Напоминание

инклюзивное образование


Автор: Михалькова Татьяна Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ города Омска "СОШ № 21"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: инклюзивное образование
Тема: инклюзивное образование
Раздел: начальное образование





Назад




Технологии в работе

учителя

в инклюзивном классе

Вениамин Каганов об инклюзии

:

«Школа должна уметь

обучать всех».

1 сентября 2016 года вступление в силу

государственных стандартов образования

школьников с ОВЗ и интеллектуальными

нарушениями

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от

лат. include – заключаю, включаю) или включенное

образование – термин, используемый для описания

процесса обучения детей с особыми потребностями в

общеобразовательных (массовых) школах. В основу

инклюзивного образования положена идеология, которая

исключает любую дискриминацию детей, которая

обеспечивает равное отношение ко всем людям, но

создает особые условия для детей, имеющих особые

образовательные потребности.

В нашем законе

Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит

так: «Инклюзивное образование –

обеспечение равного доступа к

образованию для всех обучающихся с

учетом разнообразия особых

образовательных потребностей и

индивидуальных возможностей».

Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации» вводит в российское

образовательное пространство понятие «инклюзивное образование».

Дети с ограниченными

возможностями здоровья(ОВЗ)

нарушение

и задержка развития слуха

нарушение и задержка развития речи

нарушение зрения

нарушение

и задержка развития интеллекта

нарушение

и задержка эмоционально-волевой сферы

нарушение опорно-двигательного

аппарата

Основные

диагностические признаки

ЗПР

.

Незрелость эмоционально-волевой сферы : 1) преобладание игровых интересов над

познавательными; 2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо

неадекватная весёлость и дурашливость; 3) неумение контролировать свои действия и поступки,

некритичность, эгоизм; 4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного

напряжения, нежелание подчиняться правилам.

Б. Нарушение интеллектуальной работоспособности: 1) повышенная утомляемость; 2) по мере

утомляемости - нарастание психической медлительности либо импульсивности; ухудшение

концентрации внимания, памяти; немотивированные расстройства настроения, слезливость,

капризность и т.п.; вялость, сонливость либо двигательная расторможенность и болтливость,

ухудшение почерка; 3) повышенная чувствительность к шуму, яркому свету, духоте, головные

боли; 4) неравномерность учебных достижений.

В. Нарушения предпосылок интеллекта: 1) недостаточность тонкой моторики рук; нарушения

артикуляционной и графо-моторной координаций (нарушение каллиграфии); 2) зрительно-

пространственные нарушения: нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и

перестановки их при чтении и написании; трудности ориентации в пределах тетрадного листа; 3)

нарушение звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов; 4) трудности усвоения логико-

грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса; 5) нарушение

зрительной, слуховой, слухо-речевой памяти; 6) трудности концентрации и распределения

внимания, фрагментарность восприятия.

Задачи учителя

Создание в детском коллективе атмосферы

эмоционального комфорта, формирование

взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия

особенностей каждого из детей.

Освоение современных технологий, методов,

приемов, форм организации учебной работы, а также

их адекватное применение согласно возможностям и

потребностям обучающихся.

Адаптация имеющихся или разработка новых

необходимых учебных и дидактических материалов

(например, заданий разного уровня сложности,

рабочих тетрадей с крупным шрифтом, плакатов или

презентаций, зрительно иллюстрирующих тему).

Основой профессиональной деятельности

становится уверенность в том, что каждый

ребенок способен учиться при создании тех или

иных специальных условий

Принципы подхода к работе

в инклюзивном классе

Работа

в сотрудничестве

с другими

специалистами.

Создание

специальных

образовательных

условий

Освоение

современных

образовательных

технологий

Освоение новых

подходов к оценке

достижений своих

учеников

Индивидуальный

подход к ребёнку

не на словах,

а на деле

Правила инклюзивной

школы:

Все ученики равны в школьном сообществе

Все ученики имеют равный доступ к процессу

обучения в течение дня

У всех учеников должны быть равные возможности

для установления и развития важных социальных

связей

Планируется и проводится эффективное обучение

Работники, вовлеченные в процесс образования,

обучены стратегиям и процедурам, облегчающим

процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди

сверстников

Программа и процесс обучения учитывает

потребности каждого ученика

Семьи активно участвуют в жизни школы.

Обычный учитель может быть успешен при

условии, если:

он достаточно гибок,

ему интересны трудности и он готов

пробовать разные подходы

он уважает индивидуальные различия

он умеет слушать и применять

рекомендации членов коллектива

он чувствует себя уверенно в присутствии

другого взрослого в классе

он согласен работать вместе с другими

учителями в одной команде

Результаты инклюзии:

У учеников есть возможность активного и постоянного

участия во всех мероприятиях общеобразовательного

процесса

Адаптация как можно менее навязчива и не содействует

выработке стереотипов

Мероприятия направлены на включение ученика, но

достаточно для него сложны

Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует

ученика

Появляются возможности для обобщения и передачи

навыков

Педагоги общего и специального преподавания делят

обязанности в планировании, проведении и оценке

уроков

Существуют процедуры оценки эффективности

Педагоги, имеющие эффективный опыт

работы в условиях инклюзивного

образования, предлагают следующие

способы включения:

1) принимать учеников с инвалидностью

«как любых других ребят в классе»;

2) включать их в те же виды активности,

хотя ставить разные задачи;

3) вовлекать учеников в групповые формы

работы и в групповое решение задач;

4) использовать активные формы

обучения – манипуляции, игры, проекты,

лаборатории, полевые исследования.

Такая профессиональная позиция

учителя позволяет ему преодолеть

свои опасения и тревоги, выйти на

совершенно новый уровень

профессионального мастерства,

понимания своих учеников и своего

призвания !

Методы организации учебного

процесса в инклюзивном классе

На первом этапе организации инклюзивного

образования происходит знакомство и

формирование основ сотрудничества всех

участников образовательного процесса: детей,

родителей, учителя, администрации школы,

специалистов.

Формы работы на этом этапе:

экскурсия по школе,

тренинг знакомства,

анкетирование родителей.

Помощники учителя: психологи,

дефектологи, логопеды, родители,

тьютор.

Второй этап

Второй этап – это период адаптации к школьной жизни,

который переживает каждый ребенок.

На первых порах посещения школы детям с нарушениями

развития, а особенно с нарушениями интеллектуального развития,

расстройствами аутистического спектра сложно усвоить режим

жизни в школе, расписание, длительность урока и перемены.

Для облегчения адаптации можно предложить ребенку план дня в

картинках. Тьютор или психолог может рассмотреть вместе с

ребенком этот план в начале учебного дня.

Очень важно предупредить ребенка о возможных изменениях – в

расписании, кабинетах и т.д. Кроме этого, учителем и

специалистами сопровождения должна проводиться работа по

формированию у детей алгоритма деятельности в различных

ситуациях – что делать, если:

захотел в туалет;

необходимо идти в столовую;

следующий урок – физкультура;

класс идет на прогулку;

необходимо подготовиться к следующему уроку;

звенит звонок и т.д.

Третий этап

На третьем этапе (скорее всего вместе

с первым этапом) главной задачей

становится включение ребенка

во взаимодействие с одноклассниками.

В случае с «особым» ребенком инициатором общения

детей часто становится взрослый – учитель, тьютор,

психолог. Возможно, всем детям класса необходимо

объяснить, почему N так отличается от них – плохо

говорит, необычно выглядит, странно себя ведет.

Рассказать, что N трудно, и объяснить, чем ему

можно помочь. Как правило, дети с готовностью

откликаются на просьбы взрослых, если имеют

достаточную информацию. Ведь первоклассники

формируют свое отношение к тому или иному ученику

своего класса в зависимости от отношения,

демонстрируемого взрослым.

Четвертый этап

Четвертый этап заключается в

организации пространства не

только внутри классной комнаты, но и вне

ее. Детям с ОВЗ важно на некоторое время

уединиться, отдохнуть от шума. Для этого в

классе нужно установить ширму, «палатку»

и др. В школе должны быть комнаты

релаксации. Как правило, побыв в

одиночестве на перемене или даже на

уроке, ребенок готов снова включиться в

работу и взаимодействие.

Технологии

организации

инклюзивного образовательного

процесса

Формы занятий, зависящие от количества

участников процесса:

Индивидуальное обучение – индивидуальные

задания на уроке, задания на дом.

Парное взаимообучение (стабильные пары или

пары сменного состава) — объясняют друг

другу какой-либо вопрос, защищают свою тему,

оценивают результаты работы товарища.

Групповая работа – обучение внутри

группы: объяснение материала, обсуждение,

оценка работы, выступление.

Фронтальное обучение всего

класса.

Технологии организации инклюзивного

образовательного процесса

При организации индивидуальной работы

на уроке необходимо учитывать желание

ребенка с ОВЗ «быть как все». Если

карточку с заданием дать только одному

этому ребёнку, значит его почему-то

выделили из числа других. Поэтому

карточки необходимо дать и некоторым

другим ученикам. При фронтальном опросе

ученика с ОВЗ тоже нужно спрашивать, но

вопрос должен быть посильным для него.

Технологии организации инклюзивного

образовательного процесса

Для работы в парах с особенным ребёнком сначала

необходимо выбирать детей, показывающих явно

положительное отношение к нему, готовых помочь и

поддержать. Это необязательно самые лучшие

ученики, главный признак здесь –лояльность. Исходя

из успешности обучения ученики с ОВЗ тоже могут

быть в роли обучающих в паре. Пару обязательно

нужно менять. Любой, даже самый добрый ребенок

достаточно быстро устает от постоянного груза

ответственности

Технологии организации инклюзивного

образовательного процесса

Включение ребенка с ОВЗ в групповую работу носит

постепенный и последовательный характер.

Основными критериями эффективности групповой

работы на уроке в инклюзивном классе будет не

ориентация на успех: «кто больше и лучше», а

ориентация на согласованность, взаимовыручку,

поддержку, совместное принятие решений,

выработку компромиссных решений по выходу из

ситуаций и т.д.

Эти же критерии становятся ведущими не только на

уроках, но и на внеклассных, общешкольных

мероприятиях, постепенно приводя к изменению

уклада в школьном коллективе.

Технологии,

направленные на развитие

социальной компетенции детей

Среди технологий, направленных на

повышение социальной компетенции,

можно выделить три типа:

прямое обучение социальным навыкам;

организация групповых видов активности;

формирование социальных навыков

через подражание

Организация групповых

видов активности

При организации групповых видов

активности, таких как дежурство,

подготовка к празднику, работа в учебных группах,

помощь в выполнении заданий, передвижение по

школе и за школой учитель

планирует групповую активность детей,

способствующую их эффективному социальному

взаимодействию;

выбирает участников для группы (т.е. детей с ОВЗ

и социально компетентных сверстников);

контролирует и корректирует

групповую активность.

Трудности

Снижен темп работы – разрешить

пропустить какую-то запись, предложить

задание, на которое нужно меньше времени

(Карточки – не писать, а вставлять буквы)

Ребёнок не может высидеть 40-45 мин. –

разрешить выйти в игровую зону, в коридор

(с тьютором), посидеть в домике (для детей с

РАС). НО! Регламентировать время отдыха

Технологии взаимодействия

Со всеми возникающими проблемами учитель

обращается к психологу или дефектологу

немедленно

Этапы работы по преодолению возникшей проблемы.

1 этап. Осознание проблемы педагогом,

формулирование запроса

2 этап. Совместное наблюдение и обсуждение плана

3 этап. Реализация плана действий в классе

4 этап. Если проблема не решена, её обсуждение

выносится на внеочередное заседание ПМПк

Спасибо за внимание!

ЛИТЕРАТУРА:

1. С.В. Алёхина , В.К.Зарецкий. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша

новая школа

Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: Сергей Прушинский, Юлия Симонова.–М.РООИ «Перспектива», 2007.

2. Митчелл Дэвид. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования

(Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве) : Главы из

книги: пер. Аникеев И.С., Борисова Н.В. М.: Перспектива, 2009.

3. Е.В. СамсоноваТ.П., ДмитриеваТ.Ю. , Хотылева

Основные педагогические технологии инклюзивного образования

Е.Н. Кутепова. Адаптированная образовательная программа как условие получения образования

ребенком с ОВЗ

4. Леско Д. Основные принципы инклюзии // Здоровье детей 2008. № 12

5.Иденбаум Е. Л. Инклюзивное образование в специфических социокультурных условия: проблемы, предпосылки,

некоторые варианты организации и содержания Иркутск 2008.с8

6.РООИ « Перспектива» « На пути к инклюзивной школе» ( пособие для учителей) 2005.с 1-42

7Рубцова В. В. Психолого – педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и

образование 2010. С 6-20

8.Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика.

2010. № 1.

9. На пути к инклюзивной школе: Пособие для учителей. USAID, 2007.

10. СластенинВ. А., Исаев И. Ф., ШияновЕ. Н. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2008.



В раздел образования