Напоминание

"Идейно-художественное своеобразие решения темы мужества и героизма в романе Бориса Васильева "В списках не значился"


Автор: Василец Галина Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "Профессиональное училище №44"
Населённый пункт: город Николаевск, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Идейно-художественное своеобразие решения темы мужества и героизма в романе Бориса Васильева "В списках не значился"
Раздел: полное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №44»

ИДЕЙНО-ХУОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РЕШЕНИЯ

ТЕМЫ МУЖЕСТВА И ГЕРОИЗМА В РОМАНЕ

БОРИСА ВАСИЛЬЕВА «В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИЛСЯ»

Автор: Василец Галина Николаевна,

преподаватель русского языка и

литературы

Территориальная принадлежность:

Волгоградская область, Николаевский район,

город Николаевск.

Наименование организации:

ГБПОУ «Профессиональное училище № 44».

2017 г.

ИДЕЙНО-ХУОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РЕШЕНИЯ

ТЕМЫ МУЖЕСТВА И ГЕРОИЗМА В РОМАНЕ

БОРИСА ВАСИЛЬЕВА «В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИЛСЯ»

План

I. Роман Бориса Васильева «В списках не значился» - роман о Великой войне.

II. Идейно-художественное своеобразие решения темы мужества и героизма в

романе.

1.

Николай Плужников в первые годы войны.

2.

Героизм защитников Брестской крепости.

3.

«Подвиг его бессмертен».

III. Вечно живые.

Мы были высоки,

русоволосы,

Вы в книгах прочитаете,

как миф,

О людях, то ушли

не долюбив,

Не докурив последней

папиросы.

Н.Майоров.

Казалось

бы,

сколько

книг

посвящено

героизму

защитников

Брестской

крепости! Но вот, прочитав роман Бориса Васильева «В списках не значился»,

открываешь для себя нечто новое, неведомое раньше, не столько в обстоятельствах

собственно

военного

свойства,

связанных

с

обороной

крепости,

сколько

в

нравственном облике русских людей, оказавшихся в первые

часы фашистского

нашествия лицом к лицу с жестоким и коварным врагом. Происходила смертельно

опасная проба на излом, испытание характера народа, его физической и духовной

стойкости, его верности Родине. Борис Васильев сумел сказать об этом свое

оригинальное слово.

Главный

герой

романа

лейтенант

Николай

Плужников

прибывает

в

Брестскую крепость для прохождения службы в ночь на 22 июня 1941 года. По

пути, в Москве, он накоротке свиделся с матерью и сестрёнкой, и, кажется,

влюбился

в

её

подругу

Валю.

Николай

исполнен

радужных

мечтаний,

он

непосредственен и, пожалуй, наивен дольше, чем можно было бы ожидать от

будущего

армейского

командира.

Непосредственен,

наивен,

а

с

точки

зрения

обывателя – и «невезуч». Ещё бы: все окончили училище, а его задержали, и из-за

этого у него осталось очень мало времени на побывку дома. И даже прибыв к

месту назначения, он не успел вручить своё служебное предписание, как началась

война. Плужников в первые минуты понял это: «Боец говорил что-то ещё, но

Плужников вдруг перестал его слушать. Нет, теперь он слышал почти всё – и

ржание покалеченных лошадей у коновязи, и взрывы и рев пожаров, и далёкую

стрельбу, - он всё слышал и поэтому успокоился и перестал слушать. Он переварил

2

в себе и понял самое главное из того, что успел наговорить ему этот красноармеец:

немцы ворвались в крепость, и это означало, что война действительно началась».

Николай ведёт себя в бою смело, решительно идёт с солдатами в атаку и сам

призывает их идти в атаку. Но один раз он испугался и побежал. А когда « страх

уже

оставил

его,

и

теперь

он

ясно

сознавал,

что

нарушил

свой

долг,

что,

поддавшись панике, бросил бойцов и трусливо бежал с позиции, которую было

приказано держать во что бы то ни стало». Он не ищет оправданий, не жалеет

себя, он стремится понять, почему это произошло. «Нет, я струсил не сейчас, -

думал он. – Я струсил во вчерашней атаке. После неё потерял себя, упустил из рук

командование. Я думал о том, что буду рассказывать. Не о том, как буду воевать, а

что буду рассказывать…»

Рядом с Плужниковым на различных этапах этой драмы мы видим других

командиров и политработников, а также простых солдат, которые вместе с ним

идут из атаки в атаку. Постепенно редеет число оставшихся в живых. «Они жили

единой жизнью, но смерть у каждого была своя». Погибает отчаянный храбрец,

расторопный Сальников, не раз спасавший жизнь Николаю; старший лейтенант,

осуждающий Плужникова за малодушие («Я искуплю», - то и дело повторял

Николай); политрук с отбитыми ногами, пограничник Денщик, который перед

смертью сказал Плужникову: «Не хотел говорить, а сейчас скажу. В тебя пули шли,

лейтенант, в тебя, Коля, твой это свинец…»

Раненые не осуждают Николая за то, что он остался жив и утешает их тем,

что

рассказывает

о

прилетевших

наших

ястребках.

Они

наказывают

ему:

«Продержись до своих, браток. Обязательно продержись. Уцелей. И скажешь им:

тут, мол, ребята…- Он замолчал, подыскивая то самое, то единственное слово,

которое мертвые оставляют живым.

- Умирали, не срамя, - негромко и ясно сказал молодой голос.

И все замолчали. И в молчании этом была суровая гордость людей, не

склонивших головы и за той чертой, что отделяет живых от мертвых».

Погибает

обезумевший

Вася

Волков,

старшина

Степан

Матвеевич,

бросающий связку гранат на фашистов; Мирра, которая хотела спасти своего

будущего

ребенка.

Последним

Плужникову

встретился

старшина

Семишный.

Старшина

гнал

лейтенанта

наружу:

«Автомат

в

руки

и

наверх.

Наверх,

лейтенант! Чтоб знали: крепость жива. Чтоб и мёртвых боялись. Чтобы детям,

внукам и правнукам своим заказали в Россию соваться!» Семишный передает в

последние минуты своей жизни знамя полка, которое хранил на своей груди: «- С

первого дня на себе ношу. Знамя полка на мне, лейтенант. Его именем приказывал

тебе. Его именем сам жил, смерть гнал до последнего. Теперь твой черед. Умри, но

немцам не отдавай. Не твоя это честь и не моя – родины нашей это честь. Не

запятнай, лейтенант».

Но

не

только

подвиги

простых

людей

описывает

автор.

Здесь

мы

сталкиваемся и с предательством. Федорчук стал изменником Родины, предателем.

«От

башни

к

немцам

по

мосту

шёл

Федорчук.

Шёл,

подняв

руки,

и

белые

марлевые тряпочки колыхались в его кулаках в такт грузным, уверенным шагам».

Он шёл в плен так спокойно, так обдуманно и неторопливо, словно возвращался

домой

после

тяжёлой

и

нудной

работы.

Всё

его

существо

излучало

такую

3

преданную

готовность

служить,

что

немцы

без

слов

поняли

его

и

ждали

с

шуточками и смехом, и винтовки их мирно висели за плечами. Плужников не

выдержал и сам пристрелил гадину.

А вот когда Николай, движимый состраданием, отпустил пожилого немца,

показывавшего фотографии своих детей, то за это пришлось жестоко поплатиться

и не ему одному. «Я виноват! – Плужников вскочил, заметался по каземату.- Я,

один я! Я вчера…» Он не смог признаться, что виноват во всём, в смерти тёти

Христи.

В этих немыслимо трагических обстоятельствах Николай не только сохранил

человеческий облик, он утвердил себя как человека и сделал тем самым шаг в

бессмертие, заслужив, чтобы, по словам поэта, мы прочитали о нём « в книгах…

как миф». Да, поистине мифическими выглядят подвиги многих героев Великой

Отечественной

войны,

и

можно

писать

о

них

в

стиле

легенды.

Николай

Плужников

не

принадлежит

к

числу

героев,

совершающих

неч то

сверхъестественное, недостойное пониманию рядовых участников войны. Нет, он

именно простой, рядовой воин и его поступки вполне укладываются в наши

привычные

представления

о

мужестве

и

патриотическом

поведении

человека.

Николай понимал, что «он остался в живых только потому, что кто-то погибал за

него. Он сделал это открытие, не понимая, что это – закон войны. Простой и

необходимый, как смерть: если ты уцелел, значит, кто-то погиб за тебя. Но он

открывал этот закон не отвлечённо, не путем умозаключений: он открывал его на

собственном опыте, и для него это был не вопрос совести, а вопрос жизни».

Оставшись один, Плужников «…не ощущал своего «я», он ощущал нечто

большее – свою личность. Свою личность, ставшую звеном между прошлым и

будущим

его

родины,

частица

которой

грела

его

грудь

благородным

шёлком

знамени. И спокойно сознавал, что никому и никогда не будет важно, как именно

звали эту личность, где и как она жила, кого любила и как погибала. Важным было

одно: важным было то, что звено, связывающее прошлое и будущее в единую цепь

времени, было прочным. И твердо знал, что звено это – прочно и вечно».

История о неизвестном защитнике Брестской крепости, который держался в

её развалинах, подвалах и казематах десять месяцев, непрестанно нанося урон

врагу,

нам

кажется

правдоподобной.

Этот

«непокорённый

сын

непокорённой

родины»

был

полон

огромной

силой

духа,

невиданной

концентрацией

нравственных сил. Когда его обнаружили в подвале и с помощью переводчика

заставили выйти, то все увидели невероятно худого, уже не имевшего возраста

человека. «Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнём ватник, сквозь дыры на

брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени.

Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно раздутые

чёрные отмороженные пальцы. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув

голову,

и,

не

отрываясь,

смотрел

на

солнце

ослепшими

глазами.

И

из

этих

немигающих глаз неудержимо текли слёзы».

Автор показывает своеобразие мужества и героизма героя, силы морального

сопротивления злу как залог нравственной победы над врагом. «…Он шёл строго и

прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все

4

стояли

на

своих

местах,

и

он

шёл

один,

с

трудом

переставляя

распухшие

отмороженные ноги.

И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряжённо, как на параде, выкрикнул

команду, и солдаты, щёлкнув каблуками, чётко вскинули оружие «на караул». И

немецкий генерал, чуть помедлив, поднёс руку к фуражке.

А он, качаясь, медленно шёл сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас

высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему

было бы уже всё равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше

жизни и выше смерти… Но он шёл и шёл, шёл гордо и упрямо, как жил, и упал

только тогда, когда дошёл…

…Он

упал

на

спину,

навзничь,

широко

раскинув

руки,

подставив

солнцу

невидящие, широко раскрытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертию

смерть поправ». Сколько в этих строках душевного благородства, мужества и

стойкости героя.

Оставляя своих героев в критический момент их фронтового бытия наедине

с собственной совестью, писатели достигают большого художественного эффекта

в

психологическом

раскрытии

характеров,

сформированных

образом

жизни

русских

людей.

Ибо

именно

в

сложных

и

противоречивых

драматических

ситуациях войны и военного быта с наибольшей полнотой и непосредственностью

проявляется

истинная

моральная

ценность

человека,

его

подлинная

верность

гуманным идеалам и способностям одерживать нравственную победу над врагом.

И

погибая,

как

может

иногда

показаться,

без

видимой

пользы,

они

в

действительности побеждают, оставаясь навсегда живыми в пламени вечного огня,

в изображениях и обелисках, в благодарности и бессмертной памяти народной.

Литература:

1.

Васильев Б. Л. В списках не значился. - М.: Детская литература, 1986 г.

2.

Чалмаев В. На войне остаться человеком. М., 1998 г.

3.

Советская

литература:

Справочные

материалы.

Москва

«Просвещение»,

1989 г.

5



В раздел образования