Автор: Шамшина Наталья Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 44 "Белоснежка"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы детей раннего и дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Сказкотерапия как средство развития эмоциональной сферы
детей раннего и дошкольного возраста.
Для
многих
людей
настоящим
символом
детства
является
сказка
.
Все
мы
помним
,
как
родители
на
ночь
читали
нам
увлекательные
истории
,
в
которых
мы
представляли
себя
в
качестве
главных
героев
,
учились
храбрости
,
мудрости
и
преодолению
трудностей
.
Волшебный
мир
сказок
оказывает
огромное
влияние
на
детскую
психику
,
помогает
ребенку
изменить
себя
в
лучшую
сторону
,
учит
преодолевать
страхи
и
укрепляет
веру
в
победу
добра
над
злом
.
Наши
предки
,
занимаясь
воспитанием
детей
,
рассказывали
им
занимательные
истории
.
Не
торопясь
наказать
провинившегося
ребёнка
,
они
вели
рассказ
,
из
которого
становился
ясным
смысл
поступка
.
Это
сегодня
,
опираясь
на
многовековой
педагогический
опыт
,
мы
говорим
,
что
подобные
истории
являлись
не
чем
иным
,
как
основой
сказкотерапии
.
Излечивающая
способность
сказки
была
положена
в
основу
целого
направления
современной
психотерапии
,
названного
сказкотерапией
.
Метод
сказкотерапии
появился
на
рубеже
60-70-
х
годов
ХХ
века
,
обоснованный
М
.
Эриксоном
и
в
дальнейшем
развитый
его
учеником
В
.
Росси
.
В
России
метод
сказкотерапии
начал
использоваться
с
начала
90-
х
годов
И
.
В
.
Вачковым
,
Д
.
Ю
.
Соколовым
,
С
.
К
.
Нартовой
-
Бочавер
.
Сказкотерапия
–
это
направление
практической
психологии
,
использующее
ресурсы
сказок
для
решения
целого
ряда
задач
:
воспитание
,
образование
,
развитие
личности
и
коррекция
поведения
.
Так
как
сказки
,
в
широком
смысле
,
окружают
человека
всю
его
жизнь
,
то
это
направление
идеально
подходит
и
детям
,
и
взрослым
;
людям
с
высшим
образованием
и
не
имеющим
никакого
образования
.
Сказкотерапия
имеет
значительные
преимущества
перед
другими
методами
психологии
:
Сказкотерапия
позволяет
психологу
установить
идеальный
контакт
с
ребёнком
,
даёт
удивительную
возможность
найти
и
буквально
говорить
с
ним
на
одном
языке
,
языке
сказочных
метафор
.
Сказкотерапия
позволяет
ловко
обойти
психологическое
сопротивление
ребёнка
и
даже
поработать
с
проблемой
,
которую
он
по
той
или
иной
причине
пока
не
готов
озвучить
открыто
.
Сказкотерапия
позволяет
выйти
за
те
искусственные
рамки
,
что
выстраивает
ребёнок
в
реальной
жизни
,
расширить
фокус
внимания
и
арсенал
возможностей
.
Это
помогает
увидеть
другие
возможные
пути
развития
событий
и
решения
жизненных
проблем
.
Сказкотерапия
даёт
ребёнку
возможность
преобразить
внутренний
и
внешний
мир
,
увидеть
и
принять
его
красоту
и
уникальность
,
ведь
в
сказках
всё
наполнено
гармонией
,
которая
передаётся
малышу
.
Сказкотерапия
способствует
пробуждению
творческих
сил
в
самом
психологе
.
Сказкотерапия
даёт
специалисту
большую
свободу
для
творчества
,
позволяет
гармонично
интегрировать
и
применять
техники
других
направлений
психологии
(
психодрамы
,
гештальт
-
психологии
,
арт
-
терапии
).
Сказкотерапия
для
детей
раннего
возраста
играет
особую
роль
в
развитии
ребенка
,
так
как
в
этот
период
закладываются
основы
постижения
окружающего
мира
.
Чем
привлекательнее
,
безопаснее
и
счастливее
этот
мир
для
ребенка
в
детстве
,
тем
более
счастливым
и
уверенным
он
будет
ощущать
себя
во
взрослой
жизни
.
Данный
психотерапевтический
способ
при
работе
с
малышами
выполняет
несколько
основных
функций
:
развлекательную
,
обучающую
и
успокаивающую
.
Его
воздействие
на
детей
часто
оказывается
более
эффективным
,
чем
просьбы
родителей
.
В
частности
,
посредством
сказкотерапии
можно
работать
с
агрессивными
чувствами
,
переживаниями
,
а
также
с
различного
рода
психосоматическими
заболеваниями
.
Кроме
того
,
процесс
сказкотерапии
позволяет
ребенку
с
особыми
потребностями
осознать
свои
проблемы
и
увидеть
пути
их
решения
.
Сказка
для
ребенка
-
это
«
соединительный
мост
»
между
сознательным
миром
и
уровнем
бессознательного
,
эмоционального
и
телесного
опыта
.
То
,
что
проиграно
,
или
прожито
,
или
понятно
в
сказке
,
ребенок
может
непосредственно
сделать
частью
своего
опыта
так
же
,
как
если
бы
это
было
прожито
в
жизни
.
Это
позволяет
ребенку
усвоить
правильные
моральные
нормы
и
ценности
,
различать
добро
и
зло
.
Для
развития
эмоциональной
сферы
у
детей
раннего
возраста
,
в
своей
работе
я
часто
использую
сказки
.
Ведь
в
процессе
сказкотерапии
дети
проживают
эмоциональные
состояния
,
вербализуют
свои
собственные
переживания
,
знакомятся
со
словами
,
обозначающими
различные
эмоциональные
состояния
,
благодаря
чему
у
них
развивается
способность
к
более
глубокому
пониманию
себя
и
других
людей
,
умение
ориентироваться
в
эмоциональной
реальности
.
Сказки
должны
подбираться
соответственно
возрасту
ребенка
.
Сказкотерапия
для
раннего
возраста
должна
быть
основана
на
использовании
простых
сюжетных
сказок
,
к
примеру
,
таких
,
как
«
Репка
», «
Колобок
», «
Теремок
».
Это
связано
с
тем
,
что
двухлетний
ребенок
способен
запоминать
простейшие
действия
сказочных
героев
,
только
тогда
у
него
проявится
интерес
к
сказке
.
Так
после
чтения
уже
знакомой
сказки
«
Курочка
Ряба
»,
мы
с
детьми
обсудили
сказку
и
рассмотрели
иллюстрации
.
При
чтении
сказки
я
постаралась
собственным
голосом
и
мимикой
показать
детям
эмоции
героев
сказки
.
При
обсуждении
я
добавляла
вопросы
делающие
акцент
на
чувства
и
эмоции
персонажей
,
такие
как
«
О
ком
эта
сказка
?», «
Что
курочка
снесла
бабе
и
деду
?»
и
т
.
п
.
После
обсуждения
сказки
я
предложила
детям
попробовать
в
процессе
повторного
чтения
показать
,
как
радовались
и
огорчались
дедушка
и
бабушка
,
как
сильно
испугалась
мышка
.
К
сожалению
,
были
и
такие
дети
,
которые
не
знали
,
как
нужно
показать
ту
или
иную
эмоцию
,
или
просто
стеснялись
,
а
может
,
боялись
это
делать
.
В
связи
с
этим
я
посчитала
необходимым
продолжить
работу
,
направленную
на
развитие
эмоциональной
сферы
детей
.
Знакомя
детей
со
сказкой
«
Теремок
»
был
использован
кукольный
театр
.
По
ходу
показа
спектакля
дети
проявляли
массу
эмоций
.
При
появлении
первого
персонажа
,
один
из
детей
засмеялся
,
а
потом
все
остальные
дети
подхватили
.
По
ходу
игры
-
драматизации
мы
давали
персонажам
дополнительные
характеристики
эмоциональных
состояний
.
Например
,
прискакала
веселая
лягушка
,
она
громко
смеялась
,
потому
,
что
у
нее
было
хорошее
настроение
.
Какая
лягушка
прискакала
?
Как
она
смеялась
?
Как
звери
плакали
,
когда
у
них
сломался
домик
?
Дети
с
помощью
воспитателя
и
наводящих
вопросов
подражали
эмоциональным
состоянием
героев
.
Таким
образом
,
у
детей
на
протяжении
игры
-
драматизации
по
сказке
«
Теремок
»
был
положительно
-
эмоциональный
настрой
,
дети
живо
реагировали
на
появление
литературных
героев
,
принимали
участие
в
игре
-
драматизации
(
т
.
е
.
переживали
эмоциям
,
звукам
,
голосам
животных
).
Немаловажную
роль
играет
и
предметно
-
пространственная
среда
группы
,
а
именно
создание
речевого
центра
,
в
котором
имеется
художественная
литература
,
книжки
-
самоделки
,
альбомы
,
маски
сказочных
героев
и
т
.
п
.
В
свободной
деятельности
дети
рассматривают
книжки
со
сказками
,
узнают
там
знакомых
сказочных
героев
,
называют
их
.
Читая
детям
книги
или
что
-
то
рассказывая
им
,
я
развиваю
умение
маленьких
слушателей
обращать
внимание
и
реагировать
на
мою
мимику
,
жесты
,
интонацию
.
Наручные
куклы
из
сказок
,
например
«
Зайчик
»
или
«
Мишка
»
беседуют
с
ребятами
,
здороваются
и
прощаются
с
ними
,
демонстрируют
к
ним
симпатию
,
ведь
телесный
контакт
с
куклами
вызывает
у
детей
чувство
доверия
,
снимает
психоэмоциональное
напряжение
,
способствует
преодолению
затруднений
в
общении
.
Виды
деятельности
в
старших
и
подготовительных
группах
:
-
Сочинение
и
рисование
сказки
.
-
Придумывание
продолжения
известной
сказки
с
модификацией
сюжета
.
-
Коллективная
работа
–
коллаж
(
вырезание
фигурок
сказочных
героев
,
наклеивание
–
соответственно
сюжету
придуманной
сказки
).
-
Сочинение
по
картинке
,
запись
сказки
на
диктофон
(
групповая
работа
).
-
Сочинение
сказки
в
группе
и
ее
демонстрация
в
других
группах
детьми
.
-
Лепка
сказочных
героев
,
рассказ
истории
о
них
.
-
Сказка
на
песке
,
объединение
с
песочной
терапией
(
кинетический
песок
).
Таким
образом
,
опыт
работы
показал
,
что
сказкотерапия
позитивно
влияет
на
эмоционально
-
волевую
сферу
детей
и
позволяет
сформировать
у
ребенка
положительные
эмоции
,
настрой
к
деятельности
,
к
познанию
окружающего
мира
.
Используемая
литература
:
Былкина
Н
.
Д
.,
Люсин
Д
.
В
.
Развитие
представлений
детей
об
эмоциях
в
онтогенезе
//
Вопросы
психологии
. 2000. № 5.
С
. 23-27.
Васькова
О
.
Ф
.,
Политыкина
А
.
А
.
Сказкотерапия
как
средство
развития
речи
детей
дошкольного
возраста
. –
СПб
.:
ООО
«
Издательство
«
Детство
-
Пресс
», 2012.
Вачков
И
.
В
.
Введение
в
сказкотерапию
–
М
.: «
Генезис
», 2011.
Изотова
Е
.
И
.,
Никифорова
Е
.
В
.
Эмоциональная
сфера
ребёнка
:
Теория
и
практика
. -
М
.,2004.
Капщук
О
.
Н
.
Игротерапия
и
сказкотерапия
:
развиваемся
играя
. –
Ростов
н
/
Д
.:
Феникс
, 2009.
Кряжева
Н
.
Л
.
Развитие
эмоционального
мира
детей
. –
Екатеринбург
, 2004.
Михайлова
А
.
Я
.
Современный
ребенок
и
сказка
:
проблемы
диалога
. –
М
., 2002.