Напоминание

Проблемы подросткового возраста. Материалы к родительскому собранию.


Автор: Юдинцева Наталья Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Мужевская СОШ имени Н.В.Архангельского"
Населённый пункт: с. Мужи
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Проблемы подросткового возраста. Материалы к родительскому собранию.
Раздел: среднее образование





Назад




Первые проблемы

Первые проблемы

подросткового

подросткового

возраста

возраста

Материал для проведения родительского собрания

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского»

Юдинцева Н.И

.

Я не верю, что жизнь человека

Я не верю, что жизнь человека

предопределены его детством.

предопределены его детством.

Я думаю. Что существует ещё

Я думаю. Что существует ещё

очень важные периоды: отрочество,

очень важные периоды: отрочество,

юность…

юность…

Ж.-П. Сартр

Ж.-П. Сартр

Подростковый возраст

Подростковый возраст

(11-15 лет)

(11-15 лет)

Перестройка организма ребенка –

Перестройка организма ребенка –

половое созревание

половое созревание

Границы этого периода достаточно

Границы этого периода достаточно

неопределенны

неопределенны

Протекает трудно и для ребенка, и

Протекает трудно и для ребенка, и

для близких ему взрослых

для близких ему взрослых

Подростковый возраст называют

Подростковый возраст называют

затянувшимся кризисом

затянувшимся кризисом

Ребенок вынужден постоянно

Ребенок вынужден постоянно

приспосабливаться к физическим

приспосабливаться к физическим

и физиологическим изменениям,

и физиологическим изменениям,

происходящим в его организме,

происходящим в его организме,

переживать

переживать

«гормональную

«гормональную

бурю».

бурю».

Подростки как будто все

Подростки как будто все

время находятся в

время находятся в

состоянии

состоянии

стресса.

стресса.

Новый

Новый

образ физического «Я»

образ физического «Я»

Резко повышается интерес к своей

Резко повышается интерес к своей

внешности:

внешности:

Ребенок остро переживает все

Ребенок остро переживает все

изъяны внешности

изъяны внешности

,

,

действительные и мнимые

действительные и мнимые

Непропорциональность частей тела, неловкость

Непропорциональность частей тела, неловкость

движений, неправильность черт лица, кожа,

движений, неправильность черт лица, кожа,

теряющая детскую чистоту, излишний вес или

теряющая детскую чистоту, излишний вес или

худоба – все

худоба – все

расстраивает

расстраивает

, а иногда приводит

, а иногда приводит

к

к

чувству неполноценности, замкнутости, даже

чувству неполноценности, замкнутости, даже

неврозу

неврозу

Тяжелые эмоциональные реакции на свою

Тяжелые эмоциональные реакции на свою

внешность смягчаются при

внешность смягчаются при

теплых, доверительных

теплых, доверительных

отношениях

отношениях

с близкими взрослыми, которые

с близкими взрослыми, которые

должны проявить

должны проявить

и понимание, и тактичность

и понимание, и тактичность

Подросток

Подросток

Умеет оперировать гипотезами, решая

Умеет оперировать гипотезами, решая

интеллектуальные задачи

интеллектуальные задачи

Способен на системный поиск решений

Способен на системный поиск решений

Проверять логическую эффективность подходов к

Проверять логическую эффективность подходов к

решению новой задачи

решению новой задачи

Находить способы применения абстрактных

Находить способы применения абстрактных

правил для решения целого класса задач

правил для решения целого класса задач

Развиваются такие операции, как

Развиваются такие операции, как

классификация,

классификация,

аналогия, обобщение и др.

аналогия, обобщение и др.

Устойчиво проявляется рефлексивный

Устойчиво проявляется рефлексивный

характер мышления:

характер мышления:

дети

дети

анализируют операции, которые они

анализируют операции, которые они

производят, способы решения задач.

производят, способы решения задач.

Развитие самосознания

Развитие самосознания

В подростковом возрасте

В подростковом возрасте

последовательно появляются две

последовательно появляются две

особые формы

особые формы

самосознания

самосознания

:

:

чувство взрослости и

чувство взрослости и

« Я-концепция »

« Я-концепция »

Подростку еще далеко до истинной взрослости –

Подростку еще далеко до истинной взрослости –

и физически, и психологически, и социально, но

и физически, и психологически, и социально, но

он стремиться к ней и претендует на равные со

он стремиться к ней и претендует на равные со

взрослыми права.

взрослыми права.

Подражание взрослым

Подражание взрослым

Внешний облик

Внешний облик

Манеры

Манеры

Развлечения

Развлечения

(поездки за город,

(поездки за город,

дискотеки)

дискотеки)

Романтические отношения

Романтические отношения

(свидания, записки)

(свидания, записки)

Чувство взрослости -

Чувство взрослости -

отношение подростка к себе как к

отношение подростка к себе как к

взрослому и осознание себя в какой-

взрослому и осознание себя в какой-

то мере взрослым человеком

то мере взрослым человеком

Центральное новообразование младшего

Центральное новообразование младшего

подросткового возраста (11-13 лет)

подросткового возраста (11-13 лет)

Особая форма самосознания, не жестко

Особая форма самосознания, не жестко

связанная с процессом полового созревания

связанная с процессом полового созревания

Как проявляется чувство

Как проявляется чувство

взрослости подростка?

взрослости подростка?

В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники

В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники

– относились к нему не как к маленькому, а как

– относились к нему не как к маленькому, а как

к взрослому

к взрослому

В стремлении к самостоятельности, желании

В стремлении к самостоятельности, желании

оградить некоторые стороны своей жизни от

оградить некоторые стороны своей жизни от

вмешательства родителей

вмешательства родителей

Претендует на равноправие

в отношениях со взрослыми

и идет на конфликты,

отстаивая свою «взрослую»

позицию

Вопросы внешности,

отношений со

сверстниками,

иногда учебы

Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки,

Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки,

собственная линия поведения

собственная линия поведения

Появляется моральный «кодекс», предписывающий

Появляется моральный «кодекс», предписывающий

подросткам четкий стиль поведения в дружеских

подросткам четкий стиль поведения в дружеских

отношениях со сверстниками:

отношениях со сверстниками:

взаимная поддержка,

взаимная поддержка,

помощь в случае нужды,

помощь в случае нужды,

уверенность в друге и доверие к нему,

уверенность в друге и доверие к нему,

защита друга в его отсутствие,

защита друга в его отсутствие,

принятие успехов друга,

принятие успехов друга,

эмоциональный комфорт в общении.

эмоциональный комфорт в общении.

Так как подросток во многом непоследователен и

Так как подросток во многом непоследователен и

противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но

противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но

от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения

от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения

Все нестабильно,

взгляды могут

измениться через

неделю

«Один за всех и все

за одного»

Как развивается детское

Как развивается детское

самосознание?

самосознание?

К 3 годам появилась чисто

К 3 годам появилась чисто

эмоциональная, завышенная

эмоциональная, завышенная

самооценка

самооценка

В дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты

В дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты

самооценки, осознание некоторых своих качеств и

самооценки, осознание некоторых своих качеств и

поведения, согласующегося с требованиями взрослых, но

поведения, согласующегося с требованиями взрослых, но

дошкольники судят о себе поверхностно и оптимистично

дошкольники судят о себе поверхностно и оптимистично

У младших школьников самооценка становится более

У младших школьников самооценка становится более

адекватной и дифференцированной, они различают свои

адекватной и дифференцированной, они различают свои

физические и духовные качества, оценивают свои

физические и духовные качества, оценивают свои

способности, сравнивают себя с другими

способности, сравнивают себя с другими

К концу младшего школьного возраста дети, характеризуя

К концу младшего школьного возраста дети, характеризуя

себя, все чаще описывают типичное для них поведение,

себя, все чаще описывают типичное для них поведение,

ссылаются на свои мысли и чувства

ссылаются на свои мысли и чувства

Примерно в 11-12 лет возникает интерес

Примерно в 11-12 лет возникает интерес

к своему

к своему

внутреннему миру,

внутреннему миру,

а затем происходит

а затем происходит

постепенное

постепенное

усложнение и углубление самопознания

усложнение и углубление самопознания

Внутренний мир

Внутренний мир

Сложные переживания, связанные с новыми отношениями,

Сложные переживания, связанные с новыми отношениями,

свои личностные черты и поступки анализируются им

свои личностные черты и поступки анализируются им

пристрастно

пристрастно

Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и

Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и

представляет себе, каким он хотел бы быть

представляет себе, каким он хотел бы быть

Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом

Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом

порождают и

порождают и

исповедальность

исповедальность

в общении с ровесниками, и

в общении с ровесниками, и

дневники

дневники

, которые начинают вести именно в этот период,

, которые начинают вести именно в этот период,

стихи и фантазии

стихи и фантазии

Самооценка в подростковом возрасте оказывается

Самооценка в подростковом возрасте оказывается

низкой

низкой

по своему общему уровню и

по своему общему уровню и

неустойчивой

неустойчивой

Подростковые реакции

Подростковые реакции

Подростковая самостоятельность

Подростковая самостоятельность

Стремление к эмансипации от взрослых

Стремление к эмансипации от взрослых

Освобождение от опеки взрослых, контроля

Освобождение от опеки взрослых, контроля

Разнообразные увлечения – неучебные занятия

Разнообразные увлечения – неучебные занятия

Увлечения

Увлечения

Подростковый возраст без увлечения подобен детству без игр

Подростковый возраст без увлечения подобен детству без игр

Выбирая себе занятие по душе, подросток удовлетворяет

Выбирая себе занятие по душе, подросток удовлетворяет

Потребность в самостоятельности

Потребность в самостоятельности

Познавательные потребности и др.

Познавательные потребности и др.

Интеллектуально

-

эстетические

,

эгоцентрические

,

Интеллектуально

-

эстетические

,

эгоцентрические

,

лидерские

,

телесно

-

мануальные

,

лидерские

,

телесно

-

мануальные

,

накопительские

,

информативно

-

коммуникативные

накопительские

,

информативно

-

коммуникативные

Общение со сверстниками

Общение со сверстниками

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая

отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на

отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на

отношения с родителями

отношения с родителями

Ведущая деятельность в этот период –

Ведущая деятельность в этот период –

интимно-

интимно-

личностное общение

личностное общение

Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое

Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое

явление

явление

«Счастье – это когда тебя понимают»

«Счастье – это когда тебя понимают»

Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся

Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся

в одном классе, принадлежат к одной и той же среде

в одном классе, принадлежат к одной и той же среде

Неформальные группы

Неформальные группы

Взаимная симпатия

Взаимная симпатия

Общие интересы, занятия

Общие интересы, занятия

Способы развлечений, место проведения свободного

Способы развлечений, место проведения свободного

времени

времени

Общение со взрослыми

Общение со взрослыми

Влияние родителей уже ограничено

Влияние родителей уже ограничено

Ценностные ориентации подростка, понимание им

Ценностные ориентации подростка, понимание им

социальных проблем, нравственные оценки событий и

социальных проблем, нравственные оценки событий и

поступков зависят в первую очередь от позиции родителей

поступков зависят в первую очередь от позиции родителей

Для подростков характерно стремление к

Для подростков характерно стремление к

эмансипации

эмансипации

от

от

близких взрослых:

близких взрослых:

нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,

они испытывают сильное желание быть самостоятельными,

равными с ними в правах.

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих

сторон период, зависит главным образом от стиля

сторон период, зависит главным образом от стиля

воспитания, сложившегося в семье, и возможностей

воспитания, сложившегося в семье, и возможностей

родителей перестроиться – принять чувство взрослости

родителей перестроиться – принять чувство взрослости

своего ребенка.

своего ребенка.

Родительский контроль

Родительский контроль

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-

за родительского контроля за поведением, учебой

за родительского контроля за поведением, учебой

подростка, его выбором друзей и т.д.

подростка, его выбором друзей и т.д.

Контроль может быть принципиально различным

Контроль может быть принципиально различным

Крайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи

Крайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи

жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и

жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и

почти полное отсутствие контроля

почти полное отсутствие контроля

, когда подросток оказывается

, когда подросток оказывается

предоставленным самому себе, безнадзорным

предоставленным самому себе, безнадзорным

Родители регулярно указывают детям, что им делать

Родители регулярно указывают детям, что им делать

Подросток может высказать свое мнение, но родители, принимая

Подросток может высказать свое мнение, но родители, принимая

решение, к его голосу не прислушиваются

решение, к его голосу не прислушиваются

Подросток может принимать отдельные решения сам, но должен

Подросток может принимать отдельные решения сам, но должен

получить одобрение родителей

получить одобрение родителей

Родители и подросток имеют почти равные права, принимая

Родители и подросток имеют почти равные права, принимая

решение

решение

Подросток сам решает, подчиняться ему родительским решениям

Подросток сам решает, подчиняться ему родительским решениям

или нет

или нет

Стили семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Демократичный

Демократичный

родители ценят в поведении подростка и

родители ценят в поведении подростка и

самостоятельность, и дисциплинированность, предоставляют ему право

самостоятельность, и дисциплинированность, предоставляют ему право

быть самостоятельным в каких-то областях его жизни;

быть самостоятельным в каких-то областях его жизни;

не ущемляя его

не ущемляя его

прав, одновременно требуют выполнения обязанностей

прав, одновременно требуют выполнения обязанностей

Авторитарный

Авторитарный

– родители требуют от подростка беспрекословного

– родители требуют от подростка беспрекословного

подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих

подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих

указаний и запретов;

указаний и запретов;

они жестко контролируют все сферы жизни, причем

они жестко контролируют все сферы жизни, причем

могут это делать не вполне корректно

могут это делать не вполне корректно

«Воспитание по типу Золушки»

«Воспитание по типу Золушки»

- высокая требовательность и

- высокая требовательность и

контроль сочетаются с

контроль сочетаются с

эмоционально холодным

эмоционально холодным

, отвергающим

, отвергающим

отношением к подростку

отношением к подростку

Гипоопека

Гипоопека

– сочетание безразличного родительского отношения с

– сочетание безразличного родительского отношения с

отсутствием контроля

отсутствием контроля

Гиперопека

Гиперопека

– излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за

– излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за

всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте,-

всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте,-

приводит

приводит

пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со

пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со

сверстниками

сверстниками

Противоречивое воспитание

Противоречивое воспитание

– отношение родителей к подростку как к

– отношение родителей к подростку как к

маленькому ребенку и непоследовательность требований, когда от него

маленькому ребенку и непоследовательность требований, когда от него

ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность

ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность

Отношения с окружающими – наиболее важная сторона

Отношения с окружающими – наиболее важная сторона

жизни подростков

жизни подростков

АНКЕТА

АНКЕТА

«ХОРОШИЕ ЛИ ВЫ

«ХОРОШИЕ ЛИ ВЫ

РОДИТЕЛИ»

РОДИТЕЛИ»

На вопросы этого теста нужно отвечать

На вопросы этого теста нужно отвечать

«да», «нет», «не знаю».

«да», «нет», «не знаю».

1.

1.

На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.

На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.

2.

2.

Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на

Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на

поведение вашего ребенка.

поведение вашего ребенка.

3.

3.

Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.

Ваши интуиция и опыт – лучшие советники в воспитании ребенка.

4.

4.

Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.

Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.

5.

5.

Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.

Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.

6.

6.

Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.

Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.

7.

7.

Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

8.

8.

Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда

Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда

удивляют вас.

удивляют вас.

9. Вы слишком сильно переживаете неприятности

9. Вы слишком сильно переживаете неприятности

или неудачи вашего ребенка.

или неудачи вашего ребенка.

10.

10.

Вы можете удержаться от покупки интересующей

Вы можете удержаться от покупки интересующей

вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги),

вещи для ребенка (даже если у вас есть деньги),

потому что знаете, что ими полон дом.

потому что знаете, что ими полон дом.

11. Вы считаете, что до определенного возраста

11. Вы считаете, что до определенного возраста

лучший воспитательный аргумент для ребенка –

лучший воспитательный аргумент для ребенка –

физическое наказание (ремень).

физическое наказание (ремень).

12.

12.

Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.

13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем

13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем

радости.

радости.

14.

14.

Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым

Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым

мыслям и поведению.

мыслям и поведению.

15. У вас конфликты с собственным ребенком.

15. У вас конфликты с собственным ребенком.

За каждый ответ

За каждый ответ

«да»

«да»

на вопросы:

на вопросы:

2,4,6,8,10,12,14,

2,4,6,8,10,12,14,

а также

а также

«нет»

«нет»

на вопросы:

на вопросы:

1,3,5,7,9,11,13,15

1,3,5,7,9,11,13,15

получаете по 10 очков.

получаете по 10 очков.

За каждые

За каждые

«не знаю»

«не знаю»

получаете по 5 очков.

получаете по 5 очков.

Подсчитайте полученные очки.

Подсчитайте полученные очки.

Вы располагаете большими возможностями

Вы располагаете большими возможностями

правильно понимать собственного ребенка.

правильно понимать собственного ребенка.

Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в

Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в

решении различных воспитательных проблем.

решении различных воспитательных проблем.

Если этому на практике сопутствует подобное

Если этому на практике сопутствует подобное

открытое поведение, полное терпимости, вас

открытое поведение, полное терпимости, вас

можно признать примером, достойным для

можно признать примером, достойным для

подражания. Для идеала вам не хватает одного

подражания. Для идеала вам не хватает одного

маленького шага. Им может стать мнение

маленького шага. Им может стать мнение

вашего ребенка.

вашего ребенка.

Вы находитесь на правильной дороге к лучшему

Вы находитесь на правильной дороге к лучшему

пониманию собственного ребенка. Свои временные

пониманию собственного ребенка. Свои временные

трудности или проблемы с ребенком вы можете

трудности или проблемы с ребенком вы можете

разрешить, начав с себя. И не старайтесь

разрешить, начав с себя. И не старайтесь

оправдываться нехваткой времени или натурой

оправдываться нехваткой времени или натурой

вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые

вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые

вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это

вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это

использовать. И не забывайте, что понимать - это не

использовать. И не забывайте, что понимать - это не

всегда означает принимать. Не только ребенка, но и

всегда означает принимать. Не только ребенка, но и

собственную личность тоже.

собственную личность тоже.

Кажется, можно только больше сочувствовать

Кажется, можно только больше сочувствовать

вашему ребенку, чем вам, поскольку он не

вашему ребенку, чем вам, поскольку он не

попал к родителю – доброму другу и

попал к родителю – доброму другу и

проводнику на трудной дороге получения

проводнику на трудной дороге получения

жизненного опыта. Но еще не все потеряно.

жизненного опыта. Но еще не все потеряно.

Если вы действительно хотите что-то сделать

Если вы действительно хотите что-то сделать

для вашего ребенка, попробуйте иначе. Это не

для вашего ребенка, попробуйте иначе. Это не

будет легко, зато в будущем вернется

будет легко, зато в будущем вернется

благодарностью и сложившейся жизнью

благодарностью и сложившейся жизнью

вашего ребенка.

вашего ребенка.

Понимание

Понимание

Терпеливость

Терпеливость

Общительность

Общительность

Внимательность

Внимательность

Заботливость

Заботливость

Поддержка

Поддержка

Любовь

Любовь

Доброта

Доброта

Подростковые проблемы

Подростковые проблемы

Ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания

Ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания

Противоправное поведение

Противоправное поведение

Самоубийства

Самоубийства

К социальным проблемам приводят обычно особые

К социальным проблемам приводят обычно особые

обстоятельства

обстоятельства

:

:

Изолированность

Изолированность

Отсутствие понимания в семье и школе

Отсутствие понимания в семье и школе

Встреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим

Встреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим

соответствующий жизненный опыт

соответствующий жизненный опыт

Причины подростковых проблем разнообразны

Причины подростковых проблем разнообразны

Неудовлетворенность отношениями со взрослыми и сверстниками

Неудовлетворенность отношениями со взрослыми и сверстниками

Недостаточная загруженность реальными делами и скука

Недостаточная загруженность реальными делами и скука

Желание утвердиться и выделиться

Желание утвердиться и выделиться

Протест против существующих в обществе норм и правил

Протест против существующих в обществе норм и правил

Протест против «серой безликой толпы», для которой «ты

Протест против «серой безликой толпы», для которой «ты

ничего не значишь»

ничего не значишь»

Спасибо

Спасибо

за внимание!

за внимание!



В раздел образования