Автор: Степашкина Ольга Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 16
Населённый пункт: Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Гиперактивный ребёнок
Раздел: дошкольное образование
Старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 16» г. Арзамаса
О.В. Степашкина
Гиперактивный ребёнок
Правильное
отношение
к
себе
и
управление
своим
поведением
–
уникальное
средство
воспитания
ребёнка,
которое
снимает
или
смягчает
проблему трудного поведения.
Как бы нам ни хотелось порой отыскать причины неправильного поведения
исключительно в самом ребёнке, в его природе, не последнюю роль в его
формировании играет характер наших отношений с ребёнком, особенно когда
он с раннего возраста проявляет себя как особенный.
Авторитарные родители у ребёнка с сильным типом нервной системы
скорее всего сформируют протестное поведение (сопротивление), у ребёнка
же со слабым типом нервной системы – подчинение, соглашательство. Но и
то и другое поведение – свидетельство незрелости собственной воли ребёнка.
Необходим компромисс: осознанное действие.
Сознательное противопоставление себя другому, как акт волевого усилия,
отличается от защитного сопротивления, в котором воля парализована, не
способна обуздать импульсивное действие.
Любая крайняя форма поведения сама по себе ещё не является признаком
ущербности или несамодостаточности.
Чаще всего разнообразные формы сопротивления со стороны человека
являются
несознаваемыми,
или
подсознательными.
Осознание
«Я»
в
сложных
ситуациях
резко
сужается,
так
как
человек
чаще
и
сильнее
фиксирован не на себе, а на внешних обстоятельствах, вызвавших глубокое
переживание или вспышку аффекта.
«Я – субъект» действует и берёт на себя ответственность за действия. «Я –
объект»
пассивен,
он
позволяет
манипулировать
собой
и
не
несёт
ответственности за то, что с ним происходит.
Стоит последить за своей речью, когда мы разговариваем с детьми.
Внешнеобвинительные
формулировки
приучают
ребёнка
к
тому,
чтобы
искать
виноватого,
защищаясь
от
неприятных
ощущений,
связанных
с
чувством вины.
Негативизм, протест – защита личностного уровня, связанная со страхом
утраты «Я», с нежеланием быть объектом и подвергаться манипуляциям.
Гиперактивность
–
понятие
психопатологическое,
т.е.
отражающее
болезненное
проявление
двигательной
активности
ребёнка.
Ребёнок
не
в
состоянии контролировать своё поведение и с трудом поддаётся контролю
извне.
В
ре зульт ате
вся
его
неуёмная
энергия,
о к а з ы в а я с ь
нецеленаправленной, растрачивается попусту.
Дошкольники наиболее предрасположены к повышенной двигательной
активности. В силу особенностей созревания мозга восприятие дошкольника
гораздо менее, чем у взрослого или подростка, опосредовано мыслительными
процессами, протекающими в коре головного мозга. Корковые структуры ещё
незрелы,
и
восприятие
почти
напрямую
связано
с
исполнительным,
двигательным аппаратом: стимул – реакция. Благодаря такой короткой связи
идёт быстрое накопление чувственного (сенсорного) опыта, а этот опыт, в
свою очередь, способствует бурному созреванию коры больших полушарий
головного
мозга.
В
дошкольном
возрасте
нисходящее
влияние
коры
на
импульсы
из
подкорковых
структур
недостоточно,
чтобы
ребёнок
легко
управлял своим поведением.
Вероятно,
гиперактивность
детей
во
многом
определяется
несогласованностью корково-подкорковых связей и особенно – слабостью
корковых нисходящих влияний на подкорковые структуры.
Кроме того, кора головного мозга в этом возрасте ещё недостаточно
дифференцирована,
пластичность
нервной
системы
оромна,
поэтому
внешние импульсы, попадая через каналы восприятия в мозг, приводят к
разлитому, чётко не локализованному возбуждению.
Из
исследований
Э.
Симерницкой
известно,
что
люди
с
нечёткой
латерализацией
полушарий
(амбидекстры)
или
с
доминирующим
правым
полушарием (левши) более эмоциональны, непосредованны, чаще опираются
на внешние воздействия.
Правое полушарие распознаёт форму, интегрирует детали и обладает общей
способностью к синтезу. Благодаря этому скорость реагирования на ситуацию
у дошкольников и младших школьников может быть очень высокой, а сам
характер реагирования приближен к импульсивно-инстинктивному.
Деятельность левого полушария приводит к выполнению функции анализа
составляющих компонентов ситуации.
Все эти данные свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте
существуют
объективные
предпосылки
повышенной
двигательной
активности.
Поэтому
у
некоторых
детей
отмечается
возрастная
физиологическая повышенная двигательная активность, не мешающая им,
однако,
нормально
развиваться.
Наиболее
гармонично
среди
детей
с
повышенной
двигательной
активностью
развиваются
те,
у
которых
и
родители столь же гармонично активны. В этих случаях живость, быстрота и
подвижность реакций сохраняется даже в зрелом возрасте. Это – устойчивые
качества человека.
Другое дело – гиперактивность как болезненное проявление. Она мешает не
только окружающим, которые пытаются общаться с ребёнком, но может
замедлить его развитие.
Многие гиперактивные дети так или иначе пострадали при родах, или
незадолго до них, или сразу же после рождения. Одни перенесли гипоксию в
утробе матери, у некоторых отмечалась родовая травма или асфиксия.
Особую группу составляют дети с алкогольным синдромом плода.
Большинство гиперактивных детей нуждается в лечении, чаще всего – с
помощью успокоительных средств. Подбор лечения индивидуален и должен
осуществляться лечащим врачом.
Но всё-таки полностью устранить последствия гиперактивности с помощью
лекарств, как правило, не удаётся.
В дошкольном возрасте основные проблемы гиперактивного ребёнка
сосредоточены
в
сфере
общения.
Родители,
в
зависимости
от
их
темперамента, взглядов на воспитание, вырабатывают определённую тактику
взаимоотношений с ребёнком.
Одна из наиболее распространённых тактик воспитания – подавление воли
ребёнка. Деспотичность родителей проистекает из чувства вины и страха.
Обычно
именно
эти
мотивы
подавления,
многочисленных
запретов,
наказаний, требований мамами не осознаются в полной мере.
Если
тактика
подавления
принята
всеми
членами
семьи,
то
может
наблюдаться мнимый эффект упорядочения поведения ребёнка. Такие дети
ещё менее предсказуемы и ещё более импульсивны, чем те, гиперактивность
которых не подавляется. При ещё более жёстком подавлении родителями
импульсивной агрессии ребёнок может проявлять агрессию по отношению к
себе («аутоагрессия»).
Режим важен для всех детей, но для гиперактивных – особенно. Надо
помнить и о том, что природные впечатления успокаивают и «разряжают»
ребёнка. Большинство же городских впечатлений перевозбуждает его.
В понятие меры отношения к гиперактивному ребёнку входит разумная
автономизация от него. Нельзя быть постоянно приданным такому ребёнку.
Ему надо дать понять, что у вас есть право на отдых или другие личные
занятия, во время которых он не должен вам мешать.
Последовательность понадобится вам во всём: в соблюдении режима, в
мерах наказания и поощрения, в разумном удовлетворении потребностей и
желаний ребёнка.
Если вы чувствуете себя на грани эмоционального срыва, постарайтесь
уйти и оставить ребёнка наедине с самим собой.
Общение с гиперактивным ребёнком должно быть ненавязчивым. Смысл
его в том, чтобы ваши цели в отношении ребёнка не осознавались им как
требования и имели косвенный характер.
Научившись
преодолевать
сопротивление
и
импульсивность
гиперактивного
ребёнка,
взрослый
сможет
формировать
у
него
нужные
навыки. Таким детям желательно наглядно показывать, что и как следует
делать,
словесные
объяснения
должны
быть
как
можно
короче
и
чётче.
Требовать
неоднократного
выполнения
какого-то
задания
не
надо:
надо
добиться, чтобы ребёнок сам захотел это сделать.
С возрастом и гиперактивный ребёнок приобретает опыт и навыки
адекватного, более сдержанного поведения. Надо лишь иметь терпение и
всегда быть уверенным в том, что у вашего ребёнка всё будет хорошо.
Используемая литература:
Г.В. Грибанова/ Гиперактивный ребёнок/ Дефектология/ 6/ 1994/ Москва.