалась ценность других учеников и формировалась потребность общения с ними, их поддержки. Групповая форма обучения позволяет одновременно решить три задачи: 1. Определенную познавательную задачу, вытекающую из конкретной учебной ситуации.
2. Коммуникативно-развивающую, в процессе которой создаются условия и формируются умения общения как внутри, так и за пределами данной группы. 3. Социально - ориентационную, формирующую и развивающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации школьника в современном обществе. Исходя из этого, наиболее приемлемым, простым и эффективным способом организации в интерактивном обучении является работа в группах (малых и крупных). Как правило, групповая работа позволяет:  за короткий срок изучить и обсудить объёмный и порой противоречивый для осмысления и понимания блок материала;  решать задачи дифференцированного и разноуравненоного обучения в рамках урока;  продуктивно формировать общеучебные умения и учебную деятельность, которую они реализуют;  оптимизировать и активизировать процессы социализации школьников. Вопросы и задания, предлагаемые для изучения и обсуждения учащимися, непременно должны быть проблемного, исследовательского, развивающего и творческого характера разного уровня сложности. Например, при изучении темы «Решение иррациональных уравнений и неравенств» можно предложить учащимся исследовательскую работу
«Исследование неравенства

х –
2 х - а 0 , 2  а 
»,
которая состоит из трех частей, т. е. разных уровней. (Слайд )
1. Решение «в лоб»
1) Замените неравенство равносильной совокупностью неравенств, не содержащих неизвестное под радикалом. 2) Решите неравенство при а = 9. 3) Решите вспомогательное уравнение х 2 - 2х+2- 2 а =0 4) Пусть х 1 и х 2 - корни квадратного трехчлена х 2 -2х +2- 2 а =0. Решите неравенства х 1 2  и х 2  2 относительно а. 5) Решите исходное неравенство при а  2. 6) Решите исходное неравенство при 2  а  4. 7) Решите исходное неравенство при а  4. 8) Запишите решение исходного неравенства при всех а.
2. Параметр а как функция х
1) Замените неравенство равносильной совокупностью неравенств, не содержащих неизвестное под радикалом. 2) На плоскости с координатами (а; х) постройте графики функций а = х 2 и а=2х 2 -4х+4 Пересекаются ли графики этих функций ? 3) Заштрихуйте на плоскости (а;х) область решения исходного неравенства. 4) По графику опишите словами решение исходного неравенства при каждом а. 5) Запишите в виде формул решение исходного неравенства.
3. Поведение графика функции в зависимости от а
1)На плоскости (х;у) постройте график прямой у = х - 2 и полуокружности у = 2 х - а при различных значениях а ( например, при а = 1, 4, 9 ). 2) Опишите по рисунку решение исходного неравенства при выбранных в п. 1) значениях а. 3) При каких значениях а прямая у = х – 2 пересекается с полуокружностью у = 2 х а  ? Найдите при этих а абсциссы точек пересечения. 4) Запишите решение исходного неравенства в общем виде. Такие интерактивные задания исследовательского характера направлены не столько на применение имеющихся знаний, сколько на открытие новых, на обобщение знаний. Школьник при их выполнении не может оставаться пассивным потребителем знаний,
применять их по образцу. Ученик находится в позиции активного деятеля, открывающего для себя новое. При изучении темы «Наибольшее и наименьшее значение функции» у учащихся достаточно знаний, чтобы при решении задач составить алгоритм нахождения наибольших и наименьших значений. Объяснение нового материала начинается с создания проблемной ситуации, в ходе решения которой учащиеся сами приходят к необходимому выводу. Учащиеся выполняют задание
: «Исследовать функцию и построить график»
На доске строится график функции и далее идет работа с графиком. Учитель не только просит перечислить свойства функции, но и дать соответствующие определения. Например, назвать промежутки возрастания и убывания функции, определение возрастающей (убывающей) функции, сформулировать признак возрастания (убывания) функции. Происходит актуализация теоретических знаний. Одновременно с повторением происходит корректировка знаний учащихся. Наиболее распространенной ошибкой является следующая: ученики путают понятия максимума функции и наибольшего значения. Поэтому при работе с графиком, изображенным на доске, учитель задает вопросы: Что называется максимумом функции? Является ли максимум функции ее наибольшим значением? Если учащиеся не догадываются, то учитель предлагает сравнить значение функции в точке максимума и в других точках. Таким образом, в процессе работы ученики приходят к выводу, что максимум и наибольшее значение- это разные понятия. Аналогично сравниваются понятия минимума и наименьшего значения. Далее учитель предлагает определить наибольшее и наименьшее значение функции на разных отрезках области определения, и учащиеся обнаруживают, что в некоторых случаях максимум совпадает с наибольшим значением функции, а минимум – с наименьшим значением функции. После такой работы ученики готовы к тому, чтобы сформулировать алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения. Поэтому учитель задает вопрос: как, не изображая графика функции, определить наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке? Ученики формулируют алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения, который в процессе работы уточняется учителем и самими учениками. Алгоритм записывается в тетрадях и на доске для того, чтобы ученики могли обращаться к нему при самостоятельной работе. Далее учитель предлагает задание для самостоятельного решения. Таким образом, проблемная ситуация направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения, а в результате ребята получают новые знания. Творческие задания представляют собой логические взаимосвязанные с друг другом задания, которые предлагаются учащимся в определенной последовательности, от простого к сложному. Творческие задания должны включать обязательный элемент тренинга и элемент новизны. Элементы тренинга включены с учетом требований: от простого к сложному. Например, придумать число, составить задачу определенного содержания (со сказочным или фантастическим сюжетом, экологическим или историческим), нарисовать картину, составить кроссворд, сочинить сказку и т.д. А на заключительном этапе предлагается придумать аналогичное задание и решить его. Например, рассмотрим задания из темы «Признаки делимости» 6 класс.
На 4 делятся числа, которые оканчиваются двумя нулями или у которых две

последние цифры составляют число, делящиеся на 4.
189512 делится нацело на 4, т.к. две последние цифры составляют число 12. Ответь на вопросы:
а) делится ли на 4 числа и почему 315668; 109814748; 400044014; 578600? б) будут ли делиться на 4 числа, если вместо * поставит любые цифры? **32;**76;**16;**70;**48;**61;**50;**20? Объясните свой ответ. в) придумайте свои многозначные числа, которые будут делиться на 4. Применение таких заданий на уроках математики способствует формированию убежденности учащихся в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку. Под
интерактивными методами
понимается система правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение.
Содержанием
интерактивного взаимодействия учителя и учащихся в образовательном процессе в условиях школы является программный материал
.

Целью
интерактивного обучения для современной школы в условиях ее модернизации является общее развитие школьников, предоставление каждому оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации. При этом общее развитие школьника включает развитие его потребностей, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
Результат
такого общения - создание дидактических условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер. Предполагается, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие оперативных общеучебных умений, определяющих успешность той или иной деятельности школьника. Иначе говоря, интерактивное обучение более эффективно, результативно, чем обучение в этом направлении каждого школьника в отдельности. Что особенно важно, негативные личностные приобретения школьника можно поправить и даже изменить в процессе интерактивного обучения, хотя учащиеся самостоятельно корректируют свои знания и умения их рационально использовать. К интерактивным методам относят учебные деловые игры, мозговой штурм, игровое проектирование, анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и др. В процессе интерактивного общения в парах, группах (малых и больших), между группами у учащихся формируются знания, в том числе и собственное мнение по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности. У учеников развиваются речь, чувство ответственности за общее дело; систематизируются, анализируются, конкретизируются и корректируются представления, понятия; устанавливаются логические связи, содействующие пониманию закономерностей социальной жизни во всем ее многообразии и т.п. Систематическое применение учителем интерактивных методов на уроках математики создает благоприятные условия для формирования у школьников учебной деятельности и реализующих ее общеучебных умений.
Критерии отбора методов обучения:
 соответствие целям и задачам обучения и развития школьников;  соответствие дидактическим целям урока;  соответствие содержанию темы урока;  соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом;  соответствие временным рамкам обучения;  соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя;  соответствие способу руководства учебной деятельностью;  соответствие логике учебного процесса. Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого наиболее эффективных форм и методов организации изучения и усвоения школьниками конкретного блока учебного содержания.

Стиль проведения интерактивных занятий
. Поскольку совместная деятельность - одно из условий формирования демократического, гражданского общества, то проектирование отношений между учителем и учащимися должно основываться на принципах доверия, доброжелательности, партнерства, взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки, терпимости, учета и уважения интересов, возможностей друг друга. Основа деятельности учителя в условиях интерактивного обучения - личностно ориентированный подход.
Основные требования соблюдения личностно ориентированного подхода:
 гуманная педагогическая позиция педагога;  ценностное отношение к учащемуся, к его творчеству;  создание культурно- информационной и предметно- развивающей среды;  владение методикой и основами образовательной технологии;  нацеленность на развитие индивидуальности учащегося. В процессе организации, управления и контроля за развитием интерактивного общения между школьниками учитель преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности, предоставляя учащимся самостоятельность в выборе средств достижения цели, адекватных учебных действий, партнеров по деятельности. При работе в режиме интерактивного обучения важно не допустить дидактическую монотонность, замкнутость общения внутри групп. Главный принцип интерактивного обучения - организация внутри групп интенсивного диалога. При сочетании педагогических и психологических условий интерактивное обучение как форма образовательного процесса способно оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий. По своей конструкции интерактивное обучение может представлять собой метод или технологию в зависимости от способа организации учебной работы учителя и учащихся при решении определенных дидактических задач. В любом случае данный вид обучения предназначен для решения коммуникативно - развивающих и социально ориентированных задач. К интерактивному обучению относят и взаимодействие пользователя с компьютером. Все виды обучающих и игровых программ, интернет- ресурсы не что иное, как содержание для данного вида деятельности. Реализация интерактивного обучения требует серьезной подготовленности и от педагога, и от учащихся. Применение методов должно быть постепенным, дозированным и обязательно методически оправданным. Учителю и учащимся необходимо привыкнуть к ним и получить определенный опыт их использования в собственном развитии.
Этапы интерактивной работы
1. Этап подготовки учителя и учащихся к интерактивному обучению. 2. Этап комплектования групп. 3. Этап учебной деятельности учащихся в группе. 4. Этап презентации группового решения. 5. Этап экспертизы (на усмотрение учителя ). 6. Этап рефлексии прошедшего занятия. Подготовка к уроку на основе интерактивного обучения должна начинаться с формулировки его темы, которая непременно должна содержать проблему, поле противоречия, иначе условие для столкновения различных точек зрения, версий не будет
обеспечено. Проблематизация темы должна предполагать, нацеливать учащихся на сопоставление, сравнение, группировку, обобщение, анализ и доказательство. Планируя организацию интерактивной работы, следует обязательно изменить учебное пространство за счет соответствующей удобной расстановки школьной мебели в кабинете. Следующим этапом является формирование групп учащихся для интерактивной работы. Как правило, используются
два основных подхода
:  деление на пары и тройки (диады и триады);  ролевое распределение в группы 4-5 человек (например, докладчик, понимающий, конструктивный критик, организатор и др.)
Основные принципы формирования групп
:  свободный (по желанию учащихся);  организованный учителем.
Варианты свободного комплектования групп
 Учитель называет количественный состав групп (например, по 4 человека), которые должны сформироваться за 2-3 мин;  при входе в класс учащиеся берут различные по цвету или форме карточки и образуют соответствующие группы;  учитель предлагает учащимся сделать выбор из перечня карточек, объединенных одной тематикой
Приемы формирования групп учителем
 Учитель предварительно раскладывает на столах карточки с именами и фамилиями учащихся, которые должны образовать данную микрогруппу;  при входе в класс учитель раздает учащимся цветные карточки, которые представляют собой пропуск к определенному столу, помеченному конкретного цвета карточкой;  предлагается выбрать стол с буквой ( А, Б, С), указывающий на сложность задания;  предлагается при входе в класс сгруппироваться по принципу общности месяца рождения;  при входе в класс предлагается сгруппироваться с учетом первой буквы имени При комплектовании групп следует учитывать плюсы и минусы каждого из двух его видов. При первом случае формирования групп, когда учитываются интересы самих школьников, плюсы очевидны: создается располагающая к общению атмосфера, что раскрепощает партнеров, в большинстве случаев ребята знают свои возможности, укрепляют «чувства локтя». Для первых уроков интерактивного обучения это наиболее эффективный прием формирования групп. Однако он имеет существенные «минусы». Формируются неравнозначные по количеству и качеству знаний группы, что влечет соответствующие результаты их совместной деятельности. Возможно, что интерес к общению может возобладать над необходимостью выполнения задания. Вне этих групп могут оказаться учащиеся, у которых не сложились отношения с классом Формирование групп может осложниться тем, что неуверенные учащиеся могут отказаться переходить из привычной группы в другую. При планировании должна быть предусмотрена и такая ситуация, но все же необходимо планировать работу групп со сменным составом. Постепенно познавательная и социальная мотивация у таких учащихся повысится.
Приступая к работе с учащимися в интерактивном режиме, важно нацелить их на соблюдение правила «трех нельзя»:  нельзя ссылаться на то, что «Уже все сказали»;  нельзя отказываться сообщать свое мнение группе;  нельзя демонстрировать свое плохое настроение.
Правила успешной интерактивной деятельности
1.Продумать организации комфортного учебного пространства и дидактической оснащенности занятия. 2. Психологическая готовность учащихся и учителя к совместному сотрудничеству на парной основе. 3. Сочетание познавательной и социальной мотивации. 4. Вовлечение всех учащихся в диалоговую деятельность. Знание главной особенности интерактивного обучения: совместная деятельность приносит пользу каждому. 5. Не допускать большего количества групп, с тем чтобы каждый учащийся смог высказаться, быть услышанным. 6. Продуманность и согласованность процедуры занятия и регламента и строгое их соблюдение. 7. Уважение прав каждого, не допустимо высказывать оценочных суждений в адрес партнеров. 8. Используйте различные приемы для формирования групп 9. При управлении интеракцией настраивать учащихся на то, чтобы высказывал точку зрения каждый, а не одни и те же. Для оценивания работы внутри групп на этапе формирования групп выбираются эксперты. Как правило, по истечении времени, отведенного на выполнение задания, эксперты проводят короткое совещание и дают сводную, но конкретную оценку деятельности всех групп и отдельных учащихся.
Критерии экспертизы групповой работы
1. Активность всех членов группы – 3 балла. 2. Верность высказываемых суждений каждым членом группы – 3 балла. 3. Уровень культуры общения – 2 балла. 4. Логика ответов – 5 баллов. 5. Полнота ответов – 5 баллов. 6. Глубина ответов – 5 баллов 7. Умение слушать товарища – 2 балла. Возможны штрафы по пунктам 1, 3, 7 на указанное количество баллов. Существует мнение, что интерактивное обучение возможно только в рамках повторительно – обобщающих уроков. Объясняется это тем, что данный тип урока позволяет охватить значительный объем материала, освоенный учащимися ранее. Вместе с тем интеракция – хорошая основа для комплексного применения знаний и умений учащимися; систематизации учебного материала. На уроках изучения нового материала для организации интерактивного обучения также существует значительный педагогический потенциал. В этом случае можно использовать известный метод взаимообучения: дети сами помогут друг другу в обоюдной выгоде и удовольствию. И в заключении хотелось бы сказать следующее.  Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных, способствующих активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.
 Они являются условием для самореализации личности в учебной деятельности, создают благоприятные условия для формирования у школьников глубоких знаний.


В раздел образования