Напоминание

Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей. (из опыта работы).


Автор: Стребнева Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №2 "Буратино"
Населённый пункт: город Аксай, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Сотрудничество детского сада и семьи в рамках трудового воспитания детей. (из опыта работы).
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и

значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.»

В.А. Сухомлинский

Сотрудничество детского сада и семьи в

рамках трудового воспитания детей. (из опыта

работы)

Труд - на протяжении многих веков является основой жизни и

культуры, главным условием физического и нравственного развития

человека. К сожалению, не каждому даются от природы трудолюбие,

самостоятельность и умение трудиться в коллективе. Поэтому развитие

и воспитание этих качеств необходимо начинать с раннего возраста при

тесном взаимодействии семьи и детского сада.

Я в своем докладе хочу затронуть тему: "Сотрудничество детского сада и

семьи в рамках трудового воспитания детей".

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью

семейного воспитания. О значении приобщения ребенка к труду сказано

немало. Самое главное - труд воздействует на становление. Прогрессивные

мыслители, педагоги и общественные деятели подчеркивали, что

вне труда невозможно сформировать основополагающие качества личности.

Разные исследователи отмечали, что подготовка подрастающего поколения

к труду - естественная часть общего образования, неотрывно связанная с его

содержанием.

В традиционном обществе ребенок с ранних лет был естественно

вовлечен в трудовую жизнь семьи.

В современном информационном обществе иные реалии:

период детства затягивается, а начало трудовой деятельности, особенно в

городах, откладывается. Общество столкнулось с такими проблемами, как

недостаточная самостоятельность подрастающего поколения, сложности с

профориентацией, отсутствие готовности к длительному

напряженному труду, стремление к красивой «киношной» жизни, низкий

уровень ответственности. При этом тенденции развития общества и

современных технологий требуют воспитания человека образованного,

активного, способного нестандартно мыслить, готового к грамотному

преобразованию мира и самого себя.

Справляется ли сегодня семья с функцией первоначального трудового

воспитания? Каковы особенности трудового воспитания ребенка

дошкольного возраста в современной семье?

Опрос и беседа по теме «Особенности трудового воспитания в

современной семье», проведенные среди родителей детей, посещающих мою

группу, показали следующие результаты.

Так, все родители убеждены в значимости трудового воспитания ребенка,

поскольку в дальнейшем его ждет трудовая деятельность и в семье, и в

профессиональной сфере.

В половине опрошенных семей трудовое воспитание осуществляется

систематически, и ребенок имеет постоянные трудовые обязанности, в

остальных семьях дети выполняют лишь отдельные трудовые поручения.

Ровно половина опрошенных родителей убеждены, что они имеют

представления о том, какие трудовые навыки должны быть у ребенка. Из

перечня сформированных у детей дошкольного возраста трудовых навыков

родители выделили:

самообслуживание (приучаем «убирать за собой игрушки», «аккуратно

убирать вещи»,«стирать свои платочки и носки», «убирать свою постель» и

т. д.) -

хозяйственно-бытовой труд («помогает на кухне», «вместе с папой

занимается мелким ремонтом», «любит пылесосить вместе с мамой») -

труд в природе («помогает бабушке на даче», «вместе ухаживаем за

цветами», «гуляем вместе с собакой», «помогает кормить собаку (кошку,

попугая)», «помогает убирать клетку хомячка») -

Таким образом, результаты опроса и беседы показли, что трудовому

воспитанию в семьях моих воспитанников не отводится ключевая роль.

Основными формами трудового воспитания в семье являются трудовые

поручения, труд детей не систематичен, родители не концентрируют их

внимание на труде взрослых, недостаточно вовлекают в него.

Содержание трудового воспитания сужено, зачастую ограничивается

самообслуживанием. Тогда как в семье существуют объективные

возможности для расширения содержания трудового воспитания по

сравнению с трудовым воспитанием в ДОУ.

Меня эта тема сильно заинтересовала. С учетом актуальности данной

проблемы был разработан план совместной деятельности семьи и детского

сада в приобщении детей дошкольного возраста к труду.

Помощь семье в этом вопросе призваны оказывать образовательные

организации. Но грамотное трудовое воспитание, равно как и любое другое,

возможно только при объединении усилий.

Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в

семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие

задачи трудового воспитания ставятся"Программой воспитания в детском

саду", знать практику трудового воспитания в дошкольном учреждении. С

этой целью происходит знакомство родителей с содержанием и

методами трудового воспитания детей. Для этого были проведены:

• Родительские собрания «Трудовое воспитание в ДОУ и семье», «Это

великое – я сам!»

• Консультации «Воспитание трудолюбия в семье».

При оформлении уголка для родителей включала информацию о трудовом

воспитании .

Разработала

Считаю, что много дает наглядное ознакомление родителей с

постановкой трудового воспитания в детском саду.

Для этого организовывала дни открытых дверей в группе, где родители

наблюдали режимные процессы, самообслуживание, уборку групповой

комнаты и др.

Родители наблюдали, как дети трудятся по уборке групповой комнаты,

узнавали о методах руководства воспитателя работой ребят, видели, как их

дети участвуют в общем труде детского коллектива, каковы его умения,

старательность, самостоятельность, могли сравнить успехи своего ребенка с

успехами других детей.

Одна из форм совместной работы детского сада и семьи по трудовому

воспитанию детей - привлечение их к конкретной помощи по

благоустройству помещения и участка, изготовлению учебного, игрового и

другого оборудования.

Силами родителей в группе были оборудованы уголки для сюжетно -

ролевых игр, уголок природы, уголок театра. Родителям было предложено

выполнять большую часть работы в присутствии детей, чтобы использовать

ее в воспитательных целях.

Труд родителей организовывался таким образом, чтобы дети могли не

только наблюдать его, но и участвовать в нем. Совместная работа

сближает детей и родителей, помогает их общению.

Ручной труд – как один из видов занимает особое место в моей работе.

В процессе ручного труда, дети осваивают навыки работы, бережно

относятся к материалам, предметам труда. А совместное изготовление

поделок детей с родителями дает еще и положительные эмоции. Для

поддержания этого организовывала Совместные выставки поделок детей и

родителей : «Осенний калейдоскоп», «Зимняя сказка», «Мамины умелые

ручки».

Также немало внимания уделялось и нравственному воспитанию. Дети

совместно с родителями составляли рассказы и сказки о труде, оформляли

книжки.

Проделанная работа повлияла на отношение детей к труду. Они

научились испытывать чувство уважения и благодарности к близким и

незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и

другие ценности, необходимые человеку для жизни. Именно система работы

с родителями по трудовому воспитанию дала свои положительные

результаты. Мы с удовольствием отмечаем, что родители стали

прислушиваться к советам воспитателей, видеть в педагогическом коллективе

своих близких советчиков. Родители находят время подождать, пока ребенок

разденется или оденется самостоятельно (наша любимая поговорка: «Не

делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно»). На собраниях,

в беседах с воспитателями многие родители с большой теплотой

рассказывают, как формируется самостоятельность у детей, умение

обслуживать себя, желание помочь старшим. Нам приятно, что у многих

появляется устойчивое желание и умение хорошо выполнять свои, пусть

маленькие, но постоянные трудовые обязанности не только в детском саду, но

и дома. Систематическая работа с родителями, единство педагогических

воздействий на ребенка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших

результатов в трудовом воспитании дошкольников.



В раздел образования