Автор: Стребнева Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №2 "Буратино"
Населённый пункт: город Аксай, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей. (из опыта работы).
Раздел: дошкольное образование
«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и
значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.»
В.А. Сухомлинский
Сотрудничество детского сада и семьи в
рамках трудового воспитания детей. (из опыта
работы)
Труд - на протяжении многих веков является основой жизни и
культуры, главным условием физического и нравственного развития
человека. К сожалению, не каждому даются от природы трудолюбие,
самостоятельность и умение трудиться в коллективе. Поэтому развитие
и воспитание этих качеств необходимо начинать с раннего возраста при
тесном взаимодействии семьи и детского сада.
Я в своем докладе хочу затронуть тему: "Сотрудничество детского сада и
семьи в рамках трудового воспитания детей".
Трудовое воспитание является неотъемлемой частью
семейного воспитания. О значении приобщения ребенка к труду сказано
немало. Самое главное - труд воздействует на становление. Прогрессивные
мыслители, педагоги и общественные деятели подчеркивали, что
вне труда невозможно сформировать основополагающие качества личности.
Разные исследователи отмечали, что подготовка подрастающего поколения
к труду - естественная часть общего образования, неотрывно связанная с его
содержанием.
В традиционном обществе ребенок с ранних лет был естественно
вовлечен в трудовую жизнь семьи.
В современном информационном обществе иные реалии:
период детства затягивается, а начало трудовой деятельности, особенно в
городах, откладывается. Общество столкнулось с такими проблемами, как
недостаточная самостоятельность подрастающего поколения, сложности с
профориентацией, отсутствие готовности к длительному
напряженному труду, стремление к красивой «киношной» жизни, низкий
уровень ответственности. При этом тенденции развития общества и
современных технологий требуют воспитания человека образованного,
активного, способного нестандартно мыслить, готового к грамотному
преобразованию мира и самого себя.
Справляется ли сегодня семья с функцией первоначального трудового
воспитания? Каковы особенности трудового воспитания ребенка
дошкольного возраста в современной семье?
Опрос и беседа по теме «Особенности трудового воспитания в
современной семье», проведенные среди родителей детей, посещающих мою
группу, показали следующие результаты.
Так, все родители убеждены в значимости трудового воспитания ребенка,
поскольку в дальнейшем его ждет трудовая деятельность и в семье, и в
профессиональной сфере.
В половине опрошенных семей трудовое воспитание осуществляется
систематически, и ребенок имеет постоянные трудовые обязанности, в
остальных семьях дети выполняют лишь отдельные трудовые поручения.
Ровно половина опрошенных родителей убеждены, что они имеют
представления о том, какие трудовые навыки должны быть у ребенка. Из
перечня сформированных у детей дошкольного возраста трудовых навыков
родители выделили:
самообслуживание (приучаем «убирать за собой игрушки», «аккуратно
убирать вещи»,«стирать свои платочки и носки», «убирать свою постель» и
т. д.) -
хозяйственно-бытовой труд («помогает на кухне», «вместе с папой
занимается мелким ремонтом», «любит пылесосить вместе с мамой») -
труд в природе («помогает бабушке на даче», «вместе ухаживаем за
цветами», «гуляем вместе с собакой», «помогает кормить собаку (кошку,
попугая)», «помогает убирать клетку хомячка») -
Таким образом, результаты опроса и беседы показли, что трудовому
воспитанию в семьях моих воспитанников не отводится ключевая роль.
Основными формами трудового воспитания в семье являются трудовые
поручения, труд детей не систематичен, родители не концентрируют их
внимание на труде взрослых, недостаточно вовлекают в него.
Содержание трудового воспитания сужено, зачастую ограничивается
самообслуживанием. Тогда как в семье существуют объективные
возможности для расширения содержания трудового воспитания по
сравнению с трудовым воспитанием в ДОУ.
Меня эта тема сильно заинтересовала. С учетом актуальности данной
проблемы был разработан план совместной деятельности семьи и детского
сада в приобщении детей дошкольного возраста к труду.
Помощь семье в этом вопросе призваны оказывать образовательные
организации. Но грамотное трудовое воспитание, равно как и любое другое,
возможно только при объединении усилий.
Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в
семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие
задачи трудового воспитания ставятся"Программой воспитания в детском
саду", знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С
этой целью происходит знакомство родителей с содержанием и
методами трудового воспитания детей. Для этого были проведены:
• Родительские собрания «Трудовое воспитание в ДОУ и семье», «Это
великое – я сам!»
• Консультации «Воспитание трудолюбия в семье».
При оформлении уголка для родителей включала информацию о трудовом
воспитании .
Разработала
Считаю, что много дает наглядное ознакомление родителей с
постановкой трудового воспитания в детском саду.
Для этого организовывала дни открытых дверей в группе, где родители
наблюдали режимные процессы, самообслуживание, уборку групповой
комнаты и др.
Родители наблюдали, как дети трудятся по уборке групповой комнаты,
узнавали о методах руководства воспитателя работой ребят, видели, как их
дети участвуют в общем труде детского коллектива, каковы его умения,
старательность, самостоятельность, могли сравнить успехи своего ребенка с
успехами других детей.
Одна из форм совместной работы детского сада и семьи по трудовому
воспитанию детей - привлечение их к конкретной помощи по
благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и
другого оборудования.
Силами родителей в группе были оборудованы уголки для сюжетно -
ролевых игр, уголок природы, уголок театра. Родителям было предложено
выполнять большую часть работы в присутствии детей, чтобы использовать
ее в воспитательных целях.
Труд родителей организовывался таким образом, чтобы дети могли не
только наблюдать его, но и участвовать в нем. Совместная работа
сближает детей и родителей, помогает их общению.
Ручной труд – как один из видов занимает особое место в моей работе.
В процессе ручного труда, дети осваивают навыки работы, бережно
относятся к материалам, предметам труда. А совместное изготовление
поделок детей с родителями дает еще и положительные эмоции. Для
поддержания этого организовывала Совместные выставки поделок детей и
родителей : «Осенний калейдоскоп», «Зимняя сказка», «Мамины умелые
ручки».
Также немало внимания уделялось и нравственному воспитанию. Дети
совместно с родителями составляли рассказы и сказки о труде, оформляли
книжки.
Проделанная работа повлияла на отношение детей к труду. Они
научились испытывать чувство уважения и благодарности к близким и
незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и
другие ценности, необходимые человеку для жизни. Именно система работы
с родителями по трудовому воспитанию дала свои положительные
результаты. Мы с удовольствием отмечаем, что родители стали
прислушиваться к советам воспитателей, видеть в педагогическом коллективе
своих близких советчиков. Родители находят время подождать, пока ребенок
разденется или оденется самостоятельно (наша любимая поговорка: «Не
делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно»). На собраниях,
в беседах с воспитателями многие родители с большой теплотой
рассказывают, как формируется самостоятельность у детей, умение
обслуживать себя, желание помочь старшим. Нам приятно, что у многих
появляется устойчивое желание и умение хорошо выполнять свои, пусть
маленькие, но постоянные трудовые обязанности не только в детском саду, но
и дома. Систематическая работа с родителями, единство педагогических
воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших
результатов в трудовом воспитании дошкольников.