Напоминание

Статья


Автор: Щелчкова Лариса Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ№42
Населённый пункт: город Тюмень Тюменская область
Наименование материала: Статья: "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС"
Тема: Статья
Раздел: начальное образование





Назад




Статья

Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС

Автор: Щелчкова Лариса Анатольевна, учитель начальных классов

высшей категории.

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие

личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у

учащегося

способности

к

рефлексивному

контролю

своей

деятельности

как

источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к

успешному обучению.

Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое

его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания

развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является

обязательным

этапом

урока.

В

ФГОС

особый

упор

делается

на

рефлексию

деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель

играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Для чего нужна рефлексия?

Если

ребенок

понимает

ради

чего

он

изучает

данную

тему,

как

она

ему

пригодится

в

будущем;какие

цели

должны

быть

достигнуты

именно

на

этом

уроке;какой вклад в общее дело он может внести;может ли он адекватно оценивать

свой труд и работу своих одноклассников,то процесс обучения становится намного

интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Развитие

ребенка

предполагается

в

ходе

обучения.

Процессы

развития

включают

в

себя

самообразование

(овладение

способами

добывания

знаний)

и

саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.

Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на

отдельных

этапах

урока;

рефлексия

в

конце

каждого

урока,

темы

курса;

постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые

потребуются

ему

в

XXI

в.:

самостоятельность,

пред приимчиво с т ь,

конкурентоспособность.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя,

осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру

активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и

сейчас,

чтобы

стало

лучше.

В

случае

ошибки

или

неудачи

не

отчаивается,

а

оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и

задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность.

Умеет

делать

что-то

лучше

других,

действует

в

любых ситуациях более эффективно.

Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него

хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У

рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно

короче.

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не

придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.

Но

с

опытом

приходит

понимание,

что

рефлексия

помогает

учителю

контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на

доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему

стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия

помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую

цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами

других учеников.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Рефлексия

(от

лат.

reflexio

-

обращение

назад)

мыслительный

процесс,

направленный

на

самопознание,

анализ

своих

эмоций

и

чувств,

состояний,

способностей,

поведения,

способность

человека

взглянуть

на

себя

со

стороны.Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в

других областях знаний, в том числе в психологии.

Было сформировано отдельное направление (интроспективная психология) на

основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого источника знаний. В

общем

психологическом

контексте

рефлексия

обладает

способностью

изменять

структуры сознания, а также его содержание. Рефлексия начинает формироваться в

младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором

регуляции

поведения

и

саморазвития

(так,

главная

проблема

отрочества,

по

Э.

Эриксону, связана с рефлексией над вопросом «Кто я?»).

В

современной

педагогике

под

рефлексией

понимают

самоанализ

деятельности и её результатов.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей,

позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность

каждого ученика.

ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ

Существует

несколько

классификаций

рефлексии.

Зная

классификацию,

учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план

урока.

I.

По

содержанию

рефлексия

может

быть:

символическая,

устная

и

письменная.

Символическая

когда

ученик

просто

выставляет

оценку

с

помощью

символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка

связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая

сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем

этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая, фронтальная,

индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы.

Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно

опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над

собой.

Выделяют

разные

виды

рефлексии:

языковую

(направленную

на

анализ

человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и

специфики

собственной

личности),

интеллектуальную

(формирование

представлений человека о его интеллектуальных способностях), эмоциональную

(познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы).

Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле различают

ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии. Первый вид связан с

ситуацией

в

настоящем,

анализом

личности

сопутствующих

реакций.

Ретроспективная

это

оценка

событий

и

действий,

связанных

с

прошлым.

Проспективная рефлексия позволяет анализировать предстоящую деятельность.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от

обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы

человеческой сущности:

1)

физическую (успел – не успел);

2)

сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3)

интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие

затруднения испытывал);

4)

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как

индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно,

индивидуально и без огласки результатов.

Таким образом, рефлексия может:

1)

выступать

формой

теоретической

деятельности,

способом

мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной

деятельности (интеллектуальная рефлексия);

2)

отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

3)

быть средством самопознания.

Следует также различать виды рефлексии:

рефлексия настроения и эмоционального состояния,

рефлексия содержания учебного материала,

рефлексия содержания и результатов учебной деятельности,

Провед ение рефлексии

настроения

и

эмоционального

состояния

целесообразно осуществлять в начале урока с целью установления эмоционального

контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением

лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление

(картина, музыкальный фрагмент).

Например,

на

общем

большом

листе

группой

или

всем

классом

можно

нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка

(в течении 1 минуты).

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику

цветов Макса Люшера:

Красный

цвет

мягких

тонов

(розовый,

оранжевый)

радостное,

восторженное настроение,

красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние,

агрессия;

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый – замкнутость, огорчение;

чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Рефлексия

содержания

учебного

материала

используется

для

выявления

уровня

осознания

содержания

пройденного.

Эффективен

прием

незаконченного

предложения

(Мне

было

легче

всего

Мне

лучше

всего

запомнилось…

Я

столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я на уроке понял, что …,

прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием

«дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я

не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно

известный прием пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой

проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Научившись

оценивать

свое

эмоциональное

состояние

и

содержание

изучаемого

материала,

ученику

гораздо

легче

удается

перейти

к

оцениванию

содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать, какие

виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать.

Формирование рефлексивных умений на этом этапе можно начать с более легких

приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия» – и затем перейти

к

более

сложным:

«Аргумент»,

«Точка

зрения»,

«Пятистишие»,

«Разговор

на

бумаге», «Карта активности» и др.

Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько

они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою

дальнейшую

деятельность,

выстраивать

программу

саморазвития

и

становится

залогом успеха.

Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления способов и

приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид

рефлексивной

деятельности

приемлем

на

этапе

проверки

домашнего

задания,

защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает

возможность

оценить

активность

каждого

на

разных

этапах

урока,

используя,

например,

прием

«лестницы

успеха».

Эффективность

решения

поставленной

учебной

задачи

(проблемной

ситуации)

можно

оформить

в

виде

графического

организатора «рыбья кость».

Приемы

рефлексии

результатов

учебной

деятельности,

или

оценки

личностных

учебных

достижений

достаточно

широко

известны:

«Оценочная

лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо

самому себе», «Лист достижений».

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали, как

работали на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение выставленных в

начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлечённость и

полезность выбранных форм урока. Ученики по очереди высказываются одним

предложением, выбирая начало фразы: было интересно …, было сложно .., я смог

…, меня удивило …

Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс-минус-

интересно». Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо ответить на

вопросы, используя «плюс-минус»:

- Понравилась вам такая форма работы?

- Довольны вы результатом своей работы?

- Насколько урок оказался полезным?

В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету, которая

поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.

Например:

I Проанализируйте результаты вашей работы на уроке:

1. Я понял цели урока:

А) да; б) нет; в) частично.

2. Что было сложным на уроке?

А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ.

3. В каком задании допустили наибольшее количество ошибок?

А) анализ текста; б) составление таблицы.

II. Вы довольны своей работой на уроке?

А)да; б) нет.

III. Если довольны, то почему?

Если недовольны своей работой, то возможно:

1. Вы волновались. Почему?

2. Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих уроках.

3. Плохое самочувствие.

4. Не понял объяснений учителя.

5. Мешали одноклассники.

Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей работы на

уроке можно предложить условно отметить свои ответы:

! – интересно и понятно;

? – нужно задуматься над своими поступками и поведением;

!! – доволен своей работой.

Можно использовать условные обозначения в виде геометрических фигур:

- Зачёркнутый крестиком квадрат – «отлично»;

- Квадрат – «хорошо»;

- Круг – «плохо»;

- Треугольник – «совсем плохо»

Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников

работать в разных направлениях: индивидуально, в группах, коллективно. Чтобы

показать ученикам, как они работали в группе, анализируется не только результат, а

и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?

2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?

3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?

4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?

Таким

образом,

рефлексивно-оценочная

деятельность

на

уроке

позволяет:

зафиксировать

новое

содержание,

изученное

на

уроке;

оценить

собственную

деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей учебной

деятельности.

Позволяет

педагогу

проводить

анализ

и

оценку

деятельности

учащихся,

своей

деятельности,

определять

новые

подходы

в

организации

эффективного

взаимодействия

на

учебных

занятиях

с

целью

включения

самих

учащихся в активную деятельность.



В раздел образования