Автор: Канунникова Людмила Матвеевна
Должность: учитель мордовского языка
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №10"
Населённый пункт: Республика Мордовия, город Рузаевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Викторина по мордовским сказкам
Раздел: начальное образование
Викторина по мордовским сказкам.
Сегодня мы с вами снова возвращаемся в мордовскую сказку . Сказка –
забава , но не только. Это духовное богатство народа , кладезь мудрости и
доброты. Каждый народ имеет свои сказки, они похожи и различны, потому
что связаны с жизнью того народа, который их создал. Мордовская сказка-
бесценная жемчужина, оставленная нам в наследство некогда очень
многочисленным мордовским народом.
До 16 века по обеим сторонам Волги, Цны, Оки жили мордовские племена.
А по последней переписи в Мордовии около 700 тыс. жителей и только 27%
из них считают себя мордвой. Остались отдельные островки (диаспоры) в
Самарской, Нижегородской областях.
Куда делся народ? Ассимиляция (Поглощение одного народа другим) Это
происходит и на наших глазах. Есть русская поговорка « Поскреби любого
русского – найдёшь татарина». А для Поволжья очень актуален и уместен
другой вариант этой пословицы :« Поскреби любого русского- найдёшь
мордвина». Сказки начали записывать только в 20 веке, очень много было
утеряно, забыто в веках. Например ,сказка «Как собака друга искала» тоже
могла пропасть в веках. Она была записана случайным образом в 60-м году
участниками одной из этнограграфических экспедиций. Некоторые сказки
-абсолютные шедевры по простоте и мудрости. Примером этого служит
сказка «Варда». Две метафоры: платье –символ родного края, Родины, и
слезинки материнские –символ любви матерей к своим детям. Две вещи
помнит человек до конца своей жизни- уголок ,где он родился, и маму свою.
Семья и Родина –как два крыла птицы без которых не дано никому добиться
подлинного счастья.
Потерял человек Родину, оскорбил свою мать- стал перекати -полем без
роду и племени.
Лишилась девочка платья-Родины, слезинок матери и попала в беду. Вот так
отражена эта мудрость веков в сказке «Варда»-просто и доходчиво. Я эту и
другие сказки поставила бы в ряд лучших мировых сказок. И мне бы
хотелось, чтобы где-нибудь будучи за пределами Мордовии вы бы с
гордостью сказали: « А вот у нас в тех краях, где родился, есть такая сказка» и
нашу сказку узнали бы и в дальних краях. Но для этого надо знать эти сказки,
полюбить и получше запомнить. Вот с этой целью и мы организовали игру-
забаву по мордовским сказкам.
Вопросы.
1.Назовите сказку о трудностях судейства в поиске виноватых, кто оказался
крайним и самым виноватым в сказке? (« Петушок и кошечка»).
(Народ смеётся над беспомощностью и бестолковостью чиновников и
судейства.)
2. «Соху тащить –это что? А попробовал бы за сохой ходить!» Что такое
соха( плуг которым пашут землю) и кто таскал её? Назовите сказку и русский
аналог. («Лиса и медведь»- мордовская сказка, « Мужик и медведь»и
«Вершки и корешки»-похожие русские сказки публикуются под двумя
названиями.)
3. «У страха- глаза велики»-говорят в народе. Какая сказка служит
иллюстрацией этой поговорке? ( «Пугливая мышь») Назовите действующих
лиц по порядку их появления, кто кого напугал в сказке.
(мышка,крыса,зайчик,волк)
4.В этой сказке мордовский народ выразил свою мечту подружиться с
лесными зверями ,особенно с самым сильным зверем из наших лесов.
«Благодарный медведь»
5. Все знаете басню Крылова И. А. « Ворона и лисица»,где ворона – глупая. А
в одной из наших сказок ворона обманула лисицу. А как?
( «Как ворона лисицу обманула» )
6.Давным –давно в лесу жила собака. А с кем она пыталась подружиться,
прежде чем нашла самого бесстрашного друга. Кого? ( «Как собака друга
искала»)
7. Яраска сидел в колодце. А почему? За что его туда посадили? Какую
русскую сказку напоминает история с медведем?( «Волк и семеро козлят».)
8. «Как портной пиво варил». Какой волшебный предмет получил портной от
Вирявы. Кто она такая?
9.Этот мальчик- почемучка так прилежно учился, что стал умнее своего
учителя. Назовите мальчика. (Юртай)
10.А в какой мордовской сказке медведь принёс на спине девочку
родителям и тоже в сундуке?( « Девочка серебряный зубок».)
11.Посеяли старик со старухой просо .Где? Почему не сумели убрать урожай и
каким образом им был возмещён урон?( «Липовый кошель»)
12.Мордовский кот в сапогах. А что нужно было сделать, чтобы погубить
Каряза? Кто такой Каряз? Как он выглядел? (Семиглавый змей, сжечь и пепел
развеять по ветру .«Красавец Дамай»)
13.У нас есть своя сказка о мёртвой царевне или спящей красавице. Братья её
называли Дуболго Пичай; а мужу она назвалась именем Уцяска. Как
переводится это слово на русский язык?(Счастье).
14.Вирява –хозяйка леса. Из чего девочки готовили украшения в сказке?
(бисер, жемчуг, монеты)
Кто помогал падчерице?(Ласка)
15 «.Чёрный ящик»- по сказке « Девочка серебряный зубок»
В ящике находятся подарки, которые получила девочка от отца и от матери.
(сэме,гребень,брусок). Как эти подарки помогли девочке?
Подведение итогов