Напоминание

Викторина по мордовским сказкам


Автор: Канунникова Людмила Матвеевна
Должность: учитель мордовского языка
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №10"
Населённый пункт: Республика Мордовия, город Рузаевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Викторина по мордовским сказкам
Раздел: начальное образование





Назад




Викторина по мордовским сказкам.

Сегодня мы с вами снова возвращаемся в мордовскую сказку . Сказка –

забава , но не только. Это духовное богатство народа , кладезь мудрости и

доброты. Каждый народ имеет свои сказки, они похожи и различны, потому

что связаны с жизнью того народа, который их создал. Мордовская сказка-

бесценная жемчужина, оставленная нам в наследство некогда очень

многочисленным мордовским народом.

До 16 века по обеим сторонам Волги, Цны, Оки жили мордовские племена.

А по последней переписи в Мордовии около 700 тыс. жителей и только 27%

из них считают себя мордвой. Остались отдельные островки (диаспоры) в

Самарской, Нижегородской областях.

Куда делся народ? Ассимиляция (Поглощение одного народа другим) Это

происходит и на наших глазах. Есть русская поговорка « Поскреби любого

русского – найдёшь татарина». А для Поволжья очень актуален и уместен

другой вариант этой пословицы :« Поскреби любого русского- найдёшь

мордвина». Сказки начали записывать только в 20 веке, очень много было

утеряно, забыто в веках. Например ,сказка «Как собака друга искала» тоже

могла пропасть в веках. Она была записана случайным образом в 60-м году

участниками одной из этнограграфических экспедиций. Некоторые сказки

-абсолютные шедевры по простоте и мудрости. Примером этого служит

сказка «Варда». Две метафоры: платье –символ родного края, Родины, и

слезинки материнские –символ любви матерей к своим детям. Две вещи

помнит человек до конца своей жизни- уголок ,где он родился, и маму свою.

Семья и Родина –как два крыла птицы без которых не дано никому добиться

подлинного счастья.

Потерял человек Родину, оскорбил свою мать- стал перекати -полем без

роду и племени.

Лишилась девочка платья-Родины, слезинок матери и попала в беду. Вот так

отражена эта мудрость веков в сказке «Варда»-просто и доходчиво. Я эту и

другие сказки поставила бы в ряд лучших мировых сказок. И мне бы

хотелось, чтобы где-нибудь будучи за пределами Мордовии вы бы с

гордостью сказали: « А вот у нас в тех краях, где родился, есть такая сказка» и

нашу сказку узнали бы и в дальних краях. Но для этого надо знать эти сказки,

полюбить и получше запомнить. Вот с этой целью и мы организовали игру-

забаву по мордовским сказкам.

Вопросы.

1.Назовите сказку о трудностях судейства в поиске виноватых, кто оказался

крайним и самым виноватым в сказке? (« Петушок и кошечка»).

(Народ смеётся над беспомощностью и бестолковостью чиновников и

судейства.)

2. «Соху тащить –это что? А попробовал бы за сохой ходить!» Что такое

соха( плуг которым пашут землю) и кто таскал её? Назовите сказку и русский

аналог. («Лиса и медведь»- мордовская сказка, « Мужик и медведь»и

«Вершки и корешки»-похожие русские сказки публикуются под двумя

названиями.)

3. «У страха- глаза велики»-говорят в народе. Какая сказка служит

иллюстрацией этой поговорке? ( «Пугливая мышь») Назовите действующих

лиц по порядку их появления, кто кого напугал в сказке.

(мышка,крыса,зайчик,волк)

4.В этой сказке мордовский народ выразил свою мечту подружиться с

лесными зверями ,особенно с самым сильным зверем из наших лесов.

«Благодарный медведь»

5. Все знаете басню Крылова И. А. « Ворона и лисица»,где ворона – глупая. А

в одной из наших сказок ворона обманула лисицу. А как?

( «Как ворона лисицу обманула» )

6.Давным –давно в лесу жила собака. А с кем она пыталась подружиться,

прежде чем нашла самого бесстрашного друга. Кого? ( «Как собака друга

искала»)

7. Яраска сидел в колодце. А почему? За что его туда посадили? Какую

русскую сказку напоминает история с медведем?( «Волк и семеро козлят».)

8. «Как портной пиво варил». Какой волшебный предмет получил портной от

Вирявы. Кто она такая?

9.Этот мальчик- почемучка так прилежно учился, что стал умнее своего

учителя. Назовите мальчика. (Юртай)

10.А в какой мордовской сказке медведь принёс на спине девочку

родителям и тоже в сундуке?( « Девочка серебряный зубок».)

11.Посеяли старик со старухой просо .Где? Почему не сумели убрать урожай и

каким образом им был возмещён урон?( «Липовый кошель»)

12.Мордовский кот в сапогах. А что нужно было сделать, чтобы погубить

Каряза? Кто такой Каряз? Как он выглядел? (Семиглавый змей, сжечь и пепел

развеять по ветру .«Красавец Дамай»)

13.У нас есть своя сказка о мёртвой царевне или спящей красавице. Братья её

называли Дуболго Пичай; а мужу она назвалась именем Уцяска. Как

переводится это слово на русский язык?(Счастье).

14.Вирява –хозяйка леса. Из чего девочки готовили украшения в сказке?

(бисер, жемчуг, монеты)

Кто помогал падчерице?(Ласка)

15 «.Чёрный ящик»- по сказке « Девочка серебряный зубок»

В ящике находятся подарки, которые получила девочка от отца и от матери.

(сэме,гребень,брусок). Как эти подарки помогли девочке?

Подведение итогов



В раздел образования