Напоминание

Роль книжной иллюстрации в формировании читателя


Автор: Тихова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №3 "Берёзка"
Населённый пункт: пос. Балакирево Владимирская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Роль книжной иллюстрации в формировании читателя
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль книжной иллюстрации в формировании читателя.

Познавательная и воспитательная функции искусства неразрывны. Познание

жизни

в

искусстве

это

не

ознакомление

с

конкретными

фактами

или

человеческими судьбами, а переживание их.

Какое

же

место

в

семейном

воспитании

ребёнка

дошкольного

возраста

занимает чтение? Значение художественной литературы в развитии личности

ребёнка

весьма

велико.

Первоначальный

этап

развития

книжной

иллюстрации был этапом в большей степени педагогическим, укрепляющий

метод наглядности и в то же время открывавшим для взрослых особенности

психологии

детей,

зрительный

характер

их

восприятия.

Иллюстрация

помогает читателю глубже понять текст произведения. Единство текста и

рисунка вело к развитию познавательной деятельности читателей, овладению

не только словом, но и представлением, а в последствии и знанием о вещи,

предмете, образе, которые данным словом обозначались.

Дизайн

книги

сегодня

имеет

большое

значение:

он

позволяет

изменить

средства воздействия на читателя, делает её конструктивно целесообразной и

эстетически

выразительной,

способствует

проявлению

новых

граней

и

возможностей художников-иллюстраторов.

Иллюстрации на обложке играют важную роль: в них отражается характер

всего

текста,

«прочитывается»

его

содержание.

Они

являются

той

приманкой,

которая

удерживает

книгу

в

руках

ребёнка,

призывает

рассмотреть и прочитать её, запомнить её и возвратиться к ней снова. По

картинке на обложке маленький читатель может самостоятельно определить

содержание книги: о животных, о детях, о машинах, о сказочных существах и

т.д., что повышает его самооценку, расширяет возможности: ребёнок сам без

помощи взрослого находит понравившуюся книгу.

Размышляя

над

ролью,

которую

играет

иллюстрация

в

детской

книге

в

процессе

формирования

ребёнка,

мы

часто

говорим,

что

иллюстрация

помогает

ему

не

только

глубже

понять

конкретное

литературное

произведение, но и стать настоящим читателем.

Исследуя роль иллюстрации в процессе формирования ребёнка, не следует

забывать

о

психологическом

воздействии

книжного

искусства

на

детей.

Находится ребёнок рядом с близким взрослым, рассматривает иллюстрации,

беседует с ним о том, что изображено в книге, - это повторяется из дня в

день, и воспринимается ребёнком как стабильность. Всё это уравновешивает

психическое состояние ребёнка, гармонизирует его.



В раздел образования