Автор: Щелчкова Лариса Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ№42
Населённый пункт: город Тюмень Тюменская область
Наименование материала: Статья: "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"
Тема: Статья
Раздел: начальное образование
Статья
Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Автор: Щелчкова Лариса Анатольевна, учитель начальных классов
высшей категории.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие
личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у
учащегося
способности
к
рефлексивному
контролю
своей
деятельности
как
источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к
успешному обучению.
Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое
его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания
развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является
обязательным
этапом
урока.
В
ФГОС
особый
упор
делается
на
рефлексию
деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель
играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Для чего нужна рефлексия?
Если
ребенок
понимает
ради
чего
он
изучает
данную
тему,
как
она
ему
пригодится
в
будущем;какие
цели
должны
быть
достигнуты
именно
на
этом
уроке;какой вклад в общее дело он может внести;может ли он адекватно оценивать
свой труд и работу своих одноклассников,то процесс обучения становится намного
интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Развитие
ребенка
предполагается
в
ходе
обучения.
Процессы
развития
включают
в
себя
самообразование
(овладение
способами
добывания
знаний)
и
саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на
отдельных
этапах
урока;
рефлексия
в
конце
каждого
урока,
темы
курса;
постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые
потребуются
ему
в
XXI
в.:
самостоятельность,
пред приимчиво с т ь,
конкурентоспособность.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя,
осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру
активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и
сейчас,
чтобы
стало
лучше.
В
случае
ошибки
или
неудачи
не
отчаивается,
а
оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и
задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность.
Умеет
делать
что-то
лучше
других,
действует
в
любых ситуациях более эффективно.
Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него
хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У
рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно
короче.
Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не
придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.
Но
с
опытом
приходит
понимание,
что
рефлексия
помогает
учителю
контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на
доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему
стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия
помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую
цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами
других учеников.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Рефлексия
(от
лат.
reflexio
-
обращение
назад)
–
мыслительный
процесс,
направленный
на
самопознание,
анализ
своих
эмоций
и
чувств,
состояний,
способностей,
поведения,
способность
человека
взглянуть
на
себя
со
стороны.Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в
других областях знаний, в том числе в психологии.
Было сформировано отдельное направление (интроспективная психология) на
основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого источника знаний. В
общем
психологическом
контексте
рефлексия
обладает
способностью
изменять
структуры сознания, а также его содержание. Рефлексия начинает формироваться в
младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором
регуляции
поведения
и
саморазвития
(так,
главная
проблема
отрочества,
по
Э.
Эриксону, связана с рефлексией над вопросом «Кто я?»).
В
современной
педагогике
под
рефлексией
понимают
самоанализ
деятельности и её результатов.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей,
позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность
каждого ученика.
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ
Существует
несколько
классификаций
рефлексии.
Зная
классификацию,
учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план
урока.
I.
По
содержанию
рефлексия
может
быть:
символическая,
устная
и
письменная.
Символическая
—
когда
ученик
просто
выставляет
оценку
с
помощью
символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка
связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая
сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем
этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая, фронтальная,
индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы.
Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно
опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над
собой.
Выделяют
разные
виды
рефлексии:
языковую
(направленную
на
анализ
человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и
специфики
собственной
личности),
интеллектуальную
(формирование
представлений человека о его интеллектуальных способностях), эмоциональную
(познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы).
Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле различают
ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии. Первый вид связан с
ситуацией
в
настоящем,
анализом
личности
сопутствующих
реакций.
Ретроспективная
–
это
оценка
событий
и
действий,
связанных
с
прошлым.
Проспективная рефлексия позволяет анализировать предстоящую деятельность.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от
обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы
человеческой сущности:
1)
физическую (успел – не успел);
2)
сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3)
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие
затруднения испытывал);
4)
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как
индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно,
индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может:
1)
выступать
формой
теоретической
деятельности,
способом
мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной
деятельности (интеллектуальная рефлексия);
2)
отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
3)
быть средством самопознания.
Следует также различать виды рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния,
рефлексия содержания учебного материала,
рефлексия содержания и результатов учебной деятельности,
Провед ение рефлексии
настроения
и
эмоционального
состояния
целесообразно осуществлять в начале урока с целью установления эмоционального
контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением
лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление
(картина, музыкальный фрагмент).
Например,
на
общем
большом
листе
группой
или
всем
классом
можно
нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка
(в течении 1 минуты).
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику
цветов Макса Люшера:
Красный
цвет
мягких
тонов
(розовый,
оранжевый)
–
радостное,
восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние,
агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексия
содержания
учебного
материала
используется
для
выявления
уровня
осознания
содержания
пройденного.
Эффективен
прием
незаконченного
предложения
(Мне
было
легче
всего
…
Мне
лучше
всего
запомнилось…
Я
столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я на уроке понял, что …,
прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием
«дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я
не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно
известный прием пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой
проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Научившись
оценивать
свое
эмоциональное
состояние
и
содержание
изучаемого
материала,
ученику
гораздо
легче
удается
перейти
к
оцениванию
содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать, какие
виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать.
Формирование рефлексивных умений на этом этапе можно начать с более легких
приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия» – и затем перейти
к
более
сложным:
«Аргумент»,
«Точка
зрения»,
«Пятистишие»,
«Разговор
на
бумаге», «Карта активности» и др.
Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько
они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою
дальнейшую
деятельность,
выстраивать
программу
саморазвития
и
становится
залогом успеха.
Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления способов и
приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид
рефлексивной
деятельности
приемлем
на
этапе
проверки
домашнего
задания,
защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает
возможность
оценить
активность
каждого
на
разных
этапах
урока,
используя,
например,
прием
«лестницы
успеха».
Эффективность
решения
поставленной
учебной
задачи
(проблемной
ситуации)
можно
оформить
в
виде
графического
организатора «рыбья кость».
Приемы
рефлексии
результатов
учебной
деятельности,
или
оценки
личностных
учебных
достижений
достаточно
широко
известны:
«Оценочная
лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо
самому себе», «Лист достижений».
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали, как
работали на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение выставленных в
начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлечённость и
полезность выбранных форм урока. Ученики по очереди высказываются одним
предложением, выбирая начало фразы: было интересно …, было сложно .., я смог
…, меня удивило …
Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс-минус-
интересно». Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо ответить на
вопросы, используя «плюс-минус»:
- Понравилась вам такая форма работы?
- Довольны вы результатом своей работы?
- Насколько урок оказался полезным?
В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету, которая
поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.
Например:
I Проанализируйте результаты вашей работы на уроке:
1. Я понял цели урока:
А) да; б) нет; в) частично.
2. Что было сложным на уроке?
А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ.
3. В каком задании допустили наибольшее количество ошибок?
А) анализ текста; б) составление таблицы.
II. Вы довольны своей работой на уроке?
А)да; б) нет.
III. Если довольны, то почему?
Если недовольны своей работой, то возможно:
1. Вы волновались. Почему?
2. Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих уроках.
3. Плохое самочувствие.
4. Не понял объяснений учителя.
5. Мешали одноклассники.
Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей работы на
уроке можно предложить условно отметить свои ответы:
! – интересно и понятно;
? – нужно задуматься над своими поступками и поведением;
!! – доволен своей работой.
Можно использовать условные обозначения в виде геометрических фигур:
- Зачёркнутый крестиком квадрат – «отлично»;
- Квадрат – «хорошо»;
- Круг – «плохо»;
- Треугольник – «совсем плохо»
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников
работать в разных направлениях: индивидуально, в группах, коллективно. Чтобы
показать ученикам, как они работали в группе, анализируется не только результат, а
и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?
2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?
3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?
4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?
Таким
образом,
рефлексивно-оценочная
деятельность
на
уроке
позволяет:
зафиксировать
новое
содержание,
изученное
на
уроке;
оценить
собственную
деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей учебной
деятельности.
Позволяет
педагогу
проводить
анализ
и
оценку
деятельности
учащихся,
своей
деятельности,
определять
новые
подходы
в
организации
эффективного
взаимодействия
на
учебных
занятиях
с
целью
включения
самих
учащихся в активную деятельность.