Автор: Тихова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №3 "Берёзка"
Населённый пункт: пос. Балакирево Владимирская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Роль книжной иллюстрации в формировании читателя
Раздел: дошкольное образование
Роль книжной иллюстрации в формировании читателя.
Познавательная и воспитательная функции искусства неразрывны. Познание
жизни
в
искусстве
–
это
не
ознакомление
с
конкретными
фактами
или
человеческими судьбами, а переживание их.
Какое
же
место
в
семейном
воспитании
ребёнка
дошкольного
возраста
занимает чтение? Значение художественной литературы в развитии личности
ребёнка
весьма
велико.
Первоначальный
этап
развития
книжной
иллюстрации был этапом в большей степени педагогическим, укрепляющий
метод наглядности и в то же время открывавшим для взрослых особенности
психологии
детей,
зрительный
характер
их
восприятия.
Иллюстрация
помогает читателю глубже понять текст произведения. Единство текста и
рисунка вело к развитию познавательной деятельности читателей, овладению
не только словом, но и представлением, а в последствии и знанием о вещи,
предмете, образе, которые данным словом обозначались.
Дизайн
книги
сегодня
имеет
большое
значение:
он
позволяет
изменить
средства воздействия на читателя, делает её конструктивно целесообразной и
эстетически
выразительной,
способствует
проявлению
новых
граней
и
возможностей художников-иллюстраторов.
Иллюстрации на обложке играют важную роль: в них отражается характер
всего
текста,
«прочитывается»
его
содержание.
Они
являются
той
приманкой,
которая
удерживает
книгу
в
руках
ребёнка,
призывает
рассмотреть и прочитать её, запомнить её и возвратиться к ней снова. По
картинке на обложке маленький читатель может самостоятельно определить
содержание книги: о животных, о детях, о машинах, о сказочных существах и
т.д., что повышает его самооценку, расширяет возможности: ребёнок сам без
помощи взрослого находит понравившуюся книгу.
Размышляя
над
ролью,
которую
играет
иллюстрация
в
детской
книге
в
процессе
формирования
ребёнка,
мы
часто
говорим,
что
иллюстрация
помогает
ему
не
только
глубже
понять
конкретное
литературное
произведение, но и стать настоящим читателем.
Исследуя роль иллюстрации в процессе формирования ребёнка, не следует
забывать
о
психологическом
воздействии
книжного
искусства
на
детей.
Находится ребёнок рядом с близким взрослым, рассматривает иллюстрации,
беседует с ним о том, что изображено в книге, - это повторяется из дня в
день, и воспринимается ребёнком как стабильность. Всё это уравновешивает
психическое состояние ребёнка, гармонизирует его.