Автор: Суханова Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 63 "Солнышко"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие танцевальных данных дошкольников с помощью партерной балетной гимнастики"
Раздел: дошкольное образование
Партерная балетная гимнастика
как средство развития танцевальных данных дошкольников.
Танец – прекрасный вид искусства, в котором гармонично сочетаются музыка
и пластика движений. Роль танца особенно важна в воспитании гибкого и
подвижного тела, откликающегося на музыкальную драматургию. Средствами
танца достигаются техническое совершенство и, самое главное, культура
движений, а также тренируется мышечный аппарат будущего исполнителя.
Занятия партерной гимнастикой предназначены для общего физического
развития организма ребенка с целью формирования его готовности к дальнейшим
профессиональным занятиям хореографией. Партерная гимнастика даёт детям
первоначальную хореографическую подготовку, развитие природных физических
данных, формирует основные двигательные качества и навыки, необходимые для
успешного освоения танцевальных направлений.
Многим кажется, что танцевать так же легко как ходить. Это мнение
обманчиво. Для овладения искусством танца необходимы определённые
способности. Детей с хорошо развитыми профессиональными данными мало. В
настоящее время в дошкольном детстве обнаруживаются различные дефекты:
избыточный вес, сутулость, явления сколиоза, плоскостопие. Дети, которые
начинают заниматься хореографией (5-7 лет), имеют различные физические
данные: некоторые имеют развитый голеностоп, хороший подъём, но узловато-
торчащие колени; большой шаг, но слабую спину, длинный ахилл, но отсутствие
прыжка, у всех детей различные анатомические данные. Развить тело и устранить
физические недостатки помогает партерная гимнастика.
Партерная гимнастика – это комплекс упражнений, который выполняется на
полу, тем самым подготавливая тело для исполнения танцевальных элементов на
середине зала. Она тренирует мышечный аппарат, укрепляет позвоночник, делает
связки эластичными и гибкими. Во время партерной гимнастики дети занимаются
на полу, на ковриках. Это общеукрепляющие упражнения для различных групп
мышц, а также упражнения на растяжку. Очень много внимания уделяется работе
со стопами — ведь такое понятие, как выворотность, имеет очень большое
значение в танце. Партерная гимнастика, её специфические упражнения помогут
устранить многие из перечисленных недостатков.
Партерная гимнастика - это совокупность физических упражнений,
специально подобранных и ориентированных на общее развитие организма,
которые позволяют подготовить ребёнка именно к занятиям по хореографии.
Цель партерной гимнастики — укрепление связочного аппарата ребёнка и
создание мышечного корсета. Она дает ему самое главное — такое физическое
развитие, которое в дальнейшем поможет ему серьезно заниматься танцами.
Система занятий партерной гимнастикой изобретена Борисом Князевым,
воспитанником русской балетной школы, и основана на базовых упражнениях
классического танца. Партерный класс направлен на развитие хореографических
(балетных) данных. Все упражнения выполняются на полу, таким образом,
снимается нагрузка на спину и на опорную ногу, что дает возможность
сосредоточить внимание на работе определенной группы мышц. В процессе
занятий улучшается выворотность, формируется правильная осанка,
воспитываются стопы, улучшается растяжка. При занятиях партерной
гимнастикой нагружаются не только верхний слой мышц спины, но и
затрагиваются глубокие мышцы, которые не доступны при занятиях у балетного
станка. Партерная гимнастика направлена на устранение сутулости в грудном
отделе позвоночника, на развитие гибкости в области лопаток, укрепления мышц
спины, что в последствие даст большую свободу движения рук и ног. Партерная
гимнастика рекомендована всем, кто занимается танцем, вне зависимости от
степени подготовки.
Все упражнения выполняются под классическую музыку, движения четко
разложены по счету. Помимо выдерживания необходимого темпа работы, музыка
развивает у детей слух и чувство ритма.
В заключении можно сказать, что развитие природных физических данных –
это важный элемент в развитии ребёнка. Упражнения важны для формирования
осанки, опорно-двигательного аппарата, для развития отдельных двигательных
качеств и способностей, для развития психики, для развитие музыкальных
качеств. Занимаясь балетной гимнастикой, ребенок приобретает определенные
профессиональные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем.