Напоминание

формирование общих и профессиональных компетенций на практических занятиях профессионального модуля в медицинском колледже


Автор: Сердюк Андрей Анатольевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Армавирский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Армавир, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: формирование общих и профессиональных компетенций на практических занятиях профессионального модуля в медицинском колледже
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Статья

«формирование общих и профессиональных компетенций на

практических занятиях профессионального модуля в медицинском

колледже»
Сердюк Андрей Анатольевич, преподаватель профессиональных модулей ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж», г. Армавир, Краснодарский край В статье рассматриваются игровые методы обучения, их практическое применение в профессиональном модуле «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образова», с целью реализации компетентностного подхода в обучении. Успешное решение задач, стоящих перед здравоохранением в условиях модернизации, в значительной степени зависит от профессиональной компетентности и подготовки медицинских кадров и фармацевтов в учебном заведении. Именно поэтому одним из важнейших направлений образования является совершенствование форм и методов сотрудничества учреждений здравоохранения, медицинских образовательных учреждений и фармацевтических учреждений. Стремительное изменение условий жизни требует от системы среднего профессионального образования, формирования нового подхода, где приоритетом становится личность, что в конечном итоге будет способствовать актуализации творческой личностной позиции обучаемых в отношении приобретаемой профессии и формирование у студентов такого важного аспекта, как профессиональная компетентность. На данном этапе я работаю согласно новым стандартам в компетентностном формате, который предполагает модульное обучение и компетентностную модель образования. Согласно ФГОС СПО результатом образования являются не только знания, умения, навыки, но и общие и профессиональные компетенции. Под компетенциями я понимаю сформированные навыки, которые студент готов демонстрировать в каком-либо процессе. Формирование профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся профессиональной среде. Профессиональная компетентность фармацевта и медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалиста в стенах учебного заведения, а выпускник колледжа должен быть готов самостоятельно и эффективно решать проблемы в области фармацевтической и медицинской деятельности, позитивно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами и пациентами, стремиться к постоянному профессиональному и творческому росту, обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию и самореализации. Цель компетентностного подхода в образовании – преодолеть разрыв между знаниями студента и его практической деятельностью, научить студента
с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи практики. Образование, ориентированное исключительно на академические и энциклопедические знания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, устарело. «Школа памяти» уступает место «Школе мышления». Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника профессиональных компетентностей, которые являются ответом системы образования на требования работодателей. Решение этой проблемы требует внедрения в образовательный процесс современных педагогических инновационных технологий. Одним из таких современных подходов к обучению в сфере фармацевтического и медицинского образования является имитационное обучение, способствующее формированию всесторонней, гармонично развитой личности, способной к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию, обладающей профессиональным творческим мышлением и способной применить полученные знания на практике. Имитационное обучение - обучение, при котором обучаемый осознанно, выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных средств обучения. К имитационным методам обучения относятся как неигровые методы, так и игровые (разыгрывание ролей, имитационный тренинг и стажировка с выполнением должностной роли). Такое обучение существенно меняет роль преподавателя (вместо роли информатора – роль консультанта), и роль обучающегося (информация служит не целью, а средством для освоения действий и операций профессиональной деятельности). Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у студентов вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Мною было неоднократно замечено, что увлёкшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из студентов включаются в игру с огромным желанием, бодрым рабочим настроением. Процесс обучения становится интересным и занимательным, обучающиеся легче преодолевают трудности в усвоении учебного материала. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций взятых из профессиональной деятельности, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Игра позволяет студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций. На практических занятиях по ПМ.03. Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образова активно применяю имитационные тренинги и ролевые игры. Кабинет для практических занятий, функционально разделяется на игровые зоны, в которых мы проводим занятия. В каждой из них смоделированы рабочие места по аналогии с фармацевтическими
организациями. Зоны оснащаются фармацевтическим оборудованием. Все это необходимо для отработки фармацевтических манипуляций. Работа в зонах обеспечивает включение в деятельностный процесс, оберегает от гиподинамии, физической и умственной пассивности. Имитационное обучение объединяет формы индивидуального и коллективного освоения учебного материала, использующего фактические данные конкретной проблемы и ее теоретические обобщения. Я считаю, что главное в методе имитационного обучения - практическое овладение профессиональной деятельностью. В рамках имитационной игры на этапе тренинга студенты имитируют профессиональную деятельность. Например, имитируя работу фармацевта первостольника, сначала готовят рабочее место. Выставляют лекарственные препараты на полках в соответствии с принципами мерчендайзинга. При подходе покупателя применяют метод деонтологии «устанавливают» доверительные отношения с пациентом, дает консультации по той или иной информации, проводят опрос покупателей. Проявляя при этом двигательную активность, внимательность, соревнуясь друг с другом – кто сделает быстрее, четче и правильнее.
Имитационный тренинг
- действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту: у студентов вырабатывается умение действовать в соответствии с нормативными документами. Цель игры: предоставить возможность студентам в творческой обстановке закрепить те или иные навыки. На практическом занятии мы отводится большое количество времени для подобного самостоятельного тренинга манипуляций. Имитационное обучение способствует повышению качеству обучения за счет того, что профессиональное действие может быть неоднократно повторено до выработки уверенности выполнения и ликвидации ошибок. При организации работы в парах, студенты отрабатывают практические навыки, контролируют друг у друга правильность последовательности выполнения действий. Такой подход к профессиональному обучению гораздо более реалистичен, чем набор отдельных вопросов на изучаемую тему, рассмотренную безо всякой связи с реальностью. Таким образом, активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных и общих компетенций, развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в нестандартных ситуациях, находить правильные решения. Именно такое обучение, по нашему мнению переводит обучающегося из пассивного потребителя образовательных услуг в активного творца собственной компетентности, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.


В раздел образования