Напоминание

Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей раннего и дошкольного возраста.


Автор: Шамшина Наталья Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 44 "Белоснежка"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей раннего и дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы

детей раннего и дошкольного возраста.

Для

многих

людей

настоящим

символом

детства

является

сказка

.

Все

мы

помним

,

как

родители

на

ночь

читали

нам

увлекательные

истории

,

в

которых

мы

представляли

себя

в

качестве

главных

героев

,

учились

храбрости

,

мудрости

и

преодолению

трудностей

.

Волшебный

мир

сказок

оказывает

огромное

влияние

на

детскую

психику

,

помогает

ребенку

изменить

себя

в

лучшую

сторону

,

учит

преодолевать

страхи

и

укрепляет

веру

в

победу

добра

над

злом

.

Наши

предки

,

занимаясь

воспитанием

детей

,

рассказывали

им

занимательные

истории

.

Не

торопясь

наказать

провинившегося

ребёнка

,

они

вели

рассказ

,

из

которого

становился

ясным

смысл

поступка

.

Это

сегодня

,

опираясь

на

многовековой

педагогический

опыт

,

мы

говорим

,

что

подобные

истории

являлись

не

чем

иным

,

как

основой

сказкотерапии

.

Излечивающая

способность

сказки

была

положена

в

основу

целого

направления

современной

психотерапии

,

названного

сказкотерапией

.

Метод

сказкотерапии

появился

на

рубеже

60-70-

х

годов

ХХ

века

,

обоснованный

М

.

Эриксоном

и

в

дальнейшем

развитый

его

учеником

В

.

Росси

.

В

России

метод

сказкотерапии

начал

использоваться

с

начала

90-

х

годов

И

.

В

.

Вачковым

,

Д

.

Ю

.

Соколовым

,

С

.

К

.

Нартовой

-

Бочавер

.

Сказкотерапия

это

направление

практической

психологии

,

использующее

ресурсы

сказок

для

решения

целого

ряда

задач

:

воспитание

,

образование

,

развитие

личности

и

коррекция

поведения

.

Так

как

сказки

,

в

широком

смысле

,

окружают

человека

всю

его

жизнь

,

то

это

направление

идеально

подходит

и

детям

,

и

взрослым

;

людям

с

высшим

образованием

и

не

имеющим

никакого

образования

.

Сказкотерапия

имеет

значительные

преимущества

перед

другими

методами

психологии

:

Сказкотерапия

позволяет

психологу

установить

идеальный

контакт

с

ребёнком

,

даёт

удивительную

возможность

найти

и

буквально

говорить

с

ним

на

одном

языке

,

языке

сказочных

метафор

.

Сказкотерапия

позволяет

ловко

обойти

психологическое

сопротивление

ребёнка

и

даже

поработать

с

проблемой

,

которую

он

по

той

или

иной

причине

пока

не

готов

озвучить

открыто

.

Сказкотерапия

позволяет

выйти

за

те

искусственные

рамки

,

что

выстраивает

ребёнок

в

реальной

жизни

,

расширить

фокус

внимания

и

арсенал

возможностей

.

Это

помогает

увидеть

другие

возможные

пути

развития

событий

и

решения

жизненных

проблем

.

Сказкотерапия

даёт

ребёнку

возможность

преобразить

внутренний

и

внешний

мир

,

увидеть

и

принять

его

красоту

и

уникальность

,

ведь

в

сказках

всё

наполнено

гармонией

,

которая

передаётся

малышу

.

Сказкотерапия

способствует

пробуждению

творческих

сил

в

самом

психологе

.

Сказкотерапия

даёт

специалисту

большую

свободу

для

творчества

,

позволяет

гармонично

интегрировать

и

применять

техники

других

направлений

психологии

(

психодрамы

,

гештальт

-

психологии

,

арт

-

терапии

).

Сказкотерапия

для

детей

раннего

возраста

играет

особую

роль

в

развитии

ребенка

,

так

как

в

этот

период

закладываются

основы

постижения

окружающего

мира

.

Чем

привлекательнее

,

безопаснее

и

счастливее

этот

мир

для

ребенка

в

детстве

,

тем

более

счастливым

и

уверенным

он

будет

ощущать

себя

во

взрослой

жизни

.

Данный

психотерапевтический

способ

при

работе

с

малышами

выполняет

несколько

основных

функций

:

развлекательную

,

обучающую

и

успокаивающую

.

Его

воздействие

на

детей

часто

оказывается

более

эффективным

,

чем

просьбы

родителей

.

В

частности

,

посредством

сказкотерапии

можно

работать

с

агрессивными

чувствами

,

переживаниями

,

а

также

с

различного

рода

психосоматическими

заболеваниями

.

Кроме

того

,

процесс

сказкотерапии

позволяет

ребенку

с

особыми

потребностями

осознать

свои

проблемы

и

увидеть

пути

их

решения

.

Сказка

для

ребенка

-

это

«

соединительный

мост

»

между

сознательным

миром

и

уровнем

бессознательного

,

эмоционального

и

телесного

опыта

.

То

,

что

проиграно

,

или

прожито

,

или

понятно

в

сказке

,

ребенок

может

непосредственно

сделать

частью

своего

опыта

так

же

,

как

если

бы

это

было

прожито

в

жизни

.

Это

позволяет

ребенку

усвоить

правильные

моральные

нормы

и

ценности

,

различать

добро

и

зло

.

Для

развития

эмоциональной

сферы

у

детей

раннего

возраста

,

в

своей

работе

я

часто

использую

сказки

.

Ведь

в

процессе

сказкотерапии

дети

проживают

эмоциональные

состояния

,

вербализуют

свои

собственные

переживания

,

знакомятся

со

словами

,

обозначающими

различные

эмоциональные

состояния

,

благодаря

чему

у

них

развивается

способность

к

более

глубокому

пониманию

себя

и

других

людей

,

умение

ориентироваться

в

эмоциональной

реальности

.

Сказки

должны

подбираться

соответственно

возрасту

ребенка

.

Сказкотерапия

для

раннего

возраста

должна

быть

основана

на

использовании

простых

сюжетных

сказок

,

к

примеру

,

таких

,

как

«

Репка

», «

Колобок

», «

Теремок

».

Это

связано

с

тем

,

что

двухлетний

ребенок

способен

запоминать

простейшие

действия

сказочных

героев

,

только

тогда

у

него

проявится

интерес

к

сказке

.

Так

после

чтения

уже

знакомой

сказки

«

Курочка

Ряба

»,

мы

с

детьми

обсудили

сказку

и

рассмотрели

иллюстрации

.

При

чтении

сказки

я

постаралась

собственным

голосом

и

мимикой

показать

детям

эмоции

героев

сказки

.

При

обсуждении

я

добавляла

вопросы

делающие

акцент

на

чувства

и

эмоции

персонажей

,

такие

как

«

О

ком

эта

сказка

?», «

Что

курочка

снесла

бабе

и

деду

и

т

.

п

.

После

обсуждения

сказки

я

предложила

детям

попробовать

в

процессе

повторного

чтения

показать

,

как

радовались

и

огорчались

дедушка

и

бабушка

,

как

сильно

испугалась

мышка

.

К

сожалению

,

были

и

такие

дети

,

которые

не

знали

,

как

нужно

показать

ту

или

иную

эмоцию

,

или

просто

стеснялись

,

а

может

,

боялись

это

делать

.

В

связи

с

этим

я

посчитала

необходимым

продолжить

работу

,

направленную

на

развитие

эмоциональной

сферы

детей

.

Знакомя

детей

со

сказкой

«

Теремок

»

был

использован

кукольный

театр

.

По

ходу

показа

спектакля

дети

проявляли

массу

эмоций

.

При

появлении

первого

персонажа

,

один

из

детей

засмеялся

,

а

потом

все

остальные

дети

подхватили

.

По

ходу

игры

-

драматизации

мы

давали

персонажам

дополнительные

характеристики

эмоциональных

состояний

.

Например

,

прискакала

веселая

лягушка

,

она

громко

смеялась

,

потому

,

что

у

нее

было

хорошее

настроение

.

Какая

лягушка

прискакала

?

Как

она

смеялась

?

Как

звери

плакали

,

когда

у

них

сломался

домик

?

Дети

с

помощью

воспитателя

и

наводящих

вопросов

подражали

эмоциональным

состоянием

героев

.

Таким

образом

,

у

детей

на

протяжении

игры

-

драматизации

по

сказке

«

Теремок

»

был

положительно

-

эмоциональный

настрой

,

дети

живо

реагировали

на

появление

литературных

героев

,

принимали

участие

в

игре

-

драматизации

(

т

.

е

.

переживали

эмоциям

,

звукам

,

голосам

животных

).

Немаловажную

роль

играет

и

предметно

-

пространственная

среда

группы

,

а

именно

создание

речевого

центра

,

в

котором

имеется

художественная

литература

,

книжки

-

самоделки

,

альбомы

,

маски

сказочных

героев

и

т

.

п

.

В

свободной

деятельности

дети

рассматривают

книжки

со

сказками

,

узнают

там

знакомых

сказочных

героев

,

называют

их

.

Читая

детям

книги

или

что

-

то

рассказывая

им

,

я

развиваю

умение

маленьких

слушателей

обращать

внимание

и

реагировать

на

мою

мимику

,

жесты

,

интонацию

.

Наручные

куклы

из

сказок

,

например

«

Зайчик

»

или

«

Мишка

»

беседуют

с

ребятами

,

здороваются

и

прощаются

с

ними

,

демонстрируют

к

ним

симпатию

,

ведь

телесный

контакт

с

куклами

вызывает

у

детей

чувство

доверия

,

снимает

психоэмоциональное

напряжение

,

способствует

преодолению

затруднений

в

общении

.

Виды

деятельности

в

старших

и

подготовительных

группах

:

-

Сочинение

и

рисование

сказки

.

-

Придумывание

продолжения

известной

сказки

с

модификацией

сюжета

.

-

Коллективная

работа

коллаж

(

вырезание

фигурок

сказочных

героев

,

наклеивание

соответственно

сюжету

придуманной

сказки

).

-

Сочинение

по

картинке

,

запись

сказки

на

диктофон

(

групповая

работа

).

-

Сочинение

сказки

в

группе

и

ее

демонстрация

в

других

группах

детьми

.

-

Лепка

сказочных

героев

,

рассказ

истории

о

них

.

-

Сказка

на

песке

,

объединение

с

песочной

терапией

(

кинетический

песок

).

Таким

образом

,

опыт

работы

показал

,

что

сказкотерапия

позитивно

влияет

на

эмоционально

-

волевую

сферу

детей

и

позволяет

сформировать

у

ребенка

положительные

эмоции

,

настрой

к

деятельности

,

к

познанию

окружающего

мира

.

Используемая

литература

:

Былкина

Н

.

Д

.,

Люсин

Д

.

В

.

Развитие

представлений

детей

об

эмоциях

в

онтогенезе

//

Вопросы

психологии

. 2000. № 5.

С

. 23-27.

Васькова

О

.

Ф

.,

Политыкина

А

.

А

.

Сказкотерапия

как

средство

развития

речи

детей

дошкольного

возраста

. –

СПб

.:

ООО

«

Издательство

«

Детство

-

Пресс

», 2012.

Вачков

И

.

В

.

Введение

в

сказкотерапию

М

.: «

Генезис

», 2011.

Изотова

Е

.

И

.,

Никифорова

Е

.

В

.

Эмоциональная

сфера

ребёнка

:

Теория

и

практика

. -

М

.,2004.

Капщук

О

.

Н

.

Игротерапия

и

сказкотерапия

:

развиваемся

играя

. –

Ростов

н

/

Д

.:

Феникс

, 2009.

Кряжева

Н

.

Л

.

Развитие

эмоционального

мира

детей

. –

Екатеринбург

, 2004.

Михайлова

А

.

Я

.

Современный

ребенок

и

сказка

:

проблемы

диалога

. –

М

., 2002.



В раздел образования